Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18749
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
В международном праве не существует и не может существовать исчерпывающего перечня сфер, которым бы ограничивалась сфера действия принципа суверенного равенства государств. Международный Суд ООН однажды высказался даже в том плане, что это равенство означает также равную свободу во всех делах, не регулируемых международным правом.
Итоговый документ Венской встречи государств – участников ОБСЕ 1989 года подчеркивал необходимость содействия диалогу между ними «во всех областях и на всех уровнях на основе полного равенства».
Функционирующие в современном международном общении институционные структуры и договорные режимы в ряде случаев включают правовые установления, которые нередко противопоставляются принципу суверенного равенства государств. Так, в частности, обстоит дело с институтом постоянного членства Великобритании, Китая, России, США, Франции в Совете Безопасности ООН и их правом вето при принятии решений, а также со статусом ядерной державы этих же пяти государств согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года.
В обоих случаях нет оснований усматривать отступление от принципа суверенного равенства. Статус постоянного членства в Совете Безопасности является не привилегией великих держав, а отражением предусмотренной Уставом ООН особой ответственности в международных делах, которая на них возложена от имени всех членов Г)ОН- То же самое можно сказать и о международном режиме нераспространения ядерного оружия, в рамках которого решениями ООН и Международного агентства по атомной энергии неоднократно подчеркивалась особая ответственность ядерных держав в вопросах, касающихся ядерного оружия.
Нет оснований рассматривать как отступление от принципа суверенного равенства и некоторые договорные положения о взвешенном голосовании. И в случае ООН, и в такого рода договорных положениях (Европейский Союз, Международный экономический комитет Экономического союза стран СНГ, международные финансовые организации системы ООН и другие международные структуры) отступление от юридического равноправия было согласовано в договорном порядке с другими участниками.
Суверенное равенство государств, их равноправие в рамках международного права не означает их восприятия как равных фактически, не означает равнозначности их политической, экономической и иной роли и веса в международных делах.
8. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
Одним из основных принципов современного международного права является принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Этому принципу предшествовал принцип соблюдения международных договоров (pacta sunt servanda), появление и развитие которого тесно связано с римским правом, а затем с возникновением и развитием межгосударственных отношений и международного права.
Принцип добросовестного соблюдения международных договоров имеет длительную историю. Заключение первых международных договоров обусловило необходимость их выполнения, поскольку нарушение обязательств, предусмотренных международными договорами, приводило бы к неустойчивости межгосударственных отношений. Уже в древние времена государства осознавали необходимость соблюдения договорных обязательств в целях упорядочения и предсказуемости межгосударственных отношений.
Исторически государства исходили из общей заинтересованности в незыблемости заключенных договоров. По мере становления общего международного права этот принцип стал признаваться в качестве юридически обязательного для всех государств.
На Лондонской конференции 1871 года по пересмотру положений договоров, заключенных в 1856 году в Париже относительно режима Черноморских проливов, было установлено, что государства – участники конференции признают «за существенное начало международного права, что ни одна держава не может освободить себя от обязательств договора, не изменив его постановлений иначе, как с согласия договаривающихся сторон, достигнутого посредством дружественного соглашения». Иными словами, было признано, что уважение договоров является одним из принципов международного права.
В XX столетии этот принцип приобрел новое юридическое качество – он распространил свое действие и на иные нормы международного права. Так, в Преамбуле Устава ООН говорится о том, что государства – члены ООН преисполнены решимости создать «условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права».
Содержание этого принципа раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации подчеркивается, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности?: Государства – участники ОБСЕ подтвердили эти положения в Заключительном акте 1975 года. В силу данного принципа субъекты международного права должны выполнять обязательства, вытекающие из международного права, добросовестно. Это означает, что выполнение обязательств должно осуществляться честно и точно. Только в этом случае Исполнение международно-правовых обязательств может квалифицироваться как добросовестное. Государство не может уклоняться от выполнения обязательств, вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину неисполнения или отказа от исполнения своих обязательств." Как следует из Заключительного акта 1975 года, государствам следует сообразовывать свое законодательство и административные правила со своими международно-правовыми обязательствами.
Государство может отказаться от исполнения международно-правовых обязательств, однако такой отказ должен осуществляться только на основании международного права, что отражено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.
Значение принципа добросовестного соблюдения международных обязательств заключается также в том, что он является основой международного права, поскольку без такого принципа действенность международного права была бы проблематичной. В силу своей значимости и роли в системе международного права данный принцип приобрел императивный характер (jus cogens).
Следует отметить, что принцип pacta sunt servanda продолжает действовать в качестве самостоятельного принципа. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года закрепляют его в качестве отраслевого принципа права международных договоров. Учитывая, что договоры являются источником всех отраслей международного права, принцип pacta sunt servanda продолжает действовать и в качестве общего принципа современного международного права.
9. Принцип нерушимости государственных границ
В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года сформулирован принцип, согласно которому «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Признание существующих границ в данном случае означает отказ от каких-либо территориальных притязаний государств-участников в Европе.
Впервые принцип нерушимости границ получил отражение в Договоре СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г., в соответствии с которым две указанные стороны заявили, что «не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было и не будут выдвигать таких претензий в будущем» и что «рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе». Впоследствии подобное же обязательство было закреплено в Договоре между Польской Народной Республикой и ФРГ от 7 декабря 1970 г., в советско-французском документе от 30 ноября 1971 г. под названием «Принципы сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик и Францией», в Декларации от 26 января 1972 г. стран – участниц Варшавского договора, в Советско-американском коммюнике от 30 мая 1972 г. и в ряде других документов, принятых до Совещания в Хельсинки.
В контексте хельсинкского Заключительного акта принцип нерушимости границ означает взаимный отказ государств Европы, а также США и Канады от политического посягательства на государственные границы, то есть от односторонних действий или требований, направленных на изменение юридического оформления или фактического положения границы. Это, по существу, отказ от территориальных притязаний. Поэтому, как указано в хельсинкском -Заключительном акте, государства «будут соответственно воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника».
Тем самым европейские государства, а также США и Канада выразили свое признание существующих государственных границ в Европе.
Это не означает, что принцип нерушимости границ утвердился в общем международном праве. Существующие на Азиатском, Африканском и Южно-Американском континентах острые территориальные споры не позволяют в ближайшем будущем рассчитывать на признание этого принципа за пределами Европы.
30 мая 1992 г. был заключен Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. В ст. 1 данного Договора среди принципов, которыми обязались руководствоваться Высокие Договаривающиеся Стороны, указан принцип нерушимости границ, а согласно ст. 2 Договора Стороны «уважают территориальную целостность друг друга и нерушимость границ».
9 октября 1992 г. государства – участники СНГ заключили Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах. В преамбуле Стороны подтверждают «свою приверженность положениям хельсинкского Заключительного акта о нерушимости границ» и выражают свою решимость «и впредь обеспечивать неприкосновенность и нерушимость этих границ» (внешних границ СНГ). Принцип нерушимости границ, таким образом, не заменяет принципа неприкосновенности границ. Показательно в этом отношении, что 7 августа 1993 г. государства – участники СНГ подписали Декларацию о неприкосновенности границ, а 15 апреля 1994 г. – Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников Содружества Независимых Государств.
В настоящее время в международных документах применительно к рассматриваемому вопросу используются три термина: «неприкосновенность границ», «нерушимость границ» и «неприкосновенность и нерушимость границ».
Очевидно, что действуют два принципа с различным правовым содержанием: принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ. Последний входит в нормативную систему общего международного права, имея универсальный характер, независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами,] поскольку непосредственно вытекает из других общепризнанных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООН и Декларации принципов международного права 1970 года, а первый носит региональный характер.
Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства.
10. Принцип территориальной целостности государств
Принцип территориальной целостности государств закреплен в Заключительном акте 1975 года. В Уставе ООН такого принципа нет.
Пункт 4 статьи 2 Устава ООН закрепляет обязанность членов ООН воздерживаться от угрозы силой или ее применения, кроме прочего, против «территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства».
Строго говоря, в данном случае территориальная неприкосновенность (как и политическая независимость) формально не названа в качестве принципа международного права. Она является лишь объектом принципа воздержания от угрозы силой или ее применения. Однако именно с принятием Устава ООН считается общепризнанным наличие в международном праве принципа территориальной неприкосновенности.
Концепция территориальной целостности государств была выдвинута в период после Второй мировой войны развивающимися странами в ответ на стремление колониальных держав препятствовать национально-освободительному движению колоний и попыткам дробления их территорий. Выражением этого противодействия явилась Бандунгская декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству 1955 года, в которой среди принципов сотрудничества государств указывалось на необходимость «воздержания от актов агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости любой страны».
Данная формула не совпадает с текстом п. 4 ст. 2 Устава ООН. Это, однако, означает не отказ развивающихся стран от принципа территориальной неприкосновенности в пользу принципа территориальной целостности, а дальнейшее развитие последнего. В последующем «бандунгская формула» быстро получила широкое хождение в двусторонних соглашениях. Примерами могут служить Советско-индийское заявление от 22 июня 1955 г., Польско-индийское коммюнике от 25 июня 1955 г., Советско-вьетнамское коммюнике от 18 июля 1955 г., Совместное заявление Индии и Саудовской Аравии от 11 декабря 1955 г., Советско-афганское заявление от 10 Декабря 1955 г., Советско-бельгийское коммюнике от 2 ноября 1956 г. и ряд других документов подобного рода.
В Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН
14 декабря 1960 г., особо отмечается, что «все народы имеют неотъемлемое право на... целостность их национальной территории», а всякая попытка, направленная на полное или частичное разрушение национального единства и территориальной целостности страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.
В Декларации принципов международного права, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 4 ноября 1970 г., говорится, что/каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение «национального единства или территориальной целостности» любого другого государства.
Значительным шагом в прогрессивном развитии данного принципа явились документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года) В частности, в ст. IV Декларации принципов, включенной в Заключительный акт Совещания, говорится об уважении «территориальной целостности», «политической независимости», «единства любого государства-участника».