Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18208

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В международном праве не существует и не может существо­вать исчерпывающего перечня сфер, которым бы ограничивалась сфера действия принципа суверенного равенства государств. Международный Суд ООН однажды высказался даже в том плане, что это равенство означает также равную свободу во всех делах, не регу­лируемых международным правом.

Итоговый документ Венской встречи государств – участников ОБСЕ 1989 года подчеркивал необходимость содействия диалогу между ними «во всех областях и на всех уровнях на основе полного равенства».

Функционирующие в современном международном общении ин­ституционные структуры и договорные режимы в ряде случаев вклю­чают правовые установления, которые нередко противопоставляются принципу суверенного равенства государств. Так, в частности, обсто­ит дело с институтом постоянного членства Великобритании, Китая, России, США, Франции в Совете Безопасности ООН и их правом вето при принятии решений, а также со статусом ядерной державы этих же пяти государств согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года.

В обоих случаях нет оснований усматривать отступление от прин­ципа суверенного равенства. Статус постоянного членства в Совете Безопасности является не привилегией великих держав, а отражением предусмотренной Уставом ООН особой ответственности в международных делах, которая на них возложена от имени всех членов Г)ОН- То же самое можно сказать и о международном режиме нераспространения ядерного оружия, в рамках которого решениями ООН и Международного агентства по атомной энергии неоднократно подчеркивалась особая ответственность ядерных держав в вопросах, касающихся ядерного оружия.

Нет оснований рассматривать как отступление от принципа суве­ренного равенства и некоторые договорные положения о взвешенном голосовании. И в случае ООН, и в такого рода договорных положе­ниях (Европейский Союз, Международный экономический комитет Экономического союза стран СНГ, международные финансовые орга­низации системы ООН и другие международные структуры) отступ­ление от юридического равноправия было согласовано в договорном порядке с другими участниками.

Суверенное равенство государств, их равноправие в рамках меж­дународного права не означает их восприятия как равных фактичес­ки, не означает равнозначности их политической, экономической и иной роли и веса в международных делах.

8. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

Одним из основных принципов современного международного права является принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Этому принципу предшествовал принцип соблюдения международных договоров (pacta sunt servanda), появле­ние и развитие которого тесно связано с римским правом, а затем с возникновением и развитием межгосударственных отношений и международного права.


Принцип добросовестного соблюдения международных договоров имеет длительную историю. Заключение первых международных до­говоров обусловило необходимость их выполнения, поскольку нару­шение обязательств, предусмотренных международными договорами, приводило бы к неустойчивости межгосударственных отношений. Уже в древние времена государства осознавали необходимость со­блюдения договорных обязательств в целях упорядочения и предска­зуемости межгосударственных отношений.

Исторически государства исходили из общей заинтересованности в незыблемости заключенных договоров. По мере становления обще­го международного права этот принцип стал признаваться в качестве юридически обязательного для всех государств.

На Лондонской конференции 1871 года по пересмотру положе­ний договоров, заключенных в 1856 году в Париже относительно режима Черноморских проливов, было установлено, что государства – участники конференции признают «за существенное начало между­народного права, что ни одна держава не может освободить себя от обязательств договора, не изменив его постановлений иначе, как с согласия договаривающихся сторон, достигнутого посредством дружественного соглашения». Иными словами, было признано, что уважение договоров является одним из принципов международно­го права.

В XX столетии этот принцип приобрел новое юридическое каче­ство – он распространил свое действие и на иные нормы между­народного права. Так, в Преамбуле Устава ООН говорится о том, что государства – члены ООН преисполнены решимости создать «усло­вия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников меж­дународного права».

Содержание этого принципа раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации подчеркива­ется, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности?: Государства – участники ОБСЕ подтвердили эти положения в Заключительном акте 1975 года. В силу данного принципа субъекты международного права долж­ны выполнять обязательства, вытекающие из международного права, добросовестно. Это означает, что выполнение обязательств должно осуществляться честно и точно. Только в этом случае Исполнение международно-правовых обязательств может квалифицироваться как добросовестное. Государство не может уклоняться от выполнения обязательств, вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину неисполнения или отказа от испол­нения своих обязательств." Как следует из Заключительного акта 1975 года, государствам следует сообразовывать свое законодатель­ство и административные правила со своими международно-право­выми обязательствами.


Государство может отказаться от исполнения международно-правовых обязательств, однако такой отказ должен осуществляться только на основании международного права, что отражено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

Значение принципа добросовестного соблюдения международных обязательств заключается также в том, что он является основой меж­дународного права, поскольку без такого принципа действенность международного права была бы проблематичной. В силу своей зна­чимости и роли в системе международного права данный принцип приобрел императивный характер (jus cogens).

Следует отметить, что принцип pacta sunt servanda продолжает действовать в качестве самостоятельного принципа. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными орга­низациями или между международными организациями 1986 года закрепляют его в качестве отраслевого принципа права международ­ных договоров. Учитывая, что договоры являются источником всех отраслей международного права, принцип pacta sunt servanda про­должает действовать и в качестве общего принципа современного международного права.

9. Принцип нерушимости государственных границ

В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудни­честву в Европе 1975 года сформулирован принцип, согласно кото­рому «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и по­этому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых по­сягательств на эти границы». Признание существующих границ в данном случае означает отказ от каких-либо территориальных при­тязаний государств-участников в Европе.

Впервые принцип нерушимости границ получил отражение в До­говоре СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г., в соответствии с которым две указанные стороны заявили, что «не имеют каких-либо тер­риториальных претензий к кому бы то ни было и не будут выдвигать таких претензий в будущем» и что «рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе». Впослед­ствии подобное же обязательство было закреплено в Договоре между Польской Народной Республикой и ФРГ от 7 декабря 1970 г., в советско-французском документе от 30 ноября 1971 г. под названием «Принципы сотрудничества между Союзом Советских Социалисти­ческих Республик и Францией», в Декларации от 26 января 1972 г. стран – участниц Варшавского договора, в Советско-американском коммюнике от 30 мая 1972 г. и в ряде других документов, принятых до Совещания в Хельсинки.

В контексте хельсинкского Заключительного акта принцип неру­шимости границ означает взаимный отказ государств Европы, а так­же США и Канады от политического посягательства на государст­венные границы, то есть от односторонних действий или требова­ний, направленных на изменение юридического оформления или фактического положения границы. Это, по существу, отказ от тер­риториальных притязаний. Поэтому, как указано в хельсинкском -Заключительном акте, государства «будут соответственно воздер­живаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника».


Тем самым европейские государства, а также США и Канада выразили свое признание существующих государственных границ в Европе.

Это не означает, что принцип нерушимости границ утвердился в общем международном праве. Существующие на Азиатском, Афри­канском и Южно-Американском континентах острые территориаль­ные споры не позволяют в ближайшем будущем рассчитывать на признание этого принципа за пределами Европы.

30 мая 1992 г. был заключен Договор об основах межгосударствен­ных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Феде­рацией и Республикой Узбекистан. В ст. 1 данного Договора среди принципов, которыми обязались руководствоваться Высокие Догова­ривающиеся Стороны, указан принцип нерушимости границ, а со­гласно ст. 2 Договора Стороны «уважают территориальную целост­ность друг друга и нерушимость границ».

9 октября 1992 г. государства – участники СНГ заключили Со­глашение о сотрудничестве государств – участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах. В преамбуле Стороны подтверждают «свою приверженность положе­ниям хельсинкского Заключительного акта о нерушимости границ» и выражают свою решимость «и впредь обеспечивать неприкосно­венность и нерушимость этих границ» (внешних границ СНГ). Прин­цип нерушимости границ, таким образом, не заменяет принципа неприкосновенности границ. Показательно в этом отношении, что 7 августа 1993 г. государства – участники СНГ подписали Деклара­цию о неприкосновенности границ, а 15 апреля 1994 г. – Декла­рацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников Содружества Независимых Государств.

В настоящее время в международных документах применительно к рассматриваемому вопросу используются три термина: «неприкос­новенность границ», «нерушимость границ» и «неприкосновенность и нерушимость границ».

Очевидно, что действуют два принципа с различным правовым содержанием: принцип нерушимости границ и принцип непри­косновенности границ. Последний входит в нормативную систему общего международного права, имея универсальный характер, неза­висимо от наличия специальных соглашений по данному вопро­су между конкретными государствами,] поскольку непосредственно вытекает из других общепризнанных принципов международно­го права, содержащихся в Уставе ООН и Декларации принципов международного права 1970 года, а первый носит региональный ха­рактер.

Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного госу­дарства.

10. Принцип территориальной целостности государств

Принцип территориальной целостности государств закреплен в Заключительном акте 1975 года. В Уставе ООН такого принципа нет.


Пункт 4 статьи 2 Устава ООН закрепляет обязанность членов ООН воздерживаться от угрозы силой или ее применения, кроме прочего, против «территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства».

Строго говоря, в данном случае территориальная неприкосно­венность (как и политическая независимость) формально не названа в качестве принципа международного права. Она является лишь объектом принципа воздержания от угрозы силой или ее примене­ния. Однако именно с принятием Устава ООН считается обще­признанным наличие в международном праве принципа террито­риальной неприкосновенности.

Концепция территориальной целостности государств была вы­двинута в период после Второй мировой войны развивающимися странами в ответ на стремление колониальных держав препятство­вать национально-освободительному движению колоний и попыткам дробления их территорий. Выражением этого противодействия яви­лась Бандунгская декларация о содействии всеобщему миру и сотруд­ничеству 1955 года, в которой среди принципов сотрудничества государств указывалось на необходимость «воздержания от актов агрессии или применения силы против территориальной целостнос­ти или политической независимости любой страны».

Данная формула не совпадает с текстом п. 4 ст. 2 Устава ООН. Это, однако, означает не отказ развивающихся стран от принципа территориальной неприкосновенности в пользу принципа терри­ториальной целостности, а дальнейшее развитие последнего. В по­следующем «бандунгская формула» быстро получила широкое хождение в двусторонних соглашениях. Примерами могут служить Советско-индийское заявление от 22 июня 1955 г., Польско-индий­ское коммюнике от 25 июня 1955 г., Советско-вьетнамское коммю­нике от 18 июля 1955 г., Совместное заявление Индии и Саудовской Аравии от 11 декабря 1955 г., Советско-афганское заявление от 10 Декабря 1955 г., Советско-бельгийское коммюнике от 2 ноября 1956 г. и ряд других документов подобного рода.

В Декларации о предоставлении независимости колониаль­ным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН

14 декабря 1960 г., особо отмечается, что «все народы имеют неотъемлемое право на... целостность их национальной территории», а всякая попытка, направленная на полное или частичное разруше­ние национального единства и территориальной целостности стра­ны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

В Декларации принципов международного права, принятой Гене­ральной Ассамблеей ООН 4 ноября 1970 г., говорится, что/каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направлен­ных на частичное или полное нарушение «национального единства или территориальной целостности» любого другого государства.

Значительным шагом в прогрессивном развитии данного принци­па явились документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года) В частности, в ст. IV Декларации принципов, включенной в Заключительный акт Совещания, говорится об ува­жении «территориальной целостности», «политической независи­мости», «единства любого государства-участника».