Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18750

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Принцип территориальной целостности закреплен в Совместной декларации об основах взаимоотношений между Российской Феде­рацией и Китайской Народной Республикой от 18 декабря 1992 г., в Договоре об основах межгосударственных отношений, дружбе и со­трудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбеки­стан от 30 мая 1992 г. (ст. 1), в Преамбуле и ст. 2 Хартии Организации африканского единства, в ст. V Пакта Лиги арабских государств и т.д.

В последнее время чаще используется комплексная формула – принцип целостности и неприкосновенности государственной тер­ритории.

11. Принцип уважения прав человека и основных свобод

Принцип уважения прав человека и основных свобод получил признание в качестве основного принципа общего международного права с принятием Устава ООН~. Тем самым была признана нераз­рывная связь между поддержанием и сохранением международного мира и безопасности и соблюдением основных прав и свобод че­ловека. Устав ООН содержит юридически обязательные общие по­ложения о необходимости осуществления международного сотруд­ничества в поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам человека., В Уставе нашел отражение ряд принципов, ре­гулирующих соблюдение прав человека: основополагающее значение достоинства и ценности человеческой личности, равноправие наро­дов, равноправие мужчин и женщин, недопустимость дискримина­ции по признакам расы, пола, языка и религии.

В последующем международным сообществом было принято боль­шое число документов по правам человека. Во Всеобщей декларации человека 1948 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года перечисляются основные права ° свободы человека, которые государства обязались предоставлять ем лицам, находящимся под их юрисдикцией, путем принятия соответствующих законодательных и других мер. В то же время допускается возможность основанных на законе ограничений, например для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

Согласно этим и другим документам, государства обязались пре­секать грубые и массовые нарушения прав человека, проистекающие в особенности от международных преступлений (агрессия, геноцид, апартеид, военные преступления), расовой дискриминации, защи­щать интересы индивидов от злоупотреблений со стороны органов государства или отдельных лиц и организаций, гарантировать отдель­ные категории прав человека (трудовые права, семейные права, свободу информации, свободу ассоциаций, пользование культурой, права национальных меньшинств, мигрантов, беженцев).

Анализ документов показывает, что в современном международ­ном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.


Эта обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права и свободы человека должны соблюдаться во всех государствах и дей­ствовать в отношении всех лиц под юрисдикцией государства без какой-либо дискриминации, а международное право устанавливает в этом отношении минимальные стандарты.

Если в течение длительного периода времени практическое осу­ществление прав человека рассматривалось в качестве сферы внут­ренней компетенции государства, то со времени принятия Устава ООН и особенно Заключительного акта 1975 года оно во все большей мере является предметом озабоченности всего международного со­общества. Это подтвердила, в частности, Всемирная конференция по правам человека 1993 года.

Повсеместному и неукоснительному соблюдению принципа ува­жения прав человека большой ущерб наносят попытки его полити­зации и использования в целях, ничего общего не имеющих с заботой 0 правах человека.

Некоторые государства продолжают попытки использовать прин­ципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела либо социально-экономические, религиозные, идеологические и просто национальные особенности для оправдания нарушений прав чело­века.

Права человека во все большей степени используются для выдви­жения необоснованных требований об осуществлении права на самоопределение в его самой крайней форме, а именно права на отделе­ние, что наносит ущерб территориальной целостности государств и в большинстве случаев не способствует улучшению положения с правами человека.


Глава 5
Субъекты международного права

А. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ

1. Понятие субъекта международного права

Участники международных отношений, которые обладают права­ми и обязанностями, непосредственно вытекающими из международ­ного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права.

В этом смысле международная правосубъектность равнозначна международной дееспособности, которая выражается, с одной сто­роны, в способности субъекта международного права реализовывать свои права и обязанности посредством прямого участия в междуна­родных отношениях, а с другой – в его подчиненности международ­ному правопорядку.

Субъекты международного права не обязательно должны быть идентичны с точки зрения их правовой природы, а также объема их международных прав и обязанностей. Главное состоит в том, чтобы их участие в международных отношениях регулировалось непосред­ственно международным правом.

Только субъекты международного права участвуют в становлении и поддержании международного правопорядка; в их исключительную компетенцию входят создание и реализация норм международного права, а также осуществление мер по принуждению к их исполнению через различные формы международно-правовой ответственности.

В международных правоотношениях от имени субъектов меж­дународного права выступают представляющие их органы или спе­циально уполномоченные должностные лица.

2. Первичные и производные (вторичные) субъекты международного права

Субъекты международного права, в зависимости от своей правовой природы и происхождения, подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверен­ными и несуверенными.

Первичные субъекты международного права – это государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в международных отношениях и эволюцио­нируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.

Первичные субъекты международного права – это самостоятель­ные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipso facto), становятся но­сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъект­ность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возмож­ным создание международного правопорядка и существование само­го международного права.

К категории производных (вторичных) субъектов международ­ного права относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности пер­вичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и договоренности между уже конституированными производными субъектами международного права.


Производные (вторичные) субъекты международного права – это в основном межправительственные организации, реже – другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности. Все они действуют в международных отношени­ях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами – уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов международного права. В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоиз­мениться) одновременно с прекращением или изменением учреди­тельного документа.

3. Международная правосубъектность государств. Государственный суверенитет

Международная правосубъектность государства универсальна. ; Это означает полномасштабное участие государства в создании и поддержании международного правопорядка, в выработке норм международного права, способность в полном объеме как приобретать, так и реализовывать права, а также выполнять взятые на себя обязательства. Вместе с тем каждое государство, как говорится в Декларации ООН о принципах международного права 1970 года, обязано уважать правосубъектность других государств.

С точки зрения современного международного права государство может быть определено как образование, обладающее определенной территорией и постоянно проживающим на ней населением, которое находится под контролем собственных властных структур, а также способное устанавливать формальные отношения с другими анало­гичными образованиями.

Верховенство государства в пределах своей территории, самостоя­тельность и независимость во взаимоотношениях с другими госу­дарствами в своей совокупности составляют государственный суве­ренитет.

Государственный суверенитет, будучи по своей юридической при­роде международно-правовой категорией, представляет собой осно­ву, которая обусловливает общий международно-правовой статус государства, его права и обязанности. Обладание суверенитетом де­лает государства юридически равными между собой, обеспечивает им в рамках мирового сообщества независимость и самостоятельность.

Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН. В частности, п. 1 ст. 2 Устава гласит, что Организация Объ­единенных Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

4. Простые (унитарные) и сложные государства и их союзы

Государства в зависимости от своей территориально-организа­ционной структуры могут быть простыми (унитарными) и сложными.

Простое (унитарное) государство представляет собой единое госу­дарственное образование с единой системой высших органов госу­дарственной власти и управления. В области внешних сношений оно выступает в качестве единого субъекта международного права.


Отдельные области или регионы таких государств могут обладать внутренней автономией и пользоваться некоторыми правами в облас­ти внешних сношений. Тем не менее они остаются интегрирован­ными частями унитарного государства и, следовательно, не могут рас­сматриваться в качестве субъектов международного права.

Классическое сложное государство – это федерация, состоящая из отдельных территориальных единиц – субъектов федерации, которые пользуются определенной политико-правовой самостоя­тельностью.

Степень самостоятельности субъектов федерации чаще всего определяется основным законом федерации – конституцией, феде­ративным договором либо договорами, относящимися к разграничению предметов ведения и взаимному делегированию полномочий между федерацией и ее отдельными субъектами, в том числе в меж­дународной сфере.

Федерация, как правило, выступает в качестве единого субъекта международного права. Что же касается членов федерации, ее субъ­ектов, то они могут рассматриваться в качестве носителей в том или ином объеме международных прав и обязанностей только в случае, если это допускается федеральным законодательством (в той степе­ни, в которой они непосредственно и автономно от центральной власти участвуют в международных отношениях).

Конституционная система ряда стран с федеративным устрой­ством допускает возможность заключения субъектами федерации соглашений по широкому кругу вопросов с иностранными государ­ствами. Тем не менее в этих случаях власти субъектов федерации пользуются не собственными полномочиями, а действуют как органы федерального управления, которым соответствующие полномочия делегированы центральной властью. Международную ответственность за их действия несет федеративное государство в целом.

В современном международном праве преобладает определенная сдержанность в отношении объема международных прав и обязан­ностей, которыми могут пользоваться члены федерации.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года исключает, в частности, возможность самостоятельного заключения международных договоров субъектами федеративного государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 72), коорди­нация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ отнесена к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Аналогичное положение содержит Федеральный закон РФ о меж­дународных договорах РФ 1995 года, который относит заключение международных договоров к ведению РФ и устанавливает, что между­народные договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ве­дению субъектов РФ, заключаются по согласованию с соответствую­щими субъектами Федерации.

Вместе с тем положения о признании за субъектами РФ некото­рых элементов международной правосубъектности закреплены в ряде договоров РФ с субъектами Федерации о разграничении полномочий. В частности, согласно Договору между РФ и Республикой Татарстан 1994 года, органы государственной власти Республики Татарстан могут участвовать в международных отношениях, устанавливать от­ношения с иностранными государствами, заключать с ними соглаше­ния, не противоречащие Конституции и международным обязатель­ствам РФ.