Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18750
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Принцип территориальной целостности закреплен в Совместной декларации об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18 декабря 1992 г., в Договоре об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 30 мая 1992 г. (ст. 1), в Преамбуле и ст. 2 Хартии Организации африканского единства, в ст. V Пакта Лиги арабских государств и т.д.
В последнее время чаще используется комплексная формула – принцип целостности и неприкосновенности государственной территории.
11. Принцип уважения прав человека и основных свобод
Принцип уважения прав человека и основных свобод получил признание в качестве основного принципа общего международного права с принятием Устава ООН~. Тем самым была признана неразрывная связь между поддержанием и сохранением международного мира и безопасности и соблюдением основных прав и свобод человека. Устав ООН содержит юридически обязательные общие положения о необходимости осуществления международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам человека., В Уставе нашел отражение ряд принципов, регулирующих соблюдение прав человека: основополагающее значение достоинства и ценности человеческой личности, равноправие народов, равноправие мужчин и женщин, недопустимость дискриминации по признакам расы, пола, языка и религии.
В последующем международным сообществом было принято большое число документов по правам человека. Во Всеобщей декларации человека 1948 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года перечисляются основные права ° свободы человека, которые государства обязались предоставлять ем лицам, находящимся под их юрисдикцией, путем принятия соответствующих законодательных и других мер. В то же время допускается возможность основанных на законе ограничений, например для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.
Согласно этим и другим документам, государства обязались пресекать грубые и массовые нарушения прав человека, проистекающие в особенности от международных преступлений (агрессия, геноцид, апартеид, военные преступления), расовой дискриминации, защищать интересы индивидов от злоупотреблений со стороны органов государства или отдельных лиц и организаций, гарантировать отдельные категории прав человека (трудовые права, семейные права, свободу информации, свободу ассоциаций, пользование культурой, права национальных меньшинств, мигрантов, беженцев).
Анализ документов показывает, что в современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Эта обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права и свободы человека должны соблюдаться во всех государствах и действовать в отношении всех лиц под юрисдикцией государства без какой-либо дискриминации, а международное право устанавливает в этом отношении минимальные стандарты.
Если в течение длительного периода времени практическое осуществление прав человека рассматривалось в качестве сферы внутренней компетенции государства, то со времени принятия Устава ООН и особенно Заключительного акта 1975 года оно во все большей мере является предметом озабоченности всего международного сообщества. Это подтвердила, в частности, Всемирная конференция по правам человека 1993 года.
Повсеместному и неукоснительному соблюдению принципа уважения прав человека большой ущерб наносят попытки его политизации и использования в целях, ничего общего не имеющих с заботой 0 правах человека.
Некоторые государства продолжают попытки использовать принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела либо социально-экономические, религиозные, идеологические и просто национальные особенности для оправдания нарушений прав человека.
Права человека во все большей степени используются для выдвижения необоснованных требований об осуществлении права на самоопределение в его самой крайней форме, а именно права на отделение, что наносит ущерб территориальной целостности государств и в большинстве случаев не способствует улучшению положения с правами человека.
Глава 5
Субъекты
международного права
А. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ
1. Понятие субъекта международного права
Участники международных отношений, которые обладают правами и обязанностями, непосредственно вытекающими из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права.
В этом смысле международная правосубъектность равнозначна международной дееспособности, которая выражается, с одной стороны, в способности субъекта международного права реализовывать свои права и обязанности посредством прямого участия в международных отношениях, а с другой – в его подчиненности международному правопорядку.
Субъекты международного права не обязательно должны быть идентичны с точки зрения их правовой природы, а также объема их международных прав и обязанностей. Главное состоит в том, чтобы их участие в международных отношениях регулировалось непосредственно международным правом.
Только субъекты международного права участвуют в становлении и поддержании международного правопорядка; в их исключительную компетенцию входят создание и реализация норм международного права, а также осуществление мер по принуждению к их исполнению через различные формы международно-правовой ответственности.
В международных правоотношениях от имени субъектов международного права выступают представляющие их органы или специально уполномоченные должностные лица.
2. Первичные и производные (вторичные) субъекты международного права
Субъекты международного права, в зависимости от своей правовой природы и происхождения, подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверенными и несуверенными.
Первичные субъекты международного права – это государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в международных отношениях и эволюционируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.
Первичные субъекты международного права – это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipso facto), становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возможным создание международного правопорядка и существование самого международного права.
К категории производных (вторичных) субъектов международного права относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности первичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и договоренности между уже конституированными производными субъектами международного права.
Производные (вторичные) субъекты международного права – это в основном межправительственные организации, реже – другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности. Все они действуют в международных отношениях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами – уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов международного права. В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоизмениться) одновременно с прекращением или изменением учредительного документа.
3. Международная правосубъектность государств. Государственный суверенитет
Международная правосубъектность государства универсальна. ; Это означает полномасштабное участие государства в создании и поддержании международного правопорядка, в выработке норм международного права, способность в полном объеме как приобретать, так и реализовывать права, а также выполнять взятые на себя обязательства. Вместе с тем каждое государство, как говорится в Декларации ООН о принципах международного права 1970 года, обязано уважать правосубъектность других государств.
С точки зрения современного международного права государство может быть определено как образование, обладающее определенной территорией и постоянно проживающим на ней населением, которое находится под контролем собственных властных структур, а также способное устанавливать формальные отношения с другими аналогичными образованиями.
Верховенство государства в пределах своей территории, самостоятельность и независимость во взаимоотношениях с другими государствами в своей совокупности составляют государственный суверенитет.
Государственный суверенитет, будучи по своей юридической природе международно-правовой категорией, представляет собой основу, которая обусловливает общий международно-правовой статус государства, его права и обязанности. Обладание суверенитетом делает государства юридически равными между собой, обеспечивает им в рамках мирового сообщества независимость и самостоятельность.
Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН. В частности, п. 1 ст. 2 Устава гласит, что Организация Объединенных Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».
4. Простые (унитарные) и сложные государства и их союзы
Государства в зависимости от своей территориально-организационной структуры могут быть простыми (унитарными) и сложными.
Простое (унитарное) государство представляет собой единое государственное образование с единой системой высших органов государственной власти и управления. В области внешних сношений оно выступает в качестве единого субъекта международного права.
Отдельные области или регионы таких государств могут обладать внутренней автономией и пользоваться некоторыми правами в области внешних сношений. Тем не менее они остаются интегрированными частями унитарного государства и, следовательно, не могут рассматриваться в качестве субъектов международного права.
Классическое сложное государство – это федерация, состоящая из отдельных территориальных единиц – субъектов федерации, которые пользуются определенной политико-правовой самостоятельностью.
Степень самостоятельности субъектов федерации чаще всего определяется основным законом федерации – конституцией, федеративным договором либо договорами, относящимися к разграничению предметов ведения и взаимному делегированию полномочий между федерацией и ее отдельными субъектами, в том числе в международной сфере.
Федерация, как правило, выступает в качестве единого субъекта международного права. Что же касается членов федерации, ее субъектов, то они могут рассматриваться в качестве носителей в том или ином объеме международных прав и обязанностей только в случае, если это допускается федеральным законодательством (в той степени, в которой они непосредственно и автономно от центральной власти участвуют в международных отношениях).
Конституционная система ряда стран с федеративным устройством допускает возможность заключения субъектами федерации соглашений по широкому кругу вопросов с иностранными государствами. Тем не менее в этих случаях власти субъектов федерации пользуются не собственными полномочиями, а действуют как органы федерального управления, которым соответствующие полномочия делегированы центральной властью. Международную ответственность за их действия несет федеративное государство в целом.
В современном международном праве преобладает определенная сдержанность в отношении объема международных прав и обязанностей, которыми могут пользоваться члены федерации.
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года исключает, в частности, возможность самостоятельного заключения международных договоров субъектами федеративного государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 72), координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ отнесена к совместному ведению Федерации и ее субъектов.
Аналогичное положение содержит Федеральный закон РФ о международных договорах РФ 1995 года, который относит заключение международных договоров к ведению РФ и устанавливает, что международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъектов РФ, заключаются по согласованию с соответствующими субъектами Федерации.
Вместе с тем положения о признании за субъектами РФ некоторых элементов международной правосубъектности закреплены в ряде договоров РФ с субъектами Федерации о разграничении полномочий. В частности, согласно Договору между РФ и Республикой Татарстан 1994 года, органы государственной власти Республики Татарстан могут участвовать в международных отношениях, устанавливать отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения, не противоречащие Конституции и международным обязательствам РФ.