Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18781
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Достижение устойчивого развития требует постоянной поддержки со стороны международных учреждений. Поэтому большое значение имеют институционные рамки, которые были определены в главе 38 Повестки дня на XXI век и в резолюции Генеральной Ассамблеи 47/191.
Важным инструментом устойчивого развития является оценка экологических последствий (ОЭП). В соответствии с принципом 17 Декларации Рио-де-Жанейро на основании решения компетентных национальных властей проводится оценка экологических последствий предполагаемой деятельности, которая может иметь существенные неблагоприятные последствия для окружающей среды, и в необходимых случаях полученные результаты сообщаются на начальном этапе проектного цикла.
Итогом работы Комиссии должен стать реальный и согласованный комплекс показателей устойчивого развития, разработанных с учетом условий конкретных стран, которые должны использоваться на национальном уровне на добровольной основе к 2000 году.
Следует отметить, что к 2002 году во всех странах должны быть сформулированы и разработаны национальные стратегии устойчивого развития, отражающие вклад и обязанности заинтересованных сторон.
Россия участвует в деятельности Комиссии по устойчивому развитию и при поддержке некоторых восточноевропейских стран отстаивает равенство прав стран с переходной экономикой в глобальном технологическом и природоохранном сотрудничестве.
В Российской Федерации в 1996 году была принята концепция перехода к устойчивому развитию, а в настоящее время продолжается работа над проектом государственной стратегии. Он состоит из 11 разделов, посвященных важнейшим направлениям перехода страны к устойчивому развитию.
В целом переход предусматривает вывод страны из кризиса, коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации хозяйственной деятельности и последовательного введения этой деятельности в пределы емкости экосистем с ориентацией на потребности будущих поколений.
8. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)
В 1972 году на Стокгольмской конференции была принята рекомендация о создании ЮНЕП, и на XXVII сессии Генеральной Ассамблеи резолюцией 2997 была учреждена Программа ООН по окружающей среде.
Основная цель ЮНЕП заключается в организации и проведении мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений человечества.
Программа создана в рамках системы ООН в целом и занимается координацией охраны природы на общесистемном уровне.
Основными задачами ЮНЕП являются содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и разработка соответствующих рекомендаций; общее руководство политикой в области охраны окружающей среды в рамках системы ООН; разработка и обсуждение периодических докладов; содействие прогрессивному развитию международного права окружающей среды и ряд других.
В организационном отношении ЮНЕП состоит из Совета управляющих, Секретариата, Совета по координации деятельности в области окружающей среды и добровольного фонда ЮНЕП.
За период, прошедший после Конференции ООН по окружающей среде и развитию, ЮНЕП продолжила работу по содействию экологически безопасному управлению использованием окружающей среды и устойчивому развитию. После обсуждения Совет управляющих консолидировал Программу по окружающей среде, определив ее приоритетные направления, что дает возможность ЮНЕП учитывать потребности различных стран и учреждений в ходе выполнения Повестки дня на XXI век. Основные цели, на которые ориентируется ЮНЕП, исходят из четырех экологических составляющих: устойчивое регулирование и использование природных ресурсов; устойчивое производство и потребление; более благоприятная окружающая среда для здоровья и благосостояния человека; глобализация и окружающая среда.
Роль ЮНЕП в качестве органа, обеспечивающего консенсус между правительствами по политике и мерам в области окружающей среды, приобретает все более важное значение на фоне усиления конкурентной борьбы за использование природных ресурсов и получение к ним доступа, а также в условиях значительного влияния трансграничных экологических последствий на качество жизни людей.
Традиционная деятельность ЮНЕП в области экологической оценки и мониторинга также становится все более тесно связанной с анализом тенденций, оценкой воздействия и движущих сил и приобретает все большую актуальность с точки зрения общей политики и направленности на практическую деятельность.
В Найробийской декларации 1997 года о роли и мандате ЮНЕП отмечено, что она должна выполнять роль ведущего глобального природоохранного органа, определяющего глобальную экологическую повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития в рамках системы ООН и являющегося авторитетным защитником интересов глобальной окружающей среды.
В области создания потенциала ЮНЕП уделяет приоритетное внимание обеспечению технического и программного руководства по вопросам экологической информации, оценки состояния окружающей среды, развития соответствующих баз данных, законодательства и учреждений в области природоохранения.
В 1997 году на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ЮНЕП был представлен доклад «Глобальная экологическая перспектива», где говорится о четырех первоочередных областях, в которых международному сообществу необходимо предпринять безотлагательные и согласованные меры, чтобы сократить, а в перспективе и повернуть вспять существующие в мире негативные экологические тенденции. Это:
-
энергоэффективность и возобновляемые энергетические ресурсы;
-
надлежащие и экологически безопасные технологии во всемирных масштабах;
-
глобальные действия в области оценки водных ресурсов;
-
стандартные данные и комплексные оценки.
9. Региональное сотрудничество
Региональное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды обусловливается совпадающими интересами группы государств и необходимостью охраны крупного природного комплекса. Региональные соглашения, являясь промежуточным звеном между универсальными договорами и двусторонними соглашениями, весьма успешно могут решить ряд региональных или субрегиональных проблем. Так, под эгидой ЕЭК ООН в 1991 году в Эспо была заключена Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте; в 1992 году в Хельсинки были заключены Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий и Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер; в 1993 году в Лугано была заключена Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный в результате деятельности, представляющей угрозу для окружающей среды.
Одной из последних европейских конвенций в июне 1998 года в Орхусе (Дания) была принята Конвенция по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в принятии решений в области охраны окружающей среды. Она направлена на обеспечение прав граждан и общественных организаций на доступ к информации в области охраны окружающей среды и регулирование всех аспектов осуществления права общественности на доступ к непосредственному участию в процессе принятия экологически значимых решений, включая процесс их разработки, а также обеспечение для граждан и общественных организаций доступа к правосудию в случае ущемления их права на экологическую информацию в принятии экологически значимых решений.
В области регионального сотрудничества нужно отметить, что в рамках Заключительного акта СБСЕ были закреплены наиболее общие политико-правовые подходы европейских государств к охране окружающей среды в одноименном разделе. Он определяет цели, области, формы и методы сотрудничества по охране окружающей среды в Европе.
В документе «Вызов времени перемен», принятом в 1992 году, в рамках хельсинкского процесса предложена разработка широкомасштабного плана действий по охране окружающей среды.
Российская Федерация продолжает сотрудничество с Европейской экологической комиссией ООН по линии Комитета по экологической политике и связанного с ним процесса «Окружающая среда для Европы», и основными документами, которыми руководствуется Российская Федерация, здесь являются решения и декларация Конференции министров «Окружающая среда для Европы» (Люцерн, 1993 г.), декларация и материалы Конференции министров «Окружающая среда для Европы» (София, 1995 г.) и разработанная с помощью Организации экономического сотрудничества и развития Программа действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы.
Основой для межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды стран – членов СНГ является Соглашение «О взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды» 1992 года и Протокол об обязанностях, правах и ответственности участников Соглашения. Соглашение направлено на гармонизацию принимаемых природоохранных законодательных актов, экологических норм и стандартов; совместную разработку и осуществление межгосударственных программ и проектов в области природопользования; применение общих подходов и критериев для методов и процедур оценки качества и контроля состояния окружающей среды и антропогенных воздействий на нее; обеспечение сопоставимости данных о состоянии окружающей среды и межгосударственном и международном сотрудничестве; создание и поддержку межгосударственной экологической информационной системы; выработку и осуществление согласованной научно-технической политики в сфере охраны окружающей среды.
Сотрудничество осуществляется через такой многосторонний механизм, как Межгосударственный экологический совет (МЭС) и Межгосударственный экологический фонд.
В Межгосударственный экологический совет входят руководители ведомств по охране окружающей среды государств. Решения он принимает на основе консенсуса. Совет координирует сотрудничество государств в области охраны окружающей среды, занимается разработкой нормативных актов, проводит с участием представителей заинтересованных сторон экологическую экспертизу программ и прогнозов развития производительных сил, инвестиционных и иных проектов, реализация которых затрагивает или может затрагивать интересы двух или более сторон; оказывает помощь в разрешении экологических споров.
Через Межгосударственный экологический фонд финансируются межгосударственные программы, помощь в ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций и научные исследования в области окружающей среды.
В рамках Межпарламентской ассамблеи создан Отдел по охране окружающей среды, а одним из направлений деятельности Ассамблеи является подготовка модельных законов в области природопользования и охраны окружающей среды.
В 1992 году также было принято решение о создании Межгосударственного экологического банка и были подписаны соглашения о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов с Украиной и Казахстаном.
В 1996 году между Белоруссией, Россией, Казахстаном и Киргизией был заключен договор, по которому стороны взяли на себя обязательство укреплять сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая разработку и принятие единых стандартов по экологической безопасности.
10. Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды
Заинтересованность России в формировании, развитии и эффективном применении международного права охраны окружающей среды обусловлена опасностью глобального экологического кризиса, и ее международное сотрудничество осуществляется по трем направлениям: международные организации и конференции, многосторонние и двусторонние связи.
Первое направление включает прежде всего систему ООН, и в первую очередь участие в работе ЮНЕП, Европейской экономической комиссии ООН и в конференциях министров окружающей среды Европы и арктических государств. Россия также сотрудничает со Всемирным союзом охраны природы, Европейским Союзом, Советом Европы, Организацией экономического сотрудничества и развития, Всемирным банком и рядом других организаций.
Российская Федерация участвует более чем в 70 многосторонних конвенциях и соглашениях в области охраны природы. Среди них: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года; Конвенция по защите морской среды Балтийского моря 1992 года; Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года; Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 года; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 года; Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года; Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц 1971 года; Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года; Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года.
Двусторонние соглашения по вопросам охраны природы и природопользования заключены Россией со всеми соседними странами.
Двусторонние договоры, как правило, регулируют совместное использование разделяемых ресурсов, например международных речных, бассейнов, фауны, флоры. В них закрепляются принципы деятельности, определяющие правила, которыми руководствуются государства в отношении окружающей среды. Так, в 1992 году подписано двустороннее соглашение с Канадой о сотрудничестве в Арктике и на Севере. В 1996 году с Норвегией заключено соглашение о финансировании установки фильтров для металлургического комбината на Кольском полуострове.
В рамках совместных проектов по охране окружающей среды в Восточной Европе при содействии Финляндии ею было предоставлено 1,45 млн. экю на реализацию проекта по удалению двуокиси серы и улавливанию пыли на комбинате в Костамукше (Карелия) и поставлено оборудование для борьбы с загрязнением нефтью в Санкт-Петербурге на 1,36 млн. экю.
11. Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду