Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18744
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Таким образом, основные международные документы и конвенции, а также серия межправительственных договоров, заключенных государствами в области туризма, такие как Соглашение между Правительством Федеративной Республики Бразилии и Правительством Республики Колумбии, Соглашение по туристическому сотрудничеству между Правительствами Французской Республики и Республикой Ирак, Соглашение между Бразилией и Соединенными Штатами Мексики, относящееся к сотрудничеству в области туризма, Договор между Соединенными Штатами Америки и Мексикой в области туризма, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области туризма и др., сформулировали основы правового статуса временного посетителя, который распространяется на туриста, путешественника и экскурсанта. Общим квалификационным положением правового статуса временного посетителя является заключение договора (контракта) на услуги туристической программы (тура) или путешествия и оплаты стоимости контракта или тура.
Отсюда правовой статус туриста, путешественника и экскурсанта определяется международными многосторонними договорами (конвенциями) и договорами (соглашениями), заключенными государствами между собой, и получает международно-правовой статус. В юридическом смысле выделяется категория «иностранный турист», который не является «иностранцем». Это гость, временный посетитель, к тому же весьма желанный, поскольку он расплачивается валютой за невалютное обслуживание. В силу этого совокупность прав и обязанностей иностранного туриста заслуживает быть выделенной в самостоятельный «статус международного туриста». Такой статус с развитием институтов, регулирующих международные туристические связи, определяется признанием международными туристическими конвенциями, заключенными в рамках ООН, и многочисленными двусторонними межгосударственными соглашениями по вопросам туристского обмена.
Развитие международного Туризма между странами происходит путем интернационализации туристских услуг, которые являются сопутствующими процессами экономической интеграции. Проявлением процесса интернационализации можно считать: упрощение формальностей по получению виз и паспортов, вплоть до их полной ликвидации; политико-экономические меры, облегчающие развитие туристских связей и путешествий (таможенные, валютные, кредитные и др.); создание международных предприятий и организаций (бюро путешествий, транспортные общества и др.) и связанные с этим вывоз и перемещение капитала через границы для инвестиций в туристские услуги и другие страны. Примечательной чертой международного туризма в рыночной системе является постоянно растущая роль государства в данной сфере услуг. Мотивом такого роста является доход от международного туризма. Эта роль осуществляется непосредственным созданием государственных организаций и предприятий в области туристских услуг, субсидированием и предоставлением льгот для предпринимательской деятельности и поддержкой рекламной деятельности.
Значительную роль играет социальный туризм в развитии международного туризма в рыночной системе хозяйства. Развитие массового туризма и особенно получение от него выгод должны учитываться при оценке капитала вместе с прибываниями от социального туризма в мирохозяйственных связях. Определенные меры и предоставление льгот для основной массы общества привели в движение новые слои населения и сделали социальный туризм одной из предпосылок успешной предпринимательской деятельности в области международных туристских связей и путешествий.
В ряде государств Центральной и Восточной Европы широко распространена форма услуг международным путешественникам – «шоп-туры», по которым путешественникам предоставляются возможности организации закупок на фабриках, в закрытых торговых центрах, на складах готовой продукции и др. Одной из интересных форм отдыха является форма услуг «тайм-шер», которая объединяет многие курорты мира в форме клубного туризма.
Международной конвенцией ООН о контракте на путешествия 1970 года определяется правовой статус (или международный стандарт) «контракта на путешествия», «контракта на организацию путешествия» и «посреднического контракта на продажу путешествия» (ст. 1.1). Конвенцией определены функции организатора путешествия, посредника на продажу путешествия и самого путешественника – любого лица, которое примет на себя обязательства, закрепленные в контракте на путешествие (ст. 1.6). Особо выделяются международные стандарты «гостиничного контракта», определенные
Международной гостиничной конвенцией касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами 1979 года. Конвенция применяется по отношению к гостиничным контрактам международного характера, заключенным между владельцами гостиниц и турагентами, чье местонахождение или местонахождение их предприятий зарегистрировано в разных государствах (ст. 4).
Следует отметить, что правоотношения между производителем туристских услуг (транспортные организации, гостиницы, рестораны, экскурсионные бюро) и турагентствами или туроператорами регулируются агентскими соглашениями, разработанными Международной ассоциацией авиационного транспорта (ИАТА).
Система предоставления лицензии ИАТА на основе агентского соглашения получила наибольшее распространение при продаже транспортных услуг. Другой системой взаимоотношений между производителем туристских услуг и турагентами является договор франшизы. Этот договор предусматривает передачу прав и привилегий на сбыт туристских услуг, охраняемых торговой маркой либо производимых на основе технологии франшизодателя. Операции по международному туризму в международных отношениях осуществляются: туристическими агентствами, туроператорскими фирмами, туристскими корпорациями, гостиничными комплексами, компаниями других отраслей рыночного хозяйства в туристском бизнесе (транспортные, торговые фирмы, промышленные фирмы, банки, страховые компании и транснациональные корпорации туристической сферы услуг).
Международные масштабы туризма. Его гармоническое развитие способствует совершенствованию международного партнерства и сотрудничества как на универсальной (мировой), так и на региональной основе посредством межгосударственного межправительственного сотрудничества по каналам международных организаций неправительственного и профессионального статуса.
В их число входят: специализированные органы системы ООН, другие органы ООН, где вопросы развития международного туризма обсуждаются эпизодически и не являются главными в сфере их деятельности, региональные организации, содействующие развитию международного туризма, международные коммерческие организации по туризму, международные неправительственные специализированные организации и национальные объединения и ассоциации в области туризма и международных путешествий.
Важный вклад в гармоническое развитие туризма вносит координация деятельности межправительственных и неправительственных организаций.
Координация деятельности национальных туристических администраций в рамках региональной экономической интеграции позволяет унифицировать стандарты услуг, туристского продукта и тем самым повысить рентабельность туристской инфраструктуры. Среди региональных объединений и союзов в области туризма и международных путешествий следует отметить: Ассоциацию по туризму стран АСЕАН, Туристическую ассоциацию стран Азии и Тихого океана (ПАТА), Комитет по туризму Латиноамериканской экономической системы, Конференцию туристических организаций Латинской Америки, Латиноамериканскую федерацию социального туризма, Межамериканскую гостиничную ассоциацию и Совет по туризму Центральной Америки, Арабский гостиничный союз и Арабский туристический союз, Организацию по развитию туризма в Африке, Панафриканскую туристическую организацию, Комитет гостиничной и ресторанной индустрии Европейского Союза, Туристическую ассоциацию Общего рынка и Скандинавский туристический союз.
В октябре 1994 года Межпарламентская ассамблея стран СНГ приняла рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма». Впервые в законодательном акте были определены основополагающие термины и понятия, принципы государственного регулирования отношений в сфере туризма, правовая основа туристической деятельности, достаточные для разработки соответствующих национальных законов во всех государствах СНГ. 1 ноября 1996 г. Бюро Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации приняли Обращение к главам государств, парламентам, правительствам стран СНГ о развитии туристических связей. Разработана целевая программа развития туристических связей между странами Содружества. Основной целью программы является создание в рамках СНГ высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан стран Содружества и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах, а также формирование современной нормативно-правовой базы и основ системы межгосударственного, в рамках СНГ, регулирования туристической деятельности.
Всемирная туристическая организация (ВТО). В 1925 году I Международный конгресс официальных ассоциаций, занимающихся перевозкой туристов, основал Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО), который в 1975 году был преобразован во Всемирную туристическую организацию (ВТО). Согласно п. 1 ст. 3 Устава, основной целью ВТО является «содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии». Членами Организации являются действительные, ассоциированные и присоединившиеся члены.
Высшим органом ВТО является Генеральная ассамблея, которая созывается на очередные сессии каждые два года. Руководящий орган ВТО – Исполнительный совет, который в период между сессиями Генеральной ассамблеи принимает решения по административным и техническим вопросам. При Исполнительном совете имеется ряд вспомогательных органов (комитеты и региональные комиссии). Секретариат возглавляется генеральным секретарем. Штаб-квартира ВТО размещена в Испании (Мадрид). На VI сессии Генеральной ассамблеи ВТО в 1985 году была принята Хартия туризма и Кодекс туриста. Под эгидой ВТО состоялись Всемирная конференция по туризму 1980 года (Манила, Филиппины), Всемирное совещание по туризму 1982 года (Акапулько, Мексика) и Международная конференция ВТО совместно с Международным парламентским союзом по туризму 1989 года (Гаага, Королевство Нидерланды). Следует обратить внимание и на Хартию Международной федерации журналистов и писателей по туризму (ФИЖЕТ), принятую в 1982 году.
Руководствуясь положениями Декларации Рио об окружающей среде и развитию 1992 года, Всемирная туристическая организация (ВТО), Всемирный совет по туризму и Совет Земли решили способствовать осуществлению плана действий «Повестка 21 для индустрии туризма» в целях улучшения состояния окружающей среды и обеспечения более устойчивого развития туризма и международных путешествий. Разработаны девять приоритетов для правительств и ассоциаций в этой области.
Большинство стран имеет свои национальные туристические организации (НТО). Во Франции и Испании они входят в правительство, другие создаются независимо от правительства, но поддерживаются им централизованными финансовыми субсидиями, как в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Чаще НТО являются общественными организациями. Согласно рекомендациям, национальные туристские организации должны выполнять следующие функции: представление правительственных интересов по туризму в международном масштабе; заключение двусторонних и многосторонних соглашений с целью увеличения туристических потоков между странами-участницами; организация совместных маркетинговых исследований туристического рынка; оптимизация туристических национальных ресурсов; организация технического и финансового сотрудничества; обеспечение взаимного упрощения таможенного контроля; полицейское и денежное регулирование; организация туристических услуг в национальном и международном масштабах и т.п.
Во многих странах мира создаются некоммерческие ассоциации, которые представлены консультативными советами по туризму. Эти советы объединяются в неправительственные международные организации, такие как Всемирная ассоциация туристических агентств и туроператоров, Международный совет турагентств, Международная федерация ассоциаций турагентств и др.
8. Международно-правовое сотрудничество в области науки и техники
Понятие международного научно-технического сотрудничества. Развитие производительных сил в обществе сопровождается углублением и расширением сферы международного разделения труда, а следовательно, развитием не только политических, экономических и правовых, но и научно-технических связей между государствами, в том числе технологических и производственных. Это объективно повышает роль международного права в сфере научно-технического партнерства и сотрудничества.
В процессе обменов научно-техническими достижениями между государствами совершенствуется механизм правового регулирования научно-технических связей, складывается система универсального международного сотрудничества в области науки, техники и технологии. Ее субъектами являются как государства, так и международные организации. Эта система охватывает: международные научные связи, направленные на решение теоретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки, международные технические и технологические связи, подготовку кадрового потенциала; международное содействие выполнению отдельных работ и созданию технологических процессов; обеспечение безопасного использования достижений научно-технического прогресса, предотвращение ущерба окружающей среде.
Система норм международно-правового регулирования сотрудничества государств в области науки и техники составляет фундамент международного научно-технического сотрудничества.
Правовые нормы научно-технического сотрудничества формируются на базе общих принципов международного права и специальных принципов, складывающихся применительно к правоотношениям в области науки и техники. К таким принципам относятся: принцип свободы научных исследований; принцип сотрудничества в применении достижений научно-технического прогресса; принцип научно-технического содействия; принцип разделения сфер научных исследований между отдельными государствами с учетом географических, социальных, экономических и исторических факторов; принцип равноправия в области научно-технических достижений, включая международный книгообмен; принцип взаимности, и др.
Источники международно-правового регулирования научно-технического сотрудничества. Источниками международного права в области научно-технического сотрудничества являются международный договор, международный обычай, а также программы международных организаций в области науки и техники. Международное право оказывает влияние на формирование национального законодательства в этой сфере.