Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18762
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
В число сложных государств по традиции включаются так называемые унии – реальные и личные. Реальная (органическая) уния возникает в результате слияния двух или нескольких государств в одно. При этом вновь образовавшееся государство становится новым
объектом международного права, а слившиеся государства теряют свой суверенитет и международную правосубъектность. Поэтому с международно-правовой точки зрения более корректно было бы говорить об изменении статуса государств и образовании нового государства. Примерами современных уний могут быть нынешняя Республика Йемен, образовавшаяся в 1990 году в результате слияния Народно-Демократической Республики Йемен и Арабской Республики Йемен, а также Сирийско-Египетская уния, созданная в 1958 году и прекратившая свое существование в 1961 году.
Личная (персональная) уния – своеобразный правовой реликт феодального прошлого, связанный с монархической формой правления. Это династический союз двух или более государств, возглавляемый одним и тем же лицом – монархом. Каждое из входящих в такую унию государств продолжает оставаться самостоятельным субъектом международного права, включая право вступать в сношения с другими государствами, независимо от унии.
Конфедерацией называется постоянный союз суверенных государств, каждое из которых сохраняет собственную международную правосубъектность.
В качестве субъекта международного права может выступать и сама конфедерация, однако в ограниченном виде. В рамках конфедерации могут создаваться совместные органы, обеспечивающие координацию деятельности государств-членов, а также выработку общих направлений сотрудничества в сфере политики, экономики, в правовых и социальных вопросах.
Ранее существовавшие конфедерации – Соединенные Штаты Америки (1776-1787 гг.), Швейцарская Конфедерация (1291-1798 гг.; 1815-1848 гг.), Республика Соединенных провинций в Нидерландах (1579-1795 гг.), Германский союз (1815-1866 гг.) – со временем эволюционировали в направлении федеративного устройства, хотя Швейцария и сохранила свое прежнее официальное название.
5. Постоянно нейтральные государства
Постоянно нейтральным считается государство, которое добровольно приняло на себя в соответствии с международным договором или в одностороннем порядке обязательство соблюдать постоянный нейтралитет, то есть не вступать в военные союзы и не допускать на своей территории военного присутствия иностранных государств в мирное и военное время.
Режим постоянного нейтралитета предполагает, что государство, взявшее на себя соответствующее обязательство, будет проводить политику, исключающую ее вовлечение в войну, и оставаться нейтральным в случае вооруженного конфликта между другими странами.
Состояние постоянного нейтралитета, как правило, гарантируется либо формально признается другими государствами.
Постоянный нейтралитет не влечет за собой утраты нейтральным государством суверенитета и международной правосубъектности, за исключением ограничений военного характера. Постоянно нейтральное государство может в целях собственной обороны располагать соответствующими вооруженными силами.
В настоящее время постоянно нейтральными государствами являются Швейцария (согласно Парижскому акту о признании и гарантиях постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории от 8 (20) ноября 1815 г.), Австрия (в соответствии с Федеральным конституционным законом о нейтралитете Австрии от 26 октября 1955 г.), Мальта (Декларация правительства Республики Мальта от 14 мая 1981 г.), Туркменистан (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1995 г. и Конституционный закон Туркменистана от 12 декабря 1995 г.), Ватикан (Латеранский договор с Италией от 11 февраля 1929 г.), Республика Сан-Марино (Договор с Италией от 31 марта 1939 г.), Камбоджа (Соглашение, подписанное на Парижской конференции по Камбодже 23 октября 1991 г.).
Политике нейтралитета, в том числе во время войны, традиционно следует Швеция, однако такое положение формально не зафиксировано ни во внутренних конституционных актах, ни в международных документах.
6. Основные (фундаментальные) права и обязанности государств
Среди международных прав и обязанностей, которыми руководствуются в общении между собой все субъекты международного права, по традиции в отдельную категорию выделяются основные (фундаментальные) права и обязанности государств. Они могут быть определены как права и обязанности, которые принадлежат государствам непосредственно в силу их первичной международной правосубъектности и которые поэтому являются предпосылкой существования международного правопорядка в целом.
Конкретное содержание категории основных прав и обязанностей достаточно условно, и все попытки, в том числе в рамках ООН, составить их согласованный перечень до сих пор успеха не имели. Вместе с тем несомненна объективная правовая взаимозависимость основных прав и обязанностей государств с руководящими принципами современного международного права, которые находят свое формально-нормативное выражение в категории основных прав и обязанностей.
С учетом этого к числу непременных, основополагающих прав государства могут быть, в частности, отнесены: суверенное равенство государств, право на независимость, осуществление верховенства над своей территорией, право на индивидуальную или коллективную самооборону.
Из основных прав государств вытекают их обязанности в отношении других членов международного сообщества и сообщества в целом: уважение суверенитета других государств, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой, сохранение мира и поддержание международной безопасности, развитие международного экономического сотрудничества, защита прав человека, охрана окружающей среды.
7. Международная правосубъектность наций и народов
Приобретение статуса субъекта международного права может стать следствием самоопределения нации или народа; однако международная правосубъектность сама по себе не вытекает автоматически из реализации их права на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН (ст. 1, п. 2; ст. 55, 73, 76).
Самоопределение наций и народов, если судить по современной международно-правовой практике, может осуществляться в самых различных формах, включая и те, при которых не встает проблема признания международной правосубъектности за тем или иным народом.
Кроме того, принцип равноправия и самоопределения народов не должен использоваться в ущерб территориальной целостности и политического единства государств, которые его соблюдают и обеспечивают представительство всех слоев населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации.
Современная международная практика свидетельствует о том, что народы, опираясь на принцип самоопределения, вправе претендовать на признание их субъектами международного права только при определенных условиях и на достаточно продвинутом этапе практической реализации права на самоопределение.
К таким условиям относятся нарушение конституционных прав отдельного народа, наличие у него организованных властных структур и централизованного политического руководства, которое способно выступать в международных делах от имени своего народа, обмениваться представителями с различными государствами и международными организациями, участвовать в подписании международных соглашений, иными словами – выполнять функции, сопоставимые с публично-правовыми функциями правительств.
Если в таком качестве выступает командование вооруженного Движения, то оно должно одновременно обладать признанными политическими полномочиями.
8. Международная правосубъектность самоуправляемых политико-территориальных образований
В международных отношениях могут участвовать особые политико-территориальные образования (иногда их называют государствоподобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью.
Чаще всего такие образования носят временный характер и возникают как следствие неурегулированности территориальных претензий различных стран друг к другу.
Именно к этой категории исторически относились Вольный город Краков (1815-1846 гг.), Свободное государство Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), а в послевоенный период Свободная территория Триест (1947-1954 гг.) и, в определенной степени, Западный Берлин, который пользовался особым статусом, установленным в 1971 году Четырехсторонним соглашением СССР, США, Великобритании и Франции. Режим, близкий к статусу «вольного города», существовал в Танжере (1923-1940 и 1945-1956 гг.), в Сааре (1919-1935 и 1945-1955 гг.), а также был предусмотрен на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1947 г. для Иерусалима.
Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституционное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы. Международный режим, установленный в отношении «вольных городов» и аналогичных политико-территориальных образований, в большинстве случаев предусматривал их демилитаризацию и нейтрализацию. Гарантами соблюдения их международного режима становились либо международные организации (Лига Наций, ООН), либо отдельные заинтересованные страны.
9. Характер международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена
В настоящее время стало общепризнанным, что Ватикан (Святой престол) является субъектом международного права. Его правосубъектность выводится из международной роли Ватикана как независимого руководящего центра католической церкви, организованной в мировом масштабе и активно участвующей в мировой политике.
Особое образование – Государство-город Ватикан, созданное в соответствии с Латеранским договором между Италией и Святым престолом от 11 февраля 1929 г. и наделенное некоторыми чертами государственности, является чисто формальным выражением самостоятельности и независимости Ватикана (Святого престола) в мировых делах.
Именно с Ватиканом (Святым престолом), а не с Государством-городом Ватикан поддерживают дипломатические и официальные отношения 165 стран мира, включая Российскую Федерацию (с 1990 г.) « практически все страны СНГ. Ватикан участвует во многих двусторонних и многосторонних международных соглашениях. Имеет статус официального наблюдателя в ООН, ЮНЕСКО, ФАО, является членом ОБСЕ. Ватикан заключает особые международные договоры – конкордаты, которые регулируют взаимоотношения католической церкви с государственными властями. Он имеет во многих странах послов, именуемых нунциями.
Более сложен вопрос о правосубъектности Мальтийского ордена (официальное название – Суверенный военный орден госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты).
После потери территориального суверенитета и государственности на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1834 года в Италии, где ему были подтверждены права суверенного образования и международная правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает официальные и дипломатические отношения с 81 государством, включая Россию, представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих официальных представителей при ЮНЕСКО, ФАО, Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.
Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена – Великий магистр обладает иммунитетами и привилегиями, присущими главе государства.
Сохранение за Мальтийским орденом элементов международной правосубъектности можно рассматривать как своеобразный отголосок многовекового непрерывного существования Ордена в качестве суверенного и независимого государственного образования, а также как признание современной роли Ордена в деле международной благотворительности.
10. Международные организации
Только международные межправительственные организации относятся к субъектам международного права. Неправительственные международные организации этим качеством не обладают.
Основой правосубъектности международной межправительственной организации является соответствующий учредительный документ, который наделяет ее правом участвовать в международных отношениях и принимать решения от имени организации в целом, а не от имени государств-членов, а также заключать международные договоры с государствами и другими межправительственными организациями.
Правосубъектность международных межправительственных организаций носит, в отличие от государств, функциональный характер, поскольку она ограничена целями и задачами, определенными учредительным документом.
11. Вопрос о международной правосубъектности индивидов
Многие межгосударственные договоры посвящены урегулированию правоотношений между правительствами государств и их физическими и юридическими лицами, в частности, в области обеспечения прав и основных свобод человека. Это объективно наделяет индивида некоторыми правами на основе международного права. Но во всех случаях эти права имеют исключительно вторичный характер, поскольку являются следствием соглашения участников соответствующих межгосударственных договоров.
Индивид сам по себе не имеет правовой возможности участвовать в международных отношениях, а также в создании норм международного права. Соответственно, следует считать, что физические и юридические лица субъектами международного права не являются.
12. Транснациональные корпорации
Вопрос о правосубъектности транснациональных корпораций методологически схож с проблемой международной правосубъектности индивидов. ТНК представляют собой качественно новый уровень международного разделения труда. Их организационная структура предусматривает строго централизованное управление финансово-технологическими связями между входящими в ТНК филиалами и предприятиями, расположенными в различных государствах. ТНК от своего имени уже сейчас заключают соглашения как с отдельными странами, так и с международными финансово-экономическими организациями. Значительна роль ТНК в поддержании международных взаимоотношений производственного, научно-технического, валютно-финансового характера, а также в области энергетики, связи, транспорта, новых технологий.