Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18715

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Второе направление – конкретное воздействие норм международного права на положение населения. Это воздействие носит целенаправленный характер. Такие нормы закрепляют право или обязанность государства наделить определенные категории населения теми или иными правами или обязанностями. Например, Конвенция о правах ребенка 1989 года определяет международные стандарты в вопросах защиты детей. Соответственно, любое государство корректирует национальные нормы семейного права в соответствии с конвенционными нормами. Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств –участников Содружества Независимых Государств 1996 года обеспечивает ее участникам единообразный, упрощенный порядок приобретения гражданства.

Таким образом, современное международное право, оставаясь по своей природе межгосударственным правом, все чаще и в большом объеме защищает правовое положение населения и общечеловеческие ценности. Принцип уважения прав и основных свобод человека породило целую систему договорных и обычных норм в международном праве. Появились новые принципы и институты международного права, имеющих отношение к статусу населения. Есть все основания считать, что права человека составляют специфичную отрасль современного международного права, которая в настоящее время развивается и совершенствуется.


8.2. Международно-правовые вопросы гражданства.


Вопросы гражданства имеют большое значение в современных международных отношениях. Под гражданством понимается устойчивая политико-правовая связь личности с государством, которая характеризуется наличием определенных объемов прав и обязанностей в отношении государства, а также правами и обязанностями государства по отношению к личности. Гражданство является, прежде всего, институтом внутреннего права каждого государства. Вместе с тем, это - и институт международного публичного права. Еще в начале XX века вопросы гражданства были полной монополией национального законодательства. К концу XX века все большее количество вопросов гражданства обеспечивается нормами международного права. Например, в конвенционных нормах государства устанавливают согласованный, компромиссный порядок установления гражданства. Несмотря на то, что условия и процедуры принятия гражданства находятся в сфере суверенного права государства, существуют унифицированные правила, согласно которым государства придерживаются определенных правил.

Институт гражданства возник в период развития буржуазных революций. Понятие «поданный» сохранилось в законодательных актах некоторых государств. действующее законодательство о гражданстве различает два способа приобретения гражданства: в силу рождения (филиации) и в порядке натурализации (укоренения). В первом случае приобретение гражданства происходит вне зависимости от воли физического лица, во-втором, - необходимо наличие желания или согласия лица на приобретение гражданства, а также наличие определенных условий, установленных законом.


В случае приобретения гражданства в силу рождения применяются два принципа – «право крови» - (jus sanguinis) - приобретение гражданства по рождению и «право почвы»- (jus soli) - приобретение гражданства по месторождению.

Принцип «право крови» действует на территории Европы (Австрия, Италия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания и другие). Принципом «право почвы» руководствуется законодательство латиноамериканских государств. Законодательство о гражданстве некоторых государств сочетает оба указанных принципа (США, Великобритания, Индия и другие). В соответствии со статьей 10 Закона о гражданстве Республики Казахстан 1991 года наше государство применяет принцип «право крови».

Натурализация – прием в гражданство какого-либо государства по просьбе заинтересованного лица. Порядок и условия натурализации определяются законодательством государства. В порядке натурализации гражданство приобретается:

  • вступлением гражданина (гражданки) одного государства в брак с гражданкой (гражданином) другого государства;

  • усыновления гражданами одного государства ребенка, не имеющего гражданства или имевшего гражданства другого государства;

  • оптации (выбора) гражданства. Право оптации предоставляется на основе международного договора или в одностороннем порядке. Оптация в широком смысле слова – выбор одного из гражданств, которое лицо уже имеет. Однако оптация может иметь и иную форму, представляя собой способ приобретения нового гражданства, которого лицо ранее не имело, и отказ от прежнего, которое оно имело.

В случае натурализации существуют определенные условия, предусмотренные законодательством данной страны. Например, американское законодательство о гражданстве предусматривает ценз оседлости – 5 лет, знание английского языка, принесение присяги на верность. При этом, законодательство США не натурализует гражданство, если лицо является коммунистом и атеистом. Для приобретения гражданства во Франции необходимо прожить определенное количество лет, при этом кандидат должен иметь высокие моральные черты; в биографии не должно присутствовать элементов бродяжничества, проституции. Законодательство некоторых государств предусматривает профессиональный ценз, вернее, предпочтение при натурализации, например, швейцарского законодательства отдается лицам, имеющим профессии сыровара или часовщика.

Перемена гражданства возможна в результате перехода части территории одного государства к другому, т.е. цессии. При этом возможны два варианта приобретения гражданства:

  • добровольный выбор одного из двух гражданств;

  • автоматическое изменение гражданства – трансферт – передача населения территории, переходящей от одного государства к другому, соответственно, от одного гражданства в другое.


Коллизионные нормы о гражданстве порождают безгражданство (апатризм) или двойное гражданство (бипатризм).

В международной практике имеется категория лиц, не имеющая гражданства какого-либо государства, т.е. апатриды. Например, законодательство страны женщины, вступившей в законный брак с иностранцем, применяет принцип «жена следует гражданству мужа». При таких условиях женщина выходит из гражданства своей страны, а законодательство страны мужа не предоставило ей гражданства, так как не выполнены соответствующие формальности. Возможен и другой, достаточно распространенный способ апатризма: лицо лишено гражданства, либо добровольно вышло из гражданства того или иного государства и не приобрело гражданства другого государства. Правовое положение апатридов определяется законодательством страны пребывания. В целях обеспечения безопасности государства пребывания апатридам должны предоставляться основные права и свободы человека. Наличие апатридов является правовой «аномалией» для международного и внутригосударственного права, поэтому государства стремятся к уменьшению числа лиц без гражданства в своем государстве. Например, казахстанское законодательство о гражданстве предусматривает, что ребенок, оба родителя которого не известны, является гражданином Республика Казахстан – статья 13 Закона о гражданстве 1991 года. Ребенок, родившийся на территории Республики Казахстан у лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительство на территории Республики Казахстан, является гражданином Республики Казахстан – статья 14 Закона о гражданстве 1991 года. Ребенок, один из родителей которого к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Республики Казахстан, а другой являлся лицом без гражданства, либо гражданство его неизвестно, является гражданином Республика Казахстан независимо от места рождения - статья 12 Закона о гражданстве.

Современное международное право определяет статус апатридов в Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года и Конвенции о статусе апатридов 1954 года. Данные международно-правовые документы направлены на сокращение случаев безгражданства и предоставления апатридам некоторых льгот на территории государств, подписавших эти конвенции. Чтобы избежать случаев апатризма, законодательство о гражданстве ряда государств применяет принцип «право крови» - т.е. допускает приобретение ребенком гражданства матери или отца, когда сторона является лицом без гражданства. Государство устанавливает определенный правовой режим для апатридов. Это может быть уравнивание в правах и обязанностях с иностранными гражданами, как это определено в законодательстве Республики Казахстан – в Указе Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона «О правовом положении иностранных граждан» 1995 года. Возможно, что встречается в практике редко, уравнивание лиц без гражданства со своими собственными, или же апатридам предоставляется специальный режим. Статья 2 Конвенции о гражданстве замужней женщины указывает: «Каждое договаривающееся государство соглашается, что ни добровольное приобретение кем-либо из его граждан гражданства какого-либо государства, ни отказ какого-либо из его граждан от своего гражданства не будет препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина». Бесспорно, что данная конвенционная норма направлена на ликвидацию безгражданства.


Причиной бипатризма – двойного или множественного гражданства - является также коллизии законов о гражданстве различных государств. Как и апатризм, бипатризм в определенной степени препятствует осуществлению общепризнанных принципов международного права. Для устранения такого рода коллизий государства принимают соответствующие законодательные акты и заключают международные договоры. При определении правового статуса бипатридов возникают определенные трудности. Неизбежны многочисленные коллизии при осуществлении конкретных прав и выполнения конкретных обязательств. Тезис о «двойном гражданстве» не принят Европейским Союзом. Более серьезные проблемы с бипатризмом возникают при дипломатической и юридической защите прав последних. Теоретически оба государства, в соответствии с их суверенными правами, защищают бипатрида. Практически последний может проживать на территории одного из государств. Следовательно, одно из государств будет выступать против защиты его собственного гражданина, а другое государство можно обвинить во вмешательстве во внутреннюю компетенцию суверенного государства. Еще более серьезные проблемы возникают в отношениях третьих государств с бипатридами. В связи с этим, в международном праве, начиная с 60-х годов XIX века, заключаются двусторонние и многосторонние договоры во избежание «двойного гражданства». К последним относятся многосторонние межамериканские конвенции, западноевропейская конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и военных обязательствах в случае множественного гражданства 1963 года. Законодательство таких государств как ФРГ, Греции, Израиля допускают двойное гражданство в строго ограниченных пределах.

Конституционная норма в Республике Казахстан – пункт 3 статьи 10 Основного Закона – констатирует, что за гражданином Республики не признается гражданство другого государства. Часть 2, статьи 3 Закона о гражданстве Республики Казахстан, определяет, что за гражданином Республики Казахстан не признается гражданство другого государства. Конституция Республики Казахстан 1993 года обозначала общее правило и исключения в вопросах «двойного гражданства». Так, например, пункт 3 статьи 4 Конституции 1993 года содержал норму о том, что за лицом, являющимся гражданином Республики Казахстан, не признается принадлежность к гражданству другого государства. Исключения из этого общего правила касались граждан республики, вынужденно покинувших ее территорию, и казахов, проживающих в других государствах – пункт 4 статьи 4, или в силу межгосударственных договоров Республики Казахстан – пункт 3 статьи 4. Конституция Республики Казахстан 1995 года соответствует общепринятым международным стандартам в вопросах правового статуса бипатридов. Исключений из общего правила в отношении лиц с «двойным гражданством» не существует. Что касается исключений, имевших место в Конституции Казахстана 1993года, то в Законе о гражданстве Республики Казахстан 1991 года, с изменениями 1995 года, обозначено, что Республика Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынуждено покинувших территорию республики в периоды массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории других государств. Таким образом, Республика Казахстан провозглашает единое гражданство как гарантию устойчивости и стабильности суверенного государства, основу национального равноправия.


Закон о гражданстве Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона от 3 октября 1995 года.

Казахстанское законодательство о гражданстве подтверждает позицию суверенного государства следовать общепринятым мировым стандартам. В преамбуле Закона констатируется право на гражданство каждого человека в Республике Казахстан. При этом, за каждым индивидом сохранено право изменения своего гражданства. Казахстанская практика не признает института лишения гражданства, а также изгнания гражданина за пределы государства.

Гражданство Казахстана приобретается в силу постоянного проживания в государстве на 1 марта 1992 года, а также приобретения гражданства в соответствии с положениями данного Закона. Лица, не желающие состоять в гражданстве Казахстана, имели возможность в срок до 1 марта 1994 года письменно заявить об этом в местный орган внутренних дел. Для таких лиц в указанный период был предусмотрен упрощенный порядок решения вопроса гражданства. По истечении этого срока лица, не сделавшие такого заявления, стали гражданами Республики Казахстан независимо от их национальности. Согласно статье 4 Закона документом, подтверждающим гражданство Республики Казахстан, является удостоверение личности либо паспорт гражданина Республики Казахстан. Гражданство несовершеннолетних детей подтверждается их свидетельством о рождении, паспортом любого из родителей.

В соответствии со статьей 8 Закона о гражданстве в Казахстане следуют одному из принципов экстрадиции в международном праве – собственные граждане не выдаются иностранному государству, если иное не установлено международными договорами Республики.

В Республике Казахстан существуют четыре основания приобретения гражданства:

  • по рождению;

  • в результате приема в гражданство Республики Казахстан;

  • по основаниям и в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами Республики Казахстан;

  • по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

Прием в гражданство Казахстана осуществляется на основании подачи ходатайства. Решение по ходатайствам о приеме в гражданство Республики Казахстан принимается Президентом Республики Казахстан. Для приема в гражданство Казахстана не существует цензов профессии, знания государственного языка. Существующий ценз оседлости, сокращенный с десяти лет до пяти, не распространяется на несовершеннолетних, недееспособных лиц, а также тех, кто имеет особые заслуги перед Казахстаном. Эти правила распространяются на лиц, вынужденно покинувших территорию Казахстана по политическим мотивам, а также на их потомков, возвратившихся на историческую родину для постоянного проживания. Наконец, не требуется постоянного проживания не менее пяти лет лицам, состоящим в браке с гражданами Казахстана. Что касается граждан бывших союзных республик, имеющего одного из близких родственников - граждан Республики Казахстан, то они могут быть приняты в гражданство независимо от срока их проживания в Казахстане. Межгосударственные договоры Казахстана определяют вопросы гражданства военнослужащих, состоящих на действительной военной службе и дислоцированных на территории Республики Казахстан.