Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18201

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Коллективная безопасность на региональной основе допускается существование региональных соглашений и организаций безопасности при наличии определенных требований. Устав Организации Объединенных Наций предъявляет к ним требования, главными из которых являются участие государств одного географического района; действия государств не должны противоречить целям и принципам ООН.

В соответствии со статьей 52 Устава ООН главным в системе коллективных мероприятий региональных организаций безопасности являются мирные средства предотвращения войны, в первую очередь мирное разрешение споров, возникающих в регионе. Принудительные меры с применением вооруженной силы могут предприниматься только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников системы коллективной безопасности, т.е. коллективной самообороны на основе статьей 51 Устава ООН. В соответствии со статьями 53 и 107 Устава ООН имеются два исключения из этого правила: региональная организация безопасности может применять принудительные меры под руководством Совета Безопасности и самостоятельно в отношении бывших вражеских государств.

Имеется несколько региональных систем коллективной безопасности. На африканском континенте учреждена Организация африканского единства (ОАЕ), на американском континенте – Организация американских государств. На Ближнем и Среднем Востоке создана Лига арабских государств (ЛАГ).

Организация американских государств (ОАГ) – межправительственная региональная организация, созданная в 1948 года и включающая большинство стран Западного полушария. ОАГ действует на основе устава в редакции 1970 года, а также Межамериканского договора о взаимной обороне 1947 года.

Цели и принципы этой региональной организации заключаются в поддержании мира и безопасности на континенте; мирном урегулировании споров между государствами-членами; совместном отпоре агрессии; содействии решению политических, экономических и правовых проблем американских стран; объединении усилий в целях экономического, социального, научно-технического и культурного прогресса.

Организация африканского единства (ОАЕ) – межправительственная региональная организация безопасности была создана в 1963 году. В соответствии с положениями хартии целями ОАГ являются: развитие всестороннего политического и экономического сотрудничества между странами Африки и укрепление их солидарности на международной арене для создания лучших условий жизненного уровня. В основе политики организации на международной арене лежат принципы неприсоединения и сотрудничества в соответствии с положениями Устава ООН.

Лига арабских государств (ЛАГ) – межправительственная региональная организация независимых арабских государств создана в 1945 году. Целями ЛАГ являются укрепление связей и всестороннего сотрудничества между государствами-членами, координация их совместных действий в области политического, экономического, культурного и социального сотрудничества и другие.


На европейском континенте складываются новые структуры общеевропейской безопасности, в частности Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), позже переименованную в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Данная организация была задумана в качестве многостороннего форума для диалога между восточными и западными странами. C 1975 года СБСЕ проводило конференции и совещания, где велись переговоры о принятии новых обязательств и рассматривалось выполнение тех, которые были приняты ранее. В 1990 году была проведена Парижская встреча на высшем уровне, начался процесс институционализации, направленных на решение задач, возникших после окончания «холодной войны».

Хельсинский Заключительный Акт является основой для дальнейшего развития процесса СБСЕ. Этот документ представляет собой политически обязывающую договоренность. В данном документе предусматривалось проведени6е встреч с целью выполнения соглашений, выработки новых стандартов и норм, расширения регионального сотрудничества и поддержки мира и безопасности на европейском континенте. В рамках данной региональной организации проводятся совещания экспертов по отдельным вопросам, а именно: по вопросам защиты прав человека, по мирному урегулированию споров, по вопросам охраны окружающей среды, средств массовой информации, сотрудничества в области науки, культуры и экономики.

В 1994 году в Будапеште, главы государств и правительств 52 государств – участников придали СБСЕ новую политическую окраску, переименовав Совещание в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Будапештском документе ОБСЕ объявлена одним из главных инструментов в деле раннего предупреждения, предотвращения конфликтов и регулирования кризисов в регионе ОБСЕ. В декабре 1996 года был проведен Лиссабонский саммит ОБСЕ, ставший важным шагом на пути создания всеобъемлющей системы международной безопасности как для европейского континента, так и для всего мира. Этот международный форум обобщил накопленный опыт в области функционирования имеющихся систем международной безопасности и контроля над вооружениями. Более того, Лиссабонский саммит заложил основы Концепции будущей модели безопасности, завершил концептуальное и институционное оформление ОБСЕ в качестве организации.

В настоящее время приоритетными задачами ОБСЕ являются:

  • консолидация общих ценностей и построение гражданского общества;

  • предотвращение локальных конфликтов, восстановление стабильности и достижение мира в регионах, где ведутся боевые действия;

  • устранение реальных и предполагаемых угроз безопасности и предотвращение возникновения новых линий размежевания путем содействия созданию системы безопасности, основанной на сотрудничестве.


В рамках ОБСЕ проводятся встречи на высшем уровне глав государств и правительств для установления приоритетов и ориентиров деятельности Организации. Совет министров является центральным директивным и руководящим органом организации. Постоянный Совет ОБСЕ отвечает за повседневную, оперативную деятельность региональной организации. Секретариат ОБСЕ, избираемый на три года, является исполнительным органом, который возглавляет главное административное должностное лицо в ОБСЕ – Генеральный секретарь. Институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств в Гааге занимается содействием скорейшему устранению межэтнической напряженности. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) отвечает за содействие обеспечению прав человека, развитию демократии и утверждению верховенства закона. Кроме того, БДИПЧ, штаб-квартира которого находится в Варшаве, координирует работу по наблюдению за проведением выборов. В Вене размещена штаб-квартира форума по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ), являющегося постоянно действующим органом ОБСЕ. В функциональные обязанности ФСБ входит координация вопросов по мерам доверия в области безопасности и контроля за вооружениями. В Вене создана консультативная группа в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе, занимающаяся вопросами реализации и дальнейшего повышения эффективности ОБСЕ. Кроме вышеперечисленных институтов и структур ОБСЕ в регионах создаются миссии, в чьи функции входит предотвращение конфликтов и урегулирование кризисов. Эти миссии действуют в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Македонии, Чечне, Грузии, Эстонии, Латвии, Украине, Молдавии, Таджикистане, Косово. К региональным структурам ОБСЕ относятся Минская группа по Нагорному Карабаху и Бюро по связям с Центральной Азией в Ташкенте.

Республика Казахстан является участником ОБСЕ с января 1992 года. В своей деятельности Казахстан исходит из интересов обеспечения своей безопасности на основе фундаментальных принципов ОБСЕ, изложенных в Хельсинском Заключительном Акте. В 1994-1995 годах в Казахстане проводились семинары по проблемам межэтнических отношений и правам человека совместно с институтом Верховного Комиссара по делам национальных меньшинств и Бюро по демократическим институтам и правам человека. В мае 1995 года в сотрудничестве с Центром по предотвращению конфликтов ОБСЕ Министерство иностранных дел Республики Казахстан организовал семинар по мерам доверия, безопасности и контроля над вооружениями. Важным направлением деятельности Казахстана в ОБСЕ является участие в работе Форума по сотрудничеству в области безопасности. Работа Форума строится по двум основным направлениям: совершенствование выполнения ранее существующих обязательств в области укрепления доверия и безопасности и рассмотрение будущих подходов к контролю над вооружениями..


Таким образом, участие Республики Казахстан в ОБСЕ как консультативном многостороннем форуме по превентивной дипломатии составляет один из элементов вовлечения государства в европейские структуры безопасности и способствует поддержанию стабильности на евроазиатском континенте.


    1. Разоружение и ограничение вооружений.


Во второй половине XIX века прозвучали первые программные положения, открывшие научно-обоснованную перспективу борьбы за разоружение и обозначившие значимость этой борьбы. В современных условиях эти положения представляют огромный интерес. Они служат конкретным примером глубокого научного предвидения, позволившего уже тогда нарисовать отчетливую картину практического значения осуществления программы разоружения.

Вопросы разоружения рассматривались в ряде работ Ф. Энгельса и К. Маркса. Особенно большое внимание этим вопросам уделено в известных работах Ф. Энгельса, посвященных обеспечению безопасности в Европе. В них изложена широкая программа практических мер по пресечению развертывания во второй половине XIX века гонки вооружений в Европе.

Применительно к международному праву итогом проделанной работы явилось создание комплекса норм по вопросам разоружения. Возникла целая система договоров и соглашений по таким вопросам. Разоружение – это комплекс согласованных государствами мероприятий, направленных на уменьшение, а в конечном счете , и на полную ликвидацию материальных средств ведения войны.

Главная особенность в проблеме разоружения – это формирование принципа разоружения в международном праве. Конкретное содержание этого принципа заключается в следующем:

а) Устав Организации Объединенных Наций определяет разоружение как одну из важнейших задач, поставленных перед главными органами ООН в области поддержания международного мира (статья 11, п.1; статьи 26, 47). Уставные положения используют два понятия – регулирование вооружений и разоружение. Второй вариант – более широкое понятие, так как разоружение предполагает действия от сокращения вооружений до их упразднения. Таким образом, Устав ООН содержит необходимую юридическую базу для проведения мер по разоружению. Организация Объединенных Наций в своей практической деятельности уделила немало внимания различным аспектам проблемы разоружения. Главные органы ООН, и прежде всего Генеральная Ассамблея, приняли немало важных решений, способствующих прогрессивному развитию соответствующего положения Устава ООН. Особенно этот процесс ускорился после внесения в 1959 году известных советских предложений о всеобщем и полном разоружении. Резолюции по вопросам разоружения с тех пор стали неотъемлемой составной частью решений всех сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Например, в 1963 году принимается Договор о частичном прекращении ядерных испытаний, в 1968 – Договор о нераспространении ядерного оружия.


б) Перерастание права разоружения преимущественно в договорное право.

в) Немаловажным фактором служит наличие специального международного механизма для обсуждения вопросов разоружения и выработки соответствующих международно-правовых документов.

Выполнение принципа разоружения не означает прямую обязанность государств разоружаться. Государства обязаны добиваться заключения международных договоров в области разоружения и добросовестного выполнения принятых на себя обязательств. Таким образом, в соответствии с содержанием принципа разоружения необходимо: во-первых, выработать практические меры в области разоружения; во-вторых, достичь конечной цели разоружения; в третьих, выполнять условия действующих договоров в области разоружения.

Теория международного права обозначает два уровня разоружения: частичное и всеобъемлющее. Всеобъемлющее разоружение предполагает осуществление всеобщего и полного разоружения. Каковы характерные черты разоружения?

  • Разоружение является наилучшим способом обеспечения международной безопасности.

  • Разоружение направлено на достижение оптимального уровня вооружения и вооруженных сил. Идеальным вариантом было бы всеобщее и полное разоружение.

  • Основным вопросом разоружения является ядерное разоружение, запрещение оружия массового уничтожения.

  • Разоружение не должно нарушать существующего военно-стратегического равновесия, не должно быть односторонних преимуществ. Любые меры по разоружению и ограничению вооружений должны обеспечивать равную безопасность.

  • Разоружение обеспечивает распространение гонки вооружений на новые области и пространства и запрещает развертывание новых систем оружия.

  • При проведения мероприятий по разоружению необходимо установление эффективной системы международного контроля.

  • Проводимые мероприятия в области разоружения должны учитывать практику сложившихся отношений между государствами, должны способствовать укреплению мер доверия между государствами.

Идея всеобщего и полного разоружения была закреплена в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1378 (XIV) от 20 ноября 1959 года. Позже эти нормы были зафиксированы в Московском договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах от 5 августа 1963 года., Договоре о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года и многих других.

Основным вопросом разоружения является вопрос о ядерном оружии. Международное сообщество должно добиваться полного запрещения ядерного оружия путем запрещения его применения, производство и испытания данного вида оружия, а также уничтожения всех его запасов. Международно-правовое регулирование недозволенных средств ведения военных действий было обозначено Петербургской декларацией 1858 года, Гаагскими конвенциями 1907 года о законах и обычаях войны, Конвенции 1972 года о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического (биологического) токсичного оружия и об их уничтожении и других правовых актах. Несмотря на достаточно регламентированную правовую основу применения недозволенного оружия, закрепление в международном праве прямого запрещения ядерного оружия не является излишним. Декларация Генеральной ассамблеи ООН о запрещении использования ядерного и термоядерного оружия от 24 ноября 1961 года, резолюция о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия от 29 ноября 1972 года, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о предотвращении ядерной катастрофы от 9 декабря 1981 года, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года являются фундаментальными в системе эффективности запретительных норм.