Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18209

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

  1. Как было отмечено выше движение неприсоединения не имеет учредительного документа. Тем не менее оно успешно существует и развивается на базе общепризнанных принципов современного международного права и вырабатываемых практикой обычно-правовых норм и принципов.

  2. Движение неприсоединения – это добровольное объединение, созданное суверенными государствами на базе строгого уважения принципа суверенного равенства государств. Оно базируется на обязательном исполнении целей и принципов Организации Объединенных Наций. Принципы мирного сосуществования составляют общую правовую базу.

  3. Субъектами движения неприсоединения могут быть не только государства, но и освободительные движения.

  4. Для участия в движении неприсоединении, кроме технических условий (заявление, процедура рассмотрения и т.д.), необходимо соответствие следующим критериям: право на уважение своего статуса, право на полноправное участие, право на уважение со стороны международного сообщества правового статуса и внешнеполитического курса движения неприсоединения; право на несогласие участвовать в военных блоках; право требовать ликвидации военных баз и право не допускать создания новых баз на своей территории.

  5. Движение неприсоединения не допускает возможности участия в нем и в работе его органов великих держав – постоянных членов Совета Безопасности ООН.

  6. При принятии решений существует единый принцип принятия решения – консенсус.

  7. Решения органов движения неприсоединения имеют различную силу, иногда и обязательную.

  8. Движение неприсоединения обладает своеобразной международной правосубъектностью.

Движение неприсоединения имеет общедемократическое содержание, неучастие в военно-политических союзах не означает провозглашения нейтралитета. По своей правовой природе движение неприсоединения осуществляет активные действия по укреплению международной безопасности.



Контрольные вопросы:


Что такое право международной безопасности?

Каково содержание данной отрасли права?

Дайте определение и обозначьте содержание коллективной безопасности.

Какие существуют виды коллективной безопасности? Какова их практическая реализация?

Какова компетенция Совета Безопасности в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии?

Что представляют собой региональные системы безопасности?

Каковы проблемы разоружения в современном международном праве?

Какова функция Международного агентства по атомной энергии в вопросах обеспечения международной безопасности?

Что представляет собой международный контроль в обеспечении международной безопасности?

Каковы цели, задачи и компоненты международного контроля?

Какова юридическая природа движения неприсоединения?

какова позиция Республики Казахстан в вопросах обеспечения мира и международной безопасности?



Литература:


  1. Абаренков В.П., Кросулин Б.П. Разоружение. Справочник. М. 1988.

  2. Богданов О.В. Запрещение оружия массового уничтожения. М. 1985.

  3. Богданов О.В. Взаимная безопасность: новый подход к советско-американским отношениям. М. 1991.

  4. Всеобъемлющая международная безопасность. Международно-правовые принципы и нормы. Под ред. Б.М. Клименко. М. 1990.

  5. Денисов В.Н. Правовые аспекты разоружения ракетно-ядерную эру. Киев. 1990.

  6. Малинин С.А. Правовые основы разоружения. М. 1966.

  7. Манилов В.Л. Безопасность в эпоху партнерства. М. 1999.

  8. Скакунов Э.И. Международно-правовые гарантии безопасности государств. М. 1983.

  9. Тимербаев Р.М. Контроль за ограничением вооружений и разоружением. М. 1983.

  10. Тузмухамедов Р.А. Движение неприсоединения и международное право. М. 1989.

























Глава 11. Международное уголовное право.


11.1. Понятие международного уголовного права.

11.2. Роль Организации Объединенных Наций в развитии международного уголовного права.

11.3. Уголовные преступления международного характера и обязательства государств по борьбе с ними.

11.4. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью.

11.5. Правовые вопросы выдачи преступников.

11.6. Международная организация уголовной полиции (Интерпол).


11.1. Понятие международного уголовного права.


Проблемы состояния преступности и борьбы с ней всегда привлекали внимание не только специалистов, но и достаточно большого круга непрофессионалов в этой области. Этот вопрос находится в компетенции криминологии. Последняя определяет преступность как социальное явление общества, характеризующихся совокупностью всех преступлений, которые совершены в государстве или отдельном его регионе за известный промежуток времени. Преступность – явление приходящее и изменяющееся, т.е. оно возникло в определенный период развития общества, претерпело существенные изменения, соответствующие историческим особенностям социально-экономических формаций и конкретных политических систем. Какова роль государства в борьбе с преступностью? Главным образом, это осуществляется путем применения внутригосударственных мер превентивного, репрессивного и воспитательного характера. Однако этих мер недостаточно для достижения положительных результатов. Все большую роль в деле борьбы с уголовными преступлениями уделяется сотрудничеству государств.

Предметом изучения этих вопросов занимается международное уголовное право как система норм и принципов, регулирующих отношения в сфере сотрудничества государств в борьбе с международными преступлениями. Совершенствование норм, институтов, принципов международного уголовного права обусловлено невиданным ростом преступности на национальном и международном уровнях.

История международного уголовного права восходит к концу XIX века, имеет глубокие исторические корни. «Некоторые из его институтов могут быть отнесены к истокам возникновения государства и права. В первую очередь это касается выдачи преступников (экстрадиции), которая не только является древнейшим его институтом, но именно с него берет свое начало международное уголовное право. С института выдачи начинается и периодизация международного уголовного права, совпадающая с известной периодизацией международного права вообще».1


В 1889 году была учрежден Международный Союз уголовного права, выступивший с предложением ко всем государствам сотрудничать в деле совершенствования международного уголовного права. Такое сотрудничество предполагалось путем проведения согласованных межгосударственных мероприятий по преследованию международных преступников.

Первые международно-правовые акты XIX века относились к вопросам рабства и работорговли. Например, в 1815 году Венский конгресс принял специальную декларацию по этому вопросу. Лондонский договор 1841 года, участниками которого были Англия, Франция, Россия, Австрия и Пруссия, определил работорговлю как преступное явление и призвал все государства останавливать и обыскивать подозреваемые в работорговле морские суда, освобождать невольников и передавать виновных лиц органам правосудия.

В этот же период международным сообществом принимаются другие международные договоры о преступности. Например, в 1885 году Берлинской конференцией подтверждается преступность и наказуемость работорговли; Лондонский международный конгресс по борьбе с торговлей женщинами 1889 года: в 1884 году в Париже подписывается международная конвенция по охране подводных телеграфных кабелей; в 1802 году между Англией, Францией, Испанией и Голландией подписывается Амьенский договор о выдаче лиц, обвиняемых в совершении убийства, умышленного банкротства и подделке денежных знаков. Вышеперечисленные международные акты стали началом для формирования нормативно-правовой базы международного уголовного права. Позже , в конце 20-х годов XX созывались международные конференции по унификации уголовного права. Центральными вопросами для обсуждения были те преступления, которые необходимо было отнести к преступлениям, посягающим на международный правопорядок. Кроме того, на этих международных форумах предлагалось разделить все международные правонарушения на международные преступления и уголовные преступления международного характера.

Неоценимый вклад в кодификацию международного уголовного права был внесен Уставом Международного Военного трибунала (об этом подробно излагалось в главе 7, п.7.7.).

По мере развития человеческого общества возникает объективная потребность международного сотрудничества в области совершенствования уголовного права. Как это не парадоксально, но в международном сообществе меняется структура и динамика международной преступности. Появляются новые виды международных преступлений, такие как экоцид, геноцид, массовые нарушения прав человека. Соответственно, государствам необходимо «активизировать борьбу против международной преступности путем соблюдения и укрепления правопорядка и законности в международных отношениях и с этой целью дополнять и далее развивать международное уголовное право, выполнять в полном объеме обязательства, вытекающие из международных договоров в этой области, и пересматривать свое национальное законодательство с тем, чтобы обеспечивать его соответствие требованиям международного уголовного права».1


Доктрина международного уголовного права долгое время не могла определиться с понятийным аппаратом. Одни теоретики относили международное уголовное право к отрасли международного публичного права, другие – к международному частному праву, третьи –обозначали международное уголовное право как самостоятельную отрасль права. Более того, высказывались мнения о недопустимости криминализации международного публичного права, т.е. существовало мнение об отсутствии международного уголовного права вообще.

Справедливо отмечает В.П. Панов, что для обоснования определения отрасли права необходимо обозначить предмет правового регулирования этой отрасли. «Какие компоненты входят в предмет международного уголовного права? Во-первых, это сотрудничество в предупреждении, расследовании и наказании в особом порядке за преступления, предусмотренные в международных договорах. Во-вторых, это такие частные вопросы сотрудничества, как установление государствами преступности и наказуемости отдельных деяний, опасных для международного правопорядка, определение юрисдикции и судопроизводства, оказание друг другу правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, деятельность международных организаций в борьбе с преступностью и т.п. Кроме того, к предмету правового регулирования следует отнести установление минимальных стандартов и правил уголовного правосудия, обращения с правонарушителями и унификацию уголовного права».2

Таким образом, учитывая анализ структуры предмета отрасли, необходимо констатировать, что международное уголовное право – эта система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными международными договорами.

Международное уголовное право является самостоятельной отраслью международного публичного права. Для этого международное уголовное право имеет самостоятельный предмет регулирования, особый метод обеспечения правовых норм, систему специфичных принципов, субъектов международных преступлений. Вместе с тем, для международного уголовного право характерно наличие общепризнанных институтов уголовного права: соучастие, необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д.

Система источников международного уголовного права, в целом, повторяет систему источников международного публичного права с корректировкой на специфику предмета регулирования. Например, основной источник международного уголовного права – двусторонние и многосторонние договоры. Эти договорные нормы носят универсальный и региональный характер. Особое место принадлежит универсальным договорам, принятым в рамках Организации Объединенных Наций. Важно отметить, что в этой части кодификационная работа проведена не до конца. Поэтому, правовые нормы, относящиеся к международному уголовному праву можно найти в других отраслях международного права. Например, конвенционные нормы об отмене смертной казни, о предупреждении и запрещении пыток, правила тюремного заключения несовершеннолетних, женщин, детей можно найти в отрасли «Права человека в международном публичном праве».


Международное уголовное право оперирует правовыми санкциями, принятыми в национальном праве. Соответственно, юрисдикция в отношении преступлений международного характера осуществляется уголовными судами государств.



11.2. Роль Организации Объединенных Наций в развитии международного уголовного права.


Организация Объединенных Наций является координационным центром деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью. Эта деятельность осуществляется путем обмена опытом в области предупреждения преступности, борьбы с ней и содействия гуманному отношению с правонарушителями. Это направление деятельности ООН было положено в 1950 году, когда была упразднена Международная уголовная и пенитенциарная комиссия МУПК, созданная в 1872 году.

Ряд факторов предопределяют развитие международного сотрудничества в деятельности ООН в области предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями:

  • существование преступности как объективно обусловленного социального явления конкретного общества вызывает необходимость обмена накопленного государствами опыта борьбы с ней;

  • у международной общественности все большее беспокойство вызывают преступные действия транснациональных корпораций государств;

  • большой ущерб причиняет организованная преступность – неотъемлемая часть уголовной преступности государств;

  • существенной проблемой для некоторых государств остается незаконная торговля наркотическими веществами, угон самолетов, торговля женщинами и детьми и многие другие.

За период более полувека, ООН содействовала координации и поощрению эффективного международного сотрудничества в рассматриваемом вопросе. Кроме того, значительную активная роль принадлежит вспомогательным органам ООН, в их числе: Комитет ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Любые усилия государств, направленные на решение вопросов о мерах предупреждения и пересечения негативного явления –преступности, должны основываться на законах международного сотрудничества, которые осуществляются на основе принципов международного права: суверенного равенства государств, невмешательство государств во внутренние дела, поддержание мира и обеспечения международной безопасности.

Система органов, занимающаяся вопросами борьбы с преступностью представлена следующим образом:

  • Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Созывается один раз в 5 лет.

  • Комитет ООН по предупреждению преступности и борьбы с ней.

  • Институт (сеть) национальных корреспондентов.

  • Научно-исследовательский институт социальной защиты ООН, созданный в 1968 году, размещен в Риме.

  • Региональные институты по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

  • Глобальная информационная сеть в области преступности и уголовного правосудия. Содействует сбору, анализу, обмену и распространению информации, а также представление государствами на регулярной основе и запросу Генерального секретаря ООН данных о динамике, структуре и масштабах преступности.

  • Межправительственные и неправительственные организации, сотрудничающие с ООН в деле борьбы с преступностью и ее предупреждением.