Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18748

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Наиболее конкретно проблема безопасности космонавтов решается в Соглашении о спасании космонавтов 1968 года. Большинство членов Комитета ООН по космосу были заинтересованы в принятии как можно скорее Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Завершение работы над Соглашением о спасении космонавтов позволяло ускорить принятие Конвенции об ответственности. Важным положением Соглашения о спасении является то, что экипаж космического корабля во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле, остается под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого занесен этот корабль. Следует отметить, что это положение учитывалось и при разработке межправительственного Соглашения по Международной космической станции.

Однако в годы, когда вырабатывались Договор по космосу и Соглашение о спасании, интенсивность полетов в космос, особенно пилотируемых объектов, не была такой высокой. Не было и длительных полетов космических объектов с человеком на борту. Поэтому положения Договора по космосу носят общий характер, а Соглашение 1968 г. в основном решает проблемы оказания помощи экипажам космических кораблей в аварийных ситуациях уже после возвращения на Землю. Смысл и содержание статей названных соглашений дают достаточные основания считать, что обеспечение безопасности полетов космических экипажей и оказание им всей возможной помощи на всех этапах космического полета – от старта до приземления – является обязанностью государств - участников этих соглашений. Об этом свидетельствую ст. V, VII и IX Договора по космосу, ст. 1-4 Соглашения о спасании космонавтов 1968 г. Наличие такой обязанности косвенно подтверждают и отдельные положения других международных соглашений, например ст. 5, 7, 10 и 13 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года. Например, в ст.V Договора по космосу речь идет об обязанности всех государств – участников «незамедлительно» информировать другие государства или Генерального Секретаря ООН «об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представить опасность для жизни и здоровья космонавтов». К таким явлениям следует отнести, к примеру, солнечные вспышки и в результате резкое изменение радиационной обстановки в космосе. Своевременно переданная информация о подобного рода явлениях может обеспечить принятие необходимых мер безопасности.

В монографической литературе отмечается, что обязанность по оказанию взаимопомощи в космосе сходна с возлагаемой международными соглашениями на капитана морского судна и пилота самолета обязанностью участвовать в операциях по спасанию людей на море и в воздухе. Однако оказание помощи терпящим бедствие космическим кораблям и их экипажам, подчеркивает, например Г.П.Жуков, неизмеримо сложнее и рискованнее ввиду большей ограниченности передвижения и маневрирования в космосе. Именно поэтому в ст. V Договора по космосу говорится об оказании космонавтами лишь возможной помощи друг другу.1


Одним из важных принципов международного космического права является принцип возвращения космонавтов и космических объектов запустившему их государству (либо государству регистрации). Этот принцип, впервые сформулированный в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, был затем зафиксирован в Договоре по космосу. Статья V этого Договора, рассматривающей космонавтов как «посланцев человечества в космос», которым будет оказываться «всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки» на территории другого государства – участника Договора или в открытом море, предусмотрено, что «космонавты, которые совершат такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль». Указанные положения Договора по космосу были развиты и конкретизированы в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 года. Именно в Соглашении 1968 года подробно регламентируются вопросы спасания и возвращения пилотируемых космических объектов, совершивших посадку на иностранной территории. При этом, главное внимание в обоих документах уделено оказанию всемерной помощи космонавтам, оказавшимся в бедственном положении, и их незамедлительному возвращению.

Статья 1 Соглашения содержит перечень аварийных ситуаций, которые могут угрожать экипажу корабля: авария, состояние бедствия, совершение вынужденной или непреднамеренной посадки на территории другого государства, в открытом море или любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства. Эта же статья устанавливает обязанность участника соглашения информировать власти, осуществившие запуск, о том, что экипаж космического корабля приземлился на его территории. При этом, формулировки «немедленно», «с помощью всех имеющихся в его распоряжении средств связи» повторяются в этой статье несколько раз. В случае если договаривающееся государство не может опознать космический экипаж и информировать власти, осуществившие запуск, оно обязано немедленно сообщить о случившемся «для всеобщего сведения». Эти положения направлены на обеспечение принятия самых срочных мер в случаях аварийного приземления космонавтов. По-особому в Соглашении решается вопрос об оказании помощи экипажу космического корабля, если он «опустился в открытом море или в другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства…» (ст. 3). В такой ситуации соглашением предусматривается помощь государств, «которые в состоянии сделать это…». Власти, осуществившие запуск, и Генеральный секретарь ООН должны информироваться о принимаемых мерах и о достигнутых результатах.

Конечно, обнаружение, поиск и оказание помощи пилотируемому космическому объекту, опустившемуся в открытом море или в каких-то отдаленных районах (например, в Антарктиде), не находящихся под юрисдикцией определенного государства, несравненно сложнее, чем на территории государства. Поэтому требования, предъявляемые к государствам в этих случаях, менее категоричны по сравнению с теми, которые установлены в случаях приземления объектов на их территории.


Вопрос о возвращении экипажа космического объекта возникает немедленно после завершения операций по поиску и оказанию помощи приземлившемуся на чужой территории космическому кораблю и его экипажу.

Статья 4 Соглашения устанавливает юридическое обязательство возвращать персонал космического объекта властям, осуществившим запуск, независимо от того, где произошла авария, бедствие, вынужденная или непреднамеренная посадка. Таким образом, даже если космонавт – член международного экипажа совершил аварийную посадку на территории своей страны, он при отсутствии договоренности об ином, должен быть возвращен в составе всего экипажа государству регистрации космического объекта.

Для эффективного выполнения операций по возвращению аварийно приземлившихся космонавтов необходима их быстрая идентификация. В этой связи желательно, чтобы государство, осуществившее запуск корабля, снабжало космонавтов свидетельствами, удостоверяющими на нескольких языках их личность и государственную принадлежность корабля. Определенное значение в этом смысле имеют также опознавательные знаки и надписи на скафандрах и полетных костюмах космонавтов. Государство, на территории которого произошла вынужденная посадка и которое обнаружило и спасло экипаж, не вправе задерживать космонавтов на своей территории или каким-либо другим образом препятствовать их возвращению на родину. Единственной причиной, которая может воспрепятствовать немедленному возвращению космонавтов, могут быть случаи совершения космонавтами преступлений или нанесения серьезного вреда государству приземления.


13.4. Правовой режим космических объектов.


В отличие от небесных тел естественного происхождения (таких как Луна, планеты, астероиды и пр.), под космическими объектами в международном космическом праве подразумеваются созданные человеком искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т.д. Международное космическое право регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве (в том числе на небесных телах). До этого момента деятельность по их созданию и подготовке запуска находится в сфере внутригосударственного права, если об этом нет специальной договоренности между государствами (например, в случае совместного создания или запуска космического объекта несколькими государствами). После возвращения на Землю космический объект, как правило, вновь подпадает под действие национального права. Следует отметить, что в международном космическом праве не существует согласованного в договорном или доктринальном порядке единого перечня критериев, которые характеризуют правовой режим различных космических объектов. В каждом конкретном случае эти критерии будут разными как по количеству, так и по содержанию.


Особый интерес представляют обитаемые орбитальные станции, которые можно определить как космические объекты, запускаемые на околопланетные орбиты, или собираемые на них космические комплексы с продолжительным периодом функционирования, имеющие или способные иметь периодически сменяемый экипаж.1

Особенности международно-правового регулирования использования обитаемых орбитальных станций могут зависеть от различных факторов (места нахождения станций – околоземные, окололунные или околопланетные орбиты; способа создания станций – запускаемые в собранном виде или собираемые на орбите космические комплексы; специфики функционирования; принадлежности или способа использования и др.). Несмотря на существование некоторых общих черт, присущих, например, станциям на околоземных орбитах, на поверхности Луны и на окололунных орбитах международно-правовой статус их будет различным. Это объясняется тем, что правовые режимы Луны и окололунного пространства существенно отличаются от правового режима околоземного пространства. Так, деятельность по исследованию и использованию Луны в соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, и Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. осуществляется исключительно в мирных целях. Более того, упомянутое Соглашение, развивая положения ст. IV Договора по космосу, предусматривает обязанность государств-участников использовать исключительно в мирных целях не только Луну, но и окололунные орбиты, а также траектории полета к Луне или вокруг нее (ст. 3, п. 2, ст. 1 Соглашения). Это положение применимо также и к орбитам вокруг других небесных тел и к траектории полета к ним или вокруг них (п. 1, ст. 1 Соглашения). В свою очередь, околоземное пространство демилитаризовано частично. Необходимость специального международно-правового регулирования использования станций на околоземных орбитах определяется большей потенциальной опасностью функционирования этих станций для государств по сравнению со станциями, расположенными на орбитах вокруг Луны и других небесных тел.

Определенную специфику будет иметь и международно-правовое регулирование использования станций, функционирующих на геостационарной орбите и в точках либрации, являющихся ограниченными районами космического пространства, в использовании которых заинтересованы многие государства. Геостационарная орбита (ГСО) представляет собой пространственное кольцо на высоте около 36 тыс. км в плоскости земного экватора. Запущенный в это пространство спутник совершает обороты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси. В результате этого спутник постоянно находится в практически недвижимом состоянии относительно поверхности Земли; как бы зависая над определенной точкой. Это создает оптимальные условия для некоторых видов практического использования спутников (например, для осуществления непосредственного телевизионного вещания).2 Станции, функционирующие в указанных районах, следует использовать таким образом, чтобы это не только в наибольшей степени отвечало интересам справедливого и равноправного использования таких районов, но и обеспечивало бы безопасность космических полетов, исключение помех, предотвращение материального ущерба и т.п.


Хотя орбитальные станции по своей природе призваны быть многоцелевыми космическими объектами, это не исключает возможности создания и использования узкоспециализированных станций. Правовой статус таких объектов будет определяться как общими принципами международного космического права, так и нормами, специально регламентирующими тот или иной конкретный вид деятельности.

Существует определенная специфика регистрации обитаемых орбитальных станций обусловленная рядом причин, в том числе и способом их создания. При запуске национальной моноблочной станции и последующей доставке экипажей и грузов на транспортных кораблях каких-либо проблем, связанных с регистрацией, не возникает. Определенные проблемы возникают при регистрации станций, создаваемых из отдельных блоков (модулей), секций и элементов. Такая станция представляет собой систему блоков – встроенных, пристыкованных и автономных. Встроенные блоки составляют со станцией единое целое. Пристыкованные блоки, запускаемые отдельно от станций, присоединяются к ней на орбите и подключаются к система энергопитания и терморегулирования. Такие блоки могут отделяться и совершать автономный полет. Автономные блоки, совершая самостоятельный полет на сравнительно небольшое расстояние от станции, пристыковываются к ней только для обслуживания и ремонта. Космонавты орбитальной станции управляют ходом экспериментов на таких блоках и обеспечивают поддержание на них нужных условий, ликвидируют неисправности, а в случае необходимости посещают блоки и находятся в них определенное время. Все автономные блоки подлежат регистрации независимо от самой орбитальной станции, так как они, функционируя отдельно, фактически являются самостоятельными космическими объектами, входящими в состав космического комплекса. По этой же причине подлежат регистрации и те пристыкованные блоки, которые отделяются от станции и становятся автономными. Различные секции и элементы конструкции, доставляемые на орбиту, специально регистрировать нет необходимости, поскольку, входя в состав орбитальной станции, они составляют с ней единое целое.

Следующим, не менее важным, типом космических объектов являются пилотируемые космические корабли многоразового использования.

Впервые такие корабли были созданы в США, под названием «Спейс Шаттл» («космический челнок»), которые эксплуатируются с ноября 1982 года. Особенности функционирования кораблей многоразового использования порождают ряд проблем, касающихся предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду. Приступая к разработке системы «Спейс Шаттл», Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) утверждало, что ее использование не порождает экологических проблем, а возможное незначительное воздействие на окружающую среду не будет иметь сколько-нибудь серьезных вредных последствий. Однако время доказало обратное. Как выяснилось, при выведении кораблей на орбиту и их возвращении на Землю возникают отрицательные последствия звукового удара, который представляет волну избыточного давления, возникающую при полетах летательных аппаратов в атмосфере со сверхзвуковой скоростью, и отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды. Кроме того, продукты сгорания ракетных двигателей первой ступени и самого корабля оказывают вредное воздействие на озонный слой.