Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18218

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Контрольные вопросы:


  1. Каково значение вопросов территории в современном международном праве?

  2. Каковы способы изменения территории в современном международном праве?

  3. Каковы способы разрешения территориальных споров?

  4. Что входит в международную территорию?

  5. Каков порядок установления государственных границ?

  6. В чем заключается компетенция пограничных уполномоченных?

  7. Что характерно для международных рек?

  8. Каков правовой режим Арктики?

  9. Каков правовой режим Антарктики?

  10. Какие принципы необходимо соблюдать при решении территориальных вопросов?


Литература:


  1. Голицын В.В. Антарктика: тенденции развития режима. Москва. 1983.

  2. Гольцев В.А., Горбовцов В.П. Сарсембаев М.А. Международно-правовое и внутригосударственное егулирование управления в области охраны государственной границы СССР. Алма-Ата. 1987.

  3. Клименко Б.М. Государственная территория: вопросы теории и практики международного права. Москва. 1974.

  4. Клименко Б.Н. Мирное решение территориальных споров. Москва. 1982.

  5. Клименко Б.М. Международные реки. Москва, 1969 г.

  6. Корбут А.В., Баскин Ю.Я. Международно-правовой режим рек. История и современность. Москва, 1987 г.

  7. Кузнецов В.И., Тузмухамедов Р.А., Ушаков Н.А. От декрета о мире к Декларации мира. Москва, 1972 г.

  8. Лазарев С.А. Международный арбитраж. Москва.1991.

  9. Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. Москва. 1974.






Глава 13. Международное космическое право.


    1. Понятие и система источников международного космического права.

    2. Правовой режим космического пространства и небесных тел.

    3. Правовой режим космонавтов.

    4. Правовой режим космических объектов.

    5. Вопросы юрисдикции и контроля над экипажем и космическим объектом.

    6. Институт ответственности и страхования в международном космическом праве.

13.7. Правовые проблемы использования космодрома «Байконур».



    1. Понятие и система источников международного космического права.


Международное космическое право – отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность правовых норм и принципов, регулирующих отношения между его субъектами в связи с их деятельностью по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела.

Это относительно новая отрасль современного международного права, историческое начало которой связано с запуском первого искусственного спутника Земли в 1957 году. В декабре 1961 и 1963 годов принимаются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, определяющие правовые принципы и нормы деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. К таковым были отнесены: принцип свободы исследования и использования космического пространства; принцип нераспространения государственного суверенитета на космическое пространство; принцип запрещения национального присвоения космического пространства.


В рамках ООН в 1959 году был создан вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН - Комитет по использованию космического пространства в мирных целях.

Систему источников международного космического права образуют международные договоры, разработанные под эгидой ООН - многочисленные международные договоры научно-технического характера, регулирующие совместную деятельность государств в космосе; договоры, определяющие деятельность государств на Земле и в воздушном пространстве, связанную с изучением и использованием космоса.

К первой группе источников относятся: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года; Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 года; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1976 года; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 года.

Вторая группа источников международного космического права, имеющих научно-техническую направленность, приняты многочисленными межправительственными организациями, такими как Европейским космическим агентством, Интерспутником и другими. Эти договоры двустороннего и многостороннего характера касаются общих и конкретных вопросов совместной деятельности государств в космосе.

Наконец, третья группа договоров регулирует правовые вопросы операций, проводимых на Земле по спасанию и возвращению космонавтов и космических объектов. Более того, регулирует вопросы, связанные с обеспечением возмещения ущерба, причиненного при падении на землю космических объектов или их составных частей.

Правовые нормы международного права распространяют свое действие на космическое пространство и на всю деятельность государств, международных организаций, физических и юридических лиц по исследованию и использованию космического пространства как на Земле, так и в самом космическом пространстве. Международное космическое право отражает специфичные особенности космического пространства и соответственно деятельности государств по использованию космического пространства. Нормы и институты международного космического права, отражая эту специфику, должны вместе с тем соответствовать общепризнанным принципам международного права.


    1. Правовой режим космического пространства и небесных тел.


Космическое пространство – это пространство, находящиеся за пределами воздушной сферы Земли, правовой режим которого определяется международным космическим правом. Правовой режим космического пространства и небесных тел тесно связан с некоторыми общими принципами международного космического права и должен рассматриваться в связи с ними.


Таковыми являются:

  • свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел;

  • осуществление деятельности по исследованию и использованию космоса и небесных тел в соответствии с принципами международного права;

  • запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел;

  • частичная демилитаризация космического пространства и полная демилитаризация небесных тел;

  • сохранение суверенных прав государств на запускаемые ими космические объекты;

  • предотвращение потенциально вредных последствий экспериментов в космическом пространстве и на небесных телах;

  • оказание помощи экипажу космического корабля в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки;

  • содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства и небесных тел;

  • международная ответственность государств за национальную деятельность в космосе.

Рассмотрим содержание некоторых из них. Свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел. Правовое положение космического пространства определяется, прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет ни одного государства. Оно открыто, или свободно для исследования всеми государствами в соответствии с нормами международного права. Все, без исключения, государства имеют равные права в отношении доступа к космическому пространству. Бесспорно, что все государства заинтересованы в освоении космоса и получении результатов такого освоения. Деятельность государств по освоению космического пространства и небесных тел должна способствовать использованию результатов космических исследований исключительно в мирных целях.

Осуществление деятельности по исследованию и использованию космоса и небесных тел в соответствии с принципами международного права. Общепризнанные принципы международного права обязательны для исполнения не только в пределах какого-то государства, но и в тех пространствах, которые не находятся под чьим-либо суверенитетом. Мирное освоение космического пространства и небесных тел невозможно без выполнения таких принципов как невмешательство во внутренние дела, суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, запрещение угрозой силой или ее применения и другие.

Запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел. Впервые этот принцип был сформулирован в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 1961 году. Данный принцип, непосредственно связанный с провозглашением свободы исследования и использования космоса, исключает распространение суверенитета какого-либо государства. Необходимо отметить, что в западной международно-правовой литературе дискутировался вопрос о возможности право присвоения космического пространства и небесных тел отдельными лицами, частными компаниями и международными организациями. Однако такая позиция противоречит соответствующим положениям Договора по космосу 1967 года и Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года.


По требованию развивающихся государств в Соглашении 1979 года, впервые в международном праве, небесные тела и их природные ресурсы были объявлены «общим наследием человечества».

Предотвращение потенциально вредных последствий экспериментов в космическом пространстве и на небесных телах. Статья IX Договора по космосу 1967 года устанавливает два обязательства для ее участников. Первое обязательство касается обязанности государства при освоении космического пространства не допускать помехи и препятствия для других государств. Второе обязательство направлено на охрану земной и космической среды от вредных последствий космической деятельности.

Отработанные космические аппараты, ракеты и их составные части, интенсивные космические исследования, увеличение количества запусков космических объектов – все это приводит к увеличению загрязнения.

Данный принцип, установленный Договором по космосу 1967 года получил дальнейшее развитие в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года. Конвенционные нормы запретили применение любых научно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия на погоду и климат, если такие средства могут вызвать долгосрочные разрушительные или губительные для природы последствия. В Договоре по космосу предусматривается процедура проведения международных консультаций относительно деятельности или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использование космического пространства.

Для безопасности космических полетов большое значение имеет предотвращение вредного загрязнения космического пространства. Ведь деятельность в космосе оказывает определенное воздействие как на само космическое пространство, так и на окружающую среду Земли. Сегодня проблема загрязнения космического пространства является одной из слабо разработанных тем с точки зрения ее угрозы для полетов. Космические полеты не должны подвергаться риску столкновения, отравления и другим неоправданным экспериментам. Возникла объективная необходимость разработки юридически обязательных норм по предотвращению засорения околоземного космического пространства. Следует заметить, что проблема его засорения техногенными космическими телами возникла по существу сразу после запусков первых искусственных спутников Земли в конце 50-х годов. Проблема получила официальный статус на международном уровне после доклада Генерального Секретаря Генеральной Ассамблеи ООН под названием «Воздействие космической деятельности на окружающую среду».1 По данным Международной академии астронавтики2, в настоящее время на околоземных орбитах находится более 8600 каталогизированных объектов, из которых лишь около 500 можно рассматривать как действующие космические летательные аппараты. Столкновение с любым из этих объектов представляет опасность как для космонавтов, так и для окружающей среды.


Меры по уменьшению интенсивности техногенного засорения космоса имеют два аспекта: во-первых, защита от воздействия космического мусора (недопущение столкновения с ним) и, во-вторых, меры, исключающие образование технического мусора.

Научно-технический комитет ООН по космосу в 1995 году начал проработку технического доклада по проблематике космического мусора.

Частичная демилитаризация космического пространства и полная демилитаризация небесных тел. В мирное время в космическом пространстве никакая военная деятельность не допускается: недопустимость использования искусственных спутников Земли для сбора военных сведений разведывательного характера на территории других государств; недопустимо фотографирование территории других государств. Все небесные тела, включая Луну, могут использоваться исключительно в мирных целях. Запрещается создание на них военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. К запрещенным действиям в космическом пространстве относятся: пропаганда, имеющая целью или способная создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии; засорение космического пространства и создание вредных помех космической деятельности других государств; непринятие мер против неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества и другие.

Основными направлениями космической деятельности государств являются:

  1. Непосредственное телевизионное вещание с помощью искусственных спутников.

  2. Дистанционное зондирование Земли с использованием искусственных спутников.

  3. Международные контракты с использованием космических средств.

  4. Проведение медицинских и биологических наблюдений и опытов.

  5. Использование космического пространства в качестве геостационарной орбиты.

  6. Возможность исследования ресурсов других планет и изучение возможности их эксплуатации.

  7. Изучение проблем охраны биосферы Земли.

  8. Использование в космосе ядерных источников энергии.

  9. Использование космической метеорологии для нужд государства.


    1. Правовой режим космонавтов.


Если же подходить к определению понятия «космонавт» с точки зрения права, то необходимо отметить, что ни в международных соглашениях, ни в законодательных актах такого определения нет. Кроме того, для обозначения лиц, находящихся в космическом полете, в разных странах на разных языках и в разных международных договорах употребляются различные термины, например, в СНГ – космонавт, в США – астронавт.

Большая Советская энциклопедия отмечает, что космонавт – это человек, проводящий испытание и эксплуатацию космической техники в космическом полете. В специальной литературе по космонавтике под этим термином понимается человек, прошедший специальную медико-биологическую и техническую подготовку и принявший участие в космическом полете в качестве командира космического корабля или члена космического экипажа. Попытки дать определение понятию астронавта были предприняты представителем Аргентины на VI сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу в 1967 году. Под астронавтом было предложено считать «гражданского исследователя, осуществляющего в качестве представителя человечества деятельность по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, исключительно в мирных целях». Это определение не соответствует современному понятию термина «космонавт», т.е. ограничивает круг лиц, принимающих непосредственное участие в космическом полете, гражданскими лицами. Но ведь первые кандидаты в космонавты отбирались из числа военных летчиков в СССР и летчиков-испытателей в США (учитывая их всестороннюю подготовку). Позднее, в экипажи пилотируемых космических объектов стали включаться специалисты и ученые, а в современных условиях – меценаты космических исследований. Таким образом, согласно ст. IV Договора по космосу, сделанный выше вывод о понятии «космонавт» наиболее точный.