Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18212

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В свою очередь, экипаж орбитальной космической станции можно было бы определить как находящийся на ней коллектив космонавтов, включающий командира, других лиц командного состава и членов экипажа (летный состав, ученые, технические специалисты, обслуживающий персонал), который, являясь управляющим звеном станции, обеспечивает ее эффективное использование в соответствии с полетным заданием и с учетом основных принципов и норм международного космического права.1 Определяющее значение для правового статуса экипажей и других пилотируемых космических объектов имеет положение ст. VIII Договора по космосу относительно сохранения прав по юрисдикции и контролю над объектами и любыми их экипажами на весь период их нахождения в космосе за государствами регистрации таких объектов. Употребление в ст. VIII Договора по космосу выражения «любой экипаж» дает также основание для вывода о том, что права государства регистрации космического объекта по юрисдикции и контролю распространяются, по общему правилу, на всех лиц, находящихся на станции, независимо от технических характеристик, круга решаемых задач, категории должностного положения этих лиц, их национальности, а также других факторов. В числе находящихся на станции лиц могут быть государственные служащие (гражданские или военные), граждане государств регистрации и граждане других государств, космонавты, входящие в состав основного экипажа станции, предусмотренного программой полета, и пассажиры, доставленные на нее, в случае использования станции в качестве транзитного пункта, а также потерпевшие аварию космонавты других государств, получившие укрытие на станции.

Таким образом, правовое положение экипажей орбитальных станций и других пилотируемых космических объектов нуждается не только в международном, но и в государственно-правовом регулировании. В литературе по космическому праву постоянно подчеркивается необходимость решения таких вопросов, как правовой статус персонала и пассажиров космических объектов, нормы по охране труда, здоровья и социального обеспечения космонавтов, ответственность за совершение незаконных действий во время пребывания в космосе и т.п.

У государств, запускающих такие объекты, имеются отдельные положения, регулирующие деятельность экипажей (например, определение распорядка повседневных работ и всей жизни на станции или корабле, должностных прав и обязанностей, взаимоотношений между членами экипажей в процессе выполнения полетного задания, полномочия командира и т.п. Осуществление длительных пилотируемых полетов ставит вопрос о принятии в национальном законодательстве специальных нормативных актов, определяющих правовое положение экипажей орбитальных станций, как это установлено в отношении экипажей воздушных и морских судов.


Управление экипажем и контроль за его работой, а также за всеми событиями, происходящими на орбитальной станции, осуществляется с помощью средств космической связи и через командира, который выступает высшим должностным лицом на станции, осуществляющим властные полномочия в отношении членов экипажа и любых других лиц, находящихся на станции. Поэтому дисциплинарная власть командира станции или космического корабля в том же объеме, как у капитана морского судна и командира экипажа самолета. Командир каждой станции, как полномочный орган государства регистрации, как и капитан морского судна, наделяется правом непосредственно разрешать ряд вопросов на станции (разрешение споров, составление и удостоверение юридических документов и т.п.) в пределах своей компетенции. В тех же случаях, если на орбитальной станции или космическом корабле произойдет нарушение порядка, представляющее угрозу для станции и находящихся на ней лиц, командир имеет право принять все необходимые меры для пресечения таких нарушений, а в необходимых случаях – применить санкции вплоть до принудительной изоляции или ареста нарушителей. Так, в США в связи с подготовкой к полетам космического корабля многоразового использования «Спейс Шаттл» в 1980 году была опубликована инструкция Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), в соответствии с которой на командира космической транспортной системы возлагалась ответственность за поддержание порядка и дисциплины, обеспечение безопасности всего персонала на борту «Спейс Шаттл», а также за сохранность самого корабля и всех его элементов. С этой целью командиру было разрешено использовать все необходимые средства, включая применение физической силы, в отношении как граждан США, так и граждан других государств, находящихся на борту корабля. Инструкция устанавливает также подчиненность командира руководителю полета в центре управления полетами, определяет состав экипажа, порядок замещения должности командира при чрезвычайных обстоятельствах, а также этапы полета, во время которых командир осуществляет свои функции. В инструкции имеется ссылка на уголовное законодательство США, согласно которому нарушение положений этой инструкции или невыполнение приказов командира влечет за собой штраф до 5 тыс. долларов или тюремное заключение сроком до одного года.

Необходимость предоставления командиру орбитальной станции широких полномочий возникла из стремления государств обеспечить эффективное и безопасное ее функционирование, правопорядок на борту, а также гарантировать безопасность находящихся на ней людей и имущества. Ведь именно командир несет персональную ответственность за выполнение полетного задания в целом, за обеспечение безопасного функционирования станции, своевременное и эффективное проведение на ней работ, выполнение установленного распорядка, за действия находящихся на станции лиц и т.д.


Что касается прав и обязанностей каждого из членов экипажа в отношении управления станцией, работы ее аппаратуры и оборудования, проводимых за пределами станции операций, то объем и специфика их зависят от назначения и особенностей функционирования станции. Экипаж корабля может включать от двух до семи человек: командира, пилота, специалистов по операциям на орбите и по полезной нагрузке. Обязанности их распределяются следующим образом. Командир несет ответственность за выполнение полетного задания в соответствии с установленными инструкциями и указаниями центра управления полетом, а также за безопасность всего экипажа. Он наделен полномочиями вносить изменения в программу полета, проводимые операции и обязанности отдельных членов экипажа, если это необходимо для обеспечения безопасности экипажа и нормального функционирования корабля. В то же время при полете на околоземной орбите командир, за исключением тех случаев, когда это может угрожать безопасности экипажа и корабля, выполняет указания специалиста по операциям на орбите в отношении расходуемых ресурсов, использования бортовых систем и изменений программ полета.

На пилота возлагается обязанность помогать командиру в полете, а в некоторых случаях, например при двухсменной работе, заменять его.

Специалист по операциям на орбите должен контролировать полезную нагрузку с точки зрения ее соответствия требованиям летных характеристик корабля и его бортовых систем, а также безопасности экипажа и корабля. На все время проведения операций на орбите этот член экипажа распоряжается бортовыми ресурсами и руководит действиями экипажа. Важный элемент его правового положения – ответственность перед владельцами за полезную нагрузку (научные приборы, оборудование и т.п.), и если те предоставят ему такое право, принятие компромиссных решений в случае «конфликта» между различными полезными нагрузками и внесение изменений в полетное задание при возникновении неисправности или других обстоятельств. Такое право владельцы могут предоставить и специалисту по полезной нагрузке. Эффективное использование орбитальных станций, равно как и других объектов с экипажами на борту, зависит от добросовестного исполнения членами экипажа своих обязанностей.

Необходимо отметить, что космонавты не являются субъектами международного космического права, то его нормы не могут непосредственно регулировать поведение человека в космическом пространстве. Права и обязанности, зафиксированные в международных соглашениях по космосу, возлагаются на субъектов космического права, т.е. в первую очередь на государства. Государства же несут ответственность за деятельность по исследованию и использованию космического пространства независимо от того, кем она осуществляется – самим государством, его неправительственными юридическими лицами или гражданами. Одновременно государство должно обеспечивать, чтобы деятельность космонавта соответствовала его правам и обязанностям по международным соглашениям по космосу. Какими мерами и средствами государство добивается такого соответствия – это его внутреннее дело.1


Широкое развитие международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях сделало реальностью международные космические полеты. Первый опыт совместной работы на орбите космонавтов разных стран был приобретен в июле 1975 г. в ходе выполнения советско-американского проекта «Союз-Аполлон». Стороны договорились, что при переходе космонавтов из одного корабля в другой, в соответствии с заранее установленным расписанием работ, руководить действиями экипажа на борту соответствующего корабля будет командир и наземный центр управления той страны, которой принадлежит данный корабль. Технические директора проекта и руководители центров управления подробно согласовали и утвердили полетную документацию, предусматривающую действия кораблей и экипажа во всех штатных и нештатных ситуациях.

Ответственность за принятие решений при нештатных ситуациях была возложена на центр управления и командира «принимающей стороны», т.е. корабля, в котором возникла подобная ситуация во время нахождения в нем космонавтов другой стороны. Право принятия немедленного решения при отсутствии связи с наземным персоналом было предоставлено командиру принимающего корабля.

С точки зрения прогрессивного развития международного космического права особый интерес представляет Межправительственное соглашение по Международной космической станции (МКС). Его подписание состоялось 29 января 1998 г. в Вашингтоне. Участники – Россия, США, государства – члены Европейского космического агентства (ЕКА), Япония и Канада. На его подготовку ушло почти пять лет.1 В результате длительных переговоров делегаций государств-партнеров по МКС сложилась следующая, не имеющая в настоящее время аналогов, система правовых норм, регулирующих деятельность по созданию и обслуживанию станции как в космосе, так и на Земле. Данная система образована как бы тремя уровнями правовых норм, вошедших в соглашения межгосударственного и межведомственного характера.

Третьим уровнем правового регулирования деятельности на МКС является так называемый «Кодекс поведения космонавтов», призванный регламентировать права и обязанности международного экипажа станции. Данный вопрос является одним из наиболее сложных и противоречивых, поскольку международный характер станции исключает возможность распространения на нее в целом юрисдикции какого-либо одного государства. Отсюда – необходимость в регламентации правоотношений на МКС многонационального характера. Особые условия космического полета требуют, с одной стороны, жесткого единоначалия и беспрекословного подчинения приказам командира, особенно в чрезвычайных ситуациях. С другой стороны, встает вопрос о пределах властных полномочий командира экипажа, степени его ответственности за принятие решения и даже о возможных мерах принуждения, которые командир может применить к членам экипажа, отказавшимся выполнять его приказы.


Так как деятельность в космическом пространстве существенно отличается от деятельности в любой другой сфере, то в обязательном порядке должны иметь место правовые аспекты обеспечения безопасности космических экипажей. Данному обеспечению безопасности полетов космических пилотируемых объектов способствует решение ряда важных вопросов. К таковым относятся: загрязнения и заражения космического пространства и небесных тел, что при определенных условиях может реально угрожать жизни и здоровью космических экипажей; обеспечение нормального функционирования связи с космическими экипажами, в особенности в аварийных ситуациях; выделение специальных зон безопасности в космическом пространстве; запрещение вмешательства в деятельность космических объектов иностранных государств; взаимопомощь и спасание космонавтов в аварийных ситуациях.

Рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением безопасности пилотируемых полетов в космос, показывает, что проблема имеет два аспекта – национальный и международный.

Порядок подготовки полета на всех его этапах, несомненно, относится к внутренней компетенции государства, даже если в полете принимают участие космонавты – граждане других стран. Соответствующие вопросы регулируются национальными законами и другими правовыми актами этого государства. В случае необходимости эти страны могут заключать между собой двусторонние соглашения, регулирующие их взаимоотношения, связанные с полетами, в которых принимают участие иностранные граждане.

В силу глобального характера космической деятельности весьма важен и международный аспект рассматриваемой проблемы. Если говорить о безопасности космических экипажей, то возникающие в ходе осуществления полета отношения между государствами (передача информации, поиск, оказание помощи и спасание экипажей в космическом пространстве и т.д.) должны регламентироваться международно-правовыми средствами. Международный аспект проблемы выдвигает на первое место вопросы создания благоприятных условий и максимально безопасной обстановки, в которых действуют космические объекты и их экипажи. Особая роль в выполнении этой задачи принадлежит международному сотрудничеству «как в научных, так и в юридических аспектах исследования и использования космического пространства в мирных целях» (преамбула Договора по космосу).

Особое значение для пилотируемых полетов имеет нормальное устойчивое функционирование радиосвязи. В случаях бедствия или любых аварийных ситуациях значение связи с Землей, а также непосредственно между космическими экипажами еще больше возрастает. О значении радиосвязи для космоса говорит и тот факт, что в принятую в 1982 г. Международную конвенцию электросвязи включена ст. 25, в соответствии с которой «международные службы электросвязи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям электросвязи, касающимся безопасности человеческой жизни на море, на Земле, в воздухе и в космическом пространстве».