Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18733

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Таким образом, двусторонние договоренности способствуют конструктивному и эффективному взаимовыгодному сотрудничеству по использованию космодрома «Байконур». Этот уникальный научно-технический комплекс, несмотря на все трудности переходного периода, сообща был сохранен. В настоящее время космодром успешно работает как в интересах Казахстана и России, так и мировой науки в целом.


Контрольные вопросы:


  1. Дайте определение международного космического права.

  2. Какова система источников международного космического права?

  3. Какие принципы международного космического права вам известны?

  4. Каковы основные направления космической деятельности государств?

  5. Каким образом оказывается помощь экипажу космического корабля в случаи аварии, бедствия или вынужденной посадки?

  6. Что относится к космическим объектам?

  7. В чем особенности международно-правовой ответственности в связи с космической деятельностью?

  8. В чем особенности страхования в международном космическом праве?

  9. В чем заключаются особенности юрисдикции и контроля над экипажем и космическим объектом?

  10. Каково нынешнее состояние использования космодрома «Байконур» международным сообществом?


Литература:


  1. Верещетин В.С. Международное сотрудничество в космосе. М. 1983.

  2. Верещетин В.С. Новое в космическом праве. М. 1990.

  3. Жуков Г.П. Космос и мир. М.1985.

  4. Жуков Г.П. Проблемы спасания человеческой жизни
    в международном космическом праве. Труды
    V научных чтений по космонавтике. М. 1981.

  5. Колосов Ю.М., Сташевский С.Г. Борьба за мирный космос: правовые вопросы. М. 1984.

  6. Новое в космическом праве (отв. ред. В. Верещетин). М. 1990.

  7. Постышев В.М. Освоение космоса и развивающиеся страны (международно-правовые проблемы). М. 1990.

  8. Рудев А.И. Международно-правовой статус космических станций. М. 1982.

  9. Словарь международного космического права (Отв. ред. В. Верещетин). М. 1992.

  10. Яковенко А.В. Прогрессивное развитие Международного
    космического права. Актуальные проблемы. М. 1999.




























Глава 14. Международное воздушное право.


14.1. Понятие и развитие международного воздушного права.

14.2. Основные принципы международного воздушного права.

14.3. Режим воздушного пространства и правовое регулирование международных полетов.

14.4. Международно-правовое регулирование воздушных сообщений.




14.1. Понятие и развитие международного воздушного права.


Международное воздушное право – это отрасль современного международного права, представляющая совокупность правовых норм и институтов, регулирующих отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации воздушного сообщения.

Данные правовые нормы регулируют:

  1. Международные полеты и режим воздушного пространства регламентируют:

  • порядок и условия предоставления государствами права полетов для иностранных воздушных судов;

  • правила полетов в воздушном пространстве государства;

  • требования к иностранному воздушному судну и их экипажам;

  • порядок и условия пользования аэропортами, аэродромами, радиотехническими средствами.


  1. Деятельность воздушного транспорта регламентирует:

  • коммерческую деятельность иностранных воздушно-транспортных предприятий, летательным аппаратом которых разрешен полет в воздушном пространстве данного государства;

  • порядок и условия выдачи иностранным воздушно-транспортным предприятиям разрешений на эксплуатацию международных воздушных линий;

  • объем коммерческих прав иностранного воздушного судна в пунктах посадки; условия эксплуатации воздушным судном международных воздушных линий, проходящих по территории данного государства.

Историю развития международного воздушного права можно подразделить на три периода, рубежами которых являются первая и вторая мировые войны.

В течение первого периода, в основном, формировалась теория международного воздушного права. Международно-правовая общественность проводила широкие дискуссии относительно юридической природы воздушного пространства. Быстрое развитие авиационной техники накануне первой мировой войны, а также успешное применение самолетов в разведывательных и боевых целях на фронтах послужили причинами появления первых национальных законов по вопросам воздушного права. период теоретического развития международного воздушного права закончился.

Второй период развития данной отрасли права посвящен практической реализации принципа полного и исключительного суверенитета государства над своим воздушным пространством. Этот принцип получил международно-правовое признание и был закреплен в национальных законодательствах большей части государств. После окончания войны принцип государственного суверенитета над воздушным пространством был закреплен в трех многосторонних конвенциях: Парижской 1919 года, Мадридской 1926 года и Гаванской 1928 года.

Парижская конвенций 1919 года содержит два противоречивых решения вопроса о режиме воздушного пространства. С одной стороны, она закрепила принцип полного и исключительного суверенитета государства над воздушным пространством, а с другой – сделала значительную уступку теории «свободы воздуха», так как разрешила «»безвредные полеты гражданских воздушных судов каждого участника Конвенции над территорией других участвующих в Конвенции государств. Таким образом, Конвенция отразила противоречие между государствами и представляла своего рода компромисс между теориями государственного суверенитета и «свободы воздуха». Преимущественное право приобрели ведущие державы Антанты. Парижская Конвенция просуществовала до начала второй мировой войны и официально была отменена после принятия Чикагской Конвенции 1944 года.

Мадридская (или иначе ее называют иберо-американская) Конвенция о воздушной навигации 1926 года заключена между государствами Иберийского полуострова (Испанией и Португалией) и латиноамериканскими государствами. Инициатором данного правового источника выступила Испания. Мадридская Конвенция скопировала структуру и формулировки Парижской, но в отличие от последней установила равенство голосов всех государств-участниц в постоянном руководящем органе, не содержала ссылок на уставные положения Лиги Нации, обозначила свободный порядок присоединения к Конвенции, предоставила государствам-участникам право заключать двусторонние соглашения с третьими государствами. Таким образом, Мадридская Конвенция была политической демонстрацией против режима Парижской Конвенции. Однако данная конвенция не имела практического успеха, так как ее ратифицировали только 6 государств.


Гаванская Конвенция о воздушной коммерции подписана в 1928 году на конференции американских государств по инициативе Соединенных Штатов Америки. В отличие от предыдущих, Гаванская Конвенция предоставила не только право «безвредного полета», но и право на организацию и эксплуатацию международных воздушных линий между территориями государств-участниц.

Особое внимание в науке международного права в период между мировыми войнами уделялось вопросам, связанным с регулированием воздушных передвижений, международных полетов, правовому обоснованию режима воздушного пространства государства. С этих же позиций анализировалась проблема государственного суверенитета над воздушным пространством. Более того, для рассматриваемого периода характерно ограничительное толкование понятия «международное воздушное право» как право воздушных передвижений.

Третий период начался с конца второй мировой войны и продолжается по настоящее время. Характерной особенностью этого периода является рассмотрение в международном воздушном праве вопросов правового статуса международного воздушного транспорта. Широкий выход гражданской авиации на международную арену, образование постоянных международных авиалиний, связывающих многие государства, убедительно продемонстрировали необходимость разработки единых для всех государств международных правил воздушного сообщения, воздушных перевозок пассажиров и грузов.

Важным этапом формирования в международном воздушном праве правовых норм, регулирующих международную деятельность воздушного транспорта стала Чикагская конференция 1944 года. Результатами работы данного международного форума стали Конвенция о международной гражданской авиации и два многосторонних соглашения о коммерческих правах в регулярных воздушных сообщениях.

Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года представляла собой важный шаг по пути послевоенного регулирования международных воздушных сообщений. Чикагская конвенция учредила постоянную международную авиационную организацию – международную организацию гражданской авиации – ИКАО, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций.

Основная цель ИКАО состоит в развитии принципов и техники международной воздушной навигации и в поддержке планирования и развития международного воздушного транспорта с тем, чтобы:

  • обеспечить безопасное и упорядоченное расширение в мире международной гражданской авиации;

  • поощрять использование самолетов в мирных целях;

  • поощрять развитие авиалиний, аэропортов, авианавигационных средств для международной гражданской авиации;

  • удовлетворять потребности народов мира в безопасном, регулярном, эффективном воздушном транспорте;

  • не допускать бессмысленных экономических затрат, вызываемых неразумной конкуренцией;

  • обеспечить полное уважение прав государств-членов гарантировать, чтобы каждое из них имело справедливые возможности располагать международными авиалиниями;

  • исключать дискриминацию между государствами-членами;

  • укреплять безопасность полетов на международных авиалиниях;

  • содействовать общему развитию всех сторон международных гражданских авиаполетов.


Международная организация гражданской авиации приняла ряд международных стандартов и выработала практические меры, которые определяют конструкцию и эксплуатационные характеристики самолетов и значительную часть их оборудования. Эти стандарты также определяют служебные обязанности пилотов авиатранспортных компаний, летных экипажей, операторов службы воздушного движения, наземных экипажей, правила перевозок опасных грузов коммерческим авиатранспортом. Кроме того, они определяют требования и процедуры, обеспечивающие безопасность в международных аэропортах.

ИКАО стремится облегчить пересечение международных границ путем сокращения различных формальностей – таможенных, иммиграционных (паспортных), санитарных. ИКАО разрабатывает правила визуальных полетов и полетов по приборам. Она разрабатывает аэронавигационные карты, используемые во всем мире для самолетовождения. В ее ведении находятся также системы авиационной электросвязи: радиочастоты и процедуры обеспечения безопасности.

Высший орган ИКАО – собрание представителей всех государств – Генеральная Ассамблея, где каждое государство имеет по одному голосу. Главный исполнительный орган организации – Совет, избираемый Генеральной Ассамблеей на трехгодичный срок. Совет назначает Генерального директора, ведает финансами ИКАО, устанавливает нормы международной авианавигации и, по просьбе сторон, может выступать трибуналом по рассмотрению любых споров, связанных с международной гражданской авиацией. Совет возглавляет Президент. Штаб квартира специализированного учреждения находится в Монреале. В юридической области ИКАО ведет регистрацию международных соглашений, систематизирует национальное воздушное законодательство, разрабатывает проекты международных договоров.

Чикагская конференция 1944 года, кроме Конвенции о международной гражданской авиации, как было указано ранее, принимает Соглашение о транзите по международным воздушным линиям (о «двух свободах воздуха») и Соглашение о международном воздушном транспорте (о «пяти свободах воздуха»). К числу важных источников международного воздушного права необходимо отнести Варшавские Конвенции 1929 года для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок и об ответственности авиаперевозчика на международных линиях; Конвенцию об ущербе, причиненном иностранным воздушным судам и третьим лицам на поверхности 1952 года с дополнительным протоколом к Конвенции 1978 года; Токийскую Конвенцию 1963 года о преступлениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна; Гаагскую Конвенцию 1970 года о борьбе с незаконным захватом воздушных судов; Монреальскую Конвенцию 1971 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и Дополнительный протокол к ней 1988 года; Договор по открытому небу 1992 года.




14.2. Основные принципы международного воздушного права.


Международное воздушное право как отрасль международного права основывается на общепризнанных принципах международного права. Вместе с тем, в систему норм воздушного права входят и специальные принципы и нормы, непосредственно регулирующие деятельность международной гражданской авиации. К таковым относятся:

  • принцип исключительного и полного суверенитета государства над его воздушным пространством;

  • принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве;

  • принцип обеспечения безопасности международных воздушных сообщений;

  • принцип защиты воздушных судов от актов незаконного вмешательства;

  • принцип признания национальности судна на основе его регистрации;

  • принцип возмещения ущерба, причиненного воздушным судам и третьим государствам.

Рассмотрим некоторые из них.

Принцип исключительного и полного суверенитета государств над его воздушным пространством. Правовые нормы современного международного воздушного права базируются на принципе полного и исключительного суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории. Это один из общепризнанных принципов современного международного права.
Теория международного права с самого начала занимает твердую позицию признания принципа полного и исключительного суверенитета над расположенным над ним воздушным пространством. Так как воздушное пространство составляет неотъемлемую часть государственной территории, в пределах которой государство проявляет свою верховную власть, то суверенитет над воздушным пространством составляет часть единого государственного суверенитета. Этот элемент государственного суверенитета существует независимо от признания его международными конвенциями и другими договорами.

Государственный суверенитет распространяется на все воздушное пространство, расположенное над всей сухопутной и водной территорией данного государства, включая его территориальные воды. В отличие от международного морского права, где действует правило мирного прохода торговых судов через территориальные воды, международное воздушное право не признает мирного пролета гражданских судов над территориальными водами, если на то не имеется специального разрешения прилежащего государства.

Государственный суверенитет над воздушным пространством ограничен пределами самого воздушного пространства и не может продолжаться до бесконечности в космос. На протяжении многих веков вопрос о высотном пределе государственного суверенитета представлял лишь теоретический интерес. Однако с развитием научно-технического прогресса, авиации и авиационных сообщений возникла необходимость фиксировать этот высотный предел суверенного воздушного пространства. С появлением первого искусственного спутника Земли и утверждением принципа свободы космоса возник вопрос о пространственном пределе с одной стороны - принципа государственного суверенитета над национальным воздушным пространством, с другой – принципа свободы космоса.