Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18725

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Международная практика государств в использовании космического пространства исходит из того, что искусственные объекты, совершающие свободный полет по орбитам вокруг Земли, в том числе с самыми низкими перигеями (пери + греческое слово ge – земля- точка лунной орбиты или орбиты искусственного спутника Земли, ближайшая к центу Земли), рассматриваются государствами как находящиеся в космическом пространстве, т.е. сфере принципа свободы исследования и использования космоса.. В международном праве сложился обычай, в соответствии с которым космическое пространство начинается по крайней мере с высоты минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли. Это высота около 100 км над уровнем океана. Это означает, что государственный суверенитет над национальным воздушным пространством не может распространяться выше этого предела.

В содержание понятия государственного суверенитета над воздушным пространством входят право регулирования всех воздушных передвижений, а также коммерческой деятельности собственных и иностранных судов, право реализации административной, гражданской, уголовной юрисдикции по отношению в воздушным судам, их экипажам и находящимся на этих судах пассажирам, грузам и почте во время их пребывания в пределах территории данного государства. Применение государством уголовных санкций направлено на то, чтобы обеспечить защиту политических, экономических интересов государства, его безопасность, безопасность воздушных передвижений в его воздушном пространстве. В статье 306 Уголовного Кодекса Республики Казахстан предусмотрена ответственность за несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот (т.е. пункты пересечения государственной границы), высоты полета и иное нарушение международных правил полетов. Кроме того, казахстанское законодательство предусматривает применение уголовных санкций к работникам воздушного транспорта за нарушение ими правил безопасности движения и эксплуатации транспорта или недоброкачественный ремонт транспортных средств, средств сигнализации и связи, а также за умышленное разрушение или повреждение воздушных судов, наземных средств обеспечения полетов, средств связи или сигнализации (глава 12 УК Республики Казахстан «Транспортные преступления»).

К вопросам гражданско-правовой и административной юрисдикции государства относятся: определение юридического статуса иностранного воздушного судна; определение прав командира корабля; регулирование гражданско-правовых актов, совершенных на борту воздушного судна, ответственность владельцев воздушных судов в случае причинения воздушным судном повреждений другому судну; ответственность за вред, причиненный воздушным судном, находящегося в полете, третьим лицам на поверхности земли; наконец, гражданско-правовой ответственности и воздушного перевозчика перед пассажирами и грузовладельцем. В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года глава 27 посвящена административной ответственности на транспорте. В частности, статья 442 определяет ответственность за нарушение порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан; статья 446 устанавливает ответственность за нарушение правил поведения на воздушном судне; статья 445 – ответственность за управление воздушным судном в состоянии опьянения.


Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве. К международному воздушному пространству относятся воздушное пространство над открытым морем и Антарктикой. При осуществлении полетов над этими пространствами воздушные суда подчиняются юрисдикции государства своей регистрации. Но это не означает, что государства и их воздушные суда не должны соблюдать международные правила, зафиксированные в правовых актах. В Приложении 2 Чикагской Конвенции 1944 года устанавливаются правила полетов на этих территориях. В силу свободы международного воздушного пространства необходимо устойчивая согласованная практика государств. Выполнение международных полетов осуществляется на международной основе маршрутами обслуживания воздушного движения (ОВД), основные из которых устанавливаются и пересматриваются на региональных аэронавигационных совещаниях, созываемых в рамках ИКАО.

Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. Содержание данного принципа основывается на следующих двух обязанностях государств:

  1. Принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс.

  2. Вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Для исполнения данного принципа необходимы совместные меры по обеспечению безопасности международной гражданской авиации. Государства в рамках ИКАО периодически разрабатывают международные регламенты, правила, рекомендации, стандарты, которые обозначают критерии для годности воздушных судов к полетам, квалификации летного и технического персонала воздушных судов, регистрации воздушных судов и бортовой документации, систем связи и аэронавигационных карт, характеристик аэропортов и посадочных площадок; правил полетов и практики управления воздушным движением, а также всех других вопросов безопасности и эффективности аэронавигации.

В связи с участившимися случаями захвата и угона воздушных судов, в ИКАО было разработано Приложение 17 к Чикагской Конвенции 1944 года «Безопасность. Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства».

14.3. Режим воздушного пространства и правовое регулирование международных полетов.


Совокупность правовых норм, регулирующих воздушные передвижения в воздушном пространстве государства и устанавливающих порядок использования этого пространства, определяет режим воздушного пространства государства. Эти нормы установлены в национальных законах государств и в международных договорах двустороннего и многостороннего характера.

В соответствии с национальными нормами, полет иностранного воздушного судна в воздушном пространстве правомерен только на основании и в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении, заключенном между государствами, либо специальных разрешений на разовые полеты. Любое воздушное судно, совершившее без надлежащего разрешения полет в воздушное пространство, признается судном- нарушителем, которое должно сделать посадку.


Общепризнанной нормой международного воздушного права является положение о подчинении иностранным воздушным судном во время его пребывания в пределах территории данного государства всем действующим в этом государстве законам и правилам, регулирующие международную аэронавигацию и эксплуатацию воздушных судов.

При решении вопроса о допуске в пределы государственной территории иностранного воздушного судна возникает проблема определения национальной принадлежности этого судна. Международное воздушное право исходит из того, что воздушное судно имеет национальность государства, где оно зарегистрировано. При этом, регистрация одного и того же судна в двух и более государствах не допустима. Официальным документом факта государственной принадлежности воздушного судна служит свидетельство о регистрации, которое должно находиться на судне. Кроме того, на каждое воздушное судно наносятся государственные регистрационные знаки. По общепризнанному правилу незарегистрированные воздушные суда, а также суда, не имеющие регистрационных знаков, к международным полетам не допускаются.

Не допускаются к воздушным полетам суда, на борту которых отсутствуют обязательные бортовые документы:

  • свидетельства о регистрации;

  • удостоверение о годности к полетам;

  • бортовой журнал;

  • документы на радиостанцию, находящуюся на борту;

  • списки пассажиров;

  • соответствующая документация на грузы и почту.

Пилоты и другие члены экипажа воздушного судна, выполняющего международный полет, должны иметь при себе свидетельства летного состава. Все перечисленные выше документы, выданные или признаваемые действительными государством регистрации воздушного судна, как правило, признаются действительными на территории других государств, разрешающих международные полеты.

Общепризнанна в международном воздушном праве норма о распространении национальной юрисдикции государства пребывания гражданского воздушного судна на членов экипажа этого судна, а равно на пассажиров , багаж, грузы и почту.

Национальным законодательством государств устанавливаются некоторые особенности режима воздушного пространства. Эти особенности сводятся к следующему:

  1. Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве государства, совершаемые на основании международных соглашений, так и по разовым разрешениям, могут производиться только по установленным международным воздушным трассам, т.е. по постоянным маршрутам, оборудованным необходимыми средствами, обеспечивающими безопасность и регулярность полетов. Иностранное воздушное судно может совершать посадки на территории государства только в определенных аэропортах, открытых для иностранного воздушного судна, причем, право определять аэропорт посадки предоставлено законом государства, кому принадлежит воздушное пространство.

  2. Другая особенность – регламентация полетов беспилотных воздушных судов. Чрезвычайно быстрое развитие авиационной техники и ракетостроения позволяет уже сейчас поставить вопрос о возможности применять беспилотные летательные аппараты для целей гражданской авиации. Например, применение ракет для доставки почты и матриц. Одно из важных условий выполнения международных полетов беспилотными воздушными судами - невозможность ухудшения безопасности воздушных передвижений над территорией государства. Для этой цели на государство возлагается обязанность – обеспечить соответствующим государственным органам возможность контроля за полетом судна с тем, чтобы исключить вероятность столкновения его с другими, находящимися в полете воздушными судами.


Говоря о международно-правовом регулировании вопросов аэронавигации, нужно особо подчеркнуть важность международной унификации как отдельных норм, так и правил, регулирующих воздушные передвижения. Необходимость такой унификации очевидна уже из того, что пилот воздушного судна, совершающего международный полет через территории нескольких государств, должен хорошо знать правила не только своей страны, но и каждого государства, над которым он пролетает.

Многообразие правил международной аэронавигации создает серьезные затруднения как для пилотов, так и для наземной авиадисперческой службы, а незнание или неточное применение этих правил может оказаться причиной серьезных авиационных происшествий. Поэтому работа, проделанная ИКАО по унификации аэронавигационных правил, бесценна и своевременна. Разработанные ИКАО правила международной аэронавигации оформлены в виде технических приложений к Чикагским Конвенциям и унифицируют:

  • правила производства международных полетов;

  • метеорологическое обслуживание международной гражданской авиации;

  • аэронавигационные карты международных воздушных трасс;

  • единицы измерений, используемых в связи «воздух-земля»;

  • правила эксплуатации международных воздушных линий;

  • правила установления национальной принадлежности и нанесения государственных регистрационных знаков на воздушные суда;

  • удостоверения о годности воздушных судов к полетам;

  • авиационные телекоммуникации, организацию поисковых спасательных работ в случае происшествий с воздушными судами,, совершающих международные полеты;

  • порядок расследования авиационных происшествий;

  • правила эксплуатации аэродромов;

  • организация авиационной информационной службы для международных полетов.

Совместная эксплуатация международных воздушных линий государствами, дальнейшее укрепление сотрудничества между ними в области гражданской авиации потребуют продолжения работы по унификации норм, относящихся к регулированию международных воздушных передвижений над территориями государств.

В рамках Содружества Независимых Государств в мае 1992 года подписано Соглашение об использовании воздушного пространства. В соответствии со статьей 2 данного Соглашения основными органами по вопросам управления и контроля за использованием воздушного пространства государств являются органы Единой системы управления воздушным движением и противовоздушной обороны. Государства-участники взяли обязательства осуществлять координированную деятельность при проведении научных разработок, проектировании, изготовлении, приобретении и внедрении технических средств и систем управления воздушным движением, навигации, посадки и связи. Кроме того, планируется создание совместных программ в области совершенствования использования воздушного пространства с учетом интересов Вооруженных Сил государств Содружества и других пользователей воздушным пространством. Военные воздушные суда государств-участников и Объединенных Вооруженных Сил Содружества осуществляют полеты в воздушном пространстве всех государств Содружества в соответствии со специальными правилами, установленными совместно с министерствами (комитетами) обороны государств-участников. Эти правила не должны противоречить правилам полетов воздушных судов, действующим на территории этих государств.




14.4. Международно-правовое регулирование воздушных сообщений.


Под международно-правовым воздушным сообщением понимают такие полеты воздушных судов между территориями двух и более государств, которые производятся с целью выполнения открытых для общего пользования перевозок пассажиров, почты и грузов за вознаграждение.

Проблемы регулирования международных воздушных передвижений связаны с установлением летно-технических норм, обеспечивающих в совокупности государственную безопасность, а также безопасность и регулярность международных полетов. Вопросы регулирования воздушных сообщений призваны защитить экономические интересы государства, предоставившего иностранным воздушным судам право полетов в своем воздушном пространстве и право посадок в пунктах на своей территории.

Проблема регулирования коммерческой деятельности иностранного воздушного судна, эксплуатирующих международные воздушные линии, имеют следующие основные аспекты:

  • коммерческие права в международном воздушном транспорте;

  • контроль за иностранными авиапредприятиями, реализующими коммерческие права;

  • регулирование маршрутов международных воздушных линий;

  • регулирование объема перевозок и других условий эксплуатации международных воздушных линий;

  • правовая регламентация нерегулярных международных воздушных сообщений.

Коммерческие права в международном воздушном транспорте имеют большое значение в воздушном праве. Эта проблема по важности следует после права полетов. Под коммерческими правами в международном воздушном транспорте понимают разрешение авиапредприятием заниматься коммерческой деятельностью, т.е. осуществлять воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты. Содержанием этих прав являются выполнение воздушных перевозок между пунктами, расположенными в пределах территории одного и того же государства, а также выполнение перевозок между территориями двух и более государств. В современной международной практике îáùåé право коммерческой деятельности принято разделять на условные категории, так называемые «свободы воздуха». Обычно таких категорий насчитывается пять:

  1. Право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства.

  2. Право совершать в пунктах на территории данного государства посадки с некоммерческими целями.

  3. Право высаживать на данной территории пассажиров, выгружать багаж, грузы и почту, взятые на борт в стране регистрации воздушного судна.

  4. Право брать на борт на территории данного государства пассажиров, багаж, грузы, почту для перевозки их в государство регистрации воздушного судна.

  5. Право привозить в пункты на территории данного государства пассажиров, багаж, грузы, почту, а равно брать их на борт в этих пунктах для перевозки из любых третьих стран или в любые третьи страны.