Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18716
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Контроль за иностранными авиапредприятиями, реализующими коммерческие права. Государство, получившее в силу международного соглашения право полетов и коммерческие права на эксплуатацию международных воздушных линий, может самостоятельно уполномочить для реализации этих прав одно или несколько своих авиатранспортных предприятий. С другой стороны, государства, предоставляющие эти права, не остается безразличным к тому, что конкретно и каким образом будет эксплуатировать линии на его территории. Отсюда в международном воздушном праве возникла проблема контроля за иностранными авиапредприятиями.
Предварительным условием допуска иностранного авиапредприятия к эксплуатации, обусловленных соглашением, воздушных линий является выдача ему эксплуатационного разрешения. Оно выдается иностранной авиакомпании по предъявлении документов, удостоверяющих что данное авиапредприятие учреждено и действует в соответствии с законами и правилами государства, его назначившей, а также законами и правилами государства, на территории которого будут эксплуатироваться воздушные линии.
Регулирование маршрутов международных воздушных линий. Быстрое развитие международных воздушных связей потребовало перейти к более сложному порядку регулирования воздушных маршрутов. Вместо фиксирования в соглашениях точно определенных воздушных линий, обычно оканчивающихся на территориях сторон, в соглашениях стали предоставлять право каждой из сторон самостоятельно определять: какие конкретные воздушные линии она может предложить на основе перечисленных в соглашениях общих направлений, маршрутов. Указанные в соглашениях пункты, расположенные на территории третьих государств, никаким образом не означает, что соглашение устанавливает право сторон на пролет и посадки в этих третьих странах. Эти права должны быть получены каждой заинтересованной стороной самостоятельно.
Регулирование объема перевозок и других условий эксплуатации международных воздушных линий. Практика государств исходит из различных аспектов данной проблемы. Одни государства отстаивают необходимость определения объема перевозок, другие устанавливают ограничительные меры в конкуренции между авиапредприятиями различных государств, третьи опираются на принцип формального равенства, справедливых и равных возможностей. Вне зависимости от выбранной политики, государства не должны использовать дискриминационные меры, необходимо обязательное согласование и планирование объема перевозок и других условий эксплуатации международных воздушных линий между заинтересованными государствами.
Правовая регламентация нерегулярных международных воздушных сообщений необходима:
-
для выполнения полета, оканчивающегося в пункте на территории другого участвующего государства;
-
для транзитного полета без посадки на территории государства, которое предоставляет данные права;
-
для транзитного полета с посадками на территории государства, предоставляющей такое право. Такие полеты должны выполняться в некоммерческими целями, если только не было получено особого разрешения государства, предоставляющего это право.
Контрольные вопросы:
-
Что представляет собой международное воздушное право?
-
Каковы основные этапы развития и становления международного воздушного права?
-
Каковы основные источники международного воздушного права?
-
Какова система основных и специальных принципов международного воздушного права?
-
Каково содержание пяти «свобод воздуха»?
-
В чем особенность правового статуса воздушного судна?
-
Каковы права и обязанности экипажа воздушного судна?
-
Охарактеризуйте цели и принципы Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Литература:
-
Актуальные вопросы международного воздушного права. М. 1973.
-
Бордунов В.Д. Правовой механизм деятельности международных воздушных организаций. М. 1989.
-
Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев Ю.Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М. 1988.
-
Верещагин А.Н. Международное воздушное право: проблемы международного регулирования воздушных сообщений. М. 1966.
-
Дежкин В.Н. Правовое регулирование международных воздушных сообщений. М. 1987.
-
Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики. М. 1986.
-
Словарь международного воздушного права. М. 1988.
Глава 15. Международное морское право.
15.1. Понятие и развитие международного морского права.
15.2. Основные принципы международного морского права.
15.3. Виды морских пространств.
15.1. Понятие и развитие международного морского права.
Международное морское право – это отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, складывающихся в сфере торгового и, в некоторой степени, военного мореплавания, а также отношения в сфере добычи минеральных ресурсов в Мировом океане, его исследование, освоение и в других видах деятельности.
К особенностям международного морского права относятся следующие положения:
-
Международное право регулирует правовые отношения, складывающиеся между двумя и более государствами и иными субъектами международного права, т.е. отношения с иностранным элементом. В правовых нормах морского права заложены предпосылки использования иностранного элемента. Национальный элемент присутствует при малом каботаже – плавании в пределах одного моря и между портами одного государства. Здесь участники морских перевозок ссылаются на национальные норма планирования морских перевозок. Большой каботаж - это плавание в пределах нескольких морей, но в портах одного государства. Наконец, заграничный рейс- это плавание в пределах одного или нескольких морей двух и более государств.
-
Международное морское права содержит правовые нормы, тесно связанные с техническими нормами. Правовые нормы регулируют отношения между людьми, государствами. Технические – между человеком и техникой. Например, в соответствии с нормами морского права капитан морского судна должен оказать помощь судну, потерпевшему крушение, людям, оказавшимся в воде в связи с кораблекрушением. Но эта помощь должна быть соизмерима с техническими возможностями морского судна, и это не должно представлять серьезной опасности для собственного судна и экипажа. Чтобы понять смысл сигналов, подаваемых с морского судна, необходимо обратиться к международным правилам, предотвращающих столкновения в море. Это могут быть сильные взрывы или выстрел оружия в промежутках одной минуты; звуковые ракеты; красный или оранжевый огонь, получаемый при сжигании смоляной бочки; красные ракеты; радиотелефонные и радиотелеграфные сигналы; медленное поднятие и опускание рук; черный флаг или флаг с изображением черного шара и многие другие. Согласно международным стандартов в морской практике, капитан судна, получившего сигнал SOS, обязан точно указать координаты тонущего корабля, время принятия сигнала, координаты своего местонахождения.
-
Международное морское право регулирует отношения, в которых участвуют суда частных лиц, так и принадлежащих государству. На морские суда, принадлежащих государству распространяется иммунитет государственных морских судов. Это означает, что недопустимо предъявлять к таким судам иски в иностранных судебных учреждениях, а также применение принудительных мер без согласия государства флага судна. Данный иммунитет основан на принципе уважения государственного суверенитета и вытекающем из него принципе иммунитета – общепризнанном принципе международного права. В силу суверенного равенства государств ни одно государство не может осуществлять властных полномочий в отношении другого государства, его собственности без согласия последнего, и не одно государство не подсудно суду другого государства. В отношении государственных морских судов недопустимо осуществление таких принудительных мер, как арест и задержание в порядке обеспечения юрисдикции суда или предъявление иска, а также принудительного исполнения вынесенного судебного решения.
-
Международное морское право характеризуется тем, что регулирует правовые отношения, для которых характерно разделенность между морским судном и его владельцем. У капитана морского судна, находящегося в рейсе, имеются особые полномочия, где он выступает как судовладелец и грузовладелец одновременно.
Для современного международного морского права характерна та же система основных и вспомогательных источников. Из всех отраслей международного права обычай в наибольшей мере сохранил свое значение в международном морском праве. Объясняется это тем, что данная отрасль международного права на протяжении веков развивалась медленными темпами. Расширение и интенсификация морской деятельности государств постепенно приводили к выработке все большего числа международных договоров и конвенций, устанавливавших и закреплявших определенные правила в качестве норм международного морского права. К примеру, в международной морской практике сохранились обычаи морских портов – правила, регулирующие безопасность в порту. В обязательных постановлениях начальника морского порта указывается правила поведения членов экипажа при погрузке и выгрузке, правила санитарного и таможенного режима. Некоторые международные обычаи в морской практике стали договорными или конвенционными нормами. К примеру, это относится к правовой норме, обязывающей капитана морского судна и его первого помощника покидать тонущее судно последними; правила по подъему и опусканию флага морского судна
Международный обычай сохранял свое преобладающее значение до I конференции ООН по морскому праву, в результате которой были выработаны и приняты четыре Женевские конвенции по морскому праву, ставшими основными источниками международного морского права. С вступлением в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которой охватываются все основные области международного морского права, сфера действия норм права, основанных на международном обычае, все более сокращаются.
Международное морское право начинает развиваться как конвенционное с середины ХХ века. Начало процессу кодификации и прогрессивного развития международного морского права было заложено Организацией Объединенных Наций. В течение конца 40-х –начале 50-х годов Комиссия международного права ООН осуществляла работу по кодификации обычно-правовых и разработке новых норм в сфере морского права.
Первая конференция ООН по морскому праву состоялась в Женеве с 24 февраля по 27 апреля 1958 года. Она была созвана на основании соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН для рассмотрения морского права не только с учетом юридической, но и технической, экономической, биологической и политической сторон проблемы. Это было необходимо для работы по использованию и исследованию морских пространств. На конференции участвовали делегации 79 государств и присутствовали наблюдатели от 16 международных организаций. В основу работы Конференции был положен проект статей, относящихся к морскому праву, который подготовила Комиссия международного права.
Конференция проходила в условиях начавшейся научно-технической революции, которая открывала новые возможности для морской деятельности государств, ускорения процесса деколонизации, позволившей большой группе освободившихся стран принять активное участие и в ее работе. Конференция приняла Конвенции об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Кроме того, был принят Факультативный протокол, касающийся обязательного урегулирования споров, возникающих в связи с применением и толкованием этих конвенций, а также 9 резолюций.
Принятые конвенции охватывали основные стороны морской деятельности и были направлены на развитие мирного сотрудничества государств в Мировом океане. Вышеперечисленные конвенции стали основными источниками действующего международного морского права. I конференция ООН внесла исторический вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международного права. Положительная оценка результатов конференции не означала, что принятыми ею конвенциями были решены все вопросы международного морского права или что все их положения считались вечными и неизменными.
Вторая Конференция по морскому праву работала с 16 марта по 26 апреля 1960 года в Женеве. Эта конференция была созвана для договорного закрепления предельной ширины территориальных вод и рыболовной зоны. В ней участвовало 84 государства. Некоторые государства предложили закрепит сложившуюся норму обычного права и признать 12-мильный предел ширины территориального моря. Если государства устанавливают территориальные воды меньшей ширины, за ними должно было признаваться право на установление рыболовной зоны в пределах 12 миль с такими же правами на живые ресурсы, какими они обладают в территориальном море. Эти предложения поддерживались многими государствами Азии и Африки, а также Мексикой и Венесуэлой. Другие латиноамериканские государства, заявившие претензии на 200-мильное территориальное море, выступали против закрепления единого предела ширины территориального моря и рыболовной зоны. США и некоторые другие западные государства соглашались в виде уступки на установление максимальной ширины в 6 миль, а права прибрежных государств в рыболовной зоне ограничить 10-летним сроком.
В результате расхождения позиций ни одно из предложений не собрало необходимого большинства в 2/3 голосов и конференция не смогла выполнить поставленную перед ней задачу.
Третья Конференция ООН по морскому праву была созвана в декабре 1982 года в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН для того, чтобы принять конвенции по всем вопросам, касающихся морского права. Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции определила список тем и проблем, которые должны были обсуждаться на конференции.
При определении задач конференции и в самом процессе выработки ею всеобъемлющей универсальной конвенции по морскому праву обсуждались варианты оптимального подхода для совмещения интересов стабильности правопорядка с возможностью прогрессивного развития международного морского права. Большинство ее участников считали, что необходимо сочетать элементы кодификации и прогрессивного развития, сохранять и развивать то, что выдержало испытание временем и сохранило практическую ценность.
Важнейшей составной частью Правил процедуры конференции было «джентльменское соглашение», содержавшее указание на консенсус, как главное средство принятия решений. Другим важным элементом организации работы конференции был принцип «пакетного» подхода, т.е. государства, имея различные интересы по многим вопросам, должны были искать компромиссные общеприемлемые решения путем взаимного учета интересов и взаимных уступок.
На конференции проявились два противоположных подхода к решению общечеловеческих международных проблем. США стремилось монополизировать добычу стратегических видов сырья глубоководных районов и установить свое морское господство в Мировом океане. В противоположность линии США, СССР твердо и последовательно выступал за стабильный правопорядок, за мир и взаимовыгодное сотрудничество в Мировом океане.
В современный период активизировалась работа по выработке и принятию международных актов в области мореплавания и защиты морской среды. Например, приняты следующие правовые акты: конвенция по охране человеческих жизней на море 1974 года; конвенция о международных правилах для предупреждения столкновений судов в море 1972 года; конвенция по облегчению морского судоходства 1965 года; конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года; конвенция по предупреждению загрязнения с судов 1973 года; конвенция об условиях регистрации морских судов 1986 года и многие другие. Вышеперечисленные конвенции обеспечивают техническую безопасность мореплавания и охраны морской среды в современном морском праве.
Международное сообщество стало уделять особое внимание политико-правовым проблемам обеспечения международной безопасности на морях и океанах, использованию их исключительно в мирных целях. Результатом такого подхода явилось принятие соответствующих международно-правовых норм, закрепленных в Договоре о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах 1963 года; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года; Римская Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.
15.2. Основные принципы международного морского права.
Основные принципы международного морского права находятся во взаимосвязи с другими общепризнанными принципами международного права. Эта связь обусловлена большим значением правопорядка в Мировом океане для обеспечения эффективности международного правопорядка.
Принцип свободы открытого моря. В соответствии с данным принципом морские пространства, находящиеся за внешними пределами территориального моря считаются открытым морем. Оно открыто для свободного и равного использования всеми государствами на условиях, определяемых действующим международным правом. Никакое государство не вправе претендовать на какую-либо часть открытого моря и подчинять своему суверенитету. Это правило зафиксировано в Женевской Конвенции об открытом море 1958 года.