Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18713

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Приобретение и перемена гражданства на основании междуна­родных договоров. В "ряде случаев они имеют место при заключении мирных договоров, специальных соглашений по территориальным вопросам: в связи с образованием новых государств в результате объ­единения двух или нескольких государств в одно государство (напри­мер, объединение ГДР и ФРГ) или разделения одного государства и образования нескольких государств (например, распад СССР).

Таким образом, приобретение гражданства по причине правопре­емства может иметь место в результате появления нового субъекта международного права. Оно не является видом коллективной натурализации. Определяющим поведением того или иного лица при таких обстоятельствах является то, что оно продолжает оставаться на территории нового субъекта международного права и не ста­вит вопрос о своем намерении выйти из вновь возникшего граж­данства.

Приобретение гражданства также может иметь место: при заклю­чении соглашений о репатриации; при переходе части территории от одного государства к другому (цессия), а также при обмене отдель­ных участков территории между сопредельными государствами; при добровольном выборе гражданства (оптация) и автоматическом его изменении (трансферт); при территориальных изменениях. При оптации население в индивидуальном порядке может выбрать граж­данство. При этом имеется в виду, что оптант будет проживать на территории того государства, гражданство которого он избрал. Прак­тика свидетельствует о том, что оптация происходит, как правило, при браке, при ликвидации двугражданства и т.д.

При трансферте, встречавшемся сравнительно редко, население территории, переходящей от одного государства к другому, соответ­ственно переходило из одного гражданства в другое, независимо от его согласия.

Утрата гражданства возможна: а) в результате добровольного выхода из гражданства (экспатриации); б) при денатурализации, то есть принудительном лишении гражданства натурализованных лиц государством; в) на основании положений международного договора; г) при перемене гражданства в случае натурализации, в связи со вступлением в брак, усыновлением и т.д.

Экспатриация, то есть выход из гражданства по собственному желанию, бывает свободной и разрешительной. В настоящее время во многих государствах мира она не запрещена. Строгие ограничения на выход из гражданства вводятся лишь в период военного времени, хотя и без того в международном и государственном праве утвердился принцип, предопределяющий лояльность гражданина в отноше­нии своего государства. Право лица на экспатриацию вытекает и из ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года. Свобода выхода из гражданства по собственной воле за­креплена в целом ряде договоров, определяющих порядок оптации.


Разрешительная система выхода из гражданства заключается в прекращении гражданства на основе принятого решения компетент­ного государственного органа по заявлению заинтересованного лица. Она установлена во многих странах мира. Некоторые государства требуют при этом подтверждения того, что лицо приобретет новое гражданство.

Свобода выхода из гражданства бипатридов была установлена ст. 6 и 7 Гаагской конвенции 1930 года и ст. 2 Европейской конвен­ции о сокращении случаев множественности гражданства 1963 года.

Денатурализация в большинстве государств производится в со­ответствии со специальными внутригосударственными правовыми актами, в основе которых лежит принцип утраты связи натурализо­ванного лица с государством, предоставившим ему гражданство.

Принудительное лишение гражданства в силу закона может осу­ществляться автоматически без всякого производства по делу, в част­ности по причине неопределенно долгого пребывания за границей, особенно в государстве прежнего гражданства. Причиной денатура­лизации могут послужить сообщение заведомо ложных данных при натурализации, грубое нарушение обязанностей гражданина и др. Денатурализация известна, например, в законодательствах Канады, Ирландии, Судана, Венесуэлы, Болгарии.

В современном международном праве вопросы лишения граждан­ства разработаны сравнительно слабо. В ст. 8 Конвенции о сокра­щении безгражданства 1961 года содержится обязанность государст­ва не прибегать к лишению лиц гражданства, если это лишение делает их апатридами. Вместе с тем эта норма не является общепризнанной. Лишение гражданства может происходить по решению высшего должностного лица в государстве (например, президента), высшего органа государственной власти или по приговору суда.

Двойное гражданство и безгражданство. Двойное гражданство (бипатризм) – это правовое положение лица, свидетельствующее о том, что оно является гражданином двух или более государств в со­ответствии с их законами. Иными словами, приобретение двойного гражданства осуществляется только в силу норм национального зако­нодательства различных государств.

Двойное гражданство возникает: а) при территориальных изменениях; б) при миграции населения; в) в случае коллизии при приме­нении законов о приобретении гражданства; г) в результате смешан­ных браков и при усыновлении; д) при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другой страны, не теряет своего преж­него гражданства и т.д.

В силу определенных социально-экономических, политических, идеологических и других причин институт двугражданства признает­ся в ряде государств мира, например в Англии, Армении, Бангладеш, Белоруссии, Германии, Израиле, России, Франции, некоторых стра­нах Латинской Америки и т.д. Двугражданство, с одной стороны, создает для государства определенные социально-экономические и политические преимущества, а с другой – нарушает оптимальный режим регулирования правового статуса индивида и может негативно отражаться на отношениях других лиц в обществе с бипатридами. Бипатрид имеет возможность пользоваться правами по законам го­сударств, гражданство которых он имеет. Одновременно он имеет и двойную обязанность. В рамках таких правоотношений могут возни­кать коллизии. Это приводит к межгосударственным проблемам правового, политического, социально-экономического характера. В частности, бипатрид не может обеспечить равное выполнение своих обязанностей по отношению к государствам, наделившим его своим гражданством. Тем самым он дискриминирует то государство, для которого он выполняет меньше обязанностей. В свою очередь, одно из этих государств может дискриминировать самого бипатрида. Законодательство большинства государств о гражданстве, как и международно-правовые нормы, регулирующие эти отношения, на­правлено на ограничение и сокращение числа лиц с двойным граж­данством. В то же время не исключается возможность иного решения вопроса в интересах личности при соблюдении соответствующих интересов того или иного государства.


В международной практике можно выделить по крайней мере три различных подхода к двойному гражданству: признание двойного гражданства; запрещение двойного гражданства; допущение двойно­го гражданства. В соответствии с этим в международной практике различают три вида договоров, посвященных вопросам двойного гражданства.

Первый – договоры, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства, примером которого может служить Соглаше­ние между Российской Федерацией и Туркменистаном по данному вопросу от 23 декабря 1993 г.

Второй – договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового. Значительное число договоров о предот­вращении возникновения случаев двойного гражданства в свое время заключил Советский Союз с социалистическими странами. В основу было положено правило, согласно которому лицо с двойным граж­данством могло выбрать в течение определенного срока одно из гражданств. Если в течение этого срока выбор не был сделан, такое лицо сохраняло гражданство государства, на территории которого постоянно проживало.

Третий – договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или военной службы). Они включают ряд положений многосторон­ней Гаагской конвенции о некоторых вопросах, относящихся к кол­лизии законов о гражданстве 1930 года, Европейской конвенции о сокращении случаев множественности гражданства 1963 года и ряд двусторонних договоров, соглашений и конвенций.

Основным международно-правовым средством устранения двугражданства является заключение международных договоров на дву­сторонней, региональной или многосторонней основе.

Международное сообщество при помощи и на основе междуна­родно-правовых актов способно решить и решает вопросы устране­ния двугражданства с использованием следующих правовых механиз­мов: утраты первичного гражданства в случае приобретения нового гражданства; исключения действия принципа «jus soli»; нотации; добровольного отказа от одного из гражданств, имеющихся у инди­вида, и др.

Национальные правовые нормы, не исключая значения междуна­родно-правовых средств, также предусматривают некоторые спосо­бы устранения бипатризма. К таковым следует отнести: оптацию; передачу гражданства родителей детям мигрантов, утратившим реальную связь с родиной по «праву крови»; получение гражданства отца при смешанном браке и матери при раздельном проживании, при разводе и др.

В законодательстве многих государств не без оснований закреп­лен так называемый принцип непризнания двойного гражданства. Конечно, он означает лишь непризнание его правовых последствий, а между тем этот принцип прямо вытекает из ст. 3 Гаагской конвен­ции 1930 года. В то же время не существует общепризнанной меж­дународно-правовой нормы, запрещающей или хотя бы ограничива­ющей применение государством принципа непризнания двойного гражданства.


Безгражданство (апатризм) представляет собой такое правовое положение лица, когда оно не состоит в гражданстве какого-либо государства.

В различных правовых системах термин «лица без гражданства» трактуется по-разному.

Определение безгражданства содержится в ст. 1 Конвенции о ста­тусе апатридов, принятой в Нью-Йорке 28 сентября 1954 г., глася­щей: «В настоящей Конвенции под термином «апатрид» подразуме­вается лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона».

Слово «гражданин» в этом определении относится к лицу, кото­рому гражданство было предоставлено государством.

В 1961 году в рамках ООН была принята Конвенция о сокраще­нии безгражданства (вступила в силу 31 декабря 1975 г.), нацеленная на установление благоприятных условий для приобретения апатри­дами гражданства государства постоянного проживания и исключе­ния возможностей обретения лицом статуса апатрида при экспатри­ации. По смыслу Конвенции дети апатридов должны приобретать гражданство по месту рождения, то есть по «праву почвы». В случае территориальных изменений Конвенция предписывает государствам предусмотреть в договорах о передаче территории гарантии от воз­никновения безгражданства.

Безгражданство может возникнуть: а) в случае, когда одно госу­дарство лишает лицо своего гражданства и не предоставляет ему возможность сразу приобрести гражданство другого государства; б) при утрате гражданства, если данное лицо добровольно вышло из гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом государстве; в) при изменении гражданства женщины по причине вступления в брак, когда в соответствии с законодательством страны ее гражданства она при вступлении в брак с иностранцем автомати­чески теряет прежнее гражданство; г) в определенных случаях вслед­ствие территориальных изменений. На лиц без гражданства пол­ностью распространяется юрисдикция того государства, на территории которого они проживают.

Апатризм, разумеется, исключает наличие прочной политико-правовой связи лица без гражданства с государством и представляет собой отрицательное явление как для государства, так и для апатри­дов. Последние ограничены в определенных, прежде всего в полити­ческих, правах. К тому же они не могут претендовать на диплома­тическую защиту какого-либо государства.

3. Гражданство Российской Федерации

В настоящее время в России вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ 1993 года, Законом о гражданстве РФ 1991 года, указами Президента России, а также двусторонними международны­ми соглашениями.

Положения Закона о гражданстве РФ, дополненные Законом от 17 июня 1993 г. и федеральными законами от 18 января 1995 г. и от 6 февраля 1996 г., а также Указом Президента РФ от 24 октября 1994 г. «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Фе­дерации "О гражданстве Российской Федерации"» не только регла­ментируют вопросы гражданства на территории России, но и направ­лены на то, чтобы признать гражданами России всех лиц, которые после распада СССР оказались за рубежами России, но считали и считают себя россиянами и желают получить гражданство Россий­ской Федерации.


В преамбуле Закона о гражданстве Российской Федерации 1991 года гражданство определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Законом установлено, что каждый индивид в Российской Феде­рации имеет право на гражданство (ст. 1). Более того, Россия поощ­ряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства (ст. 7). При этом независимо от оснований, по которым приобретено российское гражданство, каждый гражданин Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обя­занности.

Законом о гражданстве РФ 1991 года определено (ст. 12), что гражданство Российской Федерации приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке регистрации; г) в ре­зультате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности террито­рии и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; ж) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

Рассмотрим отдельные варианты приобретения российского граж­данства. Законом предусмотрен такой способ приобретения граждан­ства, который называется «в результате его признания». Согласно ст. 13 Закона, гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего Советского Союза, постоянно проживающие на территории России надень вступления в силу данного Закона (т.е. на 6 февраля 1992 г.), если в течение одного года после этого они не за­явят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В российском законодательстве применяется принцип «права крови». Статья 14 рассматриваемого Закона гласит, что ребенок, ро­дители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Рос­сийской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

В Законе о гражданстве используется и принцип «права почвы». В частности, ч. 2 ст. 15 Закона устанавливает, что при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребен­ка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места рождения определяется письменным соглашением его родителей. В случае отсутствия такого соглашения ребенок приобретает граж­данство Российской Федерации, если он родился на ее территории.

В соответствии со ст. 16 Закона находящийся на территории Рос­сийской Федерации ребенок, оба родителя которого неизвестны, яв­ляется гражданином Российской Федерации.