Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18734

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Антарктика является демилитаризованной территорией согласно ст. I указанного Договора, которая устанавливает: «Антарктика ис­пользуется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания лю­бых видов оружия» (п. 1).

Согласно ст. V Договора об Антарктике «любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются» (п. 1). Данное положение придало Антарктике, по сути дела, статус безъядерной зоны. Поскольку Договор не содержит за­прета на использование «мирного» ядерного оборудования или ядер­ной техники, США на своей базе Мак-Мердо в 60-х годах создали атомную электростанцию, которую в середине 70-х годов пришлось демонтировать ввиду утечки радиоактивных отходов, а загрязненный район очистить.

Демилитаризованный и нейтрализованный статус Антарктики подтвержден Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года, согласно ст. 3 которой стороны Конвенции, независимо от их участия в Договоре об Антарктике 1959 года, обя­зались соблюдать положения ст. I и V последнего.

Договор об Антарктике не препятствует использованию военного персонала или военного оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей (п. 2 ст. I). Инициатива о закреп­лении данной нормы в Договоре мотивировалась соответствующими участниками конференции 1959 года тем, что в суровых условиях Антарктики весьма трудно осуществлять научные исследования в мирных целях без привлечения военного персонала и использовании военного оборудования. Но поскольку в данном вопросе возможны злоупотребления, Договор обязывает его участников информировать друг друга о любом военном персонале или оснащении, предназна­ченном для направления его в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных п. 2 ст. I Договора.

В Антарктике действует также принцип свободы научных иссле­дований, что предусмотрено ст. II Договора об Антарктике, участ­ники которого согласились в максимально возможной и практически осуществимой степени производить обмен планами научных работ, результатами и данными научных наблюдений, а также обмен науч­ным персоналом между экспедициями и станциями в Антарктике. Предусматривается также всяческое поощрение делового сотрудни­чества с теми специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, для которых Антарктика представ­ляет интерес в научном или техническом отношении (п. 2 ст. III Договора).

За прошедшие годы научные исследования, обмен научной инфор­мацией и научным персоналом приобрели в Антарктике постоянный и широкий характер. Действует Научный совет по исследованию Антарктики, который сотрудничает со многими международными и национальными организациями.


Вопрос о юрисдикции государств над лицами во время их пребы­вания в пределах Антарктики получил следующее решение в ст. VIII Договора об Антарктике:

«Без ущерба для соответствующей позиции каждой Договариваю­щейся стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике наблюдатели, назначаемые в соответствии со ст. VII, и научный персонал, которым обмениваются станции и экспедиции Договаривающихся сторон, а также все лица, сопровождающие на­блюдателей и членов научного персонала, находятся в Антарктике под юрисдикцией той Договаривающейся стороны, гражданами ко­торой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выпол­нения своих функций».

Делегации СССР, США и Бельгии на Конференции 1959 года по данному вопросу официально заявили, что положения Договора об Антарктике, касающиеся юрисдикции, не должны толковаться в том смысле, что правительство каждой из перечисленных стран согла­шается на распространение юрисдикции иностранного государства над ее гражданами.

Договором об Антарктике установлен действенный механизм обеспечения его соблюдения и контроля. Его важнейшим элементом являются регулярные Консультативные совещания участников Дого­вора (обычно раз в два года), а также специальные совещания. Задачи Консультативных совещаний: обмен информацией, взаимные кон­сультации по вопросам Антарктики, разработка, рассмотрение и представление рекомендаций правительствам государств-участников в отношении необходимых мер по осуществлению принципов и целей Договора.

В Консультативных совещаниях участвуют представители 12 го­сударств – первоначальных участников Договора, а также 14 госу­дарств, присоединившихся к Договору позднее. Каждое государство, присоединившееся к Договору, имеет право назначать своих предста­вителей для участия в Консультативных совещаниях в течение того времени, «пока эта Договаривающаяся сторона проявляет свою заин­тересованность в Антарктике проведением там существенной научно-исследовательской деятельности, такой как создание научной стан­ции или посылка научной экспедиции» (п. 2 ст. IX).

Решения, которые принимает Консультативное совещание, назы­ваются «рекомендациями мер своим правительствам». Однако они становятся обязательными для участников Договора после того, как соответствующие меры утверждены всеми государствами, представи­тели которых имели право участвовать в работе конкретного сове­щания (п. 4 ст. IX).

Первое Консультативное совещание рекомендовало производить определенный обмен упомянутой информацией через дипломатические каналы каждый год в определенное время. Рекомендация вклю­чала конкретный перечень вопросов, по которым дается информа­ция. К этому перечню были приняты дополнения третьим и шестым Консультативными совещаниями. Восьмое Консультативное сове­щание рекомендовало «стандартную форму обмена информаци­ей», которая включает обширный перечень вопросов, в том числе:


  1. типы, описание и вооружение морских судов, самолетов и других транспортных средств, которые вводятся в район действия договора;

  2. время прибытия и пребывания, маршруты следования экспедиций;

  3. подробное описание всех научных станций, создаваемых в районе действия Договора, с указанием программы их работ, оборудования, персонала и его личного оружия; 4) средства связи и запасные аэро­дромы; 5) средства оказания помощи; 6) извещения о намерении использовать радиоизотопы, о научно-исследовательских работах и о морских судах, используемых для широких океанографических исследований, а также некоторые другие сведения.

Договором об Антарктике (ст. VII) предусмотрена также система инспекции: государства – участники Консультативных совещаний вправе назначать из числа своих граждан неограниченное число наблюдателей, каждый из которых «имеет полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики». Все районы Антарктики, находящиеся в ней объекты (станции, установки и обо­рудование, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погруз­ки), а также персонал, пребывающий в Антарктике, открыты для инспекции указанными наблюдателями в любое время. По результатам инспекции наблюдатели составляют доклады, направляемые участ­никам Консультативных совещаний.

Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым или всеми районами Антарктики каждой договаривающейся стороной, имеющей право назначать наблюдателей.

В соответствии со ст. XI Договора 1959 года все споры между дву­мя или несколькими сторонами относительно толкования или при­менения Договора разрешаются мирными средствами по выбору участвующих в споре сторон. Любой спор, который не будет разре­шен указанным путем, передается на разрешение в Международный Суд ООН с согласия в каждом случае всех сторон, участвующих в спо­ре. Однако, если не будет достигнута договоренность о передаче спо­ра в Международный Суд, стороны не освобождаются от обязанности разрешить спор мирными средствами, признанными Уставом ООН.

Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого го­сударства, которое может быть приглашено присоединиться к До­говору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в Консультативных совещаниях. В настоящее время кроме 12 первоначальных сторон Договора еще

14 государств являются консультативными сторонами Договора и еще 12 государств являются участниками Договора, но не являются его консультативными сторонами, поскольку не подпадают под опреде­ление п. 2 ст. IX Договора.

Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений и поправок с согласия всех консультативных сторон Договора.


3. Система Договора об Антарктике

В дипломатическом, практическом и научном обороте устоялось и стало общепризнанным понятие «система Договора об Антарк­тике», главной составной частью которой является Договор об Ан­тарктике 1959 года. Наряду с данным Договором в «систему» входят: 1) действующие в его рамках меры; 2) связанные с ним другие меж­дународные договоры; 3) меры, действующие в рамках таких других международных договоров.

В частности, в рамках Договора об Антарктике действует стан­дартная система обмена информацией, содержащая перечень вопро­сов для представления государствами обязательных сведений отно­сительно их деятельности в Антарктике и используемых с этой целью средствах. Сюда же относятся «Согласованные меры по охране фау­ны и флоры Антарктики», одобренные Консультативным совещанием в 1964 году, а также отдельные конвенции, касающиеся сохранения живых природных ресурсов, охраны окружающей среды Антаркти­ки, во многом заменившие принятые по этим вопросам «Согласован­ные меры».

Основное содержание указанных конвенций следующее. Конвен­ция о сохранении антарктических тюленей 1972 года разрешила отлов только трех из шести видов антарктических тюленей, опре­делила допустимые уровни их добычи, охраняемые виды, открытые и закрытые для промысла районы, лимиты вылова по полу, разме­ру и возрасту, технические данные орудий лова и приспособлений, порядок предоставления информации о промысле и системы ин­спекции.

В Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года, прежде всего подчеркнута ее тесная связь с Договором об Антарктике 1959 года: «Договаривающиеся стороны, независимо от того, являются ли они участницами Договора об Антарктике или нет, соглашаются, что в районе действия Договора об Антарктике они не будут осуществлять никакой деятельности, противоречащей принци­пам и целям этого Договора...» (ст. III Конвенции). Район действия Конвенции 1980 года шире района действия Договора об Антарктике 1959 года. Он распространяется на морские пространства севернее 60° ю.ш. до линии конвергенции. В связи с этим меры по сохранению антарктических ресурсов в той степени, в какой они будут затраги­вать интересы некоторых государств, имеющих в этом районе вла­дения, суверенитет над которыми не оспаривается, применяются в надлежащих случаях с согласия указанных государств.

Конвенция 1980 года распространяется на все популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных и на другие виды живых организмов, включая птиц, а также тюленей и китов. Конвенция 1980 года «не умаляет прав и обязательств Договаривающихся сторон по Международной конвенции о регулировании китобойного про­мысла и Конвенции о сохранении тюленей Антарктики».

Конвенцией 1980 года учреждена Комиссия по сохранению мор­ских живых ресурсов Антарктики, которая определяет квоты вылова в районах действия Конвенции, охраняемые виды популяций, воз­раст, размер и пол видов, которые могут вылавливаться, сезоны и зоны, открытые и закрытые для промысла, методы и орудия лова. Комиссия вправе принимать другие меры, необходимые- для сохра­нения морских живых ресурсов Антарктики, и в частности опреде­лять общий допустимый улов отдельных видов морских живых ре­сурсов Антарктики.


Комиссия разрабатывает и осуществляет систему наблюдения и инспекции, которая включает: порядок посещения судна наблюдате­лями и инспекторами; процедуру судебного преследования государ­ством флага и применения санкций на основании доказательств, полученных в результате такого посещения и инспекции; сообщение договаривающейся стороной о таких мерах судебного преследования и примененных санкциях.

Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 года распространяется на Антарктический конти­нент, все антарктические острова, включая все шельфовые ледники, к югу от 60° ю.ш., а также морское дно и недра прилегающих при­брежных районов вплоть до глубоководных районов морского дна (до внешней границы континентального шельфа).

Конвенцией предусмотрено создание Комиссии по минеральным ресурсам Антарктики (с функциями оценки возможного воздействия на окружающую среду Антарктики, освоения минеральных ресурсов, установления открытых и закрытых для добычи минеральных ресур­сов районов и др.), а также Комитета по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики для каждого открытого района (с функциями рассмотрения заявок на разведку и разработку мине­ральных ресурсов открытых для такой деятельности районов, выдачи разрешений на указанную выше деятельность, наблюдения и инспек­ции за ней и др.).

У Конвенции 1988 года с самого начала появилось много против­ников, отрицательно относившихся к самой возможности промышленной разработки минеральных ресурсов Антарктики, чреватой губительными последствиями.

Одним из наиболее авторитетных проявлений такой позиции явилась резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН на ее 43-й сессии в 1988 году, в которой выражается «глубокое сожаление» в связи с принятием Конвенции 1988 года.

4 октября 1991 г. XI сессия специального Консультативного совещания по Договору об Антарктике одобрила Протокол об охра­не окружающей среды к Договору об Антарктике.

В соответствии со ст. 2 Протокола 1991 года Антарктика опре­делена «в качестве природного заповедника, предназначенного для мира и науки». Согласно ст. 7 Протокола 1991 года, в Антарктике запрещается «любая деятельность, связанная с минеральными ресур­сами, за исключением научных исследований».

Этот запрет действует до тех пор, пока не вступит в силу юри­дически обязательный режим в отношении освоения минеральных ресурсов Антарктики, включающий согласованные средства для определения того, приемлема ли любая такая деятельность, и если да, то на каких условиях. Этот режим охраняет интересы всех госу­дарств, указанных в ст. IV Договора об Антарктике.

Протокол 1991 года устанавливает систему взаимосвязанных и взаимодополняющих природоохранных принципов, действующих в отношении Антарктики, и предусматривает, что любая деятельность в Антарктике (научные исследования, туризм и др.), прежде чем она будет допущена, должна пройти на национальном и, в случае необ­ходимости, на международном уровнях процедуру предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду Антарктики. Эта про­цедура установлена в Приложении II к Протоколу. В других Прило­жениях к Протоколу определены допустимые и недопустимые виды деятельности, касающиеся местной флоры и фауны, а также произ­водства, удаления отходов и предотвращения загрязнения морской среды (Приложения III и IV).