Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18712

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Каждая договаривающаяся сторона в пределах своей компе­тенции осуществляет соответствующие меры, включая принятие законов и правил, акций административного и принудительного характера, необходимых для обеспечения соблюдения Протокола 1991 года. Кроме того, каждая договаривающаяся сторона прилагает надлежащие усилия, совместимые с Уставом ООН, с тем чтобы никто не осуществлял в Антарктике деятельность, противоречащую Про­токолу.

Поскольку Протокол 1991 года является дополнением к Договору об Антарктике 1959 года, консультативные стороны Договора об Антарктике в соответствии с положениями Протокола «определяют политику по всеобъемлющей охране окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем», в частности организуют – индивидуально или коллективно – инспекции, про­водимые наблюдателями, как это предусмотрено ст. VII Договора об Антарктике. Оговорки к Протоколу не допускаются.

Протокол 1991 года устанавливает порядок урегулирования спо­ров, касающихся толкования применения положений Протокола, а также обязывает договаривающиеся стороны разработать правила о материальной ответственности за ущерб от деятельности в Ан­тарктике.

По истечении 50 лет со дня вступления Протокола в силу по требованию любой из консультативных сторон Договора об Антарк­тике может быть созвана конференция для рассмотрения вопроса о том, как он действует (п. 2 ст. 25). В то же время Протокол 1991 года может быть изменен и в него может быть внесена поправка в любое время по согласию всех договаривающихся сторон, являющихся консультативными сторонами (п. 1 ст. 25).


Глава 7
Население и международное право

1. Понятие населения и регламентация его положения

Под населением в международном праве понимается совокуп­ность физических лиц, живущих на территории определенного государства и подчиненных его юрисдикции. В понятие населения любого государства входят: а) граждане данного государства (основ­ной состав населения); б) иностранные граждане; в) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды); г) лица, не имеющие гражданства (апатриды).

Правовое положение населения любой страны регулируется внут­ренним законодательством – конституциями, законами о граж­данстве и другими нормативными актами государства. Вместе с тем имеется определенная группа вопросов, которые регулируются на основе международно-правовых норм и принципов, например режим иностранцев, защита национальных меньшинств и коренного на­селения.

В принципе все население государства находится под его юрис­дикцией.

Существует целый ряд универсальных международных докумен­тов, которые являются основой для широкого признания прав всех категорий населения любого государства.

2. Международно-правовые вопросы гражданства

Понятие гражданства. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями.

Институту гражданства исторически предшествовал институт подданства, означавший подчинение лица монарху. Термин «граж­данин» был провозглашен и юридически закреплен во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Впоследствии этот институт приобрел международно-правовое значение и стал выражением юридического статуса лица, его государственной при­надлежности.

Гражданство как правовое понятие обозначает совокупность пра­вовых связей между индивидом и государством и указывает при этом на принадлежность лица к определенному государству. Наиболее типичным и прочным видом фактической связи лица с государством является его постоянное проживание на территории государства. В гражданстве аккумулируются как политико-правовые, так и со­циальные, морально-нравственные и психологические отношения и связи, которые существуют между личностью и государством. Иными словами, гражданство имеет не только юридическое значение, опре­деляющее правовую связь между лицом и государством, но также социальное значение, определяющее принадлежность лица к обще­ству и участие в его жизни.

Гражданство следует рассматривать и как правовую категорию, связанную с населением государства. Необходимо различать факти­ческое население, о котором говорилось выше, и население в госу­дарственно-правовом смысле. К последнему относятся лишь гражда­не данного государства, и не только те, которые проживают на его территории, но и находящиеся за рубежом. Иными словами, терри­ториально гражданство не ограничено.


Гражданство определяет правовое положение личности как внут­ри государства, так и за его пределами в международном общении. Институт гражданства выполняет как бы двуединую социально-правовую функцию. С одной стороны, гражданство является основа­нием права на получение защиты со стороны своего государства, с другой :– оно выступает в качестве инструмента защиты прав и интересов государства. С гражданством связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция государства, предполагающая ответ­ственность лица перед государством.

Гражданство представляет собой такой институт, в котором соот­носятся нормы национального законодательства и международного права. Помимо национального законодательства по вопросам граж­данства существуют двусторонние и многосторонние соглашения государств, регулирующие вопросы гражданства.

Гражданство можно рассматривать как субъективное право лица, и в этом смысле следует говорить о праве индивида на гражданство. Обоснованием такого толкования служат ст. 15 Всеобщей деклара­ции прав человека 1948 года и п. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, в которых прямо указывается на это право. Речь идет о гражданстве как о признанном законом отношении лица к конкретному государству. Гражданство означает наличие у индивида конституционных прав, свобод и обя­занностей, установленных каждым конкретным государством.

Способы приобретения и утраты гражданства. Каждое государ­ство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства.

Гражданство может быть приобретено по рождению (происхож­дению), путем натурализации, на основании международного догово­ра и в некоторых случаях путем реинтеграции (восстановления) и пожалования. Реинтеграция может иметь место в случае отмены ре­шения о незаконном лишении гражданства, а пожалование представ­ляет собой случай предоставления гражданства за особые заслуги перед государством.

Основным способом приобретения гражданства является получе­ние его в силу рождения. Все другие способы встречаются сравни­тельно редко. Это вполне объяснимо: основная масса людей, получив гражданство при рождении, не меняет его на протяжении всей своей жизни.

Приобретение гражданства по рождению. Наиболее распрост­раненным способом приобретения гражданства является филиация, или его приобретение в силу рождения. Как это вытекает из обще­признанных норм и принципов международного права, каждый ребе­нок имеет право на гражданство. Согласно содержанию принципа 3 Декларации прав ребенка 1959 года, п. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, п. 1 ст. 7 Конвен­ции о правах ребенка 1989 года ребенок ни при каких обстоятельст­вах не должен остаться апатридом, то есть лицом без гражданства.


Филиация может иметь место на основе двух принципов: «права крови» (jus sanguinis) и «права почвы» (jus soli), а в ряде случаев законодательство государств предусматривает смешанную систему. Согласно принципу «права крови» (национальный принцип), граж­данство ребенка определяется гражданством его родителей и не за­висит от места рождения. Этому принципу следуют многие страны Европы, в том числе и Россия.

Согласно принципу «права почвы» (территориальный принцип), гражданство определяется по месту рождения ребенка и не зависит от гражданства его родителей. По этому принципу определяют граж­данство многие страны Латинской Америки.

Действие принципа «права почвы» исключается в отношении детей иностранных дипломатов и консулов, что предусмотрено в Факультативном протоколе к Венской конвенции о дипломатичес­ких сношениях 1961 года и в Факультативном протоколе об обяза­тельном разрешении споров к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года.

Во многих правовых системах при смешанном браке гражданство ребенка могут определить сами его родители путем подачи совмест­ного заявления в органы регистрации актов гражданского состояния. В некоторых из них (например, во Франции) родившееся от смешанного брака лицо может по достижении совершеннолетия самостоя­тельно решать вопрос о своем гражданстве.

Приобретение гражданства в порядке натурализации. Другим способом приобретения гражданства является так называемое уко­ренение, или приобретение гражданства в порядке натурализации. Известны индивидуальная натурализация (по заявлению) и натурали­зация в силу правопреемства государств.

Индивидуальная натурализация в практике некоторых государств иногда ограничивается в законодательном порядке различными ого­ворками дискриминационного характера в отношении отдельных категорий лиц по национальным, религиозным и политическим при­знакам. Это выражается в предпочтении или облегчении натура­лизации лиц определенной национальности или происхождения. Так, в израильском Законе о репатриантах 1950 года установлено, что каждое лицо еврейской национальности, прибывшее на постоян­ное жительство в Государство Израиль, автоматически и незамедли­тельно приобретает его гражданство.

Приобретение гражданства в порядке натурализации является добровольным актом волеизъявления со стороны натурализуемого лица. Это выражается как в подаче заявления о натурализации по собственной воле, так и в молчаливом согласии при территориаль­ных изменениях. Однако без согласия государства натурализация не­возможна. Односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданину другого государства или апатриду с точки зрения международного права считаются противо­правными. Принудительная натурализация является ничтожной с самого начала.


Практически во всех государствах в законодательном порядке закреплены определенные предпосылки натурализации. Основной из них является домицилий, или ценз оседлости, определенной длитель­ности (во Франции и США – 5 лет, в Англии и Норвегии – 7 лет, в Испании – 10 лет и т.д.). Условие о необходимости фактической связи с государством, или оседлости, содержится в ряде международ­но-правовых актов, в частности в некоторых договорах Версальской системы (ст. 51 договора Нейи 1919 г., ст. VI Вашингтонского со­глашения по вопросам гражданства между американскими государ­ствами 1923 г.). В Конвенции ООН о сокращении безгражданства 1961 года также закреплено положение о предпочтении оседлости сроком от пяти до десяти лет. Ценз оседлости сроком в семь лет определен в Соглашении Скандинавских стран по вопросам граж­данства 1969 года. Кроме того, может быть выдвинут и ряд допол­нительных условий: знание языка данной страны, достижение опре­деленного возраста, хорошая нравственность и др.

В законодательстве и практике многих государств утвердилось положение о том, что «жена следует гражданству мужа». Конвенцией о гражданстве замужней женщины 1957 года (ст. 3) и Конвенци­ей о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ст. 9) установлено, что женщина, вступая в брак с иностранцем, имеет право сохранить свое гражданство или в порядке доброволь­ной натурализации принять гражданство мужа.

Во многих государствах в качестве условия натурализации законо­дательным порядком предусматривается принесение присяги в вер­ности государству. К примеру, это относится к Великобритании, США, Молдове и др.

Следует выделить и натурализацию на основе закона, которая не основана на личном выборе лица. Натурализация по указанному основанию может иметь место как правовое следствие усыновления, установления опеки, признания отцовства, поступления на военную или государственную службу.

В некоторых странах помимо обычной натурализации законода­тельством предусмотрено и приобретение гражданства в порядке регистрации, которое международным правом не регламентируется.

При нынешнем состоянии норм международного права о граждан­стве, которое главным образом состоит из обычных правил, вопросы натурализации, как уже отмечалось, являются в принципе суверен­ной областью государства. Сохранение внутренней юрисдикции со­ответствует потребности правительства полагаться на лояльность на­селения: государства должны быть свободны в том, чтобы обеспечить себе наличие политико-правовой связи с лицами, которые являются его гражданами, или с теми, кто хочет считаться таковыми. При этом международно-правовые стандарты в области гражданства должны сосуществовать с принципом невмешательства во внутренние дела государств. Однако такие вопросы, как гражданство, могут, тем не менее, составлять предмет обязательств, взятых государством по от­ношению к другим государствам и, таким образом, перестают быть исключительным делом этого государства. В таких случаях вопрос о том, имеет ли государство право действовать определенным образом, приобретает международный характер. К тому же чрезмерно ограни­чительное внутреннее регулирование приобретения гражданства может оцениваться как противоречащее международному праву.