Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18245

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Принцип «права почвы» реализован и в ч. 2 ст. 17 этого Закона, где определено, что ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Россий­ской Федерации.

Новеллой для отечественного законодательства является приоб­ретение гражданства в порядке регистрации в соответствии со ст. 18 Закона, то есть путем упрощенной процедуры. Наряду с гражданами бывшего СССР, проживающими в постсоветских республиках, в упрощенном порядке могут приобрести гражданство Российской Федерации и граждане бывшего СССР, прибывшие для проживания на территорию России после 6 февраля 1992 г. Это положение Закона действует до 31 декабря 2000 г.

В порядке регистрации приобретают гражданство Российской Федерации также, например, лица, у которых супруг либо родствен­ник по прямой восходящей линии является гражданином России. В упрощенном порядке российское гражданство приобретают дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекра­щения гражданства родителей, в течение пяти лет до достижения 18-летнего возраста.

Необходимые документы при приобретении гражданства в любых случаях на основании ст. 19 Закона представляются соответственно в органы внутренних дел на территории Российской Федерации или в ее консульские учреждения по месту проживания.

Такими документами, согласно Положению о порядке рассмот­рения вопросов гражданства Российской Федерации в редакции от 23 декабря 1993 г., являются: заявление; копия свидетельства о рож­дении; документ или надлежащим образом оформленные свидетель­ские показания, подтверждающие принадлежность супруга (супруги) или родственника по прямой восходящей линии к гражданству Рос­сийской Федерации; документ, подтверждающий принадлежность родителей к гражданству Российской Федерации в прошлом.

При наличии несовершеннолетних детей в зависимости от обстоя­тельств, предусмотренных Законом, представляются также: копии свидетельств о браке, рождении детей, лишении родительских прав; письменное согласие заинтересованных лиц на изменение гражданст­ва ребенка, включая согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут приобрести гражданство России путем приема или натурализации, условием для которого является постоянное проживание на территории Россий­ской Федерации (ст. 19 Закона). Таким образом, российский законо­датель впервые ввел ценз оседлости для решения вопросов граждан­ства: для иностранных граждан и лиц без гражданства – всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признанных таковыми российским за­конодательством, договорами России, указанные сроки сокращаются вдвое. При этом сроки проживания на территории Российской Фе­дерации считаются непрерывными, если лицо выезжало за ее пре­делы для учебы или лечения не более чем на три месяца.


В ч. 3 ст. 19 Закона о гражданстве РФ предусматриваются обсто­ятельства, облегчающие прием в гражданство, то есть дающие право на сокращение, вплоть до снятия, требования о времени проживания на территории Российской Федерации. Такими обстоятельствами яв­ляются: а) состояние в гражданстве бывшего СССР; б) усыновление ребенка – гражданина России; в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющей интерес для Российского госу­дарства; г) наличие заслуг перед народами, объединенными в Российскую Федерацию; д) получение убежища на территории России; е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве по рожде­нию.

Законодатель указал и на случаи, когда ходатайства о приеме в гражданство должны быть отклонены. Это касается тех, кто высту­пает за насильственное изменение конституционного строя России; состоит в партиях и других организациях, деятельность которых не­совместима с российскими конституционными принципами. Откло­няются также ходатайства лиц, осужденных и отбывающих наказа­ние в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.

В порядке регистрации Закон в формально-юридическом плане также предусматривает восстановление в российском гражданстве.

Значителен круг лиц, восстановленных в гражданстве Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона в связи с лишением гражданства без их свободного волеизъявления. Ранее законополо­жения предусматривали восстановление в российском гражданстве только лиц, лишенных гражданства в связи с выездом в Израиль, а также на основании персональных указов Президиума Верховного Совета СССР. По действующему ныне законодательству восстанов­ленными в российском гражданстве, в частности, считаются все лица, выехавшие с территории России в разное время, лишенные или утра­тившие гражданство без их свободного волеизъявления.

Согласно ст. 21 Закона о гражданстве при изменении границы в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменилась, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международными договорами Российской Федерации.

По ст. 22 Закона о гражданстве основаниями прекращения рос­сийского гражданства могут являться: а) выход из гражданства; б) отмена решения о приеме в гражданство; в) выбор гражданства вследствие оптации; г) по иным законным основаниям.

Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за со­бой прекращение гражданства республик в составе Российской Фе­дерации.

Рассмотрим отдельные способы выхода из российского граж­данства.


Согласно ч. 1 ст. 23 Закона, выход из гражданства Российской Федерации может иметь место: а) по ходатайству гражданина; б) в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя-бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство либо лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке, при условии, что отсутствуют препятствия, предусмот­ренные законом. Нормативными актами России предусмотрено, что в порядке регистрации из гражданства Российской Федерации выхо­дят также и дети до достижения ими 18-летнего возраста – по заяв­лению родителей, из которых один является гражданином Россий­ской Федерации, а другой – иностранцем.

Ходатайство о выходе из гражданства России может быть откло­нено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обяза­тельствами о правовой помощи, но либо имеет имущественные обя­зательства перед физическими или юридическими лицами России, либо в случае неисполнения им обязанностей перед государством, вытекающих из оснований, предусмотренных Конституцией РФ.

В соответствии с Законом о гражданстве РФ (ч. 3 ст. 23) преду­смотрено, что выход из гражданства России не допускается: а) после получения повестки о призыве на срочную военную службу или аль­тернативную службу и до ее окончания; б) если гражданин, ходатайст­вующий о выходе из гражданства РФ, привлечен в качестве обвиняе­мого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приго­вор суда.

Отклонение ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или в регистрации выхода из гражданства России должно быть мотивировано полномочными органами.

Разница указанных двух вариантов выхода из гражданства России состоит в сложности процесса. По ходатайству решение принима­ется Президентом РФ, по заявлению о выходе в порядке регистра­ции – компетентными органами системы МВД или МИД РФ.

Российский Закон предусмотрел впервые и такой способ прекра­щения гражданства, как отмена решения о приеме в гражданство РФ. Он применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых докумен­тов. Факт их представления устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает лицо от ответственности.

Однако Закон определяет, что отмена решения о приеме в рос­сийское гражданство не распространяется на супруга (супругу) и де­тей «обманщика», приобретающих гражданство России вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность, что гражданство РФ было приобретено незаконным путем. Отмена решения о приеме в граж­данство России возможна в течение пяти лет после приема.


В Законе о гражданстве РФ в соответствии с положениями Кон­ституции РФ четко решен вопрос и о двойном гражданстве. Соглас­но, в частности, ст. 62 Основного Закона России гражданин России может иметь одновременно гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Данное консти­туционное положение закреплено в ст. 3 Закона о гражданстве Рос­сийской Федерации. На этот счет уже имеется определенная практи­ка, хотя она находится в стадии становления. Так, 23 декабря 1993 г. между Российской Федерацией и Туркменистаном подписано Согла­шение об урегулировании вопросов двойного гражданства. Они со­гласились с тем, что каждая из сторон признает за своими гражда­нами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой стороны. Такое приобретение осуществляется на основе свободного волеизъявления гражданина на условиях и в порядке, установленных законодательством каждой из сторон. Некоторые положения этого Соглашения имеют «обратную силу». Его ст. 2 гла­сит: «Граждане одной Стороны, которые до вступления в силу на­стоящего Соглашения получили по их просьбе гражданство другой Стороны без утраты прежнего гражданства, сохраняют гражданство обеих Сторон».

Лицо, состоящее в гражданстве обеих сторон, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности граж­данина той стороны, на территории которой оно постоянно прожи­вает. Лица с двойным гражданством, согласно Соглашению, проходят обязательную военную службу в той стране, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва. Прошедшие таким образом обязательную военную службу освобождаются от призыва на военную службу в другой стране.

Соглашение также предусмотрело, что лица с двойным граждан­ством вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. При этом таковые для данной категории лиц в третьем го­сударстве осуществляются стороной, на территории которой они постоянно проживают. По просьбе этих лиц защита и покровитель­ство могут производиться и другой стороной, гражданство которой они также имеют.

Аналогичное соглашение заключено 7 сентября 1995 г. между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

4. Правовое положение иностранцев

Иностранец это лицо, которое не имеет гражданства го­сударства пребывания и состоит в гражданстве другого госу­дарства.

Иногда в международно-правовых и внутригосударственных актах используются термины «иностранцы» и «иностранные граждане».

Международно-правовые акты, так или иначе затрагивающие пра­вовое положение иностранцев, не содержат определения понятия «иностранец». В начале 70-х годов в процессе разработки проекта Декларации о правовом положении лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, появилось понятие «негражданин», которое впоследствии было заменено понятием «иностранец».


Из этого следует, что понятие «иностранец» может быть приме­нено в широком и узком смыслах. В первом случае к «иностранцам» относятся все те лица, которые не являются гражданами государства пребывания, во втором – лица, находящиеся на территории страны, но имеющие гражданство другого государства.

В ст. 1 Закона о правовом положении иностранных граждан на территории СССР 1981 года (действует в России в части, не про­тиворечащей Конституции РФ и законодательству страны) установ­лено, что «иностранными гражданами в СССР признаются лица, не являющиеся гражданами СССР и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства». В зако­нодательстве ряда других государств термин «иностранец» чаще все­го употребляется в широком смысле, то есть в эту группу по меньшей мере объединены иностранные граждане и лица без гражданства.

Правовой статус иностранцев представляет собой совокупность их прав, свобод и обязанностей в государстве пребывания, гаранти­рованных этим государством с учетом международно-правовых стан­дартов в области прав человека. Между иностранцем и страной его пребывания устанавливается как бы временная правовая связь, кото­рая может быть прервана самим иностранцем или органами власти данной страны в любое время.

Правовое положение иностранцев определяется рядом специаль­ных международных принципов.

Принцип распространения на иностранцев юрисдикции госу­дарства пребывания заключается в том, что государство, реализуя на своей территории суверенные права, устанавливает определенный правопорядок, соблюдать который обязаны все физические лица, находящиеся на его территории. Иностранцы не исключение. Так, в соответствии со ст. 13 Международного пакта о гражданских и поли­тических правах 1966 года «иностранец, законно находящийся на территории какого-либо из участвующих в настоящем Пакте госу­дарств, может быть выслан во исполнение решения в соответствии с законом...»

Принцип недискриминации базируется прежде всего на тради­ционном понятии недискриминации по признакам расы, националь­ности, цвета кожи, вероисповедания, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения и т.д.

В конституциях и других правовых актах государств принцип не­дискриминации находит отражение в различных формах. На основе взаимности государство может предоставить гражданам некоторых других государств дополнительные права. Например, в п. 3 ст. 15

Конституции Португалии указано, что «граждане португалоязычных стран могут обладать по международному соглашению или на взаим­ной основе правами, которыми не пользуются иностранцы, за исклю­чением службы на ключевых постах органов власти.., службы в вооруженных силах, дипломатической службы».