Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18687
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Принцип «права почвы» реализован и в ч. 2 ст. 17 этого Закона, где определено, что ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.
Новеллой для отечественного законодательства является приобретение гражданства в порядке регистрации в соответствии со ст. 18 Закона, то есть путем упрощенной процедуры. Наряду с гражданами бывшего СССР, проживающими в постсоветских республиках, в упрощенном порядке могут приобрести гражданство Российской Федерации и граждане бывшего СССР, прибывшие для проживания на территорию России после 6 февраля 1992 г. Это положение Закона действует до 31 декабря 2000 г.
В порядке регистрации приобретают гражданство Российской Федерации также, например, лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином России. В упрощенном порядке российское гражданство приобретают дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения гражданства родителей, в течение пяти лет до достижения 18-летнего возраста.
Необходимые документы при приобретении гражданства в любых случаях на основании ст. 19 Закона представляются соответственно в органы внутренних дел на территории Российской Федерации или в ее консульские учреждения по месту проживания.
Такими документами, согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации в редакции от 23 декабря 1993 г., являются: заявление; копия свидетельства о рождении; документ или надлежащим образом оформленные свидетельские показания, подтверждающие принадлежность супруга (супруги) или родственника по прямой восходящей линии к гражданству Российской Федерации; документ, подтверждающий принадлежность родителей к гражданству Российской Федерации в прошлом.
При наличии несовершеннолетних детей в зависимости от обстоятельств, предусмотренных Законом, представляются также: копии свидетельств о браке, рождении детей, лишении родительских прав; письменное согласие заинтересованных лиц на изменение гражданства ребенка, включая согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут приобрести гражданство России путем приема или натурализации, условием для которого является постоянное проживание на территории Российской Федерации (ст. 19 Закона). Таким образом, российский законодатель впервые ввел ценз оседлости для решения вопросов гражданства: для иностранных граждан и лиц без гражданства – всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признанных таковыми российским законодательством, договорами России, указанные сроки сокращаются вдвое. При этом сроки проживания на территории Российской Федерации считаются непрерывными, если лицо выезжало за ее пределы для учебы или лечения не более чем на три месяца.
В ч. 3 ст. 19 Закона о гражданстве РФ предусматриваются обстоятельства, облегчающие прием в гражданство, то есть дающие право на сокращение, вплоть до снятия, требования о времени проживания на территории Российской Федерации. Такими обстоятельствами являются: а) состояние в гражданстве бывшего СССР; б) усыновление ребенка – гражданина России; в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющей интерес для Российского государства; г) наличие заслуг перед народами, объединенными в Российскую Федерацию; д) получение убежища на территории России; е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве по рождению.
Законодатель указал и на случаи, когда ходатайства о приеме в гражданство должны быть отклонены. Это касается тех, кто выступает за насильственное изменение конституционного строя России; состоит в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с российскими конституционными принципами. Отклоняются также ходатайства лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.
В порядке регистрации Закон в формально-юридическом плане также предусматривает восстановление в российском гражданстве.
Значителен круг лиц, восстановленных в гражданстве Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона в связи с лишением гражданства без их свободного волеизъявления. Ранее законоположения предусматривали восстановление в российском гражданстве только лиц, лишенных гражданства в связи с выездом в Израиль, а также на основании персональных указов Президиума Верховного Совета СССР. По действующему ныне законодательству восстановленными в российском гражданстве, в частности, считаются все лица, выехавшие с территории России в разное время, лишенные или утратившие гражданство без их свободного волеизъявления.
Согласно ст. 21 Закона о гражданстве при изменении границы в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменилась, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международными договорами Российской Федерации.
По ст. 22 Закона о гражданстве основаниями прекращения российского гражданства могут являться: а) выход из гражданства; б) отмена решения о приеме в гражданство; в) выбор гражданства вследствие оптации; г) по иным законным основаниям.
Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.
Рассмотрим отдельные способы выхода из российского гражданства.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона, выход из гражданства Российской Федерации может иметь место: а) по ходатайству гражданина; б) в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя-бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство либо лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке, при условии, что отсутствуют препятствия, предусмотренные законом. Нормативными актами России предусмотрено, что в порядке регистрации из гражданства Российской Федерации выходят также и дети до достижения ими 18-летнего возраста – по заявлению родителей, из которых один является гражданином Российской Федерации, а другой – иностранцем.
Ходатайство о выходе из гражданства России может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, но либо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами России, либо в случае неисполнения им обязанностей перед государством, вытекающих из оснований, предусмотренных Конституцией РФ.
В соответствии с Законом о гражданстве РФ (ч. 3 ст. 23) предусмотрено, что выход из гражданства России не допускается: а) после получения повестки о призыве на срочную военную службу или альтернативную службу и до ее окончания; б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства РФ, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Отклонение ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или в регистрации выхода из гражданства России должно быть мотивировано полномочными органами.
Разница указанных двух вариантов выхода из гражданства России состоит в сложности процесса. По ходатайству решение принимается Президентом РФ, по заявлению о выходе в порядке регистрации – компетентными органами системы МВД или МИД РФ.
Российский Закон предусмотрел впервые и такой способ прекращения гражданства, как отмена решения о приеме в гражданство РФ. Он применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт их представления устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает лицо от ответственности.
Однако Закон определяет, что отмена решения о приеме в российское гражданство не распространяется на супруга (супругу) и детей «обманщика», приобретающих гражданство России вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность, что гражданство РФ было приобретено незаконным путем. Отмена решения о приеме в гражданство России возможна в течение пяти лет после приема.
В Законе о гражданстве РФ в соответствии с положениями Конституции РФ четко решен вопрос и о двойном гражданстве. Согласно, в частности, ст. 62 Основного Закона России гражданин России может иметь одновременно гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Данное конституционное положение закреплено в ст. 3 Закона о гражданстве Российской Федерации. На этот счет уже имеется определенная практика, хотя она находится в стадии становления. Так, 23 декабря 1993 г. между Российской Федерацией и Туркменистаном подписано Соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства. Они согласились с тем, что каждая из сторон признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой стороны. Такое приобретение осуществляется на основе свободного волеизъявления гражданина на условиях и в порядке, установленных законодательством каждой из сторон. Некоторые положения этого Соглашения имеют «обратную силу». Его ст. 2 гласит: «Граждане одной Стороны, которые до вступления в силу настоящего Соглашения получили по их просьбе гражданство другой Стороны без утраты прежнего гражданства, сохраняют гражданство обеих Сторон».
Лицо, состоящее в гражданстве обеих сторон, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Лица с двойным гражданством, согласно Соглашению, проходят обязательную военную службу в той стране, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва. Прошедшие таким образом обязательную военную службу освобождаются от призыва на военную службу в другой стране.
Соглашение также предусмотрело, что лица с двойным гражданством вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. При этом таковые для данной категории лиц в третьем государстве осуществляются стороной, на территории которой они постоянно проживают. По просьбе этих лиц защита и покровительство могут производиться и другой стороной, гражданство которой они также имеют.
Аналогичное соглашение заключено 7 сентября 1995 г. между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.
4. Правовое положение иностранцев
Иностранец – это лицо, которое не имеет гражданства государства пребывания и состоит в гражданстве другого государства.
Иногда в международно-правовых и внутригосударственных актах используются термины «иностранцы» и «иностранные граждане».
Международно-правовые акты, так или иначе затрагивающие правовое положение иностранцев, не содержат определения понятия «иностранец». В начале 70-х годов в процессе разработки проекта Декларации о правовом положении лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, появилось понятие «негражданин», которое впоследствии было заменено понятием «иностранец».
Из этого следует, что понятие «иностранец» может быть применено в широком и узком смыслах. В первом случае к «иностранцам» относятся все те лица, которые не являются гражданами государства пребывания, во втором – лица, находящиеся на территории страны, но имеющие гражданство другого государства.
В ст. 1 Закона о правовом положении иностранных граждан на территории СССР 1981 года (действует в России в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательству страны) установлено, что «иностранными гражданами в СССР признаются лица, не являющиеся гражданами СССР и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства». В законодательстве ряда других государств термин «иностранец» чаще всего употребляется в широком смысле, то есть в эту группу по меньшей мере объединены иностранные граждане и лица без гражданства.
Правовой статус иностранцев представляет собой совокупность их прав, свобод и обязанностей в государстве пребывания, гарантированных этим государством с учетом международно-правовых стандартов в области прав человека. Между иностранцем и страной его пребывания устанавливается как бы временная правовая связь, которая может быть прервана самим иностранцем или органами власти данной страны в любое время.
Правовое положение иностранцев определяется рядом специальных международных принципов.
Принцип распространения на иностранцев юрисдикции государства пребывания заключается в том, что государство, реализуя на своей территории суверенные права, устанавливает определенный правопорядок, соблюдать который обязаны все физические лица, находящиеся на его территории. Иностранцы не исключение. Так, в соответствии со ст. 13 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года «иностранец, законно находящийся на территории какого-либо из участвующих в настоящем Пакте государств, может быть выслан во исполнение решения в соответствии с законом...»
Принцип недискриминации базируется прежде всего на традиционном понятии недискриминации по признакам расы, национальности, цвета кожи, вероисповедания, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения и т.д.
В конституциях и других правовых актах государств принцип недискриминации находит отражение в различных формах. На основе взаимности государство может предоставить гражданам некоторых других государств дополнительные права. Например, в п. 3 ст. 15
Конституции Португалии указано, что «граждане португалоязычных стран могут обладать по международному соглашению или на взаимной основе правами, которыми не пользуются иностранцы, за исключением службы на ключевых постах органов власти.., службы в вооруженных силах, дипломатической службы».