Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18248

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Одной из категорий граждан, пользовавшихся правовой защи­той после окончания Второй мировой войны, являлись перемещен­ные лица.

Перемещенные лица – это лица, насильственно вывезенные во время Второй мировой войны с оккупированных немецкими войсками и их союзниками территорий для использования в качестве рабочей силы. После окончания войны вопросами возвращения перемещен­ных лиц в страну их постоянного местожительства занималась со­зданная в 1946 году Международная организация по делам беженцев. Советский Союз заключил ряд международных соглашений о репат­риации своих граждан, насильственно перемещенных в ходе войны.

В современных международно-правовых документах термин «перемещенные лица» не используется, хотя в практике УВКБ ООН и других международных организаций, занимающихся проблемой миграции, встречаются термины «лица, перемещенные за пределы страны» и «лица, перемещенные внутри страны».

В последние десятилетия международное сообщество сталкивает­ся с фактами перемещения населения, получившими название «массо­вый исход», или «массовый приток», населения, характеризующийся перемещением населения с территории одного государства на терри­торию другого государства в силу определенных обстоятельств.

6. Право убежища

Становление института права убежища, как и ряда других инсти­тутов по правам человека, было непростым и долгим.

Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 году, приняв­шим резолюцию «Убежище в международном публичном праве». В ней право убежища было определено следующим образом: «Убе­жище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое ищет его». Определение исходило из существования двух форм убежища: а) территориального – предоставление государством иностранно­му гражданину убежища на своей территории и б) дипломатичес­кого – предоставление убежища отдельным лицам на территории дипломатического или консульского представительства иностран­ного государства, в большинстве случаев – гражданам стран пребы­вания посольства или консульства.

Дальнейшее рассмотрение вопросов права убежища шло в рамках Организации Объединенных Наций. Положения об этом институте были включены, в частности, во Всеобщую декларацию прав чело­века 1948 года и Декларацию о территориальном убежище 1967 года. В этих документах сказано, что любое лицо имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться убежи­щем, за исключением иностранцев, преследуемых за уголовные пре­ступления, противоречащие целям ООН (ст. 14 Всеобщей деклара­ции прав человека). Право убежища было зафиксировано также для борцов против колониализма (ст. 1 Декларации 1967 г.).


Между тем в указанных статьях этих же документов говорится о том, что нельзя признать обоснованным предоставление убежища лицам, которые предают интересы своего народа, преследуют свои узкокорыстные интересы, нарушают принципы Устава ООН.

Общепризнанно, что право убежища является институтом, осно­ванным на государственном суверенитете, и носит исключительно политический характер. Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предо­ставлении политического убежища.

Один из основных вопросов данного правового института – вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.

По сложившейся внутригосударственной практике законополо­жения о праве убежища включаются в конституционные акты госу­дарств с указанием категорий лиц, которые могут претендовать на приобретение указанного права. На государстве, предоставившем убежище лицу на своей территории, лежит обязанность в обеспече­нии гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и невысылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предо­ставлении ему основных прав и свобод. Различие между выдачей и высылкой заключается в следующем:

  1. высылка является административно-правовым актом, а выдача является актом правовой помощи;

  2. высылка представляет собой внутригосударственный институт, в то время как выдача является институтом международно-правовым;

  3. высылка производится по инициативе государства, на терри­тории которого находится лицо, а выдача – лишь при условии на­личия требования о выдаче.

Следует подчеркнуть, что право убежища как международно-правовой институт является правом государства, а не правом того или иного физического лица. Более того, исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище даже определенным категориям лиц в бесспорном порядке. В равной мере во внутригосударственных правовых нормах ни одного из госу­дарств не содержится положение о том, что граждане того или иного государства имеют право просить убежища у другого государства. Индивид, обратившийся с просьбой к иностранному государству о предоставлении убежища, совершает неправомерные действия по внутреннему законодательству его государства. Такая просьба пред­ставляет собой попытку выйти из-под юрисдикции своего государ­ства противоправным способом.

В национальном законодательстве различных государств об убежи­ще общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.

Считается общепризнанным, что убежище не может быть предо­ставлено:

  1. лицам, совершившим международные преступления (военным преступникам и др.);

  2. уголовным преступникам, совершившим преступления меж­дународного характера, выдача которых предусмотрена многосто­ронними международно-правовыми документами (например, угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов и др.);

  3. уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена дву­сторонними или многосторонними договорами государств о выдаче;

  4. лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и прин­ципам ООН.


В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежища обязано выдать его.

Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища (оно признается лишь в стра­нах Латинской Америки). Однако в практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства как таковой, но и в зданиях дипломатических предста­вительств и консульств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях военных баз и пр. Именно такие случаи име­нуются дипломатическим убежищем. Правомерность предоставления его, в частности, в дипломатических резиденциях объясняется их иммунитетом. Однако это противоречит п. 3 ст. 41 Венской конвен­ции о дипломатических сношениях 1961 года, которая установила, что «помещения представительств не должны использоваться в це­лях, несовместимых с функциями представительства, предусмотрен­ными настоящей Конвенцией или другими нормами общего между­народного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания». Если дипломатические представительства, которым адресована вышеуказанная норма, переступают запрет, то в данном случае речь идет о злоупотреблении дипломатическим иммунитетом, о вмешательстве во внутренние дела государства пребывания.

Национальное законодательство и практика предоставления убе­жища государствами разнообразны. Это предопределяется политикой каждого государства, его международно-правовой позицией, отношениями с другими странами. Так, в США и Великобритании регулирование вопросов убежища составляет часть иммиграционно­го законодательства.

В США понятия политического убежища, приостановки депор­тации (невысылки) иностранца из страны и статуса беженца доста­точно близки по своему содержанию, поскольку позволяют иност­ранцам въехать или остаться в Соединенных Штатах и тем самым избежать преследований в своей стране.

Различия между этими понятиями определяются географическим местом обращения за покровительством американских властей, до­казательствами угрозы преследований в стране, откуда прибыл ино­странец, которые необходимо представить, а также объемом полно­мочий Генерального прокурора в принятии решения по делу.

Для того чтобы просить политическое убежище в США, иност­ранец должен подпадать под определение беженца в соответствии с его международно-правовым понятием. При этом иностранец должен находиться в США либо в пункте въезда в эту страну. За предостав­лением убежища нельзя обращаться в американские посольства и консульства. С другой стороны, ходатайствовать о предоставлении убежища имеют право лица, находящиеся на территории США как на законном основании, так и въехавшие нелегально.


В дополнение к ограничениям, существующим на предоставление статуса беженца, в убежище будет отказано лицу, в отношении ко­торого есть веские основания считать, что до прибытия в США оно совершило серьезное преступление неполитического характера, а также существуют обоснованные подозрения считать это лицо пред­ставляющим угрозу безопасности Соединенным Штатам.

Законодательство Франции для оформления заявления о предо­ставлении политического убежища требует его передачи во Француз­ское управление по защите беженцев и апатридов (ОФПРА) с при­ложением национального паспорта (или иного документа, удостоверяющего личность). В заявлении должны быть изложены причины, побудившие иностранца покинуть свою страну, факты преследования (в том числе своих близких) и др.

Характерно, что французская практика отказывает в предостав­лении убежища лицам, покинувшим свою страну вследствие граж­данской войны. Убежище предоставляется сначала на три года и за­тем продлевается на пятилетние периоды. При этом национальное гражданство не утрачивается.

Законодательство Австрии гораздо сложнее. Оно предусматрива­ет, что ходатайство иностранца о предоставлении убежища будет рас­сматриваться еще на границе, для чего в пограничных зонах созданы специальные пункты для беженцев. Здесь же они проходят проверки иммиграционных властей.

Кроме того, в течение нескольких последних лет Австрия под­писала со многими странами, в том числе и с Россией, протоко­лы о том, что авиабилеты на рейсы в Вену должны выдаваться за рубежом лишь тем лицам, которые располагают австрийской визой.

В Конституции Российской Федерации указано, что Президент РФ решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища.

Россия предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жерт­вой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-полити­ческую деятельность и убеждения, которые не противоречат демокра­тическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права и по другим причинам.

Политическое убежище в Российской Федерации не предостав­ляется, если:

  • лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в России преступлением, или виновно в совершении действий, проти­воречащих целям и принципам ООН;

  • лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследова­ние и по другим мотивам.

Индивид, желающий получить политическое убежище на террито­рии Российской Федерации, должен лично обратиться в террито­риальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при нали­чии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу России. Последняя решает во­прос о предоставлении политического убежища в соответствии с Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента Россий­ской Федерации от. 21 июля 1997 г.


7. Правовое положение трудящихся-мигрантов

Огромное количество людей перемещается из одного государства в другое в поисках работы. Данная категория лиц в международном праве определена понятием «трудящиеся-мигранты».

Важное место в регулировании правового статуса трудящихся-мигрантов занимают соглашения, заключенные под эгидой Междуна­родной организации труда. Среди первых международных соглашений, касающихся трудящихся-мигрантов, необходимо отметить дейст­вующую Конвенцию МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах 1949 года Статья 11 данной Конвенции содержит определение понятия «трудящийся-мигрант». Оно означает лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу иначе, чем за собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в со­ответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта. Поло­жения Конвенции не применяются к пограничным работникам, въе­хавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам, а также к морякам.

Конвенция предусматривает обязательство ратифицировавших ее государств – членов МОТ предоставлять без дискриминации по при­знаку национальности, расы, религии или пола иммигрантам, закон­но пребывающим на их территории, режим не менее благоприятный, чем тот, которым пользуются его граждане, в отношении заработной платы, других условий труда, принадлежности к профсоюзам, жи­лищных условий, социального обеспечения, налогов и судопроизвод­ства.

В 1962 году была принята Конвенция МОТ № 118 о равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области со­циального обеспечения. Положения Конвенции направлены на пре­доставление на территории каждого государства – члена МОТ, в отношении которого Конвенция находится в силе, гражданам любого другого государства – члена МОТ, для которого положения Конвен­ции также имеют силу, одинаковых прав со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в от­ношении права на социальные пособия.

Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 года в ст. 1 предусматривает, что каждое государст­во – член МОТ, для которого Конвенция находится в силе, обязу­ется соблюдать основные права всех трудящихся-мигрантов. Однако Конвенция не содержит перечня этих основных прав. Раздел II Кон­венции «Равенство возможностей и обращения» предусматривает обязанность государств – участников Конвенции разработать и осу­ществлять национальную политику, направленную на содействие и гарантию равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий, социального обеспечения, профсоюзных и культурных прав, индивидуальных и культурных свобод для лиц, находящихся на законных основаниях на их территории в качестве трудящихся-миг­рантов или членов их семей.