Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18658
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Помимо вышеперечисленных документов МОТ разработала ряд рекомендаций, среди которых необходимо отметить Рекомендацию МОТ № 86 о трудящихся-мигрантах 1949 года и Рекомендацию МОТ № 151 о трудящихся-мигрантах 1975 года.
Первый документ содержит предложение государствам – членам МОТ развивать и использовать все возможности найма и способствовать с этой целью распределению в международном масштабе рабочей силы и в особенности ее перемещению из стран, изобилующих ею, в страны, где в ней наблюдается недостаток. В приложении к рекомендации МОТ № 86 содержится Типовой договор о временной и постоянной миграции трудящихся, включая миграцию беженцев и перемещенных лиц, который может быть заключен между государствами на дву- и/или многосторонней основе.
Второй документ рассматривает следующие вопросы: равенство возможностей и обращения трудящихся-мигрантов и членов их семей и граждан государства работы по найму; социальная политика государства работы по найму, которая, в частности, должна быть направлена на воссоединение семей трудящихся-мигрантов, охрану здоровья, свободный доступ данной категории лиц к социальным службам; занятость и проживание.
Среди региональных соглашений, посвященных проблеме трудящихся-мигрантов, следует отметить действующую Европейскую конвенцию о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1979 года, принятую в рамках деятельности Совета Европы. Она содержит определение понятия «трудящийся-мигрант», отличное от определений, содержащихся в предыдущих международных соглашениях. В соответствии со ст. 1 Конвенции, «трудящийся-мигрант» означает гражданина государства – участника Конвенции, которому разрешено другим государством проживать на его территории для выполнения оплачиваемой работы. Конвенция регулирует вопросы въезда, передвижения трудящегося-мигранта, условий работы и трудоустройства, жилища, налогообложения и др.
Центральное место среди международных соглашений, касающихся трудящихся-мигрантов и членов их семей, занимает Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, подписанная 18 декабря 1990 г. в Нью-Йорке. Конвенция была разработана с целью обеспечить всеобъемлющую правовую защиту трудящихся-мигрантов и членов их семей, установив основные нормы в Конвенции, которая могла бы иметь универсальный характер. К сожалению, Конвенция до сих пор не вступила в силу, не набрав 20 необходимых ратификаций (по состоянию на 31 декабря 1997 г. ее ратифицировали 9 государств).
В соответствии с п. 1 ст. 1 Конвенции ее положения применяются ко всем трудящимся-мигрантам и членам их семей без какого бы то ни было различия по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этнического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного и сословного положения или по любому другому признаку.
Конвенция применяется в течение всего процесса миграции трудящихся-мигрантов и членов их семей, который включает подготовку к миграции, выезд, транзит и весь период пребывания в государстве работы по найму, а также возвращения в государство происхождения или государство обычного проживания.
Статья 2 Конвенции определяет «трудящегося-мигранта» как лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой работой в государстве, гражданином которого оно не является. Кроме общего понятия трудящегося-мигранта Конвенция содержит перечень подкатегорий данной категории лиц: приграничный трудящийся, сезонный трудящийся, моряк, трудящийся на проекте, трудящийся целевого найма, трудящийся, работающий не по найму, и др.
Положения Конвенции не применяются к следующим категориям лиц: 1) служащим международных организаций; 2) лицам, нанятым государством вне его территории, для выполнения официальных функций (правовое положение данных категорий лиц регулируется общим международным правом или конкретными международными соглашениями); 3) лицам, направленным или нанятым государством или от его имени вне его территории и участвующим в осуществлении различных программ сотрудничества нанявшего их государства (их статус определяется соглашением с государством работы по найму); 4) инвесторам, проживающим не в государстве своего происхождения; 5) беженцам и апатридам; 6) учащимся и стажерам; 7) морякам и трудящимся, занятым на стационарной прибрежной установке, не имеющим разрешения на пребывание и работу в государстве работы по найму.
Конвенция обязывает государства-участники уважать и обеспечивать права трудящихся-мигрантов и членов их семей на основе принципа недискриминации в отношении этих прав. Часть III Конвенции («Права человека всех трудящихся-мигрантов и членов их семей») подробно регламентирует и предоставляет правовые гарантии защиты политических, гражданских, экономических, социальных и культурных прав данной категории граждан.
Положения Конвенции, касающиеся прав и свобод трудящихся-мигрантов и членов их семей, полностью соответствуют положениям, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и других универсальных международных соглашениях по правам человека. Статья 24 Конвенции гласит, что каждый трудящийся-мигрант и любой член его семьи повсюду имеют право на признание своей правосубъектности.
В отношении большей части прав и свобод трудящимся-мигрантам и членам их семей предоставляется национальный режим. Отклонение от принципа равного обращения с гражданами государства, работы по найму, в частности в отношении договора найма, является незаконным. Поэтому государства – участники Конвенции принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы трудящиеся-мигранты и члены их семей не лишались никаких прав, вытекающих из этого принципа, в силу какого-либо отклонения в статусе их пребывания или занятости.
Часть IV Конвенции посвящена дополнительным правам трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые имеют документы или постоянный статус в государстве работы по найму. В частности, им предоставляется право быть полностью информированными о всех условиях въезда, пребывания, работы по найму; право свободного передвижения по территории государства, работы по найму и свобода выбора местожительства в нем; право на создание ассоциаций и профсоюзов с целью защиты своих интересов и др. Важно отметить, что по сравнению с предыдущими соглашениями Конвенция очень подробно регламентирует права трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также уделяет большое внимание вопросам международного сотрудничества государств в этой сфере.
В Конвенции впервые предусмотрен механизм контроля. В момент вступления Конвенции в силу для целей наблюдения за ее применением должен быть учрежден Комитет по защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, который состоит из 10, а после вступления Конвенции в силу для ее 41-го государства-участника – из 14 экспертов, избираемых тайным голосованием государствами – участниками Конвенции с учетом справедливого географического представительства как государств происхождения трудящихся-мигрантов, так и государств работы по найму. Эксперты избираются сроком на четыре года и выполняют свои функции в личном качестве. В функции Комитета входит: а) рассмотрение докладов, представляемых государствами – участниками Конвенции; б) разработка рекомендаций; в) ежегодное представление докладов Генеральной Ассамблее ООН о выполнении положений Конвенции; г) принятие собственных Правил процедуры; д) проведение ежегодных заседаний и др.
Государство – участник Конвенции может в любое время заявить, что оно признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств в соответствии с Конвенцией. Такие сообщения могут приниматься и рассматриваться лишь в случае представления их государством – участником Конвенции, сделавшим заявление о признании в отношении себя компетенции Комитета.
Международная конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года не снимает и не решает всех вопросов, существующих в сфере защиты прав такой категории лиц, как трудящиеся-мигранты.
Глава 8
Право
международных договоров
1. Понятие права международных договоров, его источники и субъекты
Государства с древних времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров. В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, толкования и прекращения действия договоров. Эти нормы в своей совокупности и составили особую отрасль международного права – право международных договоров.
До недавнего времени такие нормы носили обычно-правовой характер. В 1968-1969 годах в Вене состоялась конференция, созванная в целях кодификации и прогрессивного развития права международных договоров. Результатом конференции явилась Венская конвенция о праве международных договоров (далее – Венская конвенция 1969 г.), которая вступила в силу в 1980 году. Конвенция регулирует отношения, касающиеся межгосударственных договоров. Между тем характерной особенностью XX столетия является то, что в международных отношениях активное участие в качестве субъектов международного права принимают межгосударственные организации. Это, в свою очередь, вызвало появление большого числа договоров с участием названных организаций. Особенности, присущие межгосударственным организациям как субъектам международного права, оказали влияние и на договоры с их участием, что обусловило необходимость принятия специального акта, который определял бы правила, касающиеся таких договоров. В 1986 году в Вене на международной конференции была принята Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (далее – Венская конвенция 1986 г.). Названная Конвенция не вступила в силу, однако многие ее положения действуют в качестве обычных норм.
В 1978 году была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, кодифицировавшая соответствующие обычные международно-правовые нормы. Эта Конвенция вступила в силу 6 ноября 1996 г.
Кроме норм права международных договоров определенное значение имеют нормы национального права, устанавливающие внутригосударственный порядок заключения и обеспечения выполнения международных договоров. Такие нормы содержатся, как правило, в конституциях либо в специальных законах.
Конституция Российской Федерации 1993 года определяет место международных договоров в системе российского права, органы, имеющие право заключать подобные договоры, порядок ратификации международных договоров. Федеральный закон РФ от 16 июня 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации», положения которого в основном соответствуют Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, подробно регулирует такие вопросы, как порядок заключения, выполнения, прекращения и приостановления действия международных договоров, а также порядок регистрации в международных органах, хранения подлинников международных договоров и официальной публикации. Данный закон имеет и международное значение. Так, в нем определяется, кто имеет право заключать международные договоры России без предъявления полномочий, а также какие договоры подлежат обязательной ратификации.
Субъектами права международных договоров являются субъекты международного права. Государства обладают договорной правоспособностью в силу своего суверенитета и международного права. В свою очередь, договорная правоспособность международных организаций определяется учредительными актами, принятыми в соответствии с ними решениями и резолюциями, а также практикой организации.
2. Понятие международного договора
Под международным договором, как следует из ст. 2 Венской конвенции 1969 года и Венской конвенции 1986 года, понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования.
Хотя в Конвенциях говорится лишь о договорах в письменной форме, это не означает, что государства не могут заключать договоры в устной форме и распространить на них действие, например, Венской конвенции 1969 года.
Договорами в международно-правовом смысле выступают только соглашения между субъектами международного права. К таким договорам не относятся соглашения, заключаемые, в частности, международными транснациональными компаниями с какими-либо государствами. Международными договорами не могут считаться и такие международные акты в письменной форме, которые внешне могут напоминать договоры. В качестве примера можно назвать Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и Парижскую хартию для Новой Европы 1990 года. Как следует из содержания этих актов, государства-участники не пожелали придать им форму договоров. В частности, названные акты не подлежали регистрации в Секретариате ООН, хотя такая регистрация и является обязанностью членов ООН, что предусмотрено Уставом этой Организации.
Международным договором является соглашение, которое может содержаться в двух или более связанных между собой документах. В качестве примеров таких договоров являются соглашения, заключенные путем обмена нотами или письмами либо путем принятия международными организациями параллельных резолюций.
Объектом международного договора является все то, по поводу чего государства заключают договор, то есть вступают в договорные отношения. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные блага, действия и воздержание от действий. Международное право не содержит каких-либо ограничений относительно выбора объекта для международных договоров.
Целью договора является то, что субъекты международного права стремятся осуществить или достигнуть путем заключения договора. Объект определяется в названии либо в контексте договора, а цель – в преамбуле либо в первых статьях договора. Так, объектом Устава ООН является создание международной организации по поддержанию международного мира и безопасности. Целью Венской конвенции 1969 года являются кодификация и прогрессивное развитие норм права международных договоров.