Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18635

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

3. Классификация международных договоров

Договоры могут классифицироваться по кругу участников и по объекту. По кругу участников договоры подразделяются на двусто­ронние и многосторонние. В свою очередь, многосторонние догово­ры подразделяются на договоры универсальные (общие) и договоры с ограниченным числом участников. К универсальным договорам относятся договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права. Иными словами, объект таких до­говоров представляет интерес для всех субъектов международного права. Договоры с ограниченным числом участников, которые назы­ваются региональными, или партикулярными, это такие договоры, число участников которых ограничено.

Договоры могут классифицироваться и по объекту регулирования. С этой точки зрения договоры подразделяются на договоры по поли­тическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транс­порта и связи и т.д.

Договоры могут быть закрытыми либо открытыми. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы международных организа­ций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих государств предполагает согласие их участников. В открытых дого­ворах может участвовать любое государство, и такое участие не зави­сит от согласия сторон договора. Открытыми договорами являются, например, Венская конвенция о правопреемстве государств в отно­шении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года, Договор о всеобъемлющем запре­щении ядерных испытаний 1996 года, Венская конвенция о праве договоров 1986 года и др.

Закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 года предусматривает классификацию договоров на межгосу­дарственные договоры, заключаемые от имени России, межправи­тельственные, заключаемые от имени Правительства РФ, и меж­ведомственные, заключаемые ведомствами России в пределах своих полномочий. Несмотря на такую классификацию, все эти договоры являются договорами России, и, независимо от того, какой государст­венный орган заключил договор, он создает права и налагает обязан­ности на Россию в целом.

Форма международных договоров. Из определения понятия международного договора следует, что под действие Венских конвен­ций 1969 и 1986 годов подпадают договоры в письменной форме. Однако государства могут заключать договоры и в устной форме. В связи с этим, когда идет речь о формах договоров, то имеется в виду прежде всего письменная и устная форма международных до­говоров. Договоры в устной форме получили наименование «джентль­менских соглашений». Они имеют такую же юридическую силу, что и договоры в письменной форме.

Между тем очень часто форму договора олицетворяют с его струк­турой, под которой понимаются составные части договора. К ним относятся название договора, преамбула, основная часть, заключи­тельные положения, подписи сторон.


Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней. часто формулируются цели договора. Кроме того, преамбула исполь­зуется при толковании договора.

Основная часть договора делится на статьи, некоторые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву

1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о меж­дународной гражданской авиации 1944 г.). В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наиме­нования.

В заключительной части излагаются такие положения, как усло­вия вступления в силу и прекращения договора, язык, на котором составлен текст договора, и т.д.

Международные договоры могут иметь приложения, которые будут составлять неотъемлемые части договоров только в том случае, если об этом прямо указано в договорах.

Договоры могут и не иметь названную структуру, что зависит от их характера.

Текст договора содержится, как правило, в одном документе. Од­нако в том случае, когда договор заключается путем обмена нотами или письмами, то его текст содержится в двух или более связанных между собой документах (в данном случае в нотах или письмах, ко­торыми обменялись договаривающиеся стороны).

Наименование международных договоров. Договоры могут иметь самые различные наименования либо быть без названия. Наимено­вание договора (конвенция, соглашение, собственно договор, хартия, устав, пакт, декларация, протокол и т.д.) не имеет какого-либо юри­дического значения, поскольку понятие «договор» является родовым.

Язык международных договоров. Договаривающиеся стороны сами определяют, на каких языках составляется текст договора. Дву­сторонний договор составляется, как правило, на языках обеих до­говаривающихся сторон, но они могут выбрать какой-либо другой язык или другие языки. Так, Портсмутский мирный договор 1905 года между Россией и Японией был исполнен на английском и француз­ском языках. Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон текст договора составляется и на третьем (нейтральном) языке. Как правило, этот текст берется в качестве основы толкования договора.

Многосторонние договоры составляются на языках, которые определяются договаривающимися государствами. Установилась практика, что договоры, заключаемые под эгидой ООН, ее специа­лизированных учреждений или других международных организаций, составляются на официальных языках этих организаций. Тексты мно­гостороннего договора на разных языках являются аутентичными и имеют одинаковую юридическую силу.

4. Заключение международных договоров

Стадии заключения договора. Заключение международных дого­воров представляет собой процесс, который включает следующие стадии: подготовка и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора и выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.


Заключению договора предшествует договорная инициатива, то есть предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Договор­ная инициатива облегчает процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.

Полномочия и уполномоченные. Законодательство государств и правила международных организаций определяют, какие органы мо­гут от их имени заключать договоры. Как правило, договоры от имени государств или международных организаций заключают специально уполномоченные такими органами лица. Этим лицам выдается доку­мент, который называется полномочиями. Полномочия могут выда­ваться на все стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию.

Международное право установило, что определенные лица, пред­ставители государств или международных организаций, не нуждаются в полномочиях. Это положение нашло закрепление в ст. 7 Венских конвенций 1969 и 1986 годов. В этой статье предусматривается, что главы государств, главы правительств и министры иностранных дел не нуждаются в полномочиях и могут совершать все действия, отно­сящиеся к заключению договоров. Главы дипломатических предста­вительств и представительств при международных организациях, а также главы делегаций на международных конференциях также не нуждаются в полномочиях лишь в целях принятия текста до­говора.

В соответствии со ст. 12 российского Закона о международных договорах Президент, Председатель Правительства и министр иност­ранных дел Российской Федерации могут вести переговоры и под­писывать договоры без предъявлений полномочий. Федеральный ми­нистр и руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции ведут переговоры и подпи­сывают договоры также без предъявлений полномочий. Без предъ­явлений полномочий глава российского дипломатического пред­ставительства или глава представительства при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста до­говора между Россией и государством пребывания или в рамках международной организации.

Полномочия предоставляются соответствующим лицам Президен­том либо Правительством России. Они оформляются соответственно от имени Президента либо Правительства Министерством иностран­ных дел. В отношении договоров межведомственного характера пол­номочия предоставляются федеральным министром или руководите­лем иного федерального органа исполнительной власти.

Международная организация представляется лицом, имеющим специальные полномочия, либо лицом, которое на основании правил международной организации представляет ее без предъявлений пол­номочий (ст. 7 Венской конвенции 1986 г.).


Подготовка текста договора. Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях. Путем дипломатических переговоров подготавливаются, как прави­ло, тексты двусторонних договоров. В международных организациях подготавливаются тексты многосторонних договоров, и такую подго­товку осуществляют их главные органы либо специально созданные для таких целей вспомогательные органы. Так, в рамках ООН дейст­вует Комиссия международного права, вспомогательный орган Гене­ральной Ассамблеи, которая подготовила ряд проектов конвенций. В международной практике имеются примеры, когда международная конференция сама вырабатывала проект договора. В качестве приме­ра можно назвать Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, текст которой III Конференция ООН готовила с 1974 по 1982 год.

Принятие текста договора. Принятие текста договора является необходимой процедурой. Международная практика выработала раз­личные формы принятия текстов договора. Такими формами могут быть подписание или парафирование текста договора. На междуна­родной конференции текст договора принимается путем голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в голосовании, если иное не было установлено ее участниками (ст. 9 Венской конвенции 1969 г.).

В международных организациях тексты договоров принимаются в соответствии с правилами таких организаций. Текст договора обыч­но включается в качестве приложения к принимаемой в этой связи резолюции.

Текст договора может быть принят в международных организа­циях и на международных конференциях посредством консенсуса, то есть без голосования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников.

Установление аутентичности текста договора. Принятие текста договора сопровождается и такой процедурой, как установление его аутентичности. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным и достоверным. После того, как установ­лена аутентичность, текст договора не подлежит дальнейшим из­менениям.

Как указывается в ст. 10 Венской конвенции 1969 года, «текст договора становится аутентичным и окончательным» путем процеду­ры, о которой условились участвующие в переговорах государства, либо путем подписания, подписания ad referendum, парафирования самого текста договора или же заключительного акта конференции, содержащего этот текст.

Подписание ad referendum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответ­ствующим государством или соответствующей международной орга­низацией. Парафирование предполагает подписание, как правило, инициалами уполномоченных лиц первой или последней страницы либо каждой страницы текста договора.


Способы выражения согласия на обязательность международ­ного договора. Последней стадией заключения договора является выражение субъектами международного права согласия на его обя­зательность. Международная практика к таким способам относит подписание, обмен документами, образующими договор, ратифика­цию, акт официального подтверждения, утверждение, принятие, одобрение, присоединение к договору. Это нашло закрепление в ст. 11 Венских конвенций 1969 и 1986 годов. Однако этот перечень не является исчерпывающим. Как указывается в названных статьях, стороны могут договориться и об иных способах выражения согласия на обязательность договора.

Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является подписание. Подписание двусто­ронних договоров осуществляется в порядке альтерната (чередо­вания).

Альтернат означает, что подписи представителей государств ста­вятся друг против друга либо одна под другой. В экземпляре договора (на двух языках) подпись слева (в текстах на арабском языке – справа) или сверху ставит представитель того государства, у которого будет храниться данный экземпляр договора. В таком экземпляре название этого государства упоминается первым.

Подписи под многосторонними договорами ставятся одна под другой в алфавитном порядке названий государства на языке, о ко­тором договорились участники. Обычно подписание многосторонне­го договора открыто до определенного срока либо до вступления в силу.

В том случае, если подписание предшествует ратификации, утверждению или одобрению, Венские конвенции 1969 и 1986 годов (ст. 18) предусматривают, что государства и международные органи­зации должны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.

Ратификация – это один из способов выражения согласия госу­дарств на обязательность договора. Как правило, ратификация осу­ществляется высшим органом государственной власти – парламен­том либо главой государства.

Венские конвенции 1969 и 1986 годов не определяют, какие кон­кретно договоры подлежат ратификации. В них только устанавливается, что договор подлежит ратификации, если об этом условились договаривающиеся государства либо их представители подписали договор под условием ратификации.

Как правило, законодательные акты государств предусматривают, какие договоры подлежат обязательной ратификации. Так, в соответ­ствии с Конституцией РФ и законом «О международных договорах Российской Федерации» 1995 года ратификация осуществляется в форме федерального закона. В законе устанавливается, какие дого­воры подлежат ратификации, например договоры, исполнение кото­рых требует изменения действующих или принятия новых федераль­ных законов, договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, договоры о территориальном раз­граничении и др.