Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18255

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Международные организации в целях выражения своего согласия на обязательность договора применяют акт официального подтверж­дения, который приравнивается к ратификации.

Утверждение, принятие, одобрение также являются способами выражения согласия на обязательность договора. Они применяются в том случае, если об этом условились договаривающиеся стороны либо это предусмотрено нормативными актами таких сторон. Обыч­но утверждение, принятие и одобрение осуществляются тем государ­ственным органом (как правило, органом исполнительной власти), от имени которого заключен договор.

Закон «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает применение таких способов, как утверждение и принятие, которые могут осуществляться Президентом РФ, Прави­тельством РФ либо федеральным органом исполнительной власти. Утверждение и принятие международного договора, как следует из закона, возможно и в форме федерального закона.

Присоединение используется в том случае, когда государство или международная организация, не участвовавшие в переговорах по за­ключению договора, решили стать его участниками. Как правило, присоединение осуществляется в отношении договоров, вступивших в силу. Присоединение осуществляется также в том случае, когда государство, хотя и участвовало в переговорах по заключению до­говора и подписало его, однако не выразило согласия на его обяза­тельность до вступления договора в силу. Присоединение может осу­ществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения, что определяется либо положениями соответствующего договора, либо нормативными актами государства.

Согласие на обязательность договора может быть выражено госу­дарствами и международными организациями путем обмена докумен­тами (нотами или письмами), образующими договор.

Оговорки к международным договорам. Международное право признает, что государства и другие субъекты имеют право делать оговорки. В соответствии со ст. 2 Венских конвенций 1969 и 1986 годов под оговоркой понимается одностороннее заявление, сделанное го­сударством или международной организацией в любой формули­ровке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или при­соединении, посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений до­говора в их применении к данному государству или данной орга­низации.

Государство или международная организация не могут делать оговорки в тех случаях, когда они договором запрещены либо не совместимы с его объектом и целями. Иногда договор прямо преду­сматривает, к каким его положениям разрешается делать оговорки.

Оговорка изменяет действие договора в целом либо его отдельно­го положения, к которому сделана оговорка, между государством, сделавшим такую оговорку, и другими участниками договора. Госу­дарство может возразить против оговорки и заявить, что договор дей­ствует, за исключением положения, к которому сделана оговорка, либо договор не будет действовать в целом между ним и участником, сделавшим оговорку. Если государство признает оговорку, то дого­вор будет действовать между ним и участником, сделавшим оговорку, за исключением соответствующего положения договора.


Оговорка, возражения против оговорки и согласие с ней должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения догова­ривающихся сторон. Если оговорка была сделана при подписании договора, который подлежал ратификации, акту официального под­тверждения, принятию или утверждению, то она должна быть под­тверждена сделавшим оговорку участником при выражении своего согласия на обязательность договора.

Государство, сделавшее оговорку, может в любое время ее снять. Снятие оговорки или возражения против оговорки осуществляется в письменной форме.

Обмен и депонирование ратификационных грамот и других документов. Ратификация, акт официального подтверждения, при­нятие, утверждение или присоединение оформляются официальны­ми документами. Такими документами являются ратификационные грамоты и документы об официальном подтверждении, утверждении, принятии или присоединении. Эти документы являются, как следует из ст. 16 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, формами согласия на обязательность договоров.

В случае двусторонних договоров происходит обмен ратификаци­онными грамотами и документами об официальном подтверждении, принятии или утверждении.

В отношении многосторонних договоров осуществляется сдача названных документов на хранение.

Венские конвенции 1969 и 1986 годов (ст. 16) предусматривают, что вместо обмена или сдачи ратификационных грамот или иных документов может применяться и такая упрощенная форма, как уве­домление о выражении согласия на обязательность договора. Эта фор­ма применяется в том случае, когда она предусматривается в самом договоре. Уведомление осуществляется, как правило, в виде ноты.

Законом «О международных договорах Российской Федерации» 1995 года установлено, что на основании федерального закона о ра­тификации международного договора Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и под­писью министра иностранных дел (ст. 18). Обмен ратификационны­ми грамотами и сдача этих грамот на хранение производятся, если стороны не договорились об ином, Министерством иностранных дел РФ либо по его поручению дипломатическим представительством в иностранном государстве или представительством РФ при междуна­родной организации (ст. 19).

Депозитарий и его функции. Депозитарий – это хранитель подлинного текста договора, то есть аутентичного текста. Он на­значается в отношении многосторонних договоров. В качестве де­позитария могут быть назначены одно или несколько государств, международная организация либо главное должностное лицо такой организации. Так, депозитарием Венских конвенций 1969 и 1986 го­дов и Конвенции ООН по морскому праву является Генеральный секретарь ООН.

В соответствии со ст. 77 Венской конвенции 1969 года и ст. 78 Венской конвенции 1986 года в функции депозитария входит хра­нение подлинного текста договора и переданных ему полномочий, а также всех документов, относящихся к договору: ратификационных грамот, других документов о согласии на обязательность договоров, документов о денонсации, заявлений об оговорках и возражений против них и т.д. Кроме этих функций депозитарий в соответствии со ст. 77 Венской конвенции 1969 года и ст. 78 Венской конвенции 1986 года осуществляет и такие функции, как подготовка заверенных копий с подлинного текста договора для рассылки участникам, по­лучение подписей под договором, получение и хранение документов, уведомлений или сообщений, изучение вопроса о том, находятся ли эти подписи, документы, уведомления и сообщения в полном поряд­ке и надлежащей форме, информирование участников о таких доку­ментах, уведомлениях и сообщениях, регистрация договора в Секре­тариате ООН и др.


Функции депозитария являются международными по своему ха­рактеру. Депозитарий при исполнении своих функций обязан дейст­вовать беспристрастно.

Регистрация и опубликование договоров. Статья 102 Устава ООН предусматривает, что государства – члены ООН должны при первой возможности зарегистрировать любой международный дого­вор. В том случае, если договор не будет зарегистрирован, ни одна из сторон договора не может на него ссылаться ни в одном из органов ООН. В соответствии с правилами регистрации и опубликования договоров, одобренными резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 г., только вступивший в силу договор подлежит регистрации. Регистрация может быть произведена одной из сторон договора. В этом случае другие стороны освобождаются от обязатель­ства такой регистрации.

Участники Венских конвенций 1969 и 1986 годов на основа­нии ст. 80 и 81 обязаны направить вступившие в силу договоры в Секретариат ООН для регистрации или для хранения и опуб­ликования.

Регистрацию договоров производят и другие международные ор­ганизации, например ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Даже если договор зарегистрирован в международной организации, он подлежит, как следует из Венских конвенций, обязательной регистрации в Секре­тариате ООН.

Законом «О международных договорах Российской Федерации» на Министерство иностранных дел возлагается обязанность регист­рировать международные договоры РФ в Секретариате ООН ив соот­ветствующих органах других международных организаций.

Зарегистрированные Секретариатом ООН договоры публикуются в специальной серии «Treaty series». Договоры публикуются и други­ми международными организациями.

Многими государствами предусматривается порядок публикации договоров, заключенных с их участием. Внутригосударственная пуб­ликация носит наименование промульгации.

Законом России о международных договорах 1995 года преду­смотрен следующий порядок опубликования международных дого­воров.

Как указывается в ст. 30 Закона, вступившие в силу для России международные договоры, решения о согласии на обязательность которых было принято в форме федеральных законов, подлежат офи­циальному опубликованию в Собрании законодательства Российс­кой Федерации (они также публикуются в Бюллетене международ­ных договоров, являющемся официальным изданием). Остальные международные договоры (за исключением договоров межведомст­венного характера) публикуются в Бюллетене международных дого­воров. Договоры межведомственного характера публикуются по ре­шению федеральных органов исполнительной власти в официальных изданиях соответствующих органов.

Закон также предусматривает создание Единой государственной системы регистрации и учета международных договоров Российской Федерации, находящейся в ведении Министерства иностранных дел.


5. Вступление договора в силу. Действие (применение) международных договоров

Вступление договора в силу. Вступление договора в силу озна­чает, что его стороны приобретают права и несут обязанности, преду­смотренные этим договором. Только вступивший в силу договор со­здает юридические последствия для его участников. Как указывается в ст. 26 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, каждый действующий договор обязателен для участников и должен ими добросовестно выполняться (принцип pacta sunt servanda).

В соответствии со ст. 24 Венских конвенций 1969 и 1986 годов порядок и дата вступления договора в силу устанавливаются в самом договоре или согласуются самими участниками. Как следует из меж­дународной практики, договоры могут вступать в силу с даты под­писания, ратификации, утверждения, принятия, обмена ратифика­ционными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот. При этом может быть установлен срок, по истечении которого после сдачи на хранение определенного числа ратификационных грамот или иных документов, выражающих согла­сие участников на обязательность договора, договор вступает в силу. Так, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года предусматри­вается, что она вступит в силу через 12 месяцев после сдачи 60-й ра­тификационной грамоты или документа о присоединении. В Догово­ре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г. указывается, что он вступает в силу через 180 дней после сда­чи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, ко­торые перечислены в приложении к этому договору, но не ранее чем через два года после открытия его для подписания.

Иногда договор не предусматривает дату его вступления в силу. Это относится главным образом к двусторонним договорам, согласие на обязательность которых выражается в форме подписания. Пред­полагается, что момент вступления таких договоров в силу совпадает с датой их подписания.

Договор вызывает юридические последствия, то есть создает права и налагает обязанности на участников, лишь с момента его вступления в силу. Иными словами, договор, как общее правило, не имеет обратной силы. Однако международное право не препятст­вует участникам договора условиться о том, чтобы распростра­нить договор в отношении любого действия или факта, которые имели место до вступления договора в силу, или в отноше­нии любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты. Это положение зафиксировано в ст. 28 Венских конвенций 1969 и 1986 годов.

Временное применение договоров. Международная практика свидетельствует, что государства и другие субъекты иногда заинтересованы во временном применении отдельных положений или всего договора до его вступления в силу. Обычно это относится к догово­рам, которые предусматривают ратификацию, принятие, утвержде­ние либо присоединение. Такое временное применение осуществля­ется лишь в том случае, если сам договор предусматривает такую возможность либо участники переговоров по заключению договора условились об этом. Данная возможность закреплена в ст. 25 Вен­ских конвенций 1969 и 1986 годов. В качестве примера можно на­звать Соглашение между СССР и США о линии разграничения мор­ских пространств в Беринговом море от 1 июня 1990 г., которое временно применяется Россией и США.


Действие (применение) договоров во времени, пространстве и по субъектам. Вступление договора в силу связано со сроком дейст­вия, который обычно устанавливается в договоре. Договоры могут заключаться на определенный срок (срочные договоры), на неопре­деленный срок, без указания срока действия либо с указанием на бессрочность действия.

На определенный срок могут заключаться как двусторонние, так и многосторонние договоры. Некоторые двусторонние договоры со­держат условие, что по истечении указанного в договоре срока он будет оставаться в силе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем выходе из договора. Другие договоры предусматривают, что по истечении времени, на которое они были заключены, их действие будет автоматически продлеваться на определенные сроки, например на три года, пять лет или на больший срок. Продление договора будет осуществляться до тех пор, пока один из участников не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие. Продление догово­ра называется пролонгацией. Кроме приведенных случаев пролонга­ция может быть осуществлена на основании специального соглаше­ния в отношении договора, срок которого истекает. Если договор прекратил свое действие и стороны специально договорились о про­длении его действия, то такое продление называется восстановлени­ем, или возобновлением, действия договора.

В некоторых договорах, хотя и не указывается конкретный срок их действия, может содержаться условие, определяющее, что по достижении установленных договорами целей действие таких дого­воров прекращается. Так, Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР от 4 де­кабря 1991 г. предусматривается, что его действие прекращается после урегулирования всех платежей и расчетов, определенных его положениями, а также дополнительными соглашениями и прото­колами.

Бессрочными являются договоры, в которых не указан срок их действия и не содержится условий их прекращения либо которые прямо предусматривают бессрочность их действия. Так, Венские конвенции 1969 и 1986 годов являются бессрочными, поскольку в них не указаны ни срок, ни условия прекращения их действия.

Каждый договор имеет территориальную или пространственную сферу действия. Общее правило, которое нашло свое закрепление в ст. 29 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, заключается в том, что договор обязателен для каждого из его участников в отношении всей его территории, если иное не установлено этим договором. Ряд много­сторонних договоров предусматривает пространственную сферу дей­ствия иную, чем территории государств. В качестве примера можно назвать Договор об Антарктике 1959 года, Договор о принципах дея­тельности государств по исследованию и использованию космическо­го пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года. Сложная территориальная сфера действия предусмотрена в Конвен­ции ООН по морскому праву 1982 года, которая охватывает прост­ранства, начиная от внутренних морских вод и кончая воздушным пространством за пределами государственной территории. Террито­риальная сфера действия Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков 1992 года имеет специфический харак­тер: она распространяет свое действие на трансграничные воды, под которыми понимаются любые поверхностные или подземные воды, пересекающие границы между двумя или более государствами или расположенные на таких границах.