Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18678

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Уставом Международного агентства по атомной энергии преду­смотрена ответственность МАГАТЭ за осуществление гарантий МАГАТЭ, то есть системы наблюдения и контроля за использова­нием государствами ядерных материалов, ядерных установок и тех­нической информации исключительно в мирных целях.

Ответственность международных организаций устанавливается также в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб в тех слу­чаях, когда международные организации выступают в качестве опе­раторов ядерных установок или операторов ядерных судов {Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г.; Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г.).

Ответственность международных организаций возникает из нару­шения ими международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права.

В юридической литературе приводятся конкретные примеры правонарушений, вызывающие ответственность международных ор­ганизаций: нарушение международной организацией и ее должност­ными лицами положений учредительных актов; ущерб, причиненный ее действиями государствам, другим международным организациям, юридическим и физическим лицам, включая собственных служащих; нарушение внутренних законов страны, где размещается междуна­родная организация или осуществляется ее деятельность, и др. Следо­вательно, ответственность международной организации наступает при правонарушении независимо от того, нарушены ли ею (ее орга­нами или должностными лицами) нормы международного права, нормы внутреннего права международных организаций или нормы внутригосударственного права.

Международные организации могут нести как материальную, так и политическую ответственность.

В случаях материальной ответственности международных органи­заций следует исходить из того, что их средства складываются из взносов государств-членов. В практике наметилась тенденция соче­тания материальной ответственности международной организации и государств. Здесь возможны два варианта: 1) установление солидар­ной ответственности организации и государств-членов; 2) установле­ние ответственности самой организации. В первом случае претензии об ответственности могут быть предъявлены как государствам-чле­нам, так и организации. Во втором случае претензии предъявляются только организации, которая сама решает вопрос о распределении бремени ответственности между своими членами.

В Конвенции о международной ответственности за ущерб, при­чиненный космическими объектами, была установлена солидар­ная ответственность, однако при соблюдении следующих условий: а) любая претензия о компенсации за ущерб предъявляется в первую очередь международной организации, осуществляющей запуск объ­екта; б) если организация в течение шести месяцев не компенсирова­ла суммы причиненного ущерба, то государство-истец может поста­вить вопрос об ответственности государств – членов организации.


Вопрос о политических формах ответственности международных организаций пока мало разработан в доктрине. Существует точка зре­ния, что здесь допустимы любые формы, не противоречащие специ­фике международных организаций, начиная от лишения их некото­рых прав и обязанностей и кончая их ликвидацией.

Международная организация несет ответственность за проти­воправные действия своих исполнительных органов и персонала. Так, в практике проведения операций по поддержанию мира ООН заключала соглашения с государствами, на территории которых про­водились такие операции, о возмещении ущерба, причиненного граж­данам этих государств и их имуществу действиями военного персо­нала и вооруженных сил ООН.

В проблеме ответственности международных организаций следу­ет выделить вопросы, относящиеся к возмещению ущерба лицам, состоящим на службе в международной организации. Международ­ные организации несут ответственность за обеспечение условий труда и быта, которые оговорены в контрактах и определены в ре­шениях, касающихся положения персонала. В международных орга­низациях создаются административные трибуналы (например, Адми­нистративный трибунал ООН; Административный трибунал МОТ, обладающий юрисдикцией в отношении большинства специализиро­ванных учреждений ООН), которые являются судебной инстанцией, устанавливающей степень ответственности организаций в случае нарушения ими контрактов, условий найма, положений и правил для персонала и определяющей размеры компенсации за причиненный ущерб. Их решения имеют обязательную силу для спорящих сторон, то есть для служащего международной организации и самой орга­низации. Организация не вправе отказаться привести решение три­бунала в исполнение. На это было обращено внимание Международ­ным Судом ООН в двух его консультативных заключениях от 13 июля 1954 г. и от 23 октября 1956 г. относительно законной силы Админи­стративного трибунала ООН и Административного трибунала МОТ.

Международные организации могут быть и субъектами междуна­родных претензий. В Консультативном заключении Международ­ного Суда ООН от 11 апреля 1949 г. по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе в ООН, указывалось, что международная ор­ганизация может выступать с претензией об ответственности за причиненный ей ущерб. ООН неоднократно предъявляла иски о возмещении причиненного ей ущерба (например, иск к Израилю в 1949 г. в связи с убийством израильскими террористами посредника ООН графа Бернадотта и военного наблюдателя ООН полковни­ка Серо).

Международная организация может нести ответственность и по международному частному праву, а также по внутреннему праву го­сударств. В этом случае ответственность международной организации зависит от признания ее правоспособности на территории государ­ства на основании учредительного акта или соглашения с государ­ством о ее штаб-квартире или представительстве.


Глава 12
Мирное разрешение международных споров

1. Понятие средств мирного разрешения споров

Первым универсальным актом о мирном разрешении международ­ных споров является Конвенция «О мирном решении международ­ных столкновений», принятая на первой Гаагской конференции мира и дополненная в 1907 году на второй Гаагской конференции мира.

26 сентября 1928 г. Лигой Наций был принят Общий акт о мир­ном разрешении международных споров, подтвержденный резо­люцией Генеральной Ассамблеи ООН от 28 апреля 1949 г. (с по­правками).

Особое место занимает Устав ООН, закрепивший ряд важных по­ложений, относящихся к разрешению споров мирными средствами (в частности, ст. 33). В развитие этих положений Генеральной Ас­самблеей ООН был принят ряд резолюций и деклараций, в том числе Манильская декларация о мирном разрешении споров 1982 года.

Среди региональных соглашений можно назвать Межамерикан­ский договор о мирном разрешении споров 1948 года (Боготинский пакт), Европейскую конвенцию о мирном разрешении споров, при­нятую Советом Европы в 1957 году, Конвенцию по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ 1992 года и др., а также уставы региональ­ных организаций (ЛАГ, ОАГ, ОАЕ, СНГ и др.), содержащие положе­ния о мирном разрешении споров.

Механизмы мирного урегулирования международных споров предусмотрены в ряде многосторонних конвенций, регулирующих со­трудничество государств в различных специальных сферах, напри­мер в Конвенции о международной ответственности за ущерб, при­чиненный космическими объектами, 1972 года, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и во многих других, а также в двусто­ронних договорах и соглашениях.

Под средствами мирного разрешения споров понимаются меж­дународно-правовые способы и процедуры урегулирования споров между субъектами международного права в соответствии с принципами международного права без применения принуждения в какой-либо форме.

Одни способы и процедуры мирного разрешения споров известны международному праву с давних пор, другие появились не так давно. Однако лишь с признанием обязанности разрешения споров исключи­тельно мирными средствами сформировалась система таких средств. Эта система нашла закрепление в ст. 33 Устава ООН. В ней перечис­лены такие мирные средства, как переговоры, обследование, посред­ничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обра­щение к региональным органам и соглашениям и иные мирные средства. К иным мирным средствам можно отнести добрые услуги, механизм разрешения споров органами ООН, механизмы разрешения споров, предусмотренные специальными соглашениями. В практике международных отношений могут появиться и другие процедуры. Устав ООН различает споры юридического характера и все осталь­ные. При этом Статут Международного Суда ООН в ст. 36 к юриди­ческим (правовым) спорам отнес толкование договора; любой вопрос международного права; наличие факта, представляющего нарушение международного обязательства; характер и размеры возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Из такого различия исходит также Европейская конвенция о мирном решении споров 1957 года.


2. Переговоры и консультации

Непосредственные переговоры занимают особое место в системе мирных средств разрешения споров. Без переговоров по существу вообще невозможно мирное улаживание международных споров, ибо использование всех мирных средств так или иначе связано с пере­говорами.

Почти во всех соглашениях о мирном урегулировании междуна­родных споров переговоры признаются первым шагом для достиже­ния цели – в Гаагских конвенциях о мирном решении международ­ных столкновений 1899 и 1907 годов, в Уставе ООН (ст. 33), в Общем акте о мирном разрешении международных споров 1949 года, в Манильской декларации о мирном разрешении споров 1982 года и др. В решении Постоянной палаты международного правосудия по Делу Мавромматиса от 30 августа 1924 г., а также в решении Междуна­родного Суда ООН по спору о праве прохода через территорию Ин­дии от 12 апреля 1960 г. прямо указывалось, что до того, как спор станет объектом судебного разбирательства, необходимо попытаться решить его путем переговоров.

Ведение переговоров между заинтересованными сторонами при­нято именовать дипломатическим путем разрешения спорных международных вопросов. Преимущество переговоров заключается в том, что стороны, находящиеся в споре, непосредственно выясняют взаимные претензии, определяют процедуру и способы решения спорной проблемы, вырабатывают взаимоприемлемое решение.

Переговоры различаются по кругу участников – переговоры глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, глав ди­пломатических представительств и переговоры с участием специаль­но уполномоченных лиц. Переговоры могут вестись официально и неофициально.

Переговоры различаются также по форме (устные – путем непо­средственных контактов и письменные – путем обмена нотами, письмами и т.д.) и по числу участников (двусторонние и многосто­ронние, в том числе в рамках международных конференций).

Международное право не устанавливает сроков продолжительно­сти переговоров. Если речь идет о споре, угрожающем поддержанию международного мира и безопасности, то стороны должны прило­жить усилия к урегулированию его в кратчайший срок.

Переговоры могут привести к положительным результатам при соблюдении определенных условий. Прежде всего, переговоры долж­ны быть равноправными и вестись с учетом суверенного равенства партнеров по переговорам. Они должны вестись без предваритель­ных условий, ультиматумов и принуждения. Для успеха переговоров необходимо наличие доброй воли спорящих сторон к разрешению обсуждаемых проблем, взаимные поиски решений, взаимные уступки и компромиссы. Благоприятное завершение переговоров возможно на основе взаимных уступок или уступок одной из сторон либо на основе отказа одной из сторон от своих претензий или признания претензий другой стороны.


Если переговоры не привели к соглашению, стороны обязаны обращаться к другим мирным средствам.

Консультации, по существу, являются разновидностью перегово­ров. Это относительно новый способ мирного разрешения споров, его появление относится к XX столетию.

Различаются факультативные и обязательные консультации. Факультативными являются консультации, к которым стороны при­бегают в каждом конкретном случае по взаимному согласию. К обя­зательным относятся консультации, проведение которых обуслов­лено заранее в соглашении на случай возникновения разногласий между его участниками.

В ряде многосторонних конвенций содержится обязательство проводить консультации по любому вопросу, который может возник­нуть в отношении цели или в связи с осуществлением положений конвенции, например в Конвенции о запрещении разработки, про­изводства и накопления запасов бактериологического (биологичес­кого) оружия и токсинов и их уничтожении 1972 года (ст. V), в Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и при­менения химического оружия и о его уничтожении 1993 года (ст. IX).

Такие консультации можно рассматривать как наиболее раннее средство, позволяющее предотвратить разногласия или споры. Имен­но в этом ключе говорится о консультациях в Договоре о запреще­нии размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного ору­жия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года. В ст. III предусмотрено, что если у государства – участника Дого­вора имеются обоснованные сомнения относительно выполнения обязательств другим государством-участником, то оно может провес­ти консультации с этим государством с целью устранения сомнений.

В ряде договоров консультации прямо предусмотрены как мирное средство разрешения споров (например, в ст. 283 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). В Венской конвенции о представитель­стве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года в ст. 84 говорится: «Если между двумя или несколькими государствами – участниками настоящей Конвенции возникает спор по поводу ее применения или толкова­ния, по просьбе любой из них между ними проводятся консультации. По просьбе любой из сторон в споре для участия в консультациях приглашается организация или конференция».

3. Добрые услуги и посредничество

Добрые услуги и посредничество – это мирные средства разре­шения международных споров с помощью третьей стороны. Между ними есть много общего, но есть и различия.

Гаагские конвенции о мирном решении международных столкно­вений 1899 и 1907 годов в числе мирных средств разрешения споров предусматривают добрые услуги и посредничество. В них указывает­ся, что добрые услуги и посредничество должны оказывать государ­ства, не причастные к спору (столкновению). Третья сторона может оказывать добрые услуги или посредничество по своей инициативе или по просьбе одной или нескольких сторон в споре. При этом как предложение добрых услуг или посредничества, так и отказ от них не считается, недружелюбным действием (ст. 3). Добрые услуги или посредничество имеют «исключительное значение совета и не могут почитаться обязательными» (ст. 6).