Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18679

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Различия между этими двумя мирными средствами следующие. Целью добрых услуг является налаживание контактов между сторо­нами в споре с тем, чтобы побудить их вступить в переговоры. Сторона, оказывающая добрые услуги, не должна участвовать в пе­реговорах и влиять на их ход. Посредничество предполагает более активное участие третьей стороны. Его целью является не только налаживание контактов между спорящими сторонами, но и достиже­ние между ними примирения. Как отмечается в ст. 4 Конвенций 1899 и 1907 годов, «задача посредника заключается в согласовании про­тивоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре». Посред­ник может участвовать в переговорах, активно влиять на их ход, вно­ся предложения по существу спора. Именно поэтому для осуществле­ния посредничества необходимо согласие обеих спорящих сторон.

Обладая широкими правами, посредник должен соблюдать опре­деленные обязанности: воздерживаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой; уважать суверенные права, честь и достоин­ство спорящих государств.

Добрые услуги и посредничество могут быть индивидуальными и коллективными. Их могут оказывать государство, международная ор­ганизация, их должностные лица, частные лица, как правило, видные общественные деятели.

Государства весьма активно используют в своих международных отношениях эти мирные средства. Это относится и к России, которая в XVIII-XIX веках выступала с предложением добрых услуг и оказа­ния посредничества. Известны добрые услуги Правительства СССР, перешедшие в посредничество, по разрешению индо-пакистанского конфликта, приведшие к подписанию конфликтующими сторонами Ташкентской декларации от 10 января 1966 г. В 1945 году Советское правительство согласилось на посредничество Франции в перегово­рах со Швейцарией по поводу судьбы интернированных в ней совет­ских граждан.

Известен и случай отказа СССР от предложения быть посредни­ком. В 1945 году японское правительство предложило СССР высту­пить посредником между Японией, с одной стороны, и США, Вели­кобританией и Китаем – с другой, по вопросу прекращения войны на Дальнем Востоке. Данное предложение не имело смысла, так как Япония отклонила требование указанных держав о безоговорочной капитуляции.

В практике ООН с оказанием добрых услуг и посредничества очень часто выступают Генеральный секретарь ООН или его спе­циальные представители, действующие на основе резолюций Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи ООН. Добрые услуги Генерального секретаря во время Карибского кризиса в 1962 году содействовали переговорам между СССР и США и привели к его урегулированию. Добрые услуги и посредничество представителя Генерального секретаря ООН сыграли важную роль в мирном урегу­лировании в 1988 году в Афганистане и в других международных конфликтах.


В ст. 8 Конвенций 1899 и 1907 годов предусмотрен особый случай посредничества. Находящиеся в споре государства избирают, каждое со своей стороны, державу-посредницу. Эти державы должны войти в непосредственные сношения друг с другом и провести переговоры по предмету спора. В этот период спорящие стороны не должны поддерживать между собой никаких контактов в отношении спора. При помощи такого посредничества был решен алжиро-марокканский спор о границе, возникший осенью 1963 года. Государствами-посредниками выступили Мали и Эфиопия.

4. Следственная и согласительная процедуры

Международные следственные и согласительные комиссии – органы, создаваемые спорящими сторонами на паритетных началах, иногда с привлечением третьей стороны. В ст. 33 Устава ООН эти мирные средства обозначаются терминами «обследование» и «при­мирение».

Задачей следственных комиссий является точное установление фактов, связанных со спором. Согласительные комиссии не ограничиваются выяснением фактической стороны дела, они пред­принимают усилия для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения. Выводы следственных и согласительных комиссий фа­культативны и не обязывают спорящие стороны. Они могут с ними согласиться или отказаться принять их. Однако существует ряд со­глашений, в которых признается обязательный характер выводов таких комиссий, например в Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года (ст. 45).

Порядок формирования и функционирования международных следственных комиссий установлен по инициативе России в Гаагских конвенциях о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 годов (ст. 9-35). Согласно Конвенциям, целью таких комиссий является «выяснение вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования» (ст. 9). Следственная комиссия создается на основе особого соглашения между спорящими сторона­ми, в котором должны быть точно определены подлежащие расследо­ванию факты, установлены порядок и срок образования комиссии, объем полномочий комиссаров. В соглашении могут быть также оп­ределены место пребывания комиссии, ее право на перемещение, язык, которым она будет пользоваться, и т.д. (ст. 10). Если стороны не согласились об ином, то в соответствии со ст. 12 и 45 каждая сто­рона назначает в комиссию из общего списка членов Постоянной палаты третейского суда двух комиссаров, из которых только один может быть ее гражданином. Четыре члена комиссии выбирают пято­го – председателя комиссии.

В Конвенциях 1899 и 1907 годов установлены правила следствен­ного производства: следствие производится состязательным порядком; заседания комиссии являются, как правило, закрытыми; реше­ния принимаются большинством голосов членов комиссии. Комиссия составляет доклад, который подписывается всеми ее членами и пере­дается сторонам. В ст. 35 подчеркивается, что доклад комиссии, ограничиваясь лишь установлением фактов, не имеет характера тре­тейского решения. За сторонами сохраняется полная свобода восполь­зоваться по своему усмотрению этими фактическими выводами.


Следственная процедура предусмотрена в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 года для расследования заявлений одной стороны по поводу фактов нарушения положений конвенций другой стороной.

В практике ООН большое значение придается работе по установ­лению фактов. Генеральная Ассамблея в ряде резолюций по вопросу о методах установления фактов, например в резолюции от 16 декабря 1963 г., отмечала значение следственной процедуры для мирного разрешения споров.

9 декабря 1991 г. Генеральной Ассамблеей была одобрена Декла­рация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности. Декла­рация исходит из того, что при выполнении своих функций, связан­ных с поддержанием международного мира и безопасности, Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее необходимо иметь подроб­ную информацию в отношении любого спора или ситуации.

Декларация регулирует вопросы создания миссий по установле­нию фактов. Решения о направлении таких миссий могут принимать Совет или Ассамблея. Для направления таких миссий на территорию любого государства необходимо предварительное согласие этого го­сударства. Декларация рекомендует для организации и проведения миссий пользоваться прежде всего услугами Генерального секретаря, который должен составлять и обновлять списки экспертов, привле­каемых к участию в миссиях. Однако можно использовать и какой-либо специальный вспомогательный орган Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи.

Согласительные (примирительные) комиссии возникли в между­народных отношениях несколько позже, чем следственные комис­сии. В доктрине отмечается, что впервые согласительная комиссия была создана по Договору между США и Великобританией 1909 года о пограничных водах между США и Канадой.

Наиболее подробно порядок образования и функционирования согласительных комиссий был разработан в Общем акте о мирном разрешении международных споров 1928 года.

Общий акт предусматривает, что споры между участниками акта могут рассматриваться в постоянной или временной специаль­ной согласительной комиссии, создаваемой спорящими сторонами. В составе комиссии из пяти членов может быть лишь по одному гражданину спорящих сторон. Три других члена комиссии избираются с согласия сторон в споре из граждан третьих держав. Производство в согласительной комиссии состязательное, решения принимаются большинством голосов членов комиссии.

Положения о согласительных комиссиях (примирительной про­цедуре) предусмотрены в значительном количестве двусторонних и многосторонних договоров и конвенций.

В практике СССР получили развитие согласительные комиссии для разрешения пограничных инцидентов и конфликтов. На основе дву­сторонних соглашений создаются на паритетных началах согласитель­ные комиссии в составе пограничных комиссаров (пограничных пред­ставителей), которые либо сами разрешают пограничные споры и инциденты, либо передают их на рассмотрение своих правительств.


Различные варианты согласительной (примирительной) проце­дуры предусмотрены в Венской конвенции о представительстве го­сударств в их отношениях с международными организациями уни­версального характера 19.75 года, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и др. В рамках ООН в 1995 году были разработа­ны Типовые правила по примирению споров между государствами (рез. ГА 50/50 от 11 декабря 1995 г.). Типовые правила применимы лишь в тех случаях, когда государства в письменной форме догово­рились об их применении. Результаты работы созданной на основа­нии правил комиссии по примирению носят рекомендательный ха­рактер. На различных стадиях примирения стороны могут просить Генерального секретаря ООН оказать им помощь в реализации про­цедуры примирения.

5. Международный арбитраж

Международный арбитраж (третейское разбирательство) – разрешение спора третьей стороной, решение которой обязательно для спорящих сторон.

Арбитраж как средство урегулирования международных споров известен еще со времен рабовладельческих государств. Особое значе­ние для современной юрисдикции третейских судов имел прецедент, созданный рассмотрением Алабамского спора между США и Велико­британией в 1871-1872 годах. В 1872 году арбитражный суд прису­дил в пользу США 15,5 млн. долл., а английское правительство вы­платило эту сумму в качестве возмещения ущерба за продажу южанам крейсеров, уничтоживших более 60 американских судов в ходе Граж­данской войны в Америке в 1861-1865 годах.

Значительный вклад в развитие международной арбитражной процедуры внесли Гаагские конвенции о мирном решении междуна­родных столкновений 1899 и 1907 годов, Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 года. В 1958 году Генеральная Ассамблея одобрила Образцовые правила арбитражного производ­ства. Они носят рекомендательный характер.

Современной международной практике известны два вида арбит­ражных органов: ad hoc и постоянный арбитраж. Арбитраж ad hoc учреждается соглашением сторон в отношении данного конкретного спора. Такое соглашение называется компромиссом, или третейской записью. В нем стороны определяют предмет спора, подлежащий раз­решению третейским судом, компетенцию суда, принципы и про­цедуру третейского разбирательства, состав суда. Третейская запись должна включать также взаимное обязательство сторон относитель­но принятия и исполнения третейского решения.

Постоянный арбитраж – это постоянный арбитражный орган, в который стороны могут по взаимному согласию передавать возникаю­щие между ними споры. Существует два вида юрисдикции постоян­ных арбитражных органов –добровольная и обязательная. При доб­ровольной требуется обоюдное согласие сторон на обращение в арбитражный орган, а при обязательной достаточно требования од­ной из сторон в споре. Обязательный арбитраж оформляется путем включения в тот или иной международный договор так называемой арбитражной оговорки.


Исполнение арбитражного решения является обязательным.

Согласно Гаагским конвенциям 1899 и 1907 годов, допускается пересмотр арбитражного решения, если после его вынесения обна­ружились новые важные обстоятельства, могущие оказать решающее влияние на исход дела.

Третейский суд может состоять из одного лица (обязательно граж­данина третьего государства) или группы лиц (из граждан третьих государств или из граждан спорящих сторон и третьих государств). Например, ст. 22 Общего акта о мирном разрешении международных споров определяет, что третейский суд ad hoc может состоять из пяти членов: по одному члену назначает каждая сторона, два других арбит­ра и суперарбитр избираются с общего согласия спорящих сторон из числа граждан третьих государств.

В 1901 году на основании Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов была создана Постоянная палата третейского суда, расположенная в Гааге (Нидерланды). В структуре Палаты имеется два постоянных органа: Международное бюро и Административный совет. Бюро вы­полняет функции канцелярии: стороны сообщают ему свое решение обратиться к третейскому суду. Бюро осуществляет связь между сто­ронами в спорах, переданных на рассмотрение в Палату. Наблюдение за деятельностью Международного бюро осуществляет Администра­тивный совет, состоящий из аккредитованных в Гааге дипломатичес­ких представителей государств – участников Гаагских конвенций. Председателем совета является министр иностранных дел Нидерландов. Совет решает все административные дела, в том числе финан­совые, назначает и увольняет служащих Бюро.

Что касается самого третейского суда, то он существует в виде списка лиц, из числа которых спорящие государства могут выбирать арбитров. Список третейских судей составляется следующим обра­зом: каждое государство – участник Гаагских конвенций (их на се­годня более 80) назначает сроком на 6 лет не более 4 лиц, которые, согласно ст. 44, «были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уваже­нием и выразили бы готовность принять на себя обязанности третей­ского судьи». В настоящее время в списке около 300 лиц (не все го­сударства назначают арбитров). Российская Федерация представлена четырьмя известными профессорами: К.А. Бекяшевым, А.Л. Колодкиным, Ю.М. Колосовым, В.И. Кузнецовым. Помимо Ю.М. Колосо­ва ранее и другие представители Московского государственного ин­ститута международных отношений назначались членами Палаты: С.Б. Крылов, Ф.И. Кожевников, Г.П. Задорожный.

Палата компетентна рассматривать любой спор между государ­ствами – участниками Конвенций, между ними и государствами – неучастниками Конвенций, а также между государствами и между­народными организациями. За время своего существования Палата рассмотрела более 30 споров между государствами.