Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18295

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

От репрессалий следует отличать реторсии – ответные акции в связи р недружественными действиями, которые не составляют де­ликта (например, временный отзыв своего посла в ответ на недру­жественные заявления в адрес страны, которую посол представляет). Реторсии не считаются одной из форм ответственности, поскольку предпринимаются при отсутствии факта правонарушения/

Считается, что репрессалии и реторсии должны быть соразмерны­ми тем действиям, которыми вызваны.

Международное преступление влечет ответственность в форме коллективных санкций, которые, согласно Уставу ООН, могут пред­приниматься на основании решений Совета Безопасности в отноше­нии государств, действия которых представляют собой угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.

Принцип соразмерности на санкции не распространяется. Санк­ции по существу могут представлять собой форму наказания за со­вершение международного преступления.

Материальная ответственность также реализуется в различных формах.

Реституция означает восстановление материального положения, -существовавшего до правонарушения. Репарации означают денеж­ную или иную материальную компенсацию убытков потерпевшей стороне. Субституция – это передача пострадавшему субъекту объ­ектов, равнозначных по значению и стоимости, взамен утраченных.

Международное право признает возмещение лишь непосредствен­ных убытков (прямых и косвенных), но не упущенной выгоды.

Когда война считалась одним из средств разрешения междуна­родных споров, возмещение побежденной стороной победителю военных издержек именовалось контрибуциями. В настоящее время контрибуции не выплачиваются.

5. Ответственность за международные преступления

Международные преступления – это тягчайшие международно-противоправные деяния, которые нарушают основополагающие нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества, и угрожают между­народному миру и безопасности. В проекте статей об ответственно­сти государств, подготовленных Комиссией международного права, подчеркивается, что «международно-противоправное деяние, возни­кающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообщест­вом в целом, составляет международное преступление».

В качестве тягчайших международных преступлений впервые в истории в уставах Международных военных трибуналов в Нюрн­берге 1945 года и Токио 1946 года были названы преступления про­тив мира, военные преступления и преступления против человеч­ности.

В дальнейшем квалификацию преступлений против человечности получили геноцид (Конвенция о предупреждении преступления гено­цида и наказании за него 1948 г.), расизм и расовая дискриминация (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дис­криминации 1965 г.), апартеид (Международная конвенция о пресе­чении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.), приме­нение ядерного оружия (Декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1961 г. о запрещении применения ядерного оружия для целей войны), колониализм (Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.).


Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 95 (I) 1946 года под­твердила принципы Нюрнбергского трибунала как отражающие деяния, составляющие преступления против мира и безопасности человечества. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1974 года утверждает: «Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность».

В 1953 году Комиссия международного права подготовила проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, ко­торый, однако, не был в 1954 году одобрен Генеральной Ассамблеей ООН. В 1997 году Комиссия международного права подготовила но­вый проект кодекса. В него включены следующие составы междуна­родных преступлений: агрессия, угроза агрессией, вмешательство во внутренние дела государства, колониальное и другие формы иност­ранного господства, геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные пре­ступления, вербовка, использование, финансирование и обучение наемников, международный терроризм, незаконный оборот нарко­тических средств, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

Что же следует считать исключительно серьезными военными преступлениями? Это нарушения международного гуманитарного права, то есть законов и обычаев войны и Женевских конвенций 1949 года, дополненных в 1977 году двумя протоколами. К ним от­носятся умышленное убийство лиц, находящихся под покрови­тельством Женевских конвенций, пытки и другое бесчеловечное

обращение, умышленное причинение тяжелых страданий или серь­езного увечья, принуждение военнопленного или гражданского ли­ца служить в неприятельской армии, незаконное депортирование гражданских лиц, взятие гражданских лиц в качестве заложников и др.

К нарушениям законов и обычаев войны относят, в частности, применение отравляющих веществ и видов оружия, предназначен­ных причинять излишние страдания; бессмысленное разрушение населенных пунктов; нападение на незащищенные населенные пунк­ты; захват, разрушение или умышленное повреждение культовых, культурных и научных учреждений и исторических памятников; разграбление общественной или частной собственности.

6. Уголовная международная ответственность физических лиц за международные преступления

Преступления, совершаемые государством как таковым, считают­ся международными преступлениями.

Преступления, совершаемые отдельными лицами или группами лиц не от имени государства, но имеющие международные послед­ствия, считаются преступлениями международного характера.

(С преступлениями международного характера государства борют­ся путем заключения специальных договоров, по которым соответ­ствующие лица подлежат уголовному наказанию либо в суде государ­ства пребывания, либо в суде государства, которому их выдают для целей уголовного преследования. Иначе говоря, в отношении пре­ступлений международного характера действует национальная уго­ловная юрисдикция.


Что касается международных преступлений, совершаемых госу­дарствами, то ответственность государства-делинквента возникает, в частности, в форме ограничения его юрисдикции в отношении соб­ственных граждан – непосредственных участников совершения международного преступления. Для этого учреждаются суды, осуще­ствляющие международную уголовную юрисдикцию. /Впервые такие Международные трибуналы были созданы в 1945 году для суда над главными нацистскими преступниками и в 1946 году – над японскими милитаристами.

Тенденция к расширению сферы международной уголовной юрис­дикции наблюдается в конце XX столетия. 3 декабря 1973 г. Гене­ральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 3074 (XXVIII), содер­жащую/Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. В них установлено, что каж­дое государство имеет право осуществлять правосудие в отношении своих граждан, виновных в совершении военных преступлении и преступлений против человечества. Однако наказанию такие лица подлежат, как общее правило, в тех странах, где они совершили пре­ступления.

Следующий шаг на этом пути был сделан Советом Безопасности ООН, который резолюцией № 808 в 1993 году учредил Международ­ный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совер­шенные на территории бывшей Югославии, а в 1994 году резолюцией № 955 учредил Международный трибунал по Руанде.

Согласно этим уставам, личную уголовную ответственность несут как конкретные исполнители преступных деяний, так и должност­ные лица, отдававшие соответствующие приказы, включая главу го­сударства или правительства.)

Международная уголовная юрисдикция распространяется на лиц, совершивших акты геноцида, серьезные нарушения Женевских кон­венций 1949 года, нарушения законов или обычаев войны и преступ­ления против человечности.

Наконец, (17 июля 1998 г. дипломатическая конференция в Риме приняла Статут Международного уголовного суда, по которому к международной уголовной юрисдикции отнесены следующие соста­вы преступлений: преступление геноцида, преступления против че­ловечности (убийство, истребление, порабощение, депортация или насильственное перемещение, заключение в тюрьму, пытки, изнаси­лование и т.п., совершаемые в отношении гражданского населения); военные преступления (серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.), преступление агрессии.

Можно, таким образом, сказать, что наблюдается тенденция к признанию международной уголовной юрисдикции как в отношении физических лиц, государства гражданства которых совершили меж­дународные преступления, так и в отношении лиц, совершающих преступления международного характера в своем личном качестве, не действуя от имени государства.


В отношении военных преступлений и преступлений против человечества действует принцип неприменимости срока давности. Он нашел закрепление в Конвенции о неприменимости срока дав­ности к военным преступлениям и преступлениям против человече­ства 1968 года.

7. Проект статей Комиссии международного права об ответственности государств

Даже если проект статей Комиссии международного права и не стал пока международной конвенцией, он может рассматриваться как вспомогательный источник международного права. В статьях сформулированы нормы обычного права в области реализации меж­дународной ответственности, а в комментариях специальных до­кладчиков Комиссии по данной теме исследовано большое число прецедентов, решений арбитражных и судебных органов, а также проанализировано огромное количество специальных трудов и от­дельных высказываний юристов различных школ по международно-правовой ответственности.

Обращаться к материалам Комиссии международного права по­лезно и юристам-практикам при подготовке претензии другому субъ­екту за нарушение обязательств или при формулировании ответа на претензию, которая предъявлена нам.

Претензия может быть выражена в политическом заявлении офи­циального лица или органа, но чаще всего – в официальной дипло­матической ноте, к которой прилагаются все материалы, обосновы­вающие возникновение ответственности, в особенности в отношении требования возместить материальный ущерб.

Необходимо давать точное и достоверное толкование нормы пра­ва, которая, по мнению потерпевшей стороны, нарушена. Недоста­точно обоснованная претензия может породить международный спор, а иногда необоснованная претензия может быть расценена как недружественный акт и повлечь реторсии.

Возвращаясь к проекту статей Комиссии, отметим лишь некото­рые его положения, которые представляют наибольшую важность.

В проекте говорится, что международно-противоправное деяние налицо, когда какое-либо действие (бездействие) может присваи­ваться государству и когда такое поведение представляет собой нару­шение международного обязательства.

Отметим, что термин «присвоение деяния государству» Комис­сия решила использовать вместо традиционного в праве понятия «вменение вины». Представляется, что эта новелла Комиссии не бес­спорна.

Далее в проекте утверждается, что деяние квалифицируется как международно-противоправное только на основании международ­ного права; на это не может влиять квалификация деяния в качестве правомерного по внутреннему праву.

Деяние любого органа государства, имеющего этот статус по внутреннему праву, рассматривается как деяние государства, если ор­ган действовал в качестве такового. К органам государства относятся органы всех ветвей власти, всех видов функций и иерархии в рамках государственной организации. Государству могут присваиваться дея­ния других организмов с прерогативами государственной власти (административно-территориальные подразделения и др.). Государ­ству могут присваиваться деяния лиц, фактически действующих от имени государства. Государству присваивается даже поведение органов, действовавших ultra vires (за пределами своих полномочий). С другой стороны, деяния лиц, действовавших не от имени государст­ва, ему не присваиваются. Поведение органов повстанческого движе­ния не рассматривается как деяние государства.


Нарушение международного обязательства налицо, когда дея­ние не соответствует обязательству. При этом происхождение обя­зательства (обычай, договор или иное) несущественно. Единствен­но, что важно, это чтобы обязательство в момент нарушения было в силе.

Нарушение международного обязательства также налицо, когда поведение не соответствует обязательству. Отметим здесь разницу, которую Комиссия проводит между деянием (разовым действием) и поведением (длящимся действием).

Противоправны помощь и содействие со стороны одного государ­ства в противоправном деянии другого государства. Противоправно принуждение другого государства к совершению противоправного деяния.

В проекте Комиссии указываются обстоятельства, которые ис­ключают противоправность: согласие самого потерпевшего государ­ства на совершение другими деяния (это не касается императивных норм международного права), нарушение при противодействии про­тивоправному деянию, форс-мажор, ситуация крайнего бедствия, состояние необходимости, самооборона.

Заметим, что форс-мажор означает непреодолимую силу, то есть не поддающиеся контролю непредвиденные и неотвратимые внеш­ние события чрезвычайного характера: стихийные явления, эпиде­мии, эпизоотии, вооруженные конфликты, гражданские беспоряд­ки и т.д.

По проекту в порядке реализации ответственности потерпевшее государство имеет право потребовать от делинквента прекратить деяние, принять меры по исправлению положения, восстановить прежнее положение (реституция в натуре), дать гарантии неповторе­ния (сатисфакция), выплатить сумму, необходимую для восстановле­ния положения (репарация). Потерпевшее государство имеет право в порядке взаимности приостановить выполнение своих обязательств (с учетом принципа соразмерности). Это право возникает после ис­черпания международных процедур урегулирования.

Если деяние составляет международное преступление, третьи го­сударства не должны признавать ситуацию, возникшую в результате деяния, и не оказывать поддержку делинквенту. Агрессия влечет по­следствия, предусмотренные Уставом ООН.

Имплементация (реализация) международной ответственности включает уведомление делинквента и предъявление ему требований. Если в ответ получено возражение, то стороны прибегают к мирному урегулированию спора.

8. Ответственность международных организаций

Ответственность международных организаций основывается на их правосубъектности и непосредственно из нее вытекает. Она не тождественна ответственности государств и имеет ряд особенностей. Вопрос об ответственности международных организаций получил отражение в некоторых международных договорах. Так, в договорах об исследовании и использовании космического пространства уста­навливается ответственность международных организаций, осуще­ствляющих космическую деятельность, за ущерб, причиненный этой деятельностью (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, вклю­чая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция о международ­ной ответственности за ущерб, причиненный космическими объек­тами, 1972 г.).