Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18704
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Следственная. МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 г.), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.
По мнению большинства юристов, МНПО не являются субъекта-. ми международного права, но должны осуществлять свою деятельность, сообразуясь с его принципами и нормами. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальным законодательством. За ними и международным персоналом МНПО признаются определенные привилегии и иммунитеты.
Глава
11
Международно-правовая
ответственность
1. Понятие института международно-правовой ответственности и его источники
Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором.
Международно-правовая ответственность – один из старейших институтов международного права, сложившихся на базе обычно-правовых норм.
Комиссия международного права по поручению Генеральной Ассамблеи ООН занимается кодификацией норм этого института с 1956 года, но до сих пор не завершила свою работу.
В международных договорах встречаются некоторые положения общего характера, предусматривающие международно-правовую ответственность (например, в Конвенции ООН 1982 г. по морскому праву, в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г., в ряде конвенций об ответственности за ядерный ущерб и др.). Об ответственности говорится также в резолюциях ООН и других международных организаций.
2. Виды международно-правовой ответственности
Видами международно-правовой ответственности являются политическая ответственность и материальная ответственность.
Политическая ответственность субъекта международного права возникает в результате нарушения им какой-либо международно-правовой обязанности – принципа международного права, договорной нормы. Этот вид ответственности возникает из самого факта нарушения нормы, охраняющей интересы другого государства (например, в результате нарушения неприкосновенности дипломатического представительства). Политическая ответственность возникает даже в том случае, если правонарушение не повлекло имущественного ущерба или иных видимых негативных последствий. Считается, что всякое правонарушение наносит вред другому субъекту или субъектам хотя бы в форме морального вреда, подрывая тем самым международный авторитет пострадавшего субъекта и устойчивость самого международного правопорядка.
Действие (или бездействие), выразившееся в несоблюдении нормы права, считается международным деликтом, а соответствующий субъект – делинквентом. Другое дело, что многие деликты остаются как бы незамеченными и вопрос о международной ответственности в практическую плоскость не переводится (например, нарушение сроков предоставления информации в международный контрольный орган о мерах по сокращению вооружений). Однако это не означает, что ответственность как таковая не возникла. Просто она не реализуется из-за незначительности деликта.
Особо опасные деликты, подрывающие существенные основы ; международного права (например, незаконное применение силы), именуются международными преступлениями.
Деликт является основанием для постановки вопроса непосредственно затронутым государством (государствами) о международной ответственности. Международное преступление является основанием для постановки такого вопроса любым членом международного сообщества (так, политика геноцида, проводимая каким-либо государством, дает право государству, чьи граждане от этого не страдают, поставить, тем не менее, вопрос о международной ответственности государства-делинквента).
Материальная ответственность субъекта международного права возникает в двух случаях: когда правонарушение повлекло материальный ущерб и когда ущерб возник без нарушения нормы права, но его возмещение предусмотрено, тем не менее, специальным международным договором.
Материальная ответственность в первом случае возникает как следствие прямой причинной связи между нарушением нормы права и материальным ущербом. Таким образом, политическая и материальная ответственность могут возникать одновременно как результат одного и того же правонарушения. /
3. Материальная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом
Вследствие развития науки и техники и применения их достижений в практических целях государствами используются космические ракеты, ядерные суда, супертанкеры, атомные электростанции, которые относятся к источникам повышенной опасности, то есть таким объектам, которые из-за особых технико-функциональных характеристик при наступлении непредвиденных и непреодолимых чрезвычайных обстоятельств могут выходить из-под контроля и причинять материальный ущерб другим субъектам международного права. Такой ущерб причиняется вопреки и помимо воли государства, непосредственно причастного к оперированию источниками повышенной опасности и несмотря на его стремление обеспечить все разумно необходимые меры безопасности. Размеры такого ущерба потенциально могут быть огромны. Вероятность наступления подобных ситуаций и осознание государствами необходимости правовой регламентации их последствий предопределили возникновение в системе современного международного публичного права норм, призванных обеспечить надлежащее урегулирование возмещения ущерба, причиненного в результате эксплуатации таких видов техники. Появление этих норм положило начало становлению в системе современного международного публичного права нового института – института объективной ответственности государств.
В настоящее время такого рода нормы содержатся в отдельных отраслях международного права, в частности в международном космическом праве, международном атомном праве, международном воздушном праве, морском праве (например, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., Конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г. и Дополнительная конвенция к ней 1963 г., Конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952 г.).
Помимо существующих в отдельных отраслях права конвенций, правовой основой для обеспечения данной проблемы являются и судебные решения (например, решение Международного Суда ООН по делу о проливе Корфу 1949 г.).
Объективная ответственность государств представляет собой самостоятельный комплекс международно-правовых отношений, основное содержание которых составляют обязанность государств, принятая в соответствии со специальными соглашениями, возместить причиненный в связи с осуществлением ими правомерной деятельности ущерб и право потерпевших государств требовать на основании специальных соглашений возмещения такового.
Объективная ответственность может возникнуть при наличии трех необходимых условий:
-
международно-правовых норм, которыми такая обязанность и соответствующее право предусматриваются;
-
событий, с наступлением которых связывается вступление в силу механизма, предусмотренного упомянутыми нормами;
-
прямой причинной связи между событием и материальным ущербом.
Первое условие представляет собой юридическое основание объективной ответственности государств, а второе выступает в качестве ее фактических оснований.
Источником событий, являющихся фактическим основанием объективной ответственности, являются непреодолимая сила и случай. Спецификой непреодолимой силы является то, что причины, ее вызвавшие, не связаны ни с источником повышенной опасности, ни с государством, которое этим источником оперирует. Это такие обстоятельства, которые не могут быть предсказаны и предотвращены с помощью современных научно-технических средств (например, землетрясение, цунами, тайфун, шторм, непредсказуемые процессы в верхних слоях атмосферы и т.д.).
В отличие от непреодолимой силы, случай представляет собой наступление такой ситуации, когда государство лишается возможности контролировать работу источника повышенной опасности в силу нежелательных, неожиданных и необратимых процессов в его оборудовании, в результате чего возникшая независимо от воли этого государства угроза причинения ущерба не может быть устранена несмотря на все принимаемые меры.
При этом следует иметь в виду, что рассматриваемые события могут служить фактическим основанием объективной ответственности государств лишь при наличии специальных международных соглашений, которые признают их в качестве таковых. Данные соглашения применяются в конкретных областях и только в отношении указанных в них источников повышенной опасности. При отсутствии таких соглашений государства, в связи с осуществлением правомерной деятельности которых возник ущерб, не являются связанными юридической обязанностью возмещать его.
Специальные международные соглашения устанавливают максимальный предел возмещения ущерба, что является справедливым распределением между государствами, участвующими в соглашении, бремени риска, который связан с развитием науки и техники и с использованием их достижений в практической деятельности этих государств.
При исчислении объема объективной ответственности государств за .ущерб, причиненный в связи с осуществлением правомерной деятельности, может быть применима лишь категория положительного ущерба, возмещение которого является обязательным. При этом под положительным ущербом понимаются стоимость утраченного или поврежденного имущества, а также расходы, произведенные потерпевшим государством по ликвидации этих утрат или повреждений.
В настоящее время над проблемой объективной ответственности идет работа в Комиссии международного права ООН, которая в 1980 году по поручению Генеральной Ассамблеи ООН приступила к изучению комплекса вопросов, связанных с международно-правовой ответственностью за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом. В перспективе Комиссия международного права ООН ставит задачу подготовки соответствующей конвенции. В 1992 году Комиссия постановила придерживаться поэтапного подхода при рассмотрении данной темы. На первом этапе рассматриваются вопросы предотвращения трансграничного ущерба. К настоящему времени Комиссия обсудила достаточно большое количество докладов специальных докладчиков, в которых была сделана попытка обобщить практический и доктринальный материал, но пока Комиссии удалось выработать только несколько проектов статей. В данных проектах статей речь идет о видах деятельности, не запрещенных международным правом и осуществляемых на территории или иным образом под юрисдикцией или контролем государства, которые сопряжены с риском нанесения значительного трансграничного ущерба в силу своих физических последствий.
Проекты статей по данной теме не должны создавать помехи для развития науки и техники. В этой области должны применяться некоторые общие принципы, в частности следующие:
-
каждое государство должно иметь максимальную свободу действий в пределах своей территории, совместимую с уважением суверенитета других государств;
-
государства должны уважать суверенитет и равенство других государств;
-
невинную жертву трансграничных последствий нельзя оставлять на произвол судьбы, вынуждая ее самостоятельно покрывать понесенные ею убытки.
4. Формы реализации международно-правовой ответственности
Политическая ответственность реализуется в форме сатисфакции (предоставление затронутому государству удовлетворения, т.е. выражение сожаления, публичное извинение, наказание своих виновных должностных лиц, оказание особых почестей затронутому государству и т.п.), репрессалии – ответных насильственных действий со стороны затронутого государства в отношении делинквента (например, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы). Действия по индивидуальной и коллективной самообороне в отношении агрессора также могут быть отнесены к понятию репрессалий.