Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18298

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Следственная. МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассо­циации юристов-демократов были созданы Международная комис­сия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 г.), Международная комиссия по расследованию преступлений Израи­ля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.

По мнению большинства юристов, МНПО не являются субъекта-. ми международного права, но должны осуществлять свою деятель­ность, сообразуясь с его принципами и нормами. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальным законодатель­ством. За ними и международным персоналом МНПО признаются определенные привилегии и иммунитеты.


Глава 11
Международно-правовая ответственность

1. Понятие института международно-правовой ответственности и его источники

Международно-правовая ответственность это юридиче­ская обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту или субъектам меж­дународного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возме­щение предусматривается специальным международным дого­вором.

Международно-правовая ответственность – один из старейших институтов международного права, сложившихся на базе обычно-правовых норм.

Комиссия международного права по поручению Генеральной Ассамблеи ООН занимается кодификацией норм этого института с 1956 года, но до сих пор не завершила свою работу.

В международных договорах встречаются некоторые положения общего характера, предусматривающие международно-правовую от­ветственность (например, в Конвенции ООН 1982 г. по морскому праву, в Договоре о принципах деятельности государств по исследо­ванию и использованию космического пространства 1967 г., в ряде конвенций об ответственности за ядерный ущерб и др.). Об ответст­венности говорится также в резолюциях ООН и других международ­ных организаций.

2. Виды международно-правовой ответственности

Видами международно-правовой ответственности являются поли­тическая ответственность и материальная ответственность.

Политическая ответственность субъекта международного пра­ва возникает в результате нарушения им какой-либо междуна­родно-правовой обязанности – принципа международного права, договорной нормы. Этот вид ответственности возникает из само­го факта нарушения нормы, охраняющей интересы другого госу­дарства (например, в результате нарушения неприкосновеннос­ти дипломатического представительства). Политическая ответст­венность возникает даже в том случае, если правонарушение не повлекло имущественного ущерба или иных видимых негатив­ных последствий. Считается, что всякое правонарушение наносит вред другому субъекту или субъектам хотя бы в форме мораль­ного вреда, подрывая тем самым международный авторитет постра­давшего субъекта и устойчивость самого международного право­порядка.

Действие (или бездействие), выразившееся в несоблюдении нормы права, считается международным деликтом, а соответствую­щий субъект – делинквентом. Другое дело, что многие деликты остаются как бы незамеченными и вопрос о международной от­ветственности в практическую плоскость не переводится (напри­мер, нарушение сроков предоставления информации в между­народный контрольный орган о мерах по сокращению вооружений). Однако это не означает, что ответственность как таковая не воз­никла. Просто она не реализуется из-за незначительности де­ликта.


Особо опасные деликты, подрывающие существенные основы ; международного права (например, незаконное применение силы), именуются международными преступлениями.

Деликт является основанием для постановки вопроса непосред­ственно затронутым государством (государствами) о международной ответственности. Международное преступление является основани­ем для постановки такого вопроса любым членом международного сообщества (так, политика геноцида, проводимая каким-либо госу­дарством, дает право государству, чьи граждане от этого не страдают, поставить, тем не менее, вопрос о международной ответственности государства-делинквента).

Материальная ответственность субъекта международного права возникает в двух случаях: когда правонарушение повлекло матери­альный ущерб и когда ущерб возник без нарушения нормы права, но его возмещение предусмотрено, тем не менее, специальным между­народным договором.

Материальная ответственность в первом случае возникает как следствие прямой причинной связи между нарушением нормы права и материальным ущербом. Таким образом, политическая и матери­альная ответственность могут возникать одновременно как результат одного и того же правонарушения. /

3. Материальная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом

Вследствие развития науки и техники и применения их достиже­ний в практических целях государствами используются космические ракеты, ядерные суда, супертанкеры, атомные электростанции, ко­торые относятся к источникам повышенной опасности, то есть таким объектам, которые из-за особых технико-функциональных характе­ристик при наступлении непредвиденных и непреодолимых чрезвы­чайных обстоятельств могут выходить из-под контроля и причинять материальный ущерб другим субъектам международного права. Такой ущерб причиняется вопреки и помимо воли государства, непосред­ственно причастного к оперированию источниками повышенной опасности и несмотря на его стремление обеспечить все разумно необходимые меры безопасности. Размеры такого ущерба потен­циально могут быть огромны. Вероятность наступления подобных ситуаций и осознание государствами необходимости правовой ре­гламентации их последствий предопределили возникновение в сис­теме современного международного публичного права норм, призван­ных обеспечить надлежащее урегулирование возмещения ущерба, причиненного в результате эксплуатации таких видов техники. Появление этих норм положило начало становлению в системе со­временного международного публичного права нового института – института объективной ответственности государств.

В настоящее время такого рода нормы содержатся в отдельных отраслях международного права, в частности в международном кос­мическом праве, международном атомном праве, международном воздушном праве, морском праве (например, Конвенция о между­народной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., Конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г. и Дополнительная кон­венция к ней 1963 г., Конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Конвенция о возмещении вреда, причинен­ного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952 г.).


Помимо существующих в отдельных отраслях права конвенций, правовой основой для обеспечения данной проблемы являются и судебные решения (например, решение Международного Суда ООН по делу о проливе Корфу 1949 г.).

Объективная ответственность государств представляет собой са­мостоятельный комплекс международно-правовых отношений, ос­новное содержание которых составляют обязанность государств, принятая в соответствии со специальными соглашениями, возмес­тить причиненный в связи с осуществлением ими правомерной деятельности ущерб и право потерпевших государств требовать на ос­новании специальных соглашений возмещения такового.

Объективная ответственность может возникнуть при наличии трех необходимых условий:

  1. международно-правовых норм, которыми такая обязанность и соответствующее право предусматриваются;

  2. событий, с наступлением которых связывается вступление в силу механизма, предусмотренного упомянутыми нормами;

  3. прямой причинной связи между событием и материальным ущербом.

Первое условие представляет собой юридическое основание объ­ективной ответственности государств, а второе выступает в качестве ее фактических оснований.

Источником событий, являющихся фактическим основанием объ­ективной ответственности, являются непреодолимая сила и случай. Спецификой непреодолимой силы является то, что причины, ее вы­звавшие, не связаны ни с источником повышенной опасности, ни с государством, которое этим источником оперирует. Это такие обстоя­тельства, которые не могут быть предсказаны и предотвращены с помощью современных научно-технических средств (например, землетрясение, цунами, тайфун, шторм, непредсказуемые процессы в верхних слоях атмосферы и т.д.).

В отличие от непреодолимой силы, случай представляет собой наступление такой ситуации, когда государство лишается возможнос­ти контролировать работу источника повышенной опасности в силу нежелательных, неожиданных и необратимых процессов в его обо­рудовании, в результате чего возникшая независимо от воли этого государства угроза причинения ущерба не может быть устранена не­смотря на все принимаемые меры.

При этом следует иметь в виду, что рассматриваемые события могут служить фактическим основанием объективной ответственно­сти государств лишь при наличии специальных международных соглашений, которые признают их в качестве таковых. Данные согла­шения применяются в конкретных областях и только в отношении указанных в них источников повышенной опасности. При отсутствии таких соглашений государства, в связи с осуществлением правомер­ной деятельности которых возник ущерб, не являются связанными юридической обязанностью возмещать его.

Специальные международные соглашения устанавливают макси­мальный предел возмещения ущерба, что является справедливым рас­пределением между государствами, участвующими в соглашении, бре­мени риска, который связан с развитием науки и техники и с использо­ванием их достижений в практической деятельности этих государств.


При исчислении объема объективной ответственности государств за .ущерб, причиненный в связи с осуществлением правомерной деятельности, может быть применима лишь категория положи­тельного ущерба, возмещение которого является обязательным. При этом под положительным ущербом понимаются стоимость утрачен­ного или поврежденного имущества, а также расходы, произведен­ные потерпевшим государством по ликвидации этих утрат или по­вреждений.

В настоящее время над проблемой объективной ответственнос­ти идет работа в Комиссии международного права ООН, которая в 1980 году по поручению Генеральной Ассамблеи ООН приступила к изучению комплекса вопросов, связанных с международно-право­вой ответственностью за вредные последствия действий, не запре­щенных международным правом. В перспективе Комиссия между­народного права ООН ставит задачу подготовки соответствующей конвенции. В 1992 году Комиссия постановила придерживаться по­этапного подхода при рассмотрении данной темы. На первом этапе рассматриваются вопросы предотвращения трансграничного ущерба. К настоящему времени Комиссия обсудила достаточно большое ко­личество докладов специальных докладчиков, в которых была сде­лана попытка обобщить практический и доктринальный материал, но пока Комиссии удалось выработать только несколько проектов статей. В данных проектах статей речь идет о видах деятельности, не запрещенных международным правом и осуществляемых на тер­ритории или иным образом под юрисдикцией или контролем го­сударства, которые сопряжены с риском нанесения значительного трансграничного ущерба в силу своих физических последствий.

Проекты статей по данной теме не должны создавать помехи для развития науки и техники. В этой области должны применяться неко­торые общие принципы, в частности следующие:

  • каждое государство должно иметь максимальную свободу дей­ствий в пределах своей территории, совместимую с уважением суве­ренитета других государств;

  • государства должны уважать суверенитет и равенство других государств;

  • невинную жертву трансграничных последствий нельзя остав­лять на произвол судьбы, вынуждая ее самостоятельно покрывать понесенные ею убытки.

4. Формы реализации международно-правовой ответственности

Политическая ответственность реализуется в форме сатисфак­ции (предоставление затронутому государству удовлетворения, т.е. вы­ражение сожаления, публичное извинение, наказание своих виновных должностных лиц, оказание особых почестей затронутому государ­ству и т.п.), репрессалии – ответных насильственных действий со стороны затронутого государства в отношении делинквента (напри­мер, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы). Дейст­вия по индивидуальной и коллективной самообороне в отношении агрессора также могут быть отнесены к понятию репрессалий.