Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18674

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В Статуте предусмотрено обязательное создание камеры по спо­рам, касающимся морского дна, в составе 11 судей. В рамках этой камеры могут создаваться камеры ad hoc в составе трех членов для рассмотрения какого-либо конкретного спора.

Как и в Международном Суде ООН, споры передаются на рас­смотрение Трибунала либо на основании специального соглашения между сторонами в споре, либо на основании письменного заявления одной из сторон при условии, что обе стороны связаны с признанием обязательной юрисдикции Трибунала.

При рассмотрении дел Трибунал применяет Конвенцию 1982 года и другие нормы международного права, не являющиеся несовмести­мыми с Конвенцией, а также может разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны (ст. 293 Конвенции).

Решение Трибунала является окончательным и выполняется все­ми сторонами в споре, причем оно имеет обязательную силу только для сторон в споре и только по данному делу (ст. 33 Статута).

Трибунал находится в г. Гамбурге (ФРГ).

Европейский суд по правам человека (г. Страсбург, Франция) уч­режден в 1959 году на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В соответствии с Протоколом № 11 к этой Конвенции, принятым в мае 1994 года и вступившим в силу в ноябре 1998 года, Европейский суд был реорганизован и на него перешли функции Европейской комиссии по правам человека.

Европейский суд по правам человека состоит из числа судей, рав­ных числу государств – участников Конвенции 1950 года. На сегод­няшний день это 40 человек, включая судью от Российской Феде­рации. Должен быть избран 41-й судья от Грузии. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет (ранее на девять лет) большинством поданных за них голосов. Каж­дое государство выдвигает трех кандидатов для участия в выборах (ст. 22 Конвенции).

Судьи должны обладать высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с признанным авто­ритетом. Члены Суда не являются представителями государств, они участвуют в работе Суда в личном качестве (ст. 21). Они могут пере­избираться, однако срок их полномочий истекает по достижении ими 70 лет.

Предусмотрено, что Суд работает на постоянной основе (это изме­нение принципа функционирования Суда введено Протоколом № 11).

Юрисдикция Суда носит обязательный характер и распространя­ется на все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвен­ции 1950 года и Протоколов к ней. Любое государство – участник Конвенции 1950 года может передать в Суд вопрос о предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другим госу­дарством-участником (ст. 33 Конвенции). Суд может также получать жалобы от любого физического лица, неправительственной органи­зации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Конвенции одним из государств-участников (ст. 34). Суд также может выносить консультативные за­ключения по юридическим вопросам, касающимся толкования Кон­венции и Протоколов к ней, по просьбе Комитета министров Совета Европы.


Особенностью Европейского суда по правам человека является то, что он не только разбирает споры между государствами, но и рас­сматривает индивидуальные жалобы на государства со стороны физи­ческих лиц и неправительственных организаций. Межгосударствен­ные споры в Суд передаются на основе одностороннего обращения.

При разрешении дел Суд заседает в комитетах, Палатах и Боль­шой палате. Комитеты состоят из трех судей, Палаты – из семи и Большая палата – из 17 судей.

Комитеты являются первой инстанцией для индивидуальных жа­лоб. Единогласным решением Комитет может объявить жалобу не­приемлемой. Такое решение является окончательным. Если Комитет не считает жалобу неприемлемой, она поступает в Палату, которая выносит решение о приемлемости по существу дела. Вопрос о при­емлемости межгосударственных споров решается только Палатой. Большая палата рассматривает дела по существу в исключительных случаях. Это может иметь место, если речь идет о серьезных вопро­сах, касающихся толкования Конвенции, или если решение может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением. В этом случае Палата до вынесения своего постановления может уступить юрисдикцию Большой палате (ст. 30). Это может иметь место также в случае обращения одной из сторон в споре в Большую палату с просьбой о пересмотре дела (ст. 47).

Впервые в практике международных судебных органов предус­мотрена возможность пересмотра ранее принятого Судом решения. Установлен трехмесячный срок, в течение которого после вынесения

решения Палатой любая из сторон может просить о повторном слу­шании дела в Большой палате. Постановления Большой палаты яв­ляются окончательными. Постановления любой из Палат являются окончательными, если стороны заявили, что они не будут требовать передачи дела в Большую палату, или по истечении срока в три ме­сяца, в течение которого стороны не обратились в Большую палату или Большая палата отклонила такое обращение (ст. 44).

Решение Суда направляется Комитету министров, который осу­ществляет надзор за его выполнением.

За время своей деятельности с 1959 по 1998 год Суд рассмотрел около тысячи дел, по большинству из которых вынес решения. При этом более чем в 60% случаев Суд признал виновность государств-ответчиков в нарушении международных обязательств, налагаемых на них Конвенцией 1950 года. Европейский суд показал возможность использования судебной системы не только для мирного разрешения споров, но и для контроля за соблюдением прав человека.

Экономический суд Содружества Независимых Государств представляет собой специализированный суд, предназначенный для разрешения споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Он был создан на основе Соглашения о мерах по обес­печению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц СНГ от 15 мая 1992 г., участниками которого явля­ются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан. 6 июля 1992 г. были приняты Соглаше­ние о статусе Экономического суда и Положение об Экономическом суде. В Уставе СНГ, ст. 32, Суд был закреплен как постоянно дейст­вующий орган. Свою деятельность он начал в 1994 году.


К ведению Суда отнесено разрешение только межгосударствен­ных экономических споров, возникающих при исполнении обяза­тельств, предусмотренных соглашениями и решениями органов Со­дружества, а также споров о соответствии нормативных и иных актов государств – участников СНГ соглашениям и иным актам Содруже­ства (п. 3 Положения). Суд может разрешать и другие споры, отне­сенные к его ведению соглашениями государств-членов. Кроме того, Суд может толковать положения соглашений и иных актов Содру­жества по экономическим вопросам.

В состав Суда входят по два судьи от каждого государства – участ­ника Соглашения 1992 года, назначаемых или избираемых на десять лет. Высшим коллегиальным органом являемся Пленум Суда, состо­ящий из судей и председателей высших хозяйственных (арбитраж­ных) судов государств-участников. Пленум рассматривает жалобы на решения Суда и выносит окончательные решения.

Споры подлежат рассмотрению с согласия заинтересованных го­сударств и по заявлению органов Содружества. По результатам рас­смотрения спора Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения (либо его отсутствия) государством между­народного соглашения или решений органов Содружества и опре­деляются меры, которые рекомендуется принять соответствующе­му государству в целях устранения нарушения и его последствий (п. 4 Положения). Следовательно, решения Суда носят рекоменда­тельный характер, что отличает его от других международных судеб­ных органов.

За время своего существования Суд рассмотрел около 30 дел, большую часть которых составляют запросы о толковании. Получило известность толкование терминов «государство – участник СНГ» и «государство – член СНГ». Суд, исходя из участия государств в учре­дительных документах, термин «участники» отнес ко всем 12 госу­дарствам Содружества, а термин «член» – к государствам – участ­никам Устава СНГ.

7. Механизм мирного разрешения споров международными организациями

Уставы международных организаций предусматривают наличие механизмов по мирному разрешению споров. Рассмотрение между­народных споров органами международных организаций ведется, как правило, политическими средствами. Решения носят рекомендатель­ный характер.

Мирное урегулирование споров в рамках ООН. По Уставу ООН Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея являются органами, наделенными полномочиями в области мирного разрешения споров. Согласно главе VI Устава ООН «Мирное разрешение споров», речь идет в первую очередь о спорах, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Совет Безопасности занимает центральное место в разрешении таких споров. В соответствии со ст. 34 Устава Совет Безопасности уполномочен провести расследование любого спора или любой си­туации, которая может привести к международным трениям или вы­звать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. На основании этой статьи Совет Безопасности осуще­ствляет функции международной следственной процедуры. Рассле­дование может осуществляться самим Советом или специально со­зданными для этой цели комиссиями, выезжающими на места. В ходе расследования Совет не только устанавливает фактическую сторону спора или ситуации, но и определяет степень их опасности для под­держания международного мира и безопасности. Этим расследова­ние, проводимое Советом, отличается от традиционной следствен­ной процедуры.


Установив характер спора или ситуации, Совет Безопасности вправе предпринять ряд действий. Он может потребовать от сторон, когда сочтет это необходимым, разрешения их спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, при помощи тех средств, которые перечислены в ст. 33 Устава ООН. Наряду с этим для указанной категории споров и ситуаций Совет может рекомендовать сторонам надлежащую про­цедуру или методы урегулирования с учетом уже принятой сторонами процедуры разрешения спора (ст. 36 Устава). Совет также принимает во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд.

Если же Совет Безопасности определил, что продолжение спора, переданного сторонами на рассмотрение Совета Безопасности, в действительности могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, то он может рекомендовать не только надле­жащую процедуру и методы урегулирования, но и такие условия раз­решения спора, какие найдет подходящими (ст. 37 Устава).

Совет Безопасности уполномочен заниматься не только спорами указанного выше характера, но и любыми спорами, если все стороны, участвующие в таком споре, попросят об этом, и делать сторонам ре­комендации с целью мирного разрешения этого спора (ст. 38 Устава). При выполнении перечисленных положений Устава Совет Безопас­ности может выступать с функциями добрых услуг, посредничества, примирения, создавая в случае необходимости соответствующие органы, которые в своих действиях не должны выходить за рамки предоставленных им Советом полномочий.

Генеральная Ассамблея также разрешает споры и рассматривает ситуации, продолжение которых может угрожать поддержанию меж­дународного мира и безопасности, и делает рекомендации по их уре­гулированию. При этом Генеральная Ассамблея не может делать никаких рекомендаций в отношении спора или ситуации, если они рассматриваются Советом Безопасности и если Совет не запросит об этом (ст. 12 Устава).

Полномочия Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи по мирному разрешению споров распространяются как на государст­ва – члены ООН, так и на нечлены при условии, что они примут на себя обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные Уставом.

Специализированные учреждения и другие организации системы ООН предусматривают в своих учредительных актах процедуры мир­ного урегулирования споров, в том числе рассмотрение спора в глав­ном органе Организации. Такие споры касаются толкования или при­менения учредительных актов или решений главных органов.

Региональные организации также предусматривают в своих учре­дительных документах механизмы мирного разрешения споров.

В ст. 33 Устава ООН предусматривается обращение спорящих сто­рон наряду с другими средствами и к региональным органам или соглашениям. Государства, заключившие такие соглашения или вхо­дящие в такие органы, должны приложить все усилия для достижения мирного разрешения местных споров (ст. 52, п. 2, Устава ООН). Обра­щение к региональным соглашениям или органам может иметь место либо по инициативе заинтересованных государств, либо по инициа­тиве Совета Безопасности. При этом Совет должен поощрять мирное разрешение местных споров при помощи таких региональных согла­шений или региональных органов (ст. 52, п. 3, Устава ООН).


Мирное урегулирование споров в рамках ОБСЕ. В рамках ОБСЕ разработана система мирного разрешения споров, состоящая из че­тырех элементов: Механизма ОБСЕ по урегулированию споров (Валлеттский механизм), Комиссии ОБСЕ по примирению, Суда по при­мирению и арбитражу и процедуры директивного примирения.

В основе Механизма ОБСЕ по урегулированию споров лежат Принципы по мирному урегулированию споров и Положения про­цедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров, принятые в Вал­летте в феврале 1991 года и одобренные с изменениями на Стокгольм­ском заседании Совета в декабре 1992 года.

Валлеттский механизм выполняет функции согласительного и примирительного органа. Его отличительной чертой является то, что он приводится в действие по одностороннему обращению любой из сторон в споре. Как отмечено в разделе IV Положения, любая из сторон в споре может обратиться с просьбой о создании Механизма СБСЕ по урегулированию споров путем уведомления другой стороны или сторон в споре. Такой Механизм образуется одним или несколь­кими членами, выбираемыми при общем согласии сторон в споре из списка квалифицированных кандидатов, который ведется назначаю­щим институтом. Его функции были поручены Центру по предот­вращению конфликтов в Вене. В список включаются до четырех лиц, назначаемых каждым государством-участником, желающим это сде­лать. При образовании Механизма в его состав не могут включаться граждане из государств – сторон в споре.

Задача Механизма по урегулированию споров состоит в оказании помощи сторонам в определении подходящих процедур урегулиро­вания спора. В этих целях Механизм может предлагать общие или конкретные замечания или советы, имеющие рекомендательный характер. Подобные же замечания и советы он может давать и по существу спора по требованию любой из сторон в споре.

Предусмотренная процедура не применяется, если одна из сторон считает, что спор затрагивает вопросы, касающиеся территориаль­ной целостности или национальной обороны, права на суверенитет над территорией суши или одновременных притязаний на юрисдик­цию над другими районами.

Вторым элементом системы ОБСЕ по мирному урегулированию споров является Комиссия ОБСЕ по примирению, предусмотренная Положением о ней, одобренным в Стокгольме в декабре 1992 года в дополнение к Валлеттскому механизму. Спор между государствами – участниками ОБСЕ может быть передан Комиссии, если об этом до­говорятся стороны в споре. Однако в соответствии с разделом II По­ложения государство-участник может в любое время заявить, что оно на условиях взаимности согласится с процедурой примирения Ко­миссии в отношении споров между ними и другими государствами-участниками. В этом случае становится возможным обращение к Комиссии в одностороннем порядке.