Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18291

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Каждая сторона в споре должна назначить одного мирового по­средника из Валлеттского списка, который ведется в целях Валлеттского механизма по урегулированию споров. Указанные посредники должны назначить третьего мирового посредника, который будет председателем Комиссии.

Решения Комиссии носят рекомендательный характер. Однако в соответствии с разделом XIV Положения государство-участник может сделать заявление, что в общем порядке или в связи с кон­кретным спором оно будет считать обязательными, на условиях взаимности, любые условия урегулирования, предложенные Комис­сией.

Третьим элементом системы является Суд по примирению и ар­битражу, создание которого предусмотрено Конвенцией по прими­рению и арбитражу в рамках СБСЕ, принятой в Стокгольме 15 де­кабря 1992 г. Конвенция вступила в силу в 1997 году. Ее участниками являются 20 государств. Россия не участвует. Местом пребывания Суда является Женева.

Каждое государство – участник Конвенции после вступления ее в силу назначает двух мировых посредников, из которых по крайней мере один является гражданином этого государства, а также одного арбитра и одного заместителя арбитра, которые могут быть ее граж­данами или гражданами любого другого государства – участника СБСЕ. Мировые посредники и арбитры образуют в совокупности Суд. Для рассмотрения споров могут создаваться Примирительные комиссии и Арбитражные трибуналы.

Примирительная комиссия может создаваться по одностороннему заявлению государства – участника Конвенции. Она может также создаваться по соглашению между государствами – участниками Конвенции и другими государствами – членами ОБСЕ, не участвую­щими в Конвенции. Каждая сторона в споре назначает одного миро­вого посредника из списка таких посредников. Президиум Суда на­значает еще трех посредников в состав Примирительной комиссии. Он может увеличить или сократить их число при условии, что оно остается нечетным. Главная цель Комиссии – оказывать помощь сторонам в споре в поисках урегулирования в соответствии с между­народным правом и их обязательствами в рамках ОБСЕ.

Если стороны придут к взаимоприемлемому урегулированию, то они включают условия этого урегулирования в резюме выводов, под­писываемое представителями сторон и членами Комиссии. На этом разбирательство завершается. Если стороны не пришли к согласию, Комиссия составляет заключительный доклад с предложениями по мирному урегулированию спора и доводит его до сведения сторон. В случае несогласия сторон в 30-дневный срок с предлагаемым урегу­лированием доклад направляется в Совет министров ОБСЕ.

Арбитражный трибунал может создаваться по обоюдному обра­щению спорящих сторон или по одностороннему заявлению одной из сторон по истечении 30 дней после предоставления доклада При­мирительной комиссии Совету министров ОБСЕ. Государства – участники Конвенции, сделав соответствующее заявление, могут признать обязательную юрисдикцию Арбитражного трибунала.


Арбитражный трибунал для рассмотрения конкретного спора соз­дается из арбитров спорящих сторон, назначенных ими в состав Суда, и арбитров, назначенных Президиумом Суда из списка арбитров. Трибунал решает споры в соответствии с международным правом. Он может также разрешать дело ex aequo et bono при согласии на это сторон в споре. Арбитражное решение является окончательным и обжалованию не подлежит.

Последний, четвертый элемент системы мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ – это процедура директивного примирения, предусмотренная Положениями о директивном примирении, также принятая в Стокгольме в декабре 1992 года.

Другие международные региональные организации также преду­сматривают процедуры мирного разрешения споров.

В соответствии с Пактом Лиги арабских государств Совет наде­лен функциями арбитражного и примирительного органа, в котором решения принимаются большинством голосов. Согласно ст. 5, спо­ры, подлежащие разрешению Советом ЛАГ, подразделяются на две категории. К первой относятся споры, не затрагивающие независи­мости, суверенитета и территориальной целостности государств. Если обе спорящие стороны обратятся к Совету для разрешения та­кого спора, то его решение будет обязательным и окончательным. При этом спорящие государства не будут принимать участия в обсуж­дениях и решениях Совета. Ко второй категории относятся споры, которые могут привести к войне между двумя государствами – чле­нами ЛАГ или между государством – членом Лиги и третьей сторо­ной. В этом случае Совет вправе сам проявлять инициативу и пред­лагать свои услуги в разрешении любого такого спора.

В практике ЛАГ споры и конфликтные ситуации рассматрива­лись также периодически созываемой Конференцией глав государств

и правительств. Разрешению споров способствовала практика созда­ния комиссий по посредничеству и примирению, в состав которых входили, как правило, генеральный секретарь Лиги, председатель Совета, а также представители ряда государств – членов ЛАГ.

Хартия Организации африканского единства предусматривает в ст. 3, что спорные вопросы должны разрешаться путем переговоров, посредничества, примирения и арбитража. Комиссии по посредни­честву, примирению и арбитражу отводилась роль особого органа для мирного разрешения международных споров. Однако на практике деятельность ее оказалась незначительной. Главную роль в урегули­ровании межгосударственных споров и конфликтов, включая терри­ториальные и пограничные, играют ее руководящие органы – Ас­самблея глав государств и правительств и Совет министров. Наиболее часто в практике разрешения споров в рамках ОАЕ используется создание следственных и согласительных комиссий, а также арбит­ражных органов.

Система разрешения споров между американскими государства­ми закреплена в Уставе Организации американских государств. Принятый в 1948 году Американский договор о мирном разрешении споров (Боготинский пакт) ни разу на практике не применялся. В нем участвуют не все американские государства, а многие из участ­вующих сделали весьма существенные оговорки, ограничивающие сферу применения Пакта.


Протоколом поправок Картахены 1985 года проведена реформа системы мирного разрешения споров, предусмотренная Уставом ОАГ, в частности упразднена Межамериканская комиссия по мир­ному решению споров и усилены полномочия Постоянного совета. Постоянный совет уполномочен следить за поддержанием друже­ственных отношений между государствами – членами ОАГ и в этой связи способствовать мирному разрешению споров между ними (ст. 83 Устава ОАГ). Любая сторона в споре может просить Посто­янный совет об оказании добрых услуг для урегулирования спора. Совет оказывает помощь сторонам и может рекомендовать им про­цедуры, которые сочтет подходящими для мирного урегулирования спора (ст. 84). Он может также с согласия спорящих сторон созда­вать комиссии ad hoc. Такие комиссии наделяются полномочиями по согласованию в каждом конкретном случае Постоянным советом со спорящими сторонами (ст. 85). Постоянный совет может также с согласия спорящих сторон проводить расследование спора, включая расследование фактов на территории любого из спорящих государств с разрешения его правительства (ст. 86). В случае, если рекомен­дованная процедура не будет принята сторонами или если одна из них заявит, что спор не может быть урегулирован предложенным способом, Постоянный совет информирует об этом Генеральную Ассамблею.

Среди других соглашений между американскими государствами о мирном разрешении споров наиболее важным является Устав Орга­низации центральноамериканских государств, предусматривающий учреждение Центральноамериканского суда.

Что касается Содружества Независимых Государств, то в его Уста­ве, ст. 18, предусмотрено, что Совет глав государств правомочен на любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать под­держанию мира или безопасности в Содружестве, рекомендовать сто­ронам надлежащую процедуру или методы его урегулирования.


Глава 13
Дипломатическое право

1. Понятие и источники дипломатического права

Дипломатическое право – наиболее древняя отрасль междуна­родного права. По преданию, первыми дипломатами были ангелы, поддерживавшие связь между Небом и Землей. Нормы дипломати­ческого права регламентируют статус, функции и порядок диплома­тической деятельности органов внешних сношений государств как субъектов международного права.

С образованием государств стали складываться отдельные обычаи, которые затем постепенно находили отражение в договорах, регули­рующих международные отношения.

В настоящее время основным договорным актом в области дипло­матического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Важное значение имеют Конвенция 1969 года о специальных миссиях и Конвенция 1975 года о представительстве государств в их отношениях с международными организациями уни­версального характера, а также соответствующие внутригосудар­ственные нормативные акты (в нашей стране, например, Указ Пре­зидента РФ от 16 марта 1996 г. «О координирующей роли МИД РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ»; Указ Прези­дента РФ от 14 марта 1995 г., утвердивший Положение о МИД РФ, и Указ Президента РФ от 28 октября 1996 г., утвердивший «Положе­ние о посольстве РФ»).

Дипломатическое право возникло и развивалось прежде всего как посольское право, то есть как совокупность норм, определяю­щих положение посла. Лишь к началу XX века посольское право стало постепенно превращаться в дипломатическое, то есть в сово­купность норм, регулирующих все официальные отношения госу­дарств.

2. Государственные органы внешних сношений

Органы внешних сношений государств делятся на внутригосудар­ственные и зарубежные.

К внутригосударственным органам относятся: парламент, глава государства (коллегиальный или единоличный), правительство, ве­домство иностранных дел.

Парламент как высший законодательный орган определяет осно­вы внешней политики государства; глава государства осуществляет внешнее представительство государства на международной арене; правительство осуществляет общее руководство внешней политикой государства, а ведомство иностранных дел является органом прави­тельства по осуществлению внешней политики.

Существуют и так называемые конвенционные органы внешних сношений, определяемые соответствующими соглашениями. К кон­венционным относятся прежде всего органы технических, культур­ных, военных и иных связей между государствами (например, Ми­нистерство обороны по какому-либо соглашению о военных миссиях или о взаимной помощи).

Зарубежные органы внешних сношений подразделяются на по­стоянные (посольства, миссии, постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения) и времен­ные (специальные миссии и делегаций на международных конферен­циях или в международных органах).


3. Состав и функции дипломатического представительства

В Древнем мире и в Средние века посольства носили временный, целевой характер. С середины XV столетия стал формироваться ин­ститут постоянных посольств.

В современных условиях двусторонняя дипломатия осуществля­ется в основном через дипломатические представительства или через специальные миссии. Обмен дипломатическими представительства­ми может осуществляться на разных уровнях. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года делит глав представительств на три класса: а) класс послов и нунциев (так называются предста­вители Ватикана), аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников, министров и интернунциев, аккредитуемых при главах государств; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при минист­рах иностранных дел. Класс, к которому должны принадлежать главы дипломатических представительств, определяется соглашением между государствами. Никаких различий между главами представительств вследствие принадлежности их к своему классу иначе как в отноше­нии старшинства не проводится.

Дипломатические представительства функционируют на постоян­ной основе.

Структура дипломатических представительств разных стран раз­лична и определяется собственными традициями и спецификой от­ношений со страной пребывания. Однако обычно посольства имеют следующие отделы: политический, экономический, печати, культур­ных связей, консульский, военный атташат, а также канцелярию.

Сотрудники дипломатического представительства подразделяют­ся на три категории: дипломатический, административно-техничес­кий и обслуживающий персонал. Дипломатический персонал состо­ит из сотрудников представительства, имеющих дипломатический ранг; административно-технический – из сотрудников, занятых административной и технической работой в представительстве; об­служивающий персонал выполняет работу по уборке помещений представительства, содействует удовлетворению бытовых нужд со­трудников и т.д.

По Венской конвенции о-дипломатических сношениях 1961 года (ст. 11) государство пребывания имеет право предложить, чтобы чис­ленность персонала представительства аккредитующего государства сохранялась в пределах, которые государство пребывания считает разумными и нормальными, учитывая внутреннее положение этого государства и потребности представительства. В этой связи СССР при ратификации Конвенции сделал оговорку о том, что в случае воз­никновения разногласий о численности персонала дипломатическо­го представительства этот вопрос должен решаться по договореннос­ти между аккредитующим государством и государством пребывания.

Вопрос о рангах дипломатических сотрудников регулируется внутренним правом каждого государства. Почти во всех странах со­трудники дипломатических представительств (как и в центральном аппарате) имеют ранг атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, посланника, посла. Эти ранги, как пра­вило, соответствуют должностям в зарубежном представительстве с тем же названием. Кроме этого существует ряд градаций этих рангов (например, советник второго класса, советник первого класса).