Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18643

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

К главным функциям дипломатического представительства отно­сятся: представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; защита в государстве пребывания интересов аккредитую­щего государства и его граждан («дипломатическая защита»); ведение переговоров с правительством государства пребывания; выяснение всеми законными средствами событий и условий в государстве пре­бывания и сообщение о них правительству аккредитующего государ­ства; поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их экономичес­ких, культурных и научных взаимоотношений; осуществление кон­сульских функций.

4. Начало и прекращение дипломатической миссии

Установление дипломатических отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию. Необходима также догово­ренность об учреждении постоянных дипломатических представи­тельств и об их уровне.

Назначение главы дипломатического представительства – преро­гатива аккредитующего государства. Однако государство пребывания должно дать агреман (согласие) на аккредитацию лица как главы представительства и может отказать в агремане, не сообщая мотивов отказа.

Начало дипломатической миссии проходит четыре стадии: а) за­прос агремана; б) назначение на должность; в) прибытие в страну назначения; г) официальное вступление в должность.

До получения агремана назначение на должность главы дипломати­ческого представительства не может иметь места. До этого момента не принято также публиковать сообщения о предполагаемом назна­чении в средствах массовой информации.

Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве: либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представлении заверенных копий верительных грамот Министерст­ву иностранных дел государства пребывания (как правило, на уровне министра или заместителя министра).

Остальные члены дипломатического персонала считаются присту­пившими к исполнению служебных обязанностей после своего на­значения и прибытия в страну с момента уведомления компетентных властей (обычно Министерства иностранных дел) государства пре­бывания. Агреман на них не запрашивается.

Что касается военных, морских или авиационных атташе, то госу­дарство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее со­общались на одобрение этому государству.

Аккредитующее государство может назначить любого члена дип­ломатического персонала в одно или несколько других государств, если не заявлено возражений со стороны любого из государств пре­бывания. Глава представительства или любой член дипломатическо­го персонала представительства может действовать в качестве пред­ставителя аккредитующего государства при любой международной организации.


Функции главы дипломатического представительства или любого члена дипломатического персонала прекращаются в тот момент, ког­да он оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать (отозвание, объявление дипломата persona non grata – нежелательным лицом, так называемый дисмисл – объявление дипломата частным лицом, отказ дипломата выполнять свои функции).

Прекращение дипломатической миссии может происходить по разным причинам: вооруженный конфликт, разрыв дипломатических отношений, исчезновение одной из сторон в качестве субъекта меж­дународного права, социальная революция или неконституционная смена правительства в аккредитующем государстве или в государстве пребывания.

Даже в случае разрыва дипломатических отношений и вооружен­ного конфликта государство пребывания должно оказать необходи­мое содействие для скорейшего выезда иностранных дипломатов и членов их семей.

5. Дипломатический корпус

Дипломатический корпус образуют все дипломатические предста­вители в стране пребывания.

Дипломатический корпус в узком смысле – это главы посольств и миссий, аккредитованные в данной стране. Дипломатический кор­пус в широком смысле составляют все лица, имеющие дипломатичес­кие паспорта и дипломатические карточки, выдаваемые государством пребывания.

Дипломатический корпус возглавляется дуайеном (старшиной или деканом). Это старший по классу и первый по длительности своей службы в данной стране глава дипломатического представительства. Дуайен консультирует своих коллег о местных дипломатических обы­чаях и возглавляет дипкорпус на протокольных мероприятиях.

Дипломатический корпус играет в основном представительскую церемониальную роль.

6. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его персонала

Дипломатические представительства и их персонал наделены по международному праву соответствующими иммунитетами и приви­легиями.

Под иммунитетом (от латинского immunitas – независимость, неподверженность) понимаются изъятия из-под юрисдикции госу­дарства пребывания; под привилегиями – особые правовые преиму­щества.

В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сноше­ниях привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод от­дельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляю­щих государства.

Помещения представительств, их архивы, документы, официаль­ная корреспонденция неприкосновенны. Власти государства пребы­вания не могут вступить в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства, и обязаны принимать все надлежащие меры для их защиты от всякого вторжения или нанесения ущерба. Они пользу­ются иммунитетом от обыска, реквизиции и исполнительных дей­ствий. Аналогичным иммунитетом пользуются их средства передви­жения.


Дипломатические представительства наделены также фискальным иммунитетом; правом на свободные сношения со своим правительст­вом и другими представительствами своего государства с использо­ванием всех подходящих средств, включая закодированные и шиф­рованные депеши; таможенными и протокольными привилегиями.

Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержа­нию. Разумеется, дипломатическая почта должна содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для офи­циального пользования, и все, что составляет дипломатическую почту, должно иметь внешние видимые знаки.

Аккредитующее государство и глава представительства должны освобождаться от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представитель­ства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и по­шлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслу­живания. Ввозимые в страну пребывания предметы, предназначенные для официального пользования представительства, также освобожда­ются от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сбо­ров, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги.

Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин.

Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

Что касается иммунитетов и привилегий сотрудников представи­тельства, то по Венской конвенции о дипломатических сношениях их объем различен для членов дипломатического персонала, адми­нистративно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства.

Члены дипломатического персонала представительства пользуют­ся привилегиями и иммунитетом в полном объеме. Личность дипло­матического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личную свободу или достоинство.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, а также, с некоторыми изъятиями, от гражданской и административ­ной юрисдикции. Он не обязан давать показания в качестве свиде­теля и в отношении него не могут в принципе приниматься никакие исполнительные меры. Только аккредитующее государство может отказаться от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов.

Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представитель­ства. Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (за некоторыми исключениями, например: косвен­ных налогов, сборов и налогов на частное недвижимое имущество, сборов и налогов на частный доход, сборов за конкретные виды обслуживания), от всех трудовых и государственных повинностей. От всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услу­ги, освобождаются ввозимые в страну пребывания предметы, пред­назначенные для личного пользования дипломатического агента и членов его семьи. Личный багаж дипломатического агента освобож­дается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются предусмот­ренные конвенцией изъятия, причем такой досмотр может произво­диться только в присутствии дипломатического агента или его упол­номоченного представителя.


Всеми этими привилегиями пользуются и члены семьи диплома­тического агента, живущие вместе с ним.

Дипломатический агент, который является гражданином государ­ства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций.

Привилегии и иммунитеты административно-технического и об­служивающего персонала представительства уже. Иммунитет адми­нистративно-технического персонала от гражданской и администра­тивной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей. Члены обслуживающего персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобож­даются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими

по своей службе. Домашние работники сотрудников представитель­ства, если они не являются гражданами государства пребывания и не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, пошлин на заработок, получаемый ими по службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.

На основе специальных соглашений между заинтересованными государствами на сотрудников административно-технического и об­служивающего персонала могут быть распространены иммунитеты членов дипломатического персонала. По инициативе СССР такие со­глашения были заключены, например, с Великобританией, Канадой и США. Такие соглашения заключили и другие страны.

При проезде дипломатического агента через территорию третьего государства это третье государство должно предоставлять ему и чле­нам его семьи неприкосновенность и такие другие иммунитеты, какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения.

Разумеется, без ущерба для его привилегий и иммунитетов пер­сонал представительства обязан уважать законы и постановления го­сударства пребывания, а также не вмешиваться во внутренние дела этого государства, а помещения представительства не должны ис­пользоваться в целях, несовместимых с его функциями. Дипломати­ческий агент не должен заниматься в государстве пребывания про­фессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1973 году Конвенцию о предотвращении преступлений и наказании лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Рос­сия – участница), в которой подчеркивается не только право таких лиц на специальную защиту, но и ответственность посылающего го­сударства за поведение лиц, пользующихся дипломатической непри­косновенностью.


7. Правовой режим специальных миссий

По современному международному праву специальным миссиям предоставляется особый режим. Под специальной миссией понима­ется временная миссия, по своему характеру представляющая госу­дарство, направляемая одним государством в другое с согласия по­следнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении него определенной задачи. Согласно Конвенции 1969 года о специальных миссиях, возможно направление одной и той же специальной миссии в два или несколько государств, общей специальной миссии двумя или несколькими государствами или направление специальных миссий двумя или несколькими государствами для рассмотрения вопроса, представляющего для них общий интерес.

Направление специальной миссии в другое государство осущест­вляется по взаимному соглашению, предварительно полученному через дипломатические или другие каналы. Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государ­ством и принимающим государством. Наличие дипломатических или консульских отношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких предста­вителей посылающего государства, из числа которых это государство назначает главу миссии. В специальную миссию может также вхо­дить дипломатический, административно-технический и обслуживаю­щий персонал. Гражданин принимающего государства назначается в состав специальной миссии лишь с согласия этого государства, кото­рое может быть в любое время аннулировано.

Члены персонала специальной миссии в принципе наделены теми же привилегиями и иммунитетами, что и члены соответствующего персонала дипломатического представительства. Здесь есть некото­рые особенности. Глава посылающего государства, возглавляющий специальную миссию, пользуется в принимающем государстве или в третьем государстве преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются международным правом за главами государств, посещающих другое государство с официальным визитом. Это же от­носится к главам правительств, министрам иностранных дел и другим лицам высокого ранга, участвующим в специальной миссии посылаю­щего государства.

Принимающее государство должно предоставить специальной миссии возможности, необходимые для выполнения ее функций, учи­тывая ее характер и задание. Режим специальной миссии имеет опре­деленные особенности. Местопребыванием миссии является место, установленное по соглашению между заинтересованными государ­ствами. При отсутствии соглашения местопребыванием миссии яв­ляется место, где расположено Министерство иностранных дел при­нимающего государства. Если специальная миссия выполняет свои функции в различных местах, заинтересованные государства могут договориться о том, чтобы эта миссия имела несколько мест пребы­вания, из которых они могут избрать одно в качестве главного место­пребывания. Представители принимающего государства не могут вступать в помещения, в которых размещается специальная миссия, без согласия главы специальной миссии или главы постоянного ди­пломатического представительства посылающего государства. Одна­ко такое согласие может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, представляющего серьезную угрозу обществен­ной безопасности. Именно это положение явилось одной из основных причин, по которым СССР не подписал Конвенцию о специаль­ных миссиях. Специальная миссия может устанавливать и эксплуа­тировать радиопередатчик лишь с согласия принимающего госу­дарства.