Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18643
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
К главным функциям дипломатического представительства относятся: представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан («дипломатическая защита»); ведение переговоров с правительством государства пребывания; выяснение всеми законными средствами событий и условий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства; поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их экономических, культурных и научных взаимоотношений; осуществление консульских функций.
4. Начало и прекращение дипломатической миссии
Установление дипломатических отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию. Необходима также договоренность об учреждении постоянных дипломатических представительств и об их уровне.
Назначение главы дипломатического представительства – прерогатива аккредитующего государства. Однако государство пребывания должно дать агреман (согласие) на аккредитацию лица как главы представительства и может отказать в агремане, не сообщая мотивов отказа.
Начало дипломатической миссии проходит четыре стадии: а) запрос агремана; б) назначение на должность; в) прибытие в страну назначения; г) официальное вступление в должность.
До получения агремана назначение на должность главы дипломатического представительства не может иметь места. До этого момента не принято также публиковать сообщения о предполагаемом назначении в средствах массовой информации.
Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве: либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представлении заверенных копий верительных грамот Министерству иностранных дел государства пребывания (как правило, на уровне министра или заместителя министра).
Остальные члены дипломатического персонала считаются приступившими к исполнению служебных обязанностей после своего назначения и прибытия в страну с момента уведомления компетентных властей (обычно Министерства иностранных дел) государства пребывания. Агреман на них не запрашивается.
Что касается военных, морских или авиационных атташе, то государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на одобрение этому государству.
Аккредитующее государство может назначить любого члена дипломатического персонала в одно или несколько других государств, если не заявлено возражений со стороны любого из государств пребывания. Глава представительства или любой член дипломатического персонала представительства может действовать в качестве представителя аккредитующего государства при любой международной организации.
Функции главы дипломатического представительства или любого члена дипломатического персонала прекращаются в тот момент, когда он оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать (отозвание, объявление дипломата persona non grata – нежелательным лицом, так называемый дисмисл – объявление дипломата частным лицом, отказ дипломата выполнять свои функции).
Прекращение дипломатической миссии может происходить по разным причинам: вооруженный конфликт, разрыв дипломатических отношений, исчезновение одной из сторон в качестве субъекта международного права, социальная революция или неконституционная смена правительства в аккредитующем государстве или в государстве пребывания.
Даже в случае разрыва дипломатических отношений и вооруженного конфликта государство пребывания должно оказать необходимое содействие для скорейшего выезда иностранных дипломатов и членов их семей.
5. Дипломатический корпус
Дипломатический корпус образуют все дипломатические представители в стране пребывания.
Дипломатический корпус в узком смысле – это главы посольств и миссий, аккредитованные в данной стране. Дипломатический корпус в широком смысле составляют все лица, имеющие дипломатические паспорта и дипломатические карточки, выдаваемые государством пребывания.
Дипломатический корпус возглавляется дуайеном (старшиной или деканом). Это старший по классу и первый по длительности своей службы в данной стране глава дипломатического представительства. Дуайен консультирует своих коллег о местных дипломатических обычаях и возглавляет дипкорпус на протокольных мероприятиях.
Дипломатический корпус играет в основном представительскую церемониальную роль.
6. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его персонала
Дипломатические представительства и их персонал наделены по международному праву соответствующими иммунитетами и привилегиями.
Под иммунитетом (от латинского immunitas – независимость, неподверженность) понимаются изъятия из-под юрисдикции государства пребывания; под привилегиями – особые правовые преимущества.
В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства.
Помещения представительств, их архивы, документы, официальная корреспонденция неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступить в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства, и обязаны принимать все надлежащие меры для их защиты от всякого вторжения или нанесения ущерба. Они пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции и исполнительных действий. Аналогичным иммунитетом пользуются их средства передвижения.
Дипломатические представительства наделены также фискальным иммунитетом; правом на свободные сношения со своим правительством и другими представительствами своего государства с использованием всех подходящих средств, включая закодированные и шифрованные депеши; таможенными и протокольными привилегиями.
Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Разумеется, дипломатическая почта должна содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования, и все, что составляет дипломатическую почту, должно иметь внешние видимые знаки.
Аккредитующее государство и глава представительства должны освобождаться от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Ввозимые в страну пребывания предметы, предназначенные для официального пользования представительства, также освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги.
Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин.
Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.
Что касается иммунитетов и привилегий сотрудников представительства, то по Венской конвенции о дипломатических сношениях их объем различен для членов дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства.
Члены дипломатического персонала представительства пользуются привилегиями и иммунитетом в полном объеме. Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личную свободу или достоинство.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, а также, с некоторыми изъятиями, от гражданской и административной юрисдикции. Он не обязан давать показания в качестве свидетеля и в отношении него не могут в принципе приниматься никакие исполнительные меры. Только аккредитующее государство может отказаться от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов.
Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (за некоторыми исключениями, например: косвенных налогов, сборов и налогов на частное недвижимое имущество, сборов и налогов на частный доход, сборов за конкретные виды обслуживания), от всех трудовых и государственных повинностей. От всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги, освобождаются ввозимые в страну пребывания предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента и членов его семьи. Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются предусмотренные конвенцией изъятия, причем такой досмотр может производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.
Всеми этими привилегиями пользуются и члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним.
Дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций.
Привилегии и иммунитеты административно-технического и обслуживающего персонала представительства уже. Иммунитет административно-технического персонала от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей. Члены обслуживающего персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими
по своей службе. Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания и не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, пошлин на заработок, получаемый ими по службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.
На основе специальных соглашений между заинтересованными государствами на сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала могут быть распространены иммунитеты членов дипломатического персонала. По инициативе СССР такие соглашения были заключены, например, с Великобританией, Канадой и США. Такие соглашения заключили и другие страны.
При проезде дипломатического агента через территорию третьего государства это третье государство должно предоставлять ему и членам его семьи неприкосновенность и такие другие иммунитеты, какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения.
Разумеется, без ущерба для его привилегий и иммунитетов персонал представительства обязан уважать законы и постановления государства пребывания, а также не вмешиваться во внутренние дела этого государства, а помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с его функциями. Дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1973 году Конвенцию о предотвращении преступлений и наказании лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Россия – участница), в которой подчеркивается не только право таких лиц на специальную защиту, но и ответственность посылающего государства за поведение лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью.
7. Правовой режим специальных миссий
По современному международному праву специальным миссиям предоставляется особый режим. Под специальной миссией понимается временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении него определенной задачи. Согласно Конвенции 1969 года о специальных миссиях, возможно направление одной и той же специальной миссии в два или несколько государств, общей специальной миссии двумя или несколькими государствами или направление специальных миссий двумя или несколькими государствами для рассмотрения вопроса, представляющего для них общий интерес.
Направление специальной миссии в другое государство осуществляется по взаимному соглашению, предварительно полученному через дипломатические или другие каналы. Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством. Наличие дипломатических или консульских отношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии.
Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство назначает главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Гражданин принимающего государства назначается в состав специальной миссии лишь с согласия этого государства, которое может быть в любое время аннулировано.
Члены персонала специальной миссии в принципе наделены теми же привилегиями и иммунитетами, что и члены соответствующего персонала дипломатического представительства. Здесь есть некоторые особенности. Глава посылающего государства, возглавляющий специальную миссию, пользуется в принимающем государстве или в третьем государстве преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются международным правом за главами государств, посещающих другое государство с официальным визитом. Это же относится к главам правительств, министрам иностранных дел и другим лицам высокого ранга, участвующим в специальной миссии посылающего государства.
Принимающее государство должно предоставить специальной миссии возможности, необходимые для выполнения ее функций, учитывая ее характер и задание. Режим специальной миссии имеет определенные особенности. Местопребыванием миссии является место, установленное по соглашению между заинтересованными государствами. При отсутствии соглашения местопребыванием миссии является место, где расположено Министерство иностранных дел принимающего государства. Если специальная миссия выполняет свои функции в различных местах, заинтересованные государства могут договориться о том, чтобы эта миссия имела несколько мест пребывания, из которых они могут избрать одно в качестве главного местопребывания. Представители принимающего государства не могут вступать в помещения, в которых размещается специальная миссия, без согласия главы специальной миссии или главы постоянного дипломатического представительства посылающего государства. Однако такое согласие может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, представляющего серьезную угрозу общественной безопасности. Именно это положение явилось одной из основных причин, по которым СССР не подписал Конвенцию о специальных миссиях. Специальная миссия может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик лишь с согласия принимающего государства.