Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18675
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
В соответствии с Конвенцией специальные миссии двух или нескольких государств могут собраться на территории третьего государства только после получения прямо выраженного согласия этого государства, которое сохраняет за собой право его аннулировать.
8. Правовой режим представительств государств и их персонала при международных организациях универсального характера и на созываемых ими конференциях
В соответствии с современным международным правом он аналогичен режиму дипломатических представительств и их сотрудников, но имеет некоторые особенности, вытекающие из учредительного акта соответствующей международной организации.
Представительство может включать, помимо главы представительства, дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал. Численность персонала представительства не должна выходить за пределы, которые являются разумными и нормальными с учетом функций организации, потребностей данного представительства, обстоятельств и условий, существующих в государстве пребывания. Функции постоянного представительства состоят в обеспечении представительства посылающего государства при организации; в поддержании связи между посылающим государством и организацией; в ведении переговоров с организацией и в ее рамках; в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства; в обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации; в защите интересов посылающего государства по отношению к организации; в содействии и осуществлении целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией и в ее рамках.
Посылающее государство может аккредитовывать одно и то же лицо в качестве главы представительства при двух или нескольких международных организациях или назначить главу представительства в качестве члена дипломатического персонала своего представительства. В полномочиях, выданных постоянному представителю, может быть указано, что он уполномочен действовать в качестве делегата в одном или нескольких органах организации. В принципе, если не указано иного, постоянный представитель может действовать в тех органах организации, для которых не установлены специальные условия в отношении представительства.
Глава представительства в силу своих функций и без предъявления полномочий считается представляющим свое государство в целях принятия текста договора между этим государством и организацией. Однако глава представительства не считается в силу своих функций представляющим свое государство в целях окончательного подписания договора или подписания договора ad referendum между этим государством и организацией, если только из практики организации или из других обстоятельств не явствует, что намерением сторон не было требование предъявления полномочий.
Государство пребывания предоставляет представительству все возможности, необходимые для выполнения функций, а организация оказывает представительству содействие в получении этих возможностей и предоставляет ему такие возможности, какие входят в сферу ее собственной компетенции.
Старшинство постоянных представителей определяется алфавитным порядком названий государств, применяемым в организации.
В соответствии с правилами организации государство может направить в орган или на конференцию свою делегацию, членов которой оно назначает по своему усмотрению. Помимо главы делегация может включать других делегатов, дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал. Государство пребывания обеспечивает свободу передвижения по его территории всем членам делегации в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач делегации. Делегация может использовать все подходящие средства, включая курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Однако делегация может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчики лишь с согласия государства пребывания.
Отсутствие или разрыв дипломатических или консульских отношений между государством пребывания и посылающим государством не влияют на права и обязанности этих государств в качестве членов международной организации.
В отличие от дипломатических представителей, представители государств при международных организациях аккредитованы не при государствах пребывания, а в рамках международной организации. Аналогично положение делегаций государств на международных конференциях. С учетом этого для назначения указанных представителей не требуется получения агремана от государства пребывания или от организации. Такие представители не могут быть объявлены persona non grata no правилам, применяемым в двусторонней дипломатии. По отношению к ним государство пребывания не может применять принцип взаимности.
Правовой режим постоянных представительств государств и их персонала при международных организациях и на созываемых ими конференциях закреплен в их учредительных актах (например, в
Уставе ООН) и других международно-правовых инструментах: Конвенции 1946 года о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, Конвенции 1947 года о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН, Конвенции 1975 года о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, двусторонние соглашения ООН и специализированных учреждений о штаб-квартирах (например, Соглашение ООН с США 1946 г., Соглашение ООН со Швейцарией 1947 г.).
9. Правоспособность, привилегии и иммунитеты международных организаций и их должностных лиц
В соответствии со своими учредительными актами (например, ст. 104-105 Устава ООН) международные организации пользуются на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для выполнения их функций и достижения их целей. Иными словами, в основе привилегий и иммунитетов международных организаций лежит функциональная необходимость.
Как предусмотрено в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года, ООН пользуется иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда Организация сама определенно откажется от иммунитета в каком-либо отдельном случае.
Помещения ООН, архивы и вообще все документы неприкосновенны. Ее имущество и активы не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства путем исполнительных, административных, судебных, законодательных или иных действий. ООН, их активы, доходы и другая собственность освобождаются от всех прямых налогов, а предметы служебного пользования – от таможенных сборов.
ООН имеет право пользоваться шифром и получать и отправлять корреспонденцию посредством курьеров и вализ, которые пользуются теми же иммунитетами и привилегиями, что и дипломатические курьеры и вализы.
Генеральный секретарь и все его помощники и члены их семей пользуются привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям. Привилегии и иммунитеты других должностных лиц уже дипломатических и носят функциональный характер. В частности, должностные лица ООН не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное или за все действия, совершенные ими лишь в качестве должностных лиц.
Генеральный секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов ООН. В отношении Генерального секретаря право отказа от иммунитета принадлежит Совету Безопасности.
Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению Организации, пользуются во время командировок более широкими привилегиями и иммунитетами, приближающимися по своему объему к дипломатическим.
Глава 14
Консульское
право
1. Историческое развитие консульского института и консульского права
Дипломатические отношения не исчерпывают всего многообразия связей и взаимодействия между государствами по официальной линии. Свое место в этом процессе занимают консульства как специфические учреждения, создаваемые государствами за границей. Наряду с вопросами, касающимися непосредственно назначившего их государства, на них возлагается комплекс функций по защите прав и интересов и оказанию содействия находящимся за рубежом гражданам этого государства и юридическим лицам его национальности.
Консульские отношения начали складываться задолго до того, как возник институт дипломатических представительств. В их современном виде консульские отношения являются продуктом длительной исторической эволюции, у истоков которой стояли потребности торговли и мореплавания.
Зачатки консульской деятельности восходят еще к древности,
В греческих городах-полисах сложилась практика проксении – оказания покровительства со стороны знатных жителей иностранцам, посещавшим полисы. Функции проксена были обширны: от наблюдения за продажей товаров до обеспечения иностранцам доступа в храмы для отправления религиозных обрядов. В Древнем Риме близкую к проксенам роль выполняли патроны, поначалу выбиравшиеся иностранцами из числа знатных патрициев, назначенных сенатом. В конце III века до н.э. возник институт иностранных преторов (praetor peregrinus) – чиновников, занимавшихся урегулированием споров, в которых одна или обе стороны были иностранцами. От римлян идет и современное название консульского института: consules – люди совета. И греческие проксены, и римские преторы-перегринус были лишь прообразом позднейших консулов. Они являлись органами местного, а не иностранного государства.
В Средние века заметным явлением в развитии консульского института явились торговые суды, носившие название консульских судов, а судьи – консулов. Они учреждались в торговых и прибрежных городах Средиземноморья. В результате крестовых походов XI-XII веков эта практика распространилась и на страны Востока, куда вслед за рыцарями-крестоносцами хлынули итальянские, а позднее французские и испанские купцы. Они сами избирали себе судей-консулов либо их назначение делалось метрополией. Характерной особенностью таких консулов было наличие у них судебных функций. После падения власти крестоносцев европейские государства стали заключать договоры с государствами Востока, закрепляя в них права своих купцов, включая право на учреждение консульств. В XI-XVI веках почти все страны Европы имели своих консулов в иностранных государствах. В то время появляются сборники законов, в которых затрагиваются консульские вопросы: Табула амальфита (XV в.), Олеронские списки (XI-XII вв.), Консолато дель маре (XIII-XIV вв.), Морские законы Висби (XIII-XIV вв.). В этот период и позже стали заключаться договоры между христианскими странами и мусульманскими монархиями, получившие название капитуляций, в силу которых иностранные консулы, например в Турции, приобрели права гражданской и уголовной юрисдикции над своими соотечественниками.
С распространением в конце XVI – начале XVII века практики учреждения посольств значение консульского института начало уменьшаться, и во франко-голландском договоре 1739 года было предусмотрено, что впредь консулы «не будут приниматься ни одной из сторон». Но вскоре выяснилось, что посольства, занятые общеполитическими вопросами, не обеспечивали торговых и других подобных интересов, и со второй половины XVII века вернулись к испытанному на практике институту консульств. В 1769 году была заключена первая консульская конвенция – франко-испанская.
В XVIII-XIX веках и начале XX века росло число консульств, закреплялось их деление на штатные и нештатные, в ряде стран реформировались консульские службы, издавались консульские уставы. В первой половине XX века получает распространение практика создания консульских отделов посольств. В этот же период заключаются отдельные соглашения многостороннего характера (межамериканская Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г.), предпринимается попытка, правда безуспешная, кодификации консульского права по линии Лиги Наций, усложняются политические функции консулов.
В России первый Консульский устав был принят в 1820 году, после чего в него неоднократно вносились изменения; в 1903 году он был заменен новым уставом, действовавшим до 1917 года Первое российское консульство было учреждено в 1707 году в Амстердаме.
После 1917 года предпринимались попытки урегулировать вопросы консульской службы РСФСР путем издания инструкций, декретов
и т.п. актов. Только после нормализации в середине 20-х годов отношений с большинством государств стала развиваться консульская сеть СССР; в 1926 году был принят Консульский устав СССР, который в 1976 году был заменен новым.
Консульская служба России после распада СССР в 1991 году предстает как весьма развитая. На конец XX века функционируют 214 консульских учреждений МИД России: свыше 100 консульских отделов посольств, около 70 генеральных консульств, 2 консульства. В регионах России работают представительства МИД РФ, которые в рамках оказания субъектам Федерации содействия в развитии международных и внешнеэкономических связей с зарубежьем осуществляют и некоторые консульские функции.
Важнейшим направлением, по которому ведется работа как посольствами России, так и ее консульствами в странах, ранее входивших в состав СССР, является защита интересов своих граждан. Для координации консульской деятельности создан Консультативный совет руководителей консульских служб МИД стран СНГ. По сравнению с тем, что было свойственно консульской службе СССР, у России сменилась ориентация консульской работы. Основной функцией стала защита прав и интересов российских граждан за рубежом, тогда как раньше на первое место ставились потребности государства. Новым направлением для деятельности российской консульской службы является участие в обслуживании сферы бизнеса.