Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18290

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В соответствии с Конвенцией специальные миссии двух или не­скольких государств могут собраться на территории третьего госу­дарства только после получения прямо выраженного согласия этого государства, которое сохраняет за собой право его аннулировать.

8. Правовой режим представительств государств и их персонала при международных организациях универсального характера и на созываемых ими конференциях

В соответствии с современным международным правом он анало­гичен режиму дипломатических представительств и их сотрудников, но имеет некоторые особенности, вытекающие из учредительного акта соответствующей международной организации.

Представительство может включать, помимо главы представитель­ства, дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал. Численность персонала пред­ставительства не должна выходить за пределы, которые являются разумными и нормальными с учетом функций организации, потреб­ностей данного представительства, обстоятельств и условий, сущест­вующих в государстве пребывания. Функции постоянного предста­вительства состоят в обеспечении представительства посылающего государства при организации; в поддержании связи между посылаю­щим государством и организацией; в ведении переговоров с органи­зацией и в ее рамках; в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего госу­дарства; в обеспечении участия посылающего государства в деятель­ности организации; в защите интересов посылающего государства по отношению к организации; в содействии и осуществлении целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией и в ее рамках.

Посылающее государство может аккредитовывать одно и то же лицо в качестве главы представительства при двух или нескольких международных организациях или назначить главу представительства в качестве члена дипломатического персонала своего представитель­ства. В полномочиях, выданных постоянному представителю, может быть указано, что он уполномочен действовать в качестве делегата в одном или нескольких органах организации. В принципе, если не указано иного, постоянный представитель может действовать в тех органах организации, для которых не установлены специальные условия в отношении представительства.

Глава представительства в силу своих функций и без предъяв­ления полномочий считается представляющим свое государство в целях принятия текста договора между этим государством и органи­зацией. Однако глава представительства не считается в силу своих функций представляющим свое государство в целях окончательного подписания договора или подписания договора ad referendum между этим государством и организацией, если только из практики органи­зации или из других обстоятельств не явствует, что намерением сторон не было требование предъявления полномочий.


Государство пребывания предоставляет представительству все возможности, необходимые для выполнения функций, а организация оказывает представительству содействие в получении этих возмож­ностей и предоставляет ему такие возможности, какие входят в сферу ее собственной компетенции.

Старшинство постоянных представителей определяется алфавит­ным порядком названий государств, применяемым в организации.

В соответствии с правилами организации государство может на­править в орган или на конференцию свою делегацию, членов кото­рой оно назначает по своему усмотрению. Помимо главы делегация может включать других делегатов, дипломатический персонал, адми­нистративно-технический персонал и обслуживающий персонал. Государство пребывания обеспечивает свободу передвижения по его территории всем членам делегации в той мере, в какой это необходи­мо для выполнения задач делегации. Делегация может использовать все подходящие средства, включая курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Однако делегация может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчики лишь с согласия государства пребывания.

Отсутствие или разрыв дипломатических или консульских отно­шений между государством пребывания и посылающим государством не влияют на права и обязанности этих государств в качестве членов международной организации.

В отличие от дипломатических представителей, представители государств при международных организациях аккредитованы не при государствах пребывания, а в рамках международной организации. Аналогично положение делегаций государств на международных конференциях. С учетом этого для назначения указанных представи­телей не требуется получения агремана от государства пребывания или от организации. Такие представители не могут быть объявлены persona non grata no правилам, применяемым в двусторонней дипло­матии. По отношению к ним государство пребывания не может при­менять принцип взаимности.

Правовой режим постоянных представительств государств и их персонала при международных организациях и на созываемых ими конференциях закреплен в их учредительных актах (например, в

Уставе ООН) и других международно-правовых инструментах: Кон­венции 1946 года о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, Конвенции 1947 года о привилегиях и иммунитетах специа­лизированных учреждений ООН, Конвенции 1975 года о представи­тельстве государств в их отношениях с международными организа­циями универсального характера, двусторонние соглашения ООН и специализированных учреждений о штаб-квартирах (например, Со­глашение ООН с США 1946 г., Соглашение ООН со Швейцарией 1947 г.).

9. Правоспособность, привилегии и иммунитеты международных организаций и их должностных лиц

В соответствии со своими учредительными актами (например, ст. 104-105 Устава ООН) международные организации пользуются на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для выполнения их функций и достижения их целей. Иными словами, в основе при­вилегий и иммунитетов международных организаций лежит функцио­нальная необходимость.


Как предусмотрено в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года, ООН пользуется иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда Орга­низация сама определенно откажется от иммунитета в каком-либо отдельном случае.

Помещения ООН, архивы и вообще все документы неприкос­новенны. Ее имущество и активы не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо другой форме вмеша­тельства путем исполнительных, административных, судебных, зако­нодательных или иных действий. ООН, их активы, доходы и другая собственность освобождаются от всех прямых налогов, а предметы служебного пользования – от таможенных сборов.

ООН имеет право пользоваться шифром и получать и отправлять корреспонденцию посредством курьеров и вализ, которые пользуют­ся теми же иммунитетами и привилегиями, что и дипломатические курьеры и вализы.

Генеральный секретарь и все его помощники и члены их семей пользуются привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатичес­ким представителям. Привилегии и иммунитеты других должностных лиц уже дипломатических и носят функциональный характер. В част­ности, должностные лица ООН не подлежат судебной ответственнос­ти за сказанное или написанное или за все действия, совершенные ими лишь в качестве должностных лиц.

Генеральный секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов ООН. В отношении Генерального секретаря право отказа от имму­нитета принадлежит Совету Безопасности.

Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению Орга­низации, пользуются во время командировок более широкими при­вилегиями и иммунитетами, приближающимися по своему объему к дипломатическим.


Глава 14
Консульское право

1. Историческое развитие консульского института и консульского права

Дипломатические отношения не исчерпывают всего многообра­зия связей и взаимодействия между государствами по официальной линии. Свое место в этом процессе занимают консульства как спе­цифические учреждения, создаваемые государствами за границей. Наряду с вопросами, касающимися непосредственно назначившего их государства, на них возлагается комплекс функций по защите прав и интересов и оказанию содействия находящимся за рубежом граж­данам этого государства и юридическим лицам его национальности.

Консульские отношения начали складываться задолго до того, как возник институт дипломатических представительств. В их современ­ном виде консульские отношения являются продуктом длительной исторической эволюции, у истоков которой стояли потребности торговли и мореплавания.

Зачатки консульской деятельности восходят еще к древности,

В греческих городах-полисах сложилась практика проксении – оказания покровительства со стороны знатных жителей иностран­цам, посещавшим полисы. Функции проксена были обширны: от на­блюдения за продажей товаров до обеспечения иностранцам доступа в храмы для отправления религиозных обрядов. В Древнем Риме близ­кую к проксенам роль выполняли патроны, поначалу выбиравшиеся иностранцами из числа знатных патрициев, назначенных сенатом. В конце III века до н.э. возник институт иностранных преторов (prae­tor peregrinus) – чиновников, занимавшихся урегулированием спо­ров, в которых одна или обе стороны были иностранцами. От римлян идет и современное название консульского института: consules – люди совета. И греческие проксены, и римские преторы-перегринус были лишь прообразом позднейших консулов. Они являлись органа­ми местного, а не иностранного государства.

В Средние века заметным явлением в развитии консульского института явились торговые суды, носившие название консульских судов, а судьи – консулов. Они учреждались в торговых и прибреж­ных городах Средиземноморья. В результате крестовых походов XI-XII веков эта практика распространилась и на страны Востока, куда вслед за рыцарями-крестоносцами хлынули итальянские, а позднее французские и испанские купцы. Они сами избирали себе судей-кон­сулов либо их назначение делалось метрополией. Характерной осо­бенностью таких консулов было наличие у них судебных функций. После падения власти крестоносцев европейские государства стали заключать договоры с государствами Востока, закрепляя в них права своих купцов, включая право на учреждение консульств. В XI-XVI ве­ках почти все страны Европы имели своих консулов в иностранных государствах. В то время появляются сборники законов, в которых затрагиваются консульские вопросы: Табула амальфита (XV в.), Олеронские списки (XI-XII вв.), Консолато дель маре (XIII-XIV вв.), Морские законы Висби (XIII-XIV вв.). В этот период и позже стали заключаться договоры между христианскими странами и мусульман­скими монархиями, получившие название капитуляций, в силу ко­торых иностранные консулы, например в Турции, приобрели права гражданской и уголовной юрисдикции над своими соотечествен­никами.


С распространением в конце XVI – начале XVII века практики учреждения посольств значение консульского института начало уменьшаться, и во франко-голландском договоре 1739 года было пре­дусмотрено, что впредь консулы «не будут приниматься ни одной из сторон». Но вскоре выяснилось, что посольства, занятые общеполи­тическими вопросами, не обеспечивали торговых и других подобных интересов, и со второй половины XVII века вернулись к испытан­ному на практике институту консульств. В 1769 году была заключена первая консульская конвенция – франко-испанская.

В XVIII-XIX веках и начале XX века росло число консульств, закреплялось их деление на штатные и нештатные, в ряде стран ре­формировались консульские службы, издавались консульские уста­вы. В первой половине XX века получает распространение практика создания консульских отделов посольств. В этот же период заклю­чаются отдельные соглашения многостороннего характера (межаме­риканская Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г.), предпринимается попытка, правда безуспешная, кодификации кон­сульского права по линии Лиги Наций, усложняются политические функции консулов.

В России первый Консульский устав был принят в 1820 году, пос­ле чего в него неоднократно вносились изменения; в 1903 году он был заменен новым уставом, действовавшим до 1917 года Первое россий­ское консульство было учреждено в 1707 году в Амстердаме.

После 1917 года предпринимались попытки урегулировать вопро­сы консульской службы РСФСР путем издания инструкций, декретов

и т.п. актов. Только после нормализации в середине 20-х годов от­ношений с большинством государств стала развиваться консульская сеть СССР; в 1926 году был принят Консульский устав СССР, кото­рый в 1976 году был заменен новым.

Консульская служба России после распада СССР в 1991 году пред­стает как весьма развитая. На конец XX века функционируют 214 кон­сульских учреждений МИД России: свыше 100 консульских отделов посольств, около 70 генеральных консульств, 2 консульства. В регио­нах России работают представительства МИД РФ, которые в рамках оказания субъектам Федерации содействия в развитии международ­ных и внешнеэкономических связей с зарубежьем осуществляют и некоторые консульские функции.

Важнейшим направлением, по которому ведется работа как по­сольствами России, так и ее консульствами в странах, ранее входив­ших в состав СССР, является защита интересов своих граждан. Для координации консульской деятельности создан Консультативный совет руководителей консульских служб МИД стран СНГ. По сравне­нию с тем, что было свойственно консульской службе СССР, у Рос­сии сменилась ориентация консульской работы. Основной функцией стала защита прав и интересов российских граждан за рубежом, тогда как раньше на первое место ставились потребности государства. Новым направлением для деятельности российской консульской службы является участие в обслуживании сферы бизнеса.