Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18677
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
2. Понятие консульского права и его источники
По мере развития и совершенствования консульского института, обусловленных реальными потребностями, создавались и различные формы его правового регулирования: двусторонние и многосторонние конвенции по консульским вопросам; национальные законы; складывались и международные обычаи. К середине XX века сформировалась самостоятельная отрасль международного публичного права – консульское право.
Современное консульское право представляет собой совокупность норм, выраженных в международных соглашениях и обычаях и сочетающихся в необходимых случаях с нормами внутреннего права государств, по вопросам статуса и функционирования консульств и их персонала.
Консульское право непосредственно связано с правом дипломатическим, ибо консульские отношения между государствами, сохраняя их самостоятельный характер, являются вместе с тем в большинстве случаев составной частью отношений дипломатических. Как. и в других отраслях системы международного публичного права, в консульском праве проявляют свое действие основополагающие принципы и нормы международного публичного права. В целом ряде отношений консульское право связано с международным частным правом.
Говоря о конкретных источниках консульского права, прежде всего договорных, необходимо отметить доминирующее место двусторонних консульских конвенций, общее число которых исчисляется сотнями.
Многосторонним договором общего характера в этой области является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года, воплотившая в себе кодификацию и прогрессивное развитие норм международного права по консульским вопросам. В своих 79 статьях Конвенция регламентирует все основные вопросы консульских отношений: их установление и создание консульских учреждений; консульские функции; привилегии и иммунитеты консульств и их персонала, а также ряд других вопросов.
Для характеристики Венской конвенции как источника консульского права существенно ее положение о том, что предусмотренные в ней нормы не отражаются на других международных соглашениях по консульским вопросам, действующих между участвующими в них государствами, и не препятствуют им заключать соглашения, подтверждающие, дополняющие, распространяющие или расширяющие ее положения. Тем самым была не только сохранена обширная сеть двусторонних консульских конвенций, действовавших к моменту вступления в силу Венской конвенции, но и закреплена возможность заключать и впредь такие двусторонние конвенции и иные соглашения по консульским вопросам.
Поскольку консульская деятельность осуществляется и консульскими отделами дипломатических представительств, в качестве источника консульского права определенную роль играет и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. На консульских работников распространяется действие Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года.
Обширен круг законов и других национальных правовых актов, относящихся к вопросам консульского статуса и деятельности. Эти внутригосударственные акты выполняют двоякую роль: они регулируют те элементы статуса и деятельности консулов, которые носят внутригосударственный характер и обычно не подвергаются международному регулированию; они могут также иметь отношение к статусу и деятельности иностранных консульств и их работников, например, в области их привилегий и иммунитетов (разумеется, в той мере, в какой это не создает ограничений, противоречащих соответствующим международным нормам). К категории национально-правовых источников консульского права относятся такие акты, как консульские уставы и им подобные акты, например Положение о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. В эту категорию источников консульского права входит и целый ряд положений законодательства о гражданстве, о нотариате и т.п. вопросам.
Регулирующую роль в отношении консульской деятельности национальное право играет также тогда, когда выполнение консулами ряда международно признанных функций обусловливается соблюдением законов государства пребывания консула. В Венской конвенции 1963 года, в двусторонних консульских конвенциях признаются права консула в отношении совершения ряда функций, если соответствующее действие консула не противоречит «законам и правилам государства пребывания» или ими не запрещается. Национальное право в этом случае выступает в качестве дополняющего, но необходимого элемента регулирования.
Наличие охарактеризованных выше специальных источников консульского права не означает, что к консульским отношениям не применимо международное право в целом. Общепризнанно, что защита консулом в государстве пребывания интересов и прав представляемого им государства и его граждан (физических и юридических лиц) может осуществляться «в пределах, допускаемых международным правом». Об этом говорится и в Венской конвенции 1963 года. Иначе говоря, международное право, и прежде всего его основные принципы, выступает в консульском праве и в качестве конкретного источника, из которого для субъектов консульских отношений и их носителей в лице должностных лиц консульств возникает обязательство сообразовываться в своих действиях в государстве пребывания с определенными международно установленными рамками.
В качестве источника консульского права сохраняет свое значение и обычай. Венская конвенция 1963 года исходит из того, что нормы международного обычного права продолжают регулировать вопросы, не предусмотренные ее положениями.
Для применения норм консульского права имеют значение также международные решения, такие как резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу об эффективных мерах «по усилению защиты безопасности и охраны дипломатических и консульских представительств», а также соответствующие решения Международного Суда, в частности по такому, например, делу, как захват в качестве заложников дипломатического и консульского персонала США в Иране в 1979 году. В этом решении, вынесенном в 1980 году, Суд установил, что Иран нарушил во многих отношениях нормы международного права и обязательства по отношению к США, несет за это международную ответственность и обязан возместить причиненный Соединенным Штатам ущерб.
3. Установление консульских отношений и учреждение консульств
Установление консульских отношений между государствами производится по взаимному согласию. В большинстве случаев это совмещается с установлением дипломатических отношений, договоренность о чем, если не оговорено иное, означает и установление отношений консульских. Это же наступает и тогда, когда устанавливаются не полные дипломатические отношения, а отношения более низкого уровня, именуемые, например, «официальными».
Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва консульских отношений. В 1956 году, когда ФРГ разорвала дипломатические отношения с Югославией, консульские отношения между ними сохранялись и консульства продолжали функционировать. Практике известны случаи, когда государства устанавливали и поддерживали между собой только консульские отношения, как это было в течение длительного времени между СССР и ЮАР, до их разрыва в связи с введением против ЮАР санкций ООН. В 1992 году консульские отношения России с ЮАР были восстановлены одновременно с восстановлением дипломатических отношений.
С установлением консульских отношений возникает возможность открытия консульств. Для этого требуется согласие государства, где консульство будет функционировать. Договоренность об открытии консульств нередко достигается на основе взаимности. По соглашению с государством пребывания определяется также консульский округ, то есть район страны пребывания, в пределах которого консульство будет осуществлять свои функции. Предметом договоренности является и класс консульского учреждения. В международной практике сложилось деление глав консульских учреждений на четыре класса: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты. Соответственно именуются и возглавляемые ими консульские учреждения.
Назначаются главы консульских учреждений представляемым государством, а допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Документом, удостоверяющим назначение консула и его полномочия, является консульский патент (или подобный ему акт), в котором указываются его имя и фамилия, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. В одних странах этот документ подписывается главой государства (США, Франция, Германия и др.) и скрепляется министром иностранных дел; в других странах, включая Россию, консульский патент подписывается министром иностранных дел. Обычно по дипломатическим каналам консульский патент направляется правительству (практически в Министерство иностранных дел) государства пребывания.
К выполнению своих функций глава консульского учреждения допускается особым разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой. Она может иметь форму отдельного документа, но может выражаться и в соответствующей надписи на патенте. В выдаче экзекватуры может быть отказано, причем отказывающее государство не обязано сообщать мотивы отказа.
Впредь до выдачи экзекватуры, что нередко занимает определенное время, глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций.
О том, что глава консульского учреждения допущен к выполнению своих функций, государство пребывания обязано немедленно уведомить власти консульского округа. Руководитель консульского отдела посольства не нуждается в патенте и экзекватуре.
Два или несколько государств могут с согласия государства пребывания назначить одно и то же лицо в качестве консульского должностного лица и, следовательно, главы консульства в этом государстве.
Консульские должностные лица, куда относится и руководитель консульства, являются основной категорией его работников (к этой категории принадлежат консул-советник, консульские секретари, консульские атташе, стажеры). Законы большинства государств предусматривают, что консульские должностные лица должны быть гражданами представляемого государства. Из числа граждан государства пребывания они могут назначаться не иначе как с определенно выраженного согласия этого государства.
Лица, выполняющие в консульстве административные или технические обязанности, именуются консульскими служащими. Существует также категория работников обслуживающего персонала. В качестве собирательного понятия для всех охарактеризованных выше категорий консульского персонала в Венской конвенции применяется понятие «работники консульского учреждения». О назначениях, прибытии и окончательном отбытии работников консульского учреждения и о других изменениях, влияющих на их статус, должно уведомляться государство пребывания.
Совокупность глав консульских учреждений, действующих в данном консульском округе, составляет консульский корпус, который, однако, не выполняет каких-либо функций, кроме церемониальных. Датами выдачи экзекватуры определяется в каждом классе старшинство между главами консульских учреждений разных государств.
Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство, что то или иное консульское должностное лицо является persona non grata, то есть неприемлемым лицом. При этом оно не обязано сообщать мотивы своего решения. Представляемое государство должно, соответственно, отозвать такое лицо или прекратить его функции в консульстве.
В решении практических вопросов учреждения консульства важную роль играет содействие государства пребывания. Оно, как сказано в Венской конвенции, должно предоставлять «все возможности для выполнения функций консульского учреждения». В частности, оно должно либо оказать содействие представляемому государству в приобретении, согласно своим законам и правилам, помещений для консульства, либо оказать ему помощь в получении помещений иным путем. В случае необходимости оно должно также оказать помощь консульскому учреждению в получении подходящих жилых помещений для его работников.
Взаимное оказание содействия в деле обеспечения функционирования посольств и консульств нередко является предметом специальной договоренности сторон. Например, согласно Договору о дружбе и сотрудничестве между Россией и Грецией 1992 года, обе стороны обязались обеспечивать условия для нормальной работы и оказывать на основе взаимности всемерное содействие деятельности аккредитованных на их территории дипломатических, консульских и иных представительств.
4. Консульские функции
Сущность консульских функций состоит в защите прав и интересов находящихся в консульском округе граждан государства, назначившего консула.
Когда в XV-XVI веках государства взяли под контроль осуществлявшуюся тогда консульскую деятельность, ее атрибутом стала и защита прав и интересов государства, назначившего консула.
Одна из предусмотренных Венской конвенцией 1961 года функций дипломатического представительства состоит в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом. Формула Венской конвенции 1963 года, характеризующая функции консульств, в основном аналогична. Аналогичны и общие формулы, относящиеся к функции содействия развитию экономических, торговых, культурных и научных связей между государствами, а также функции, касающейся информирования консульством своего государства. Все это не означает, однако, что тем самым нивелируется различие между посольствами и консульствами. Консульства, в отличие от посольств, не обладают функцией общеполитического представительства; их полномочия не охватывают всю сферу отношений между государствами. Консульства не ведут переговоры с правительством государства пребывания, не подписывают соглашения и, как правило, не осуществляют контакты с центральными властями. Прерогативы консульств действуют лишь в пределах консульского округа. Есть и другие различия в статусе, задачах и функциях дипломатических представительств и консульских учреждений. Существенная разница между ними не устраняется тем, что на консульских должностных лиц может быть возложено, с согласия государства пребывания, совершение дипломатических актов. По Венской конвенции 1963 года это может иметь место в государстве, где представляемая консулом страна не имеет дипломатического представительства и где она не представлена третьим государством. При этом консульский статус такого лица не изменяется.
По уведомлении государства пребывания консульское должностное лицо может действовать в качестве представителя своего государства при межправительственной организации. При этом оно вправе пользоваться полагающимися привилегиями и иммунитетами. Однако в том, что касается выполнения любой консульской функции, такое лицо не имеет права на больший иммунитет от юрисдикции, чем тот, который полагается ему по Венской конвенции 1963 года. При всех различиях прерогатив дипломатических представительств и консульских учреждений следует иметь в виду, что в целом их функции должны быть направлены к одной общей цели – развитию дружественных отношений и партнерства, а также содействию торговым, экономическим, культурным связям между государствами.