Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18705

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Характеризуя консульские функции более конкретно, необходи­мо иметь в виду, что защита прав и интересов граждан государства, назначившего консула, оказание им содействия составляют не толь­ко существо всего комплекса консульской деятельности, но и вместе с тем конкретную специфическую функцию консульств. По законо­дательству России ее консульские учреждения и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми пра­вами, установленными законодательством страны пребывания, меж­дународными договорами и обычаями. Они призваны защищать их права и охраняемые законами интересы, а при необходимости при­нимать меры к восстановлению нарушенных прав.

Функционирование консула в интересах гражданина представля­емого государства выражается в предоставлении ему конкретных видов консульского обслуживания. Консул регистрирует контакти­рующих с ним граждан своего государства, находящихся в его кон­сульском округе, и ведет их учет. Он вправе выдавать и продлевать паспорта и другие документы лицам, имеющим на них право; выда­вать и продлевать визы для въезда в представляемое государство или для транзита через него.

Консул регистрирует акты гражданского состояния (рождения, смерти и т.п.) граждан своей страны. По многим консульским кон­венциям за ним признается право регистрировать браки, когда оба брачующихся являются гражданами представляемого им государства и если это не противоречит законам и правилам государства пре­бывания.

Национальное законодательство и международные соглашения могут наделять консульские учреждения определенными прерогати­вами в вопросах гражданства, например правом принимать от лиц, проживающих за пределами страны, назначившей консула, заявле­ния и ходатайства по этим вопросам. Весьма широкими полномо­чиями в вопросах гражданства наделены по Закону о гражданстве Российской Федерации консульства России, включая определение принадлежности лиц, проживающих за пределами РФ, к ее граждан­ству. Согласно этому закону, консульства отнесены к числу государ­ственных органов, ведающих делами о гражданстве.

Консул выполняет разнообразные нотариальные функции: заве­ряет доверенности и удостоверяет сделки (за исключением опреде­ленной категории), свидетельствует верность копий, подлинность подписей на документах и совершает другие подобные действия. Он также осуществляет такую специфически консульскую прерогативу, как легализация документов, исходящих как от властей страны пре­бывания, так и от властей государства, назначившего консула, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на до­кументах, компетентности выдавшего, составившего или заверивше­го их органа и в целом соответствия их законам государства, от ко­торого они исходят. Россия входит в число нескольких десятков стран – участниц Конвенции 1961 года, отменивших требование легализации иностранных официальных документов.


С соблюдением порядка, принятого в государстве пребывания, консул вправе представлять или обеспечивать представительство в его судебных или иных органах граждан своего государства, если сами эти граждане не могут осуществлять защиту своих прав и ин­тересов.

В случае, если какой-либо гражданин государства, назначившего консула, арестован, заключен в тюрьму, взят под стражу либо задер­жан в ином порядке, например во исполнение судебного решения, компетентные органы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом консульство, находящееся в округе, где это про­изошло (Венская конвенция 1963 г., однако, содержит оговорку, которая присутствует не во всех двусторонних конвенциях: «если гражданин потребует такого уведомления»). Консульские должност­ные лица вправе посещать такого гражданина, а также переписы­ваться с ним и принимать меры по обеспечению ему юридического представительства. По Венской конвенции эти прерогативы консу­лов должны осуществляться в соответствии с законами и правилами государства пребывания.

На консула возлагается охрана интересов несовершеннолетних и других лиц, не обладающих полной дееспособностью, особенно когда требуется установление над ними опеки или попечительства. Со сво­ей стороны компетентные власти консульского округа должны без­отлагательно уведомлять консула о такого рода ситуациях.

Консулу полагается заниматься наследственными делами граждан назначившей его страны. Компетентные власти государства пребы­вания должны без промедления уведомить его о смерти гражданина этой страны и о наличии имущества умершего в пределах консуль­ского округа, в отношении которого может существовать интерес со стороны представляемого консулом государства или его граждан. В необходимых случаях консул принимает меры по охране имуще­ства, оставшегося после смерти гражданина. На консула возложена охрана интересов граждан и юридических лиц назначившего его государства в случае mortis causa на территории государства пребы­вания. В недавних консульских конвенциях, заключенных Россией, в частности с Азербайджаном и Албанией, этому вопросу уделяется значительное внимание.

Венской конвенцией и договорами о правовой помощи по граж­данским, семейным и уголовным делам на консулов возложен ряд существенных функций в этой области, в частности по исполнению судебных поручений, передаче судебных документов и т.д.

Весьма обширны и многообразны функции консула в области осуществления и развития деловых связей отечественных юридичес­ких лиц, действующих в стране пребывания. Этой стороне консуль­ской деятельности придается особое значение.

Одним из характерных примеров в этом отношении является Постановление Правительства России «О порядке и условиях предо­ставления загранучреждениями Российской Федерации услуг субъек­там малого предпринимательства». Этим постановлением Депар­таменту консульской службы МИД и российским консульствам за рубежом предоставлено право осуществлять платное информационно-консультационное обслуживание российских и зарубежных юриди­ческих лиц. С ними могут заключаться договоры об информационном сотрудничестве, договоры поручения, договоры об оказании разовой услуги.


Для консульств, расположенных в портовых городах, важнейшей функцией является оказание содействия судам, плавающим под фла­гом государства, учредившего консульство, когда они находятся в порту, внутренних или территориальных либо архипелажных водах государства пребывания. В частности, консул имеет право в любое время посетить судно и при необходимости требовать явки капитана в консульство. Он может оказывать помощь в оформлении судовых документов; без ущерба для прав властей государства пребывания расследовать происшествия, имевшие место во время плавания; раз­решать споры между капитаном и командой, если это предусматри­вается законом государства флага судна.

Российский консул вправе задержать готовое к выходу в море судно или потребовать его отплытия досрочно. В случае, если судно потерпит аварию, консул принимает меры к спасению пассажиров, экипажа, судна и груза. Он также принимает от капитана заявление о гибели или повреждении судна или груза и заверяет своей подписью акт о морском протесте документ о происшествии (повреждении, гибели судна или груза, спасании, столкновении, загрязнении моря), могущий служить основанием для предъявления к судовладельцу имущественных претензий. Акт о морском протесте в случае возник­новения спора является одним из доказательств по делу, и до опровер­жения заинтересованной стороной изложенные в нем данные явля­ются действительными.

Предусмотренные в консульских конвенциях права надзора и ин­спекции, оказания помощи судам и экипажу распространяются muta­tis mutandis и на воздушные суда, а также на средства железнодорож­ного и автомобильного транспорта и суда речного флота.

В функции консула входит оказание содействия и военным ко­раблям, находящимся в портах и упомянутых выше водах государства пребывания. Российский консул должен оказать такое содействие в вопросах связи с берегом, обеспечения корабля лоцманом и т.п. При необходимости консул должен лично посетить прибывший военный корабль. Он обязан также следить за ходом лечения члена экипажа, если оно производится на берегу, оказывать содействие в случае ава­рии корабля.

Согласно Венской конвенции 1963 года и многим двусторонним конвенциям, консульское учреждение может выполнять и другие функции, возложенные на него представляемым государством. Речь идет о функциях, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых это госу­дарство не возражает, или же которые предусмотрены действующими между государствами договорами.

Положение о Консульском учреждении России 1998 года в числе основных задач и функций таких учреждений также указывает: ока­зание содействия гражданам России, находящимся в пределах кон­сульского округа, в реализации избирательных прав и прав на учас­тие в референдуме; содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского окру­га; принятие необходимых мер по обеспечению безопасности граж­дан Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций в пре­делах консульского округа; принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа; участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций; участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров России с государ­ством пребывания.


Для деятельности российских консульских учреждений в странах СНГ характерно еще одно обстоятельство, состоящее в том, что осу­ществляемая ими функция защиты распространяется на всю сферу прав и свобод граждан России, находящихся в соответствующей стра­не. Исторически сложилось так, что консульская служба России ока­залась в эпицентре деятельности по преодолению последствий распада СССР. В результате образования на территории его бывших союзных республик независимых государств более 25 млн. русского и русско­язычного населения оказалось за пределами границ России. Большая их часть, проживающая во вновь созданных государствах (за исключе­нием Беларуси), в ряде случаев подвергалась дискриминации, ущем­лению основных прав и свобод. Необходимость их защиты стала краеугольным камнем в деятельности консульств России в этих госу­дарствах.

Представляемое государство может поручить консульству выпол­нение консульских функций в другом государстве или других госу­дарствах после их уведомления, если не последует определенно выра­женное возражение какого-либо из них. Консульские функции могут выполняться и от имени третьего государства, если государство пре­бывания не возражает. Например, Договором о Союзе между Россией и Беларусью предусмотрено, что граждане этого Союза имеют право «на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства – участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства – участника Союза, на тех же условиях, что и граждане этого государства».

В интересах выполнения своих функций консульские должност­ные лица наделены прерогативой свободно сноситься с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним. В свою очередь, эти граждане имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консульскими должностными лицами и доступа к ним. Консуль­ские должностные лица вправе обращаться в компетентные местные органы своего консульского округа. Они могут обращаться в компе­тентные центральные органы, если это допускается законами, прави­лами и обычаями государства пребывания или соответствующими международными договорами. За совершение консульских актов на территории государства пребывания консульство вправе взимать сбо­ры и пошлины. Их суммы и квитанции об их уплате освобождаются в государстве пребывания от всех налогов, сборов и пошлин.

Венская конвенция 1963 года предусматривает, что функции кон­сульских работников прекращаются по уведомлении об этом со сто­роны представляемого государства, по уведомлении со стороны го­сударства пребывания, если оно перестало считать конкретное лицо работником консульского персонала, по аннулировании экзеквату­ры. В случае разрыва консульских отношений, в том числе во время вооруженного конфликта, государство пребывания обязано предо­ставлять работникам консульства и частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания, и членам их семей время и условия для подготовки к отъезду. В частности, в слу­чае необходимости оно должно предоставить транспортные средства, которые требуются для их семей и для их имущества, кроме приоб­ретенного в государстве пребывания и запрещенного к вывозу на мо­мент отбытия.


При разрыве отношений государство пребывания должно уважать и охранять консульские помещения, архивы и имущество консуль­ства. Их охрану представляемое государство может вверить третьему государству, приемлемому для государства пребывания. Такому же государству представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан.

5. Консульские привилегии и иммунитеты

Характер функций, которые осуществляют консульства и носи­телями большинства которых являются консульские должностные лица, в деловом и бытовом отношении постоянно соприкасающиеся с правопорядком да и властями государства пребывания, делают необходимым существование для них специфических правовых га­рантий беспрепятственного и независимого осуществления этих функций в качестве учреждений иностранного государства и его пер­сонала. Все это в совокупности с соображениями безопасности и защиты консульских учреждений и их персонала от посягательств привело к формированию международно-правового института кон­сульских привилегий и иммунитетов, которые поначалу складыва­лись в виде международных обычаев, а затем стали закрепляться на взаимной двусторонней основе. Они были кодифицированы в Вен­ской конвенции 1963 года.

В целом можно говорить о функциональной обусловленности консульских привилегий и иммунитетов, на что прямо указывается в Венской конвенции, и о соображениях безопасности и защиты кон­сульств и их персонала, чему посвящены принимавшиеся многие годы решения ООН, как о концептуальной основе консульских при­вилегий и иммунитетов.

Различаются привилегии и иммунитеты консульств как учрежде­ний и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и других работников консульств. Характер, объем и содержание кон­кретных привилегий и иммунитетов варьируются от конвенции к конвенции, но в целом их можно суммировать следующим образом.

Консульские помещения неприкосновенны, что распространяет­ся на здания или части зданий, используемые исключительно для целей консульства, и на обслуживающий эти строения земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на строение и землю. Неприкосновенность означает, что а) власти государства пребывания не могут вступать в консульские помещения иначе, как с согласия главы консульского учреждения или дипломатического представительства государства, учредившего консульство; б) на го­сударстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульства или оскорбления его достоин­ства; в) консульские помещения, предметы их обстановки, имуще­ство консульства, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях обороны или для общественных нужд.