Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18723

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Глава 15
Право международной безопасности

1. Понятие права международной безопасности

Проблема обеспечения всеобщего мира и международной без­опасности по-прежнему является одной из центральных в современ­ных международных отношениях. Ее основы заложены в Уставе ООН и получили развитие в концепции всеобъемлющей международной безопасности, закрепленной в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1986 г. и 7 декабря 1987 г. «О создании всеобъем­лющей системы международного мира и безопасности», а также в резолюции от 7 декабря 1988 г. «Всеобъемлющий подход к укрепле­нию международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН». Смысл этой концепции заключается в том, что должна быть обеспечена такая организация международных отношений, которая бы способствовала установлению устойчивого, безопасного и нена­сильственного мира.

Всеобъемлющий характер международной безопасности предпола­гает взаимосвязь и взаимозависимость самых различных аспектов – политических, военных, экономических, гуманитарных, экологичес­ких, финансовых, информационных, продовольственных и др. Такой комплексный подход требует развития и укрепления всей системы международного права, социальное назначение которого заключается прежде всего в содействии международному миру и обеспечении меж­дународной безопасности и мирных отношений между государствами.

Такое понимание позволяет говорить о праве международной без­опасности в широком и узком смысле. Право международной безопасности в широком смысле совокупность международно-правовых принципов и норм, направленных на поддержание между­народного мира и обеспечение безопасности в самых различных областях военной, политической, экономической, финансовой, гуманитарной, экологической и др.

Говоря о праве международной безопасности в узком смысле, можно выделить принципы и нормы, которые непосредственно связаны с поддержанием международного мира и безопасности в воен­ной и политической областях. К основным принципам этой отрасли права относятся принцип неприменения силы и угрозы силой, прин­цип невмешательства во внутренние дела, принцип мирного раз­решения международных споров, принцип разоружения, принцип ответственности государств за агрессию, принцип поддержания меж­дународного мира и безопасности, принцип неделимости безопаснос­ти и принцип равной безопасности.

Принцип неделимости безопасности означает, что в силу взаимо­связанности и взаимозависимости государств безопасность должна быть одна для всех и одинакова для всех: нельзя строить безопас­ность одних государств за счет других. Принцип равной безопаснос­ти (некоторые авторы называют его принципом ненанесения ущерба безопасности) предполагает право каждого государства на безопас­ность и обеспечение безопасности для всех в равной мере без полу­чения каких-либо односторонних преимуществ.


Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности весьма разнообразны. К ним относятся мирные средст­ва разрешения международных споров и конфликтов, меры по разо­ружению, механизмы безопасности на универсальном и региональ­ном уровнях, меры доверия.

Все средства обеспечения международной безопасности можно подразделить на средства укрепления мира, средства поддержания мира и средства восстановления мира. К наиболее важным средствам укрепления мира относятся разоружение, меры доверия, создание безъядерных зон. Среди средств поддержания мира надо назвать мир­ные средства разрешения конфликтов и операции по поддержанию мира. Средством восстановления мира являются принудительные действия ООН.

К источникам права международной безопасности относятся уни­версальные договоры (Устав ООН, соглашения в области разоруже­ния), региональные договоры (уставы региональных организаций без­опасности, соглашения в области разоружения, установления мер доверия и создания безъядерных зон) и двусторонние соглашения (о мире и дружбе, о разоружении и др.).

Составными частями права международной безопасности являют­ся всеобщая безопасность, региональная безопасность, разоружение и меры доверия.

2. Всеобщая безопасность

Система поддержания мира и безопасности по Уставу ООН. Организация Объединенных Наций была создана как инструмент поддержания и укрепления международного мира и безопасности на основе совместных действий государств. Преамбула Устава ООН уста­новила основы международного мира: искоренение войны; утвержде­ние веры в основные права человека; повышение значения междуна­родного права; содействие социальному прогрессу и улучшению усло­вий жизни при большей свободе – и определила, что в этих целях необходимо выполнять три основных условия: проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи; объединить силы для поддержания международного мира и безопасности; обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооружейные силы применялись не иначе, как в общих интересах.

В соответствии с Уставом ООН поддержание международного мира и безопасности должно строиться на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляться Гене­ральной Ассамблеей и Советом Безопасности, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.

Генеральная Ассамблея может обсуждать любые вопросы или де­ла, относящиеся к поддержанию международного мира и безопаснос­ти, в том числе рассматривать общие принципы сотрудничества в этой области и делать в их отношении рекомендации государствам и Совету до или после обсуждения.

На Совет Безопасности возложена главная ответственность за под­держание международного мира и безопасности (ст. 24). Он является единственным органом ООН, который обладает правом предприни­мать действия, превентивные и принудительные, от имени ООН, в том числе объединенными вооруженными силами государств – чле­нов ООН.


Устав ООН устанавливает, что такие силы могут применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии для поддер­жания или восстановления международного мира и безопасности «не иначе как в общих интересах» в исключительных случаях, когда дру­гие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными, и дге должны использоваться в целях, противоречащих Уставу.

Статья 43 определяет порядок предоставления членами ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимых вооруженных сил, помощи, средств обслуживания: на основе особого соглашения или соглашений, заключаемых Советом с государствами – членами ООН, с последующей их ратификацией по требованию Совета Без­опасности, то есть на основе его решения.

Совет Безопасности должен решать все вопросы, связанные с соз­данием и применением вооруженных сил, опираясь на помощь и со­веты Военно-Штабного Комитета (ВШК), состоящего из начальников штабов постоянных членов Совета или их представителей (ст. 47). Однако ни ст. 43, ни ст. 47 так и не были введены в действие из-за разногласий между постоянными членами Совета. Это привело к фактическому прекращению деятельности ВШК с 1947 года и к импровизационной практике ООН в области создания и применения вооруженных сил.

В ООН был принят ряд резолюций и деклараций, направленных на укрепление правовых основ и повышение эффективности механиз­ма ООН по поддержанию мира. Среди них надо отметить Декларацию об укреплении международной безопасности 1970 года, Определение агрессии, принятое резолюцией Генеральной Ассамблеи 3314 (XXIX) от 14 декабря 1974 г., Декларацию о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области 1988 года, резолюцию Генеральной Ассамблеи 44/21 от 15 ноября 1989 г. об укреплении международного мира, безопасности и международного сотрудничества во всех его аспектах в соответствии с Уставом ООН.

Современная концепция поддержания мира в рамках ООН на­шла отражение в одобренной Советом Безопасности программе, изложенной в докладе Генерального секретаря ООН «Повестка дня для мира». Программа исходит из комплексной роли ООН в усилиях по поддержанию мира в сферах превентивной дипломатии, миро­творчества, поддержания мира, миростроительства.

Превентивная дипломатия понимается как действия, направлен­ные на предупреждение возникновения разногласий между сторона­ми, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. В ее рамках предполагается более широкое использование мер по укреп­лению доверия, создание миссий по сбору фактов и систем раннего предупреждения об угрозах миру, превентивное развертывание Во­оруженных сил ООН, использование демилитаризованных зон как превентивной меры.


Миротворчество – это действия, направленные на то, чтобы при­вести к согласию враждующие стороны, главным образом с помощью переговоров и других мирных средств, предусмотренных Уставом ООН в Главе VI.

Поддержание мира предполагает проведение операций с по­мощью военного персонала как для предотвращения конфликтов, так и для установления мира.

Постконфликтное мир о строительств о – это действия по уста­новлению и поддержанию структур в постконфликтный период, которые должны способствовать укреплению и упрочению мира в це­лях предотвращения рецидивов конфликтов.

Одним из важных элементов современной концепции поддер­жания мира является тесное сотрудничество и взаимодействие ООН и региональных организаций в развитие положений Устава ООН. В принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 г. Декла­рации о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями или органами в области поддержания междуна­родного мира и безопасности предусматриваются различные формы такого сотрудничества: обмен информацией и консультации, учас­тие, где это уместно, в работе органов ООН, предоставление персо­нала, материальной и другой помощи, поддержка со стороны ООН региональных усилий по поддержанию мира.

Действия Совета Безопасности в случае угрозы миру, наруше­ний мира и актов агрессии. Действия Совета Безопасности в облас­ти поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. В со­ответствии со ст. 39 Совет должен определить, имеет ли он дело с угрозой миру, нарушением мира или актом агрессии.

Например, в резолюции 232 от 16 декабря 1966 г. Совет Безопас­ности квалифицировал принятие Декларации независимости Южной Родезией как угрозу миру, ссылаясь на то, что этот акт был принят белым меньшинством в нарушение принципа самоопределения. В ирано-иракском конфликте Совет Безопасности не сразу, но все же определил ситуацию как нарушение международного мира в смыс­ле ст. 39 и 40 Устава рез. 598 (1987)]. Такая же квалификация содер­жалась.в резолюции 660 (1990) в связи с вторжением Ирака в Кувейт.

Квалификации Совета Безопасности являются юридической ба­зой для его дальнейших действий по поддержанию мира. Устав ООН дает право Совету прибегнуть к временным мерам по ст. 40 для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации. Такие меры не должны наносить ущерб правам, интересам или положению заин­тересованных сторон и должны быть направлены на предотвращение ухудшения ситуации. Они выполняются самими заинтересованными сторонами, но по требованию Совета, которое носит характер реше­ния. Как правило, к временным мерам относятся прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с окку­пированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны и т.д.


Из ст. 40 вытекает право Совета Безопасности контролировать выполнение решения о временных мерах, чтобы он был в состоянии «должным образом учитывать невыполнение этих временных мер» сторонами в конфликте. На основании ст. 40 родилась практика создания и применения операций по поддержанию мира.

Если ситуация продолжает ухудшаться, Совет вправе принять как меры, не связанные с использованием вооруженных сил, так и меры с их применением. Первые предусмотрены в ст. 41 Устава. Они могут включать полный или частичный перерыв экономических отноше­ний, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграф­ных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв диплома­тических отношений.

Совет Безопасности неоднократно прибегал к невооруженным санкциям по ст. 41 Устава: против Южной Родезии (1966, 1968 гг.),

ЮАР (1977 г.), Ирака (1990 г.), Югославии (1991 г.), Ливии (1992 г.), Сомали (1992 г.), Гаити (1993 г.), Анголы (1993 г.), Руанды (1994 г.), Либерии (1995 г.). Санкции включали не только эмбарго на поставку оружия, военных материалов, но и в ряде случаев широкомасштаб­ные финансовые меры. Когда вводятся санкции против какой-либо страны, Совет Безопасности создает комитет по санкциям для конт­роля за их нарушением. Комитет уполномочивается информировать государства о нарушениях санкций отдельными лицами или компа­ниями, находящимися под их юрисдикцией. В ответ государства долж­ны принять меры для обеспечения соблюдения санкций и доложить об этом Совету Безопасности.

Применение мер с использованием вооруженных сил регулирует­ся ст. 42, в которой сказано, что Совет Безопасности уполномочива­ется предпринять действия воздушными, морскими или сухопутными силами, если он сочтет, что меры, предусмотренные в ст. 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными. Это означает, что Совет Безопасности может предпринять вооруженные операции после осуществления мер по ст. 41, одновременно с ними и в качестве первичной меры. Однако в практике своей деятельности Совет Безопасности ни разу не прибегал к применению вооруженных сил в соответствии со ст. 42.

Операции ООН по поддержанию мира. Операции по поддержа­нию мира (ОПМ) представляют собой меры миротворческого ха­рактера с привлечением военного персонала, предпринимаемые в целях стабилизации обстановки в районе конфликта, создания благоприятных условий для мирного его разрешения, установле­ния и поддержания мира. Для них характерны следующие общие принципы: необходимость ясно выраженного согласия сторон в конфликте на проведение операции с использованием военного персонала; четко сформулированный Советом Безопасности мандат операции; осуществление Советом общего руководства операцией; возложение командования и контроля за проведением операции на Генерального секретаря ООН; ограничение в использовании военной силы, допустимой только в целях самообороны; полная беспристра­стность сил и их нейтральность (не должны вмешиваться во внутрен­ние дела страны, в которой развернуты; не должны использоваться в интересах одной конфликтующей стороны в ущерб другой).