Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18700
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Из этого следует, что региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности. Устав ООН установил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными соглашениями и органами. В рамках таких соглашений и органов государства должны прилагать усилия для мирного разрешения региональных споров до их передачи в Совет Безопасности. Со своей стороны, Совет обязан поощрять мирное разрешение региональных споров при помощи таких региональных соглашений и органов либо по инициативе заинтересованных государств, либо по своей собственной инициативе. Конечно, это не означает, что Совет Безопасности не может на любой стадии спора провести расследование с целью определения, не угрожает ли продолжение спора поддержанию международного мира и безопасности.
Совет Безопасности вправе использовать такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под своим руководством. Однако никакие принудительные действия не могут быть предприняты региональными органами или в силу региональных соглашений без получения полномочий от Совета Безопасности, за исключением мер, направленных на воспрепятствование возобновлению агрессивной политики со стороны государств, воевавших во время Второй мировой войны против стран антигитлеровской коалиции.
В учредительных актах таких региональных организаций, как ЛАГ, ОАЕ, ОАГ, содержатся положения о коллективных мерах в случае вооруженного нападения против какого-либо из их членов. Так, в преамбуле Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 года (Пакт Рио-де-Жанейро) указывается на обязательство по взаимной помощи и общей обороне и подчеркивается, что Договор заключен для того, чтобы предоставить «эффективную взаимную помощь против вооруженных нападений на любое американское государство и предотвратить угрозы агрессии против любого из них». В Договоре отмечается, что вооруженное нападение со стороны любого государства на одно из американских государств будет рассматриваться как нападение на все американские государства и, соответственно, каждый из участников Договора обязуется оказать помощь при отражении нападения.
Такие же положения содержатся в Пакте ЛАГ и Хартии ОАЕ.
В практике деятельности региональных организаций пока ни разу не создавались объединенные вооруженные силы в порядке коллективной самообороны. Вместе с тем они стали прибегать к созданию сил по поддержанию мира. Так, в 1971 году Лига арабских государств создала межарабские силы по разъединению в Ливане («зеленые каски»), чтобы положить конец столкновениям между различными региональными группировками. В 1981 году ОАЕ создала межафриканские силы по поддержанию мира, предназначенные для наблюдения за выполнением соглашения между группировками в Чаде. Обе операции успеха не имели.
Закономерен вопрос, вправе ли региональные организации безопасности использовать институт операций по поддержанию мира. Ответ на него должен быть положительным. Операции по. поддержанию мира представляют собой меры миротворческого характера, принимаемые в целях стабилизации обстановки в районе конфликта и создания более благоприятных для сторон условий мирного разрешения конфликта. Устав ООН регламентирует участие региональной организации лишь в принудительных действиях. Имеющиеся в практике ООН операции по поддержанию мира могут найти применение и в деятельности региональных организаций. Об этом свидетельствуют, в частности, документы, принятые Содружеством Независимых Государств и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Европейская безопасность. Создание прочной системы европейской безопасности является одной из жизненно важных и актуальных проблем на протяжении XX столетия. В ее строительстве достигнуты определенные успехи в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
В Декларации, одобренной на встрече глав государств и правительств участников ОБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. (Хельсинки-II), отмечено, что ОБСЕ является форумом, определяющим направление процесса формирования новой Европы и стимулирующим этот процесс (п. 22). В принятом там же пакете решений предусмотрено создание антикризисных механизмов ОБСЕ, включая операции по поддержанию мира. В частности, определено, что на первой стадии урегулирования кризисных ситуаций используются механизм мирного разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по установлению фактов. В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции по поддержанию мира. Такое решение принимается Советом министров на основе консенсуса или действующим в качестве его агента Руководящим советом. Необходимо согласие непосредственно заинтересованных сторон на проведение операции. Операции предполагают посылки групп военных наблюдателей или сил по поддержанию мира. Личный состав для участия в операциях ОБСЕ по поддержанию мира предоставляется отдельными государствами-участниками.
Операции могут проводиться в случае возникновения конфликтов как между государствами-участниками, так и внутри них. Их основные задачи – контроль за прекращением огня, наблюдение за выводом войск, оказание поддержки в сохранении законности и порядка, оказание гуманитарной помощи и т.д. Они не предусматривают принудительных действий и осуществляются в духе беспристрастности. Общий политический контроль за операцией по поддержанию мира и руководство ею осуществляет Руководящий совет. Предусматривается, что операции ОБСЕ проводятся с должным учетом роли ООН. В частности, в Хельсинкских решениях закрепляется положение о том, что Председатель ОБСЕ в полном объеме информирует Совет Безопасности ООН об операциях ОБСЕ.
При проведении операций по поддержанию мира ОБСЕ может пользоваться ресурсами и опытом существующих организаций, например ЕС, НАТО, ЗЕС, а также СНГ. В каждом конкретном случае ОБСЕ принимает решение об использовании помощи таких организаций.
В решениях Будапештской (1994 г.) и Лиссабонской (1996 г.) встреч ОБСЕ на высшем уровне подтверждена центральная роль ОБСЕ в обеспечении европейской безопасности и стабильности, подчеркнуто, что ОБСЕ является одним из главных инструментов в деле раннего предупреждения, предотвращения конфликтов и регулирования кризисов в регионе.
ОБСЕ приобрела определенный опыт в проведении операций по поддержанию мира различного уровня. Ее миссии направлялись в Боснию и Герцеговину, Хорватию, Эстонию, Латвию, Украину, Грузию, Молдавию, Таджикистан, Нагорный Карабах, бывшую югославскую республику Македонию, Косово. Их мандаты вырабатывались с учетом конкретной ситуации в районе их развертывания и предусматривали задачу установления тесных контактов с представителями на местах и дальнейшего укрепления диалога, начатого между вовлеченными в конфликт сторонами.
Повышение эффективности ОБСЕ в обеспечении европейского мира связано с необходимостью разработки документов, формулирующих концептуальные основы архитектуры европейской безопасности.
В 1994 году на Будапештском совещании глав государств и правительств был принят Кодекс поведения по военно-политическим аспектам безопасности, вступивший в силу с 1 января 1995 г. Основное внимание в документе уделено обеспечению национальной безопасности в соответствии с общими усилиями по упрочению безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ и за его пределами. В нем подчеркнуто, что безопасность неделима и что безопасность каждого из государств-участников неразрывно связана с безопасностью всех других государств-участников. Государства обязались укреплять свою безопасность не за счет безопасности других государств, а развивать взаимное сотрудничество. В этом контексте была подчеркнута ключевая роль ОБСЕ. В документе предусмотрены совместные и национальные меры по таким направлениям неделимой безопасности, как разоружение, борьба с терроризмом, осуществление права на индивидуальную и коллективную самооборону, укрепление доверия, создание здоровых экономических и экологических условий и др.
Лиссабонская декларация 1996 года о модели, общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века заложила основы общеевропейской безопасности. Она предполагает создание единого пространства безопасности, основополагающими элементами которой являются всеобъемлющий и неделимый характер безопасности и приверженность разделяемым ценностям, обязательствам и нормам поведения. Безопасность должна быть основана на сотрудничестве и опираться на демократию, уважение прав человека, основных свобод и верховенство закона, рыночную экономику и социальную справедливость. Она должна исходить из присущего каждому государству-участнику права свободно выбирать или изменять способы обеспечения своей безопасности, включая союзные договоры, по мере их эволюции. При этом ни одно из государств–участников ОБСЕ не должно укреплять свою безопасность за счет безопасности других государств.
Принятые в Стамбуле на саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 г. Стамбульская декларация, Хартия европейской безопасности и Венский документ для переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности заложили правовую базу для формирования всеобъемлющей системы европейской безопасности XXI столетия.
Хартия европейской безопасности представляет собой уникальный документ, фактически являющийся конституцией для новой Европы. Она признает ОБСЕ основной организацией по мирному урегулированию споров в ее регионе и главным инструментом в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.
В Хартии закреплено важное положение о том, что в рамках ОБСЕ ни одно государство, группа государств или организация не могут быть наделены преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ или рассматривать какую-либо часть региона ОБСЕ в качестве сферы своего влияния. Вместе с тем Хартия предполагает самое широкое сотрудничество между ОБСЕ и компетентными европейскими организациями с учетом ключевой координирующей роли ОБСЕ как единственной общеевропейской организации безопасности, призванной обеспечивать мир и стабильность в своем регионе. В Платформе безопасности для сотрудничества, являющейся приложением к Хартии, предусмотрены практические шаги в развитие положений «Общей концепции развития сотрудничества между подкрепляющими друг друга институтами», принятой в Копенгагене на сессии Совета министров ОБСЕ 18–19 декабря 1997 г.
В Хартии отмечается основополагающее значение Устава ООН и подтверждается полная приверженность Хельсинкскому Заключительному акту и другим принятым в рамках ОБСЕ документам, сформулировавшим четкие нормы обращения государств-участников друг с другом. Хартия подчеркивает, что добросовестное выполнение всех без исключения обязательств, принятых в рамках ОБСЕ, является существенным для отношений между государствами. Хартия предусматривает также, что ОБСЕ продолжает действовать на основе консенсуса.
Содружество Независимых Государств призвано обеспечивать безопасность на евразийском пространстве бывшего СССР. В рамках СНГ принят ряд важных документов в этой области.
В Устав СНГ включены положения о коллективной безопасности и о предотвращении конфликтов и разрешении споров, вытекающие из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и Соглашения о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира от 20 марта того же года. Устав СНГ закрепляет в ст. 12 право на использование в случае необходимости Объединенных вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН, а также применение миротворческих операций.
На основе Договора о коллективной безопасности 1992 года, участниками которого являлись девять государств: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, создан Совет коллективной безопасности (СКБ). В его состав входят главы государств – участников Договора и Главнокомандующий ОВС СНГ. СКБ уполномочен проводить консультации с целью координации позиций государств-участников в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной неприкосновенности и суверенитету одного или нескольких государств либо угрозы миру и международной безопасности: рассматривать вопросы оказания необходимой помощи, в том числе военной, государству – жертве агрессии; принимать необходимые меры для поддержания или восстановления мира и безопасности.
Система коллективной безопасности СНГ до конца так и не создана, хотя некоторые шаги в этом направлении предприняты. Так, в 1995 году СКБ утвердил Концепцию коллективной безопасности участников Договора о коллективной безопасности 1992 года (Азербайджан не подписал решение о Концепции), в которой выделены приоритетные направления сотрудничества государств для укрепления коллективной безопасности: разоружение, меры доверия, охрана внешних границ и др. 10 февраля 1995 г. главами Армении, Беларуси, Грузии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины подписано Соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны. В его развитие принято Положение об объединенной системе ПВО. Это первая реально существующая объединенная оборонительная система СНГ.
Вместе с тем в феврале 1999 года на Совете глав МИД СНГ только шесть из девяти государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) подписали протокол о продлении срока действия Договора о коллективной безопасности еще на пять лет. Азербайджан, Грузия и Узбекистан пока не присоединились к протоколу.
Наиболее действенные результаты в рамках СНГ в сфере поддержания мира достигнуты в области миротворчества.
В ст. 16 Устава СНГ установлено, что государства-члены принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека. В целях урегулирования таких конфликтов предусмотрено создание Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ (именуемых далее Группой по поддержанию мира).
Все вопросы, связанные с созданием и функционированием такой Группы по поддержанию мира, подробно регулируются в Соглашении от 20 марта 1992 г. и в трех Ташкентских протоколах к нему от 15 мая и 16 июля 1992 г.: о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ; о командовании, структуре, материально-техническом обеспечении Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ; о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах – членах СНГ. Решение о проведении операции с использованием Группы по поддержанию мира принимается Советом глав государств консенсусом, с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий. На Группу могут быть возложены следующие основные задачи: наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, восстановление законности и порядка и др. Группа по поддержанию мира не может использоваться в боевых действиях. Ее статус определяется как миротворческий, нейтральный и беспристрастный. Она может применять оружие лишь в порядке исключения. Пределы такого применения четко обозначены: в целях обеспечения безопасности и здоровья военнослужащих и персонала в порядке самообороны; в случае попыток насильственного отстранения Группы по поддержанию мира от выполнения возложенных на нее функций; для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания; для защиты гражданского населения от насильственных посягательств на жизнь и здоровье.