Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18700

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Из этого следует, что региональные системы безопасности со­ставляют часть всемирной системы безопасности. Устав ООН установил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональны­ми соглашениями и органами. В рамках таких соглашений и органов государства должны прилагать усилия для мирного разрешения ре­гиональных споров до их передачи в Совет Безопасности. Со своей стороны, Совет обязан поощрять мирное разрешение региональных споров при помощи таких региональных соглашений и органов либо по инициативе заинтересованных государств, либо по своей соб­ственной инициативе. Конечно, это не означает, что Совет Безопас­ности не может на любой стадии спора провести расследование с целью определения, не угрожает ли продолжение спора поддержа­нию международного мира и безопасности.

Совет Безопасности вправе использовать такие региональные со­глашения или органы для принудительных действий под своим руко­водством. Однако никакие принудительные действия не могут быть предприняты региональными органами или в силу региональных соглашений без получения полномочий от Совета Безопасности, за исключением мер, направленных на воспрепятствование возобнов­лению агрессивной политики со стороны государств, воевавших во время Второй мировой войны против стран антигитлеровской коа­лиции.

В учредительных актах таких региональных организаций, как ЛАГ, ОАЕ, ОАГ, содержатся положения о коллективных мерах в случае вооруженного нападения против какого-либо из их членов. Так, в преамбуле Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 года (Пакт Рио-де-Жанейро) указывается на обязательство по взаимной помощи и общей обороне и подчеркивается, что Договор заключен для того, чтобы предоставить «эффективную взаимную по­мощь против вооруженных нападений на любое американское госу­дарство и предотвратить угрозы агрессии против любого из них». В Договоре отмечается, что вооруженное нападение со стороны любого государства на одно из американских государств будет рас­сматриваться как нападение на все американские государства и, со­ответственно, каждый из участников Договора обязуется оказать помощь при отражении нападения.

Такие же положения содержатся в Пакте ЛАГ и Хартии ОАЕ.

В практике деятельности региональных организаций пока ни разу не создавались объединенные вооруженные силы в порядке коллек­тивной самообороны. Вместе с тем они стали прибегать к созданию сил по поддержанию мира. Так, в 1971 году Лига арабских государств создала межарабские силы по разъединению в Ливане («зеленые каски»), чтобы положить конец столкновениям между различными региональными группировками. В 1981 году ОАЕ создала межафри­канские силы по поддержанию мира, предназначенные для наблюде­ния за выполнением соглашения между группировками в Чаде. Обе операции успеха не имели.


Закономерен вопрос, вправе ли региональные организации без­опасности использовать институт операций по поддержанию мира. Ответ на него должен быть положительным. Операции по. поддержа­нию мира представляют собой меры миротворческого характера, принимаемые в целях стабилизации обстановки в районе конфликта и создания более благоприятных для сторон условий мирного разре­шения конфликта. Устав ООН регламентирует участие региональной организации лишь в принудительных действиях. Имеющиеся в прак­тике ООН операции по поддержанию мира могут найти применение и в деятельности региональных организаций. Об этом свидетельству­ют, в частности, документы, принятые Содружеством Независимых Государств и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Европейская безопасность. Создание прочной системы европей­ской безопасности является одной из жизненно важных и актуальных проблем на протяжении XX столетия. В ее строительстве достигнуты определенные успехи в рамках Организации по безопасности и со­трудничеству в Европе.

В Декларации, одобренной на встрече глав государств и прави­тельств участников ОБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. (Хельсинки-II), отмечено, что ОБСЕ является форумом, определяющим на­правление процесса формирования новой Европы и стимулирующим этот процесс (п. 22). В принятом там же пакете решений предусмот­рено создание антикризисных механизмов ОБСЕ, включая операции по поддержанию мира. В частности, определено, что на первой ста­дии урегулирования кризисных ситуаций используются механизм мирного разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по установлению фактов. В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции по поддержа­нию мира. Такое решение принимается Советом министров на осно­ве консенсуса или действующим в качестве его агента Руководящим советом. Необходимо согласие непосредственно заинтересованных сторон на проведение операции. Операции предполагают посылки групп военных наблюдателей или сил по поддержанию мира. Личный состав для участия в операциях ОБСЕ по поддержанию мира предо­ставляется отдельными государствами-участниками.

Операции могут проводиться в случае возникновения конфликтов как между государствами-участниками, так и внутри них. Их основ­ные задачи – контроль за прекращением огня, наблюдение за вы­водом войск, оказание поддержки в сохранении законности и поряд­ка, оказание гуманитарной помощи и т.д. Они не предусматривают принудительных действий и осуществляются в духе беспристрастнос­ти. Общий политический контроль за операцией по поддержанию мира и руководство ею осуществляет Руководящий совет. Предусмат­ривается, что операции ОБСЕ проводятся с должным учетом роли ООН. В частности, в Хельсинкских решениях закрепляется положе­ние о том, что Председатель ОБСЕ в полном объеме информирует Совет Безопасности ООН об операциях ОБСЕ.


При проведении операций по поддержанию мира ОБСЕ может пользоваться ресурсами и опытом существующих организаций, на­пример ЕС, НАТО, ЗЕС, а также СНГ. В каждом конкретном случае ОБСЕ принимает решение об использовании помощи таких орга­низаций.

В решениях Будапештской (1994 г.) и Лиссабонской (1996 г.) встреч ОБСЕ на высшем уровне подтверждена центральная роль ОБСЕ в обеспечении европейской безопасности и стабильности, подчеркнуто, что ОБСЕ является одним из главных инструментов в деле раннего предупреждения, предотвращения конфликтов и регу­лирования кризисов в регионе.

ОБСЕ приобрела определенный опыт в проведении операций по поддержанию мира различного уровня. Ее миссии направлялись в Боснию и Герцеговину, Хорватию, Эстонию, Латвию, Украину, Гру­зию, Молдавию, Таджикистан, Нагорный Карабах, бывшую югослав­скую республику Македонию, Косово. Их мандаты вырабатывались с учетом конкретной ситуации в районе их развертывания и преду­сматривали задачу установления тесных контактов с представите­лями на местах и дальнейшего укрепления диалога, начатого между вовлеченными в конфликт сторонами.

Повышение эффективности ОБСЕ в обеспечении европейского мира связано с необходимостью разработки документов, формулирую­щих концептуальные основы архитектуры европейской безопасности.

В 1994 году на Будапештском совещании глав государств и пра­вительств был принят Кодекс поведения по военно-политическим аспектам безопасности, вступивший в силу с 1 января 1995 г. Основ­ное внимание в документе уделено обеспечению национальной без­опасности в соответствии с общими усилиями по упрочению без­опасности и стабильности в регионе ОБСЕ и за его пределами. В нем подчеркнуто, что безопасность неделима и что безопасность каждого из государств-участников неразрывно связана с безопасностью всех других государств-участников. Государства обязались укреплять свою безопасность не за счет безопасности других государств, а развивать взаимное сотрудничество. В этом контексте была подчеркнута клю­чевая роль ОБСЕ. В документе предусмотрены совместные и на­циональные меры по таким направлениям неделимой безопасности, как разоружение, борьба с терроризмом, осуществление права на ин­дивидуальную и коллективную самооборону, укрепление доверия, со­здание здоровых экономических и экологических условий и др.

Лиссабонская декларация 1996 года о модели, общей и всеобъем­лющей безопасности для Европы XXI века заложила основы обще­европейской безопасности. Она предполагает создание единого про­странства безопасности, основополагающими элементами которой являются всеобъемлющий и неделимый характер безопасности и приверженность разделяемым ценностям, обязательствам и нормам поведения. Безопасность должна быть основана на сотрудничестве и опираться на демократию, уважение прав человека, основных свобод и верховенство закона, рыночную экономику и социальную справед­ливость. Она должна исходить из присущего каждому государству-участнику права свободно выбирать или изменять способы обеспечения своей безопасности, включая союзные договоры, по мере их эволю­ции. При этом ни одно из государств–участников ОБСЕ не должно укреплять свою безопасность за счет безопасности других государств.


Принятые в Стамбуле на саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 г. Стам­бульская декларация, Хартия европейской безопасности и Венский документ для переговоров по мерам укрепления доверия и безопас­ности заложили правовую базу для формирования всеобъемлющей системы европейской безопасности XXI столетия.

Хартия европейской безопасности представляет собой уникаль­ный документ, фактически являющийся конституцией для новой Европы. Она признает ОБСЕ основной организацией по мирному урегулированию споров в ее регионе и главным инструментом в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.

В Хартии закреплено важное положение о том, что в рамках ОБСЕ ни одно государство, группа государств или организация не могут быть наделены преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ или рассматривать какую-либо часть региона ОБСЕ в качестве сферы своего влияния. Вместе с тем Хартия предполагает самое широкое сотрудничество между ОБСЕ и компе­тентными европейскими организациями с учетом ключевой координи­рующей роли ОБСЕ как единственной общеевропейской организации безопасности, призванной обеспечивать мир и стабильность в своем регионе. В Платформе безопасности для сотрудничества, являющейся приложением к Хартии, предусмотрены практические шаги в развитие положений «Общей концепции развития сотрудничества между под­крепляющими друг друга институтами», принятой в Копенгагене на сессии Совета министров ОБСЕ 18–19 декабря 1997 г.

В Хартии отмечается основополагающее значение Устава ООН и подтверждается полная приверженность Хельсинкскому Заключитель­ному акту и другим принятым в рамках ОБСЕ документам, сформули­ровавшим четкие нормы обращения государств-участников друг с дру­гом. Хартия подчеркивает, что добросовестное выполнение всех без исключения обязательств, принятых в рамках ОБСЕ, является суще­ственным для отношений между государствами. Хартия предусматрива­ет также, что ОБСЕ продолжает действовать на основе консенсуса.

Содружество Независимых Государств призвано обеспечивать безопасность на евразийском пространстве бывшего СССР. В рам­ках СНГ принят ряд важных документов в этой области.

В Устав СНГ включены положения о коллективной безопасности и о предотвращении конфликтов и разрешении споров, вытекающие из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и Согла­шения о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира от 20 марта того же года. Устав СНГ закрепляет в ст. 12 право на использование в случае необходимости Объединен­ных вооруженных сил в порядке осуществления права на индиви­дуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН, а также применение миротворческих операций.


На основе Договора о коллективной безопасности 1992 года, уча­стниками которого являлись девять государств: Армения, Азербайд­жан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, создан Совет коллективной безопасности (СКБ). В его состав входят главы государств – участников Договора и Глав­нокомандующий ОВС СНГ. СКБ уполномочен проводить консуль­тации с целью координации позиций государств-участников в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной неприкосно­венности и суверенитету одного или нескольких государств либо угрозы миру и международной безопасности: рассматривать вопросы оказания необходимой помощи, в том числе военной, государству – жертве агрессии; принимать необходимые меры для поддержания или восстановления мира и безопасности.

Система коллективной безопасности СНГ до конца так и не со­здана, хотя некоторые шаги в этом направлении предприняты. Так, в 1995 году СКБ утвердил Концепцию коллективной безопасности участников Договора о коллективной безопасности 1992 года (Азер­байджан не подписал решение о Концепции), в которой выделены приоритетные направления сотрудничества государств для укрепле­ния коллективной безопасности: разоружение, меры доверия, охрана внешних границ и др. 10 февраля 1995 г. главами Армении, Бела­руси, Грузии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины подписано Соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны. В его развитие принято Положение об объединенной системе ПВО. Это первая реально существующая объ­единенная оборонительная система СНГ.

Вместе с тем в феврале 1999 года на Совете глав МИД СНГ только шесть из девяти государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Кирги­зия, Россия и Таджикистан) подписали протокол о продлении срока действия Договора о коллективной безопасности еще на пять лет. Азербайджан, Грузия и Узбекистан пока не присоединились к про­токолу.

Наиболее действенные результаты в рамках СНГ в сфере поддер­жания мира достигнуты в области миротворчества.

В ст. 16 Устава СНГ установлено, что государства-члены при­нимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могу­щих повлечь за собой нарушение прав человека. В целях урегулиро­вания таких конфликтов предусмотрено создание Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ (именуемых далее Группой по поддержанию мира).

Все вопросы, связанные с созданием и функционированием такой Группы по поддержанию мира, подробно регулируются в Соглаше­нии от 20 марта 1992 г. и в трех Ташкентских протоколах к нему от 15 мая и 16 июля 1992 г.: о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ; о командовании, структуре, материально-техническом обеспечении Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ; о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах – членах СНГ. Решение о проведении операции с использованием Группы по поддержанию мира принимается Советом глав государств консенсу­сом, с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий. На Группу могут быть возложены следующие основные задачи: наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гума­нитарных коридоров, восстановление законности и порядка и др. Группа по поддержанию мира не может использоваться в боевых дей­ствиях. Ее статус определяется как миротворческий, нейтральный и беспристрастный. Она может применять оружие лишь в порядке исключения. Пределы такого применения четко обозначены: в целях обеспечения безопасности и здоровья военнослужащих и персонала в порядке самообороны; в случае попыток насильственного отстра­нения Группы по поддержанию мира от выполнения возложенных на нее функций; для отражения явного вооруженного нападения терро­ристических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания; для защиты гражданского населения от насильствен­ных посягательств на жизнь и здоровье.