Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18280

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Глава 16
Международное гуманитарное право

1. Понятие и источники международного гуманитарного права

Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений – в период войны – регулируется принципами и нормами, относящимися к международному праву, применяемому в период вооруженных конфликтов.

Мировое сообщество пришло к необходимости ограничения средств и методов ведения войны посредством выработки договоров, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить стра­дания, причиняемые вооруженным насилием, защитить человека – такова цель международного гуманитарного права (МГП).

Международное право, отмечал Монтескье, естественно основы­вается на принципе, заключающемся в том, что в периоды мира го­сударства должны творить как можно больше добра, а в периоды вой­ны – как можно меньше зла. Именно это стало движущей силой развития МГП с момента его зарождения.

Встречаются различные названия этой отрасли международного права: «право вооруженных конфликтов», «законы и обычаи войны», «международное гуманитарное право». Некоторые авторы подразде­ляют право, применяемое в период войны, на две части: «право Гааги» как система норм, направленных на ограничение методов и средств ведения войны, и «право Женевы», включающее положения о защите жертв вооруженных конфликтов. Однако, если сказать про­ще, речь идет о правилах ведения войны, содержащихся в ряде между­народно-правовых актов.

Мысли о том, что «для войны, как и для мирного времени, сущест­вуют свои законы», встречаются еще в трудах Г. Гроция.

В древности правила ведения войны существовали в форме обы­чаев и иногда закреплялись во внутреннем праве.

Например, в законах Ману устанавливались строгие ограничения насилия, а в период боевых действий запрещалось употреблять отравленное оружие, убивать безоружных, пленных, просящих поща­ды, спящих и раненых.

В отношениях между государствами Древней Греции существова­ла обычная норма, согласно которой война не должна была начинать­ся без ее объявления; смерть на поле сражения давала право на по­гребение; при захвате городов нельзя было убивать укрывавшихся в храмах; военнопленные подлежали обмену или выкупу и лишь в крайних случаях обращались в рабство.

За тысячелетия произошли глубокие изменения в характере ве­дения войны. Вооруженные конфликты приобрели иной характер, как и их масштабы, с появлением огнестрельного оружия. Измени­лось отношение к военнопленным, которые все чаще освобождались за выкуп, а также к раненым, которых выносили с поля битвы и которым оказывали помощь.

Гуманизация вооруженных конфликтов значительно ускорилась в XIX веке с появлением общественных организаций, которые раз­вернули свою деятельность во многих странах. В России во время Крымской войны (1853-1856 гг.) была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия, оказывавшая помощь раненым и боль­ным на поле боя. Руководил ею русский хирург Н.И. Пирогов.


Во время австро-итало-французской войны (1859 г.) швейцарский гражданин Анри Дюнан организовал помощь раненым после битвы под Сольферино. Его книга «Воспоминание о Сольферино» пробу­дила общественное сознание. В 1863 году в Женеве был создан по­стоянный Международный комитет помощи раненым, сегодня – Международный комитет Красного Креста (МККК), в который вошли, кроме А. Дюнана, четверо женевцев – Муанье, генерал Дюфур, врачи Аппиа и Монуар.

МККК является неправительственной нейтральной швейцарской организацией. Он стал основателем движения Красного Креста, и одна из задач его деятельности – всемерное содействие соблюдению Женевских конвенций, направленных на защиту жертв войны. Во время вооруженных конфликтов, международных и внутригосудар­ственных (гражданских войн), он предоставляет защиту и помощь жертвам как среди военнослужащих, так и среди гражданского на­селения, будь то военнопленные, гражданские интернированные лица, раненые, гражданское население на оккупированной или вра­жеской территории. Мандат МККК на деятельность во время во­оруженных конфликтов основан на четырех Женевских конвенциях 1949 года и Дополнительных протоколах к ним, а также на его соб­ственном Уставе (праве на инициативу в немеждународных конфлик­тах). МККК проводит работу по совершенствованию вышеуказанных международных договоров, всячески пропагандируя их и содействуя четкому выполнению, а также распространяет знания о них во всем мире.

В России имеется представительство МККК – Московская де­легация Международного комитета Красного Креста.

В 1864 году швейцарское правительство созвало дипломатичес­кую конференцию для выработки документа о помощи жертвам вой­ны. В ней приняли участие 12 государств. Участники конференции подписали первую многостороннюю Конвенцию о защите раненых и больных во время войны (1864 г.), которая стала первым договором МГП. За короткий срок более 50 государств, в том числе и Россия, присоединились к ней.

В 1874 году Россия выступила с предложением о проведении меж­дународной конференции для выработки правил ведения военных действий. На состоявшейся в Брюсселе Конференции российская делегация предложила проект конвенции о законах и обычаях вой­ны, автором которой был российский юрист, дипломат, профессор Ф.Ф. Мартене. Однако участники Конференции оказались неподго­товленными к принятию такой конвенции. Российский проект был принят лишь в форме декларации, хотя в заключительном протоколе конференции признавалась важность кодификации законов и обы­чаев войны.

На Первой и Второй конференциях мира, созванных по инициа­тиве России, соответственно, в 1899 и 1907 годах, были приняты кон­венции, кодифицировавшие законы и обычаи войны.

К настоящему времени существует множество международно-правовых актов, регулирующих отношения государств в период во­оруженного конфликта. К ним относятся: Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года; Гаагская декларация о запрещении применять пули, легко развора­чивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, 1899 года; Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года; Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий 1907 года; Конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 года; Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 года; Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 года; Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании пра­вом захвата в морской войне 1907 года; Женевский протокол о за­прещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года; Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в воен­ное время 1936 года; Нионское соглашение 1937 года о мерах борьбы с пиратскими действиями подводных лодок; Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. («Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях»; «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из соста­ва вооруженных сил на море»; «Об обращении с военнопленными»;


«О защите гражданского населения во время войны»); Дополни­тельные протоколы I и II 1977 года к этим Женевским конвенци­ям 1949 года; Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 года; Конвенция о запрещении производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года; Конвенция о запрещении или огра­ничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющи­ми неизбирательное действие, 1980 года и четыре протокола к ней («О необнаруживаемых осколках» – Протокол I; «О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.» – Протокол И; «О запре­щении или ограничении применения зажигательного оружия» – Протокол III; «Об ослепляющем лазерном оружии» – Протокол IV); Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 года; Кон­венция о запрещении применения, накопления запасов, производст­ва и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 года.

В тех случаях, когда действия государств не урегулированы нор­мами МГП, Ф.Ф. Мартене на Гаагской конференции мира в 1899 году предложил применять для защиты воюющих и гражданского населе­ния положение, согласно которому «население и воюющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания». Эта формулировка прочно вошла в МГП как «оговорка Мартенса».

С учетом сказанного можно было бы дать следующее определение МГП: это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в период воору­женного конфликта с целью ограничения применения средств и методов ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за их нарушение.

Отраслевыми принципами МГП являются следующие:

  • гуманизация вооруженных конфликтов – всеобщий и осново­полагающий принцип МГП;

  • международно-правовая защита жертв войны;

  • ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны;

  • охрана гражданских объектов и культурных ценностей;

  • защита интересов нейтральных государств.

Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права. Они вы­текают из анализа всех договорных источников, применяемых в пе­риод международных и внутренних вооруженных конфликтов.


Детальная регламентация поведения воюющих сторон с позиции сегодняшнего дня, когда агрессия является международным преступ­лением, может на первый взгляд показаться неоправданной. Но в мо­мент зарождения МГП война рассматривалась как одно из законных средств разрешения споров между государствами. Идеи же гуманизма брали верх и делали свое дело: не вмешиваясь в политику государств, ведущих войны, не вникая в причины возникновения конфликтов, они воплощались в нормах, имеющих целью смягчить последствия жестокой борьбы, облегчить страдания жертв войны – раненых, больных, военнопленных, гражданского населения. И в настоящее время вооруженные конфликты продолжают оставаться одной из бед человечества.

2. Правовое регулирование начала военных действий

Обычаи войны, сложившиеся в древности, устанавливали, что на­чалу военных действий должно предшествовать формальное объяв­ление войны. В последующем эта норма была закреплена в договор­ном порядке. Так, в Конвенции об открытии военных действий от 5 октября 1907 г. закреплено, что «Договаривающиеся Державы при­знают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое бу­дет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны» (ст. 1).

Кроме того, о состоянии войны должны быть незамедлительно оповещены нейтральные державы. Состояние войны будет иметь для них действительную силу после получения оповещения. Правда, в Конвенции не содержится конкретных норм, устанавливающих оп­ределенный промежуток времени между ее объявлением и началом. А это имеет принципиальное значение в том отношении, что госу­дарства, имея определенное время после объявления войны до откры­тия военных действий, могли бы предпринять все имеющиеся у них, возможно, еще не использованные меры для предупреждения воору­женного столкновения.

С момента объявления состояния войны происходит перестройка отношений между воюющими государствами, которая ведет к наступ­лению ряда юридических последствий:

  • прекращаются дипломатические, консульские отношения;

  • конфискуется собственность, принадлежащая вражескому го­сударству;

  • применяется специальный режим к гражданам неприятельско­го государства;

  • прекращают действие договоры, рассчитанные на мирные отношения; начинают применяться нормы МГП.

В частности, Женевские конвенции 1949 года применяются к законным участникам вооруженных конфликтов, то есть к раненым и больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение, из состава воору­женных сил на море, а также попавшим во власть неприятеля, при­надлежащим к следующим категориям: личный состав вооруженных сил государства, находящегося в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих во­оруженных сил; личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопро­тивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и дей­ствующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована; личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не при­знанных держащей в плену державой; члены экипажей судов торго­вого флота и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо иных положений международного права; население не-оккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войска­ми, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает правила ведения войны. С разрешения государства за вооруженными силами могут следовать лица, не вхо­дящие в их состав непосредственно, например: гражданские лица, являющиеся членами экипажей военных самолетов, военные коррес­понденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил (ст. 13 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, боль­ных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военно­пленными).


3. Участники вооруженных конфликтов

По смыслу норм МГП они адресованы военным структурам воюю­щих сторон, охватываемых понятием «вооруженные силы».

В 1977 году на дипломатической конференции, принявшей До­полнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года, впервые было сформулировано понятие «вооруженные силы». Дополнительный протокол I (ст. 43) это по­нятие связывает с наличием:

  • военной организации, в которой группы и подразделения на­ходятся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчиненных;

  • внутренней дисциплинарной системы, обеспечивающей со­блюдение норм МГП.

С точки зрения международного права законные участники воо­руженных конфликтов подразделяются на комбатантов (сражающих­ся) и некомбатантов (несражающихся). Такое деление вооруженных сил подтверждается и упомянутым Дополнительным протоколом, в котором нашел отражение основной признак, позволяющий разли­чать комбатантов и некомбатантов, а именно наличие права прини­мать непосредственное участие в военных действиях.

С учетом этого к комбатантам относится весь строевой состав вооруженных сил (т.е. личный состав сухопутных, военно-морских, военно-воздушных сил), а также ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления.

Ополчение, движения сопротивления, партизаны являются закон­ными комбатантами, если они отвечают следующим условиям:

  1. имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

  2. имеют определенный и явственно видимый издали отличитель­ный знак;

  3. открыто носят оружие;

  4. соблюдают в своих действиях правила ведения войны.

К некомбатантам относится медицинский и духовный персонал, так как он вообще не вправе принимать участие в военных действиях (ст. 43 Дополнительного протокола I).

Таким образом, правовое положение комбатантов и некомбатан­тов различно. Оно связывается, как уже было отмечено, с правом не­посредственного участия в боевых действиях. Комбатанты, кроме того, в процессе вооруженного конфликта вправе применять к не­приятелю высшую меру насилия, то есть уничтожать его, в то время как некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую дея­тельность вооруженных сил и вправе применять оружие только в це­лях самообороны.

На комбатантов распространяется режим военного плена. Что же касается некомбатантов, то в случае их пленения они не должны счи­таться военнопленными. В соответствии со ст. 33 Женевской конвен­ции об обращении с военнопленными держащая в плену держава предоставляет им возможности, необходимые для оказания медицин­ской и духовной помощи военнопленным.

Ввиду того что зачастую в вооруженном конфликте военные дей­ствия ведутся на морских пространствах, появляется необходимость в освещении вопроса о комбатантах в морской войне. Комбатантами