Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18641
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
В 1979 году был подписан Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Целью Договора было количественное ограничение стратегических наступательных вооружении и сдерживание их качественного совершенствования. К стратегическим наступательным вооружениям были отнесены пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР), пусковые установки баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), тяжелые бомбардировщики и баллистические ракеты класса «воздух–земля» (БРВЗ). Они ограничивались суммарным количеством, не превышавшим 2400 единиц. Договор в силу так и не вступил, хотя стороны соблюдали его до 1986 года, когда США в одностороннем порядке заявили, что не считают себя более связанными положениями Договора.
Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 года (СНВ-1) в силу так и не вступил. Второй договор этой серии, заключенный уже между Россией и США в 1993 году, –Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Согласно этому Договору, Россия должна будет ликвидировать все свои шахтные пусковые установки и тяжелые МБР с РГЧ индивидуального наведения. США ратифицировали Договор в 1996 году, в России же есть серьезные противники этого Договора, ссылающиеся на его явно неравноправный характер.
Что касается ракет средней и меньшей дальности, то этот класс вооружений был полностью ликвидирован на основании Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года. К сожалению, аналогичное оружие остается у других стран, в частности у союзников США по НАТО.
Что касается обычных вооружений, то в первую очередь необходимо упомянуть Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 года, заключенный в рамках ОБСЕ. Он предусматривал сокращение обычных вооруженных сил и вооружений европейских государств двух противостоящих военно-политических блоков до установленных уровней. Роспуск Организации Варшавского договора и распад СССР потребовали адаптации Договора к новым реалиям. Адаптация договора была завершена в 1999 году в рамках Стамбульского саммита.
5. Меры контроля за разоружением
Контроль за разоружением является одним из обязательных элементов разоружения. Соглашения по разоружению предусматривают согласованные контрольные механизмы. В практике разоружения применяются различные виды контроля.
Национальные технические средства контроля представляют собой такие средства, которые находятся вне контролируемой территории. Это сейсмические станции, другое оборудование, искусственные спутники Земли, принадлежащие одним государствам, с помощью которых ведется контроль за деятельностью других государств на их территории. Так, национальная сейсмическая аппаратура является контрольным средством для Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года. Контроль за соблюдением Договора между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) 1972 года осуществляется с использованием искусственных спутников Земли.
В ряде договоров, например в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года, предусмотрены положения, запрещающие создавать помехи национальным техническим средствам контроля с применением преднамеренных мер маскировки и др. Предусматриваются также дополнительные меры, способствующие проведению контроля, например оснащение контролируемых объектов особыми опознавательными знаками, обмен данными о вооружениях, о местах их размещения и т.д.
Инспекции на местах становятся все более применяемым средством в договорах по разоружению. Целью инспекции является посещение территории государства или объектов, находящихся под его юрисдикцией или контролем, для проверки соблюдения обязательств по соглашению. Инспекции могут осуществляться национальными по составу группами инспекторов или укомплектованными на международной основе. Они могут проводиться на основе взаимности, по запросу или по решению международного органа или международной организации.
Инспекции на основе взаимности предполагают право каждого участника соглашения проводить инспекции на территории другого участника. Проведение таких инспекций предусмотрено в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года в местах ликвидации таких ракет, а также в Документе Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе 1986 года.
Инспекции по запросу без права отказа предусмотрены Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия 1993 года.
Контроль за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года неядерными государствами-участниками возложен на МАГАТЭ, с предоставлением ей права проводить инспекции на местах международными группами инспекторов.
В ряде договоров предусмотрено создание специальных контрольных органов на международной основе для проведения контрольных мероприятий. Так, Договор между СССР и США о подземных ядерных взрывах в мирных целях 1976 года предусматривает создание смешанных комиссий. В Конвенции о запрещении химического оружия 1993 года предусмотрено создание контрольной организации,
наделенной полномочиями осуществлять проверку соблюдения обязательств по Конвенции. Создание подобной организации включено в положения Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года.
Некоторые договоры предусмотрели создание системы контрольных механизмов, обеспечивающих сочетание национальных и международных средств контроля, например Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года. В нем предусмотрено наблюдение за деятельностью на морском дне; проведение консультаций с другими договаривающимися сторонами и обращение с запросами; односторонние инспекции, коллективные инспекции с участием двух или более государств; применение международных процедур по решению Совета Безопасности.
6. Меры укрепления доверия и гарантийные меры безопасности
Меры укрепления доверия – это специальные организационно-технические меры, направленные на достижение взаимопонимания, уменьшение военного противостояния, предотвращение внезапного нападения или несанкционированного конфликта, в том числе ядерного. К таким мерам относятся наблюдение, уведомление, информация, обмен данными о вооружениях, вооруженных силах и военной деятельности и др. Они закрепляются в многосторонних, региональных и двусторонних договорах, сопутствующих процессу разоружения (так называемые околоразоруженческие соглашения).
Одними из первых были согласованы меры по улучшению связи, в частности в соглашениях между СССР и США, Францией, Великобританией и др. было предусмотрено открытие линий прямой связи.
Значительная группа соглашений была направлена на установление мер по уменьшению опасности возникновения ядерной войны. В первом из этой серии Соглашении между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 года стороны взяли на себя обязательство предпринимать такие организационно-технические меры, которые могли бы предотвратить случайное или несанкционированное применение ядерного оружия (ст. 1). В случае необъясненного ядерного инцидента стороны должны воздерживаться от действий, которые могли бы быть расценены партнерами как начало ядерной войны (ст. 5).
Аналогичные соглашения были заключены СССР с Францией в 1976 году о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия; с Великобританией в 1977 году о предотвращении случайного возникновения ядерной войны; с США в 1987 году о создании центров по уменьшению ядерной опасности.
Во всех соглашениях предусматривалась незамедлительная передача информации о ядерных инцидентах, случайных запусках ракет и др.
Были также разработаны меры, направленные на снижение риска столкновения обычных сил (Соглашение между СССР и США о предотвращении опасной военной деятельности 1989 г.) и на предотвращение инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним (Соглашения СССР с США 1972 г. с изменениями от 1979 и 1986 гг.; с Великобританией 1986 г.; с ФРГ 1988 г.; с Канадой, Францией и Италией 1989 г.; с Нидерландами, Норвегией и Испанией 1990 г.; России с Японией 1993 г. и Южной Кореей 1994 г.). Военным кораблям и летательным аппаратам участников соглашений предписывалось находиться на достаточном удалении друг от друга, чтобы избежать риска столкновений, запрещалось проводить маневры и облеты в районе интенсивного судоходства, предпринимать имитации атак или имитации применения оружия, а также предпринимать другие действия, которые могли бы повлечь за собой инциденты в открытом море и в воздушном пространстве над ним.
Меры укрепления доверия и безопасности нашли отражение и в рамках процесса общеевропейской безопасности. В хельсинкском Заключительном акте 1975 года было предусмотрено, что государства будут заблаговременно уведомлять друг друга о крупных военных учениях и крупных передвижениях войск (свыше 25 тыс. человек), а также о военных учениях меньшего масштаба, если они проводятся вблизи границ сопредельных государств.
Меры по укреплению доверия в рамках ОБСЕ получили дальнейшую конкретизацию в Итоговом документе Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе 1986 года и Венскими документами переговоров по указанным мерам 1990, 1992, 1994 и 1999 годов. Был определен район мер доверия от Атлантики до Урала. Значительно расширился перечень видов военной деятельности, о которых необходимо заблаговременно уведомлять друг друга. Помимо крупномасштабных учений и передвижений в него вошли переброска войск и любое их сосредоточение свыше 13 тыс. человек. Институт уведомления был распространен также на военно-морскую деятельность. До 15 ноября каждого года предусмотрен обязательный обмен ежегодными планами военной деятельности.
Меры доверия разрабатываются и в рамках других региональных организаций, например Асеановским региональным форумом по безопасности (АРФ).
Установление мер доверия имеет важное значение и для укрепления взаимоотношений государств на двустороннем уровне. В качестве примера можно сослаться на соглашения по мерам доверия между СССР и КНР 1990 года и РФ и КНР 1992 года о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе, соответственно, советско-китайской и российско-китайской границы. Соглашения предусматривают отказ от проведения военных учений, направленных друг против друга, ограничение масштабов и количества военных учений в районе границы, взаимное уведомление о военных учениях и о крупных передвижениях войск и др.
Одной из разновидностей мер доверия являются гарантийные меры безопасности. Особое значение в этой области имеет институт гарантий ядерных держав неядерным. Различаются позитивные и негативные гарантии безопасности. Позитивные гарантии означают обязательства ядерных держав прийти на помощь любому неядерному государству, которому угрожают применением ядерного оружия. Такие гарантии были предоставлены неядерным державам в связи с заключением Договора о нераспространении ядерного оружия. Во время заключения Договора СССР, Великобритания и США сделали идентичные официальные заявления о том, что они как постоянные члены Совета Безопасности должны будут незамедлительно действовать через Совет Безопасности для того, чтобы предпринять меры в случае агрессии с применением ядерного оружия или угрозы такой агрессии против неядерного государства.
Совет Безопасности принял также 19 июня 1968 г. резолюцию 255 (1968), в которой признал, что «агрессия с применением ядерного оружия или угроза такой агрессии, направленные против государства, не обладающего ядерным оружием, создадут ситуацию, при которой Совет Безопасности, и прежде всего его постоянные члены – государства, обладающие ядерным оружием, должны будут действовать незамедлительно в соответствии с их обязательствами по Уставу Организации Объединенных Наций».
Негативные гарантии безопасности означают обязательства ядерных держав воздерживаться от применения ядерного оружия против государств, не обладающих таким оружием. Заявления о предоставлении таких гарантий были сделаны пятью ядерными государствами: Китаем 28 апреля 1982 г. в письме на имя Генерального секретаря ООН; Францией 11 апреля 1982 г. в выступлении ее представителя в Генеральной Ассамблее ООН; Великобританией 28 июня 1978 г. в выступлении ее представителя в Генеральной Ассамблее ООН; США 17 ноября 1978 г. в письме, направленном Первому комитету Генеральной Ассамблеи.
Российская Федерация представила свою декларацию 17 августа 1993 г. Конференции по разоружению. Ее текст: «Российская Федерация не применит ядерное оружие против любого государства, не обладающего ядерным оружием и являющегося участником Договора о нераспространении ядерного оружия, за исключением случая нападения на Российскую Федерацию, ее территорию, вооруженные силы или союзников, совершенного со стороны такого государства, связанного соглашением или союзом с государством, обладающим ядерным оружием, или которое действует совместно с государством, обладающим ядерным оружием, в совершении такого нападения или при его поддержке».