Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18641

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В 1979 году был подписан Договор между СССР и США об ограни­чении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Целью Договора было количественное ограничение стратегических наступательных вооружении и сдерживание их качественного совершен­ствования. К стратегическим наступательным вооружениям были от­несены пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР), пусковые установки баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), тяжелые бомбардировщики и баллистические ракеты класса «воздух–земля» (БРВЗ). Они ограничивались суммарным количеством, не превышавшим 2400 единиц. Договор в силу так и не вступил, хотя стороны соблюдали его до 1986 года, когда США в одностороннем порядке заявили, что не считают себя более связан­ными положениями Договора.

Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стра­тегических наступательных вооружений 1991 года (СНВ-1) в силу так и не вступил. Второй договор этой серии, заключенный уже между Россией и США в 1993 году, –Договор о дальнейшем сокра­щении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Согласно этому Договору, Россия должна будет ликви­дировать все свои шахтные пусковые установки и тяжелые МБР с РГЧ индивидуального наведения. США ратифицировали Договор в 1996 году, в России же есть серьезные противники этого Договора, ссылающиеся на его явно неравноправный характер.

Что касается ракет средней и меньшей дальности, то этот класс вооружений был полностью ликвидирован на основании Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и мень­шей дальности 1987 года. К сожалению, аналогичное оружие остает­ся у других стран, в частности у союзников США по НАТО.

Что касается обычных вооружений, то в первую очередь необхо­димо упомянуть Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 года, заключенный в рамках ОБСЕ. Он предусматривал сокра­щение обычных вооруженных сил и вооружений европейских госу­дарств двух противостоящих военно-политических блоков до установ­ленных уровней. Роспуск Организации Варшавского договора и распад СССР потребовали адаптации Договора к новым реалиям. Адаптация договора была завершена в 1999 году в рамках Стамбульского саммита.

5. Меры контроля за разоружением

Контроль за разоружением является одним из обязательных эле­ментов разоружения. Соглашения по разоружению предусматривают согласованные контрольные механизмы. В практике разоружения применяются различные виды контроля.

Национальные технические средства контроля представляют со­бой такие средства, которые находятся вне контролируемой террито­рии. Это сейсмические станции, другое оборудование, искусственные спутники Земли, принадлежащие одним государствам, с помощью которых ведется контроль за деятельностью других государств на их территории. Так, национальная сейсмическая аппаратура является контрольным средством для Московского договора о запрещении ис­пытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года. Контроль за соблюдением Договора между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) 1972 года осуществляется с использованием искусственных спутников Земли.


В ряде договоров, например в Договоре между СССР и США о лик­видации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года, предусмотрены положения, запрещающие создавать помехи националь­ным техническим средствам контроля с применением преднамерен­ных мер маскировки и др. Предусматриваются также дополнительные меры, способствующие проведению контроля, например оснащение контролируемых объектов особыми опознавательными знаками, об­мен данными о вооружениях, о местах их размещения и т.д.

Инспекции на местах становятся все более применяемым средст­вом в договорах по разоружению. Целью инспекции является посе­щение территории государства или объектов, находящихся под его юрисдикцией или контролем, для проверки соблюдения обязательств по соглашению. Инспекции могут осуществляться национальными по составу группами инспекторов или укомплектованными на между­народной основе. Они могут проводиться на основе взаимности, по запросу или по решению международного органа или международной организации.

Инспекции на основе взаимности предполагают право каждого участника соглашения проводить инспекции на территории другого участника. Проведение таких инспекций предусмотрено в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и мень­шей дальности 1987 года в местах ликвидации таких ракет, а также в Документе Стокгольмской конференции по мерам укрепления до­верия и безопасности и разоружению в Европе 1986 года.

Инспекции по запросу без права отказа предусмотрены Конвен­цией о запрещении разработки, производства, накопления и приме­нения химического оружия 1993 года.

Контроль за соблюдением Договора о нераспространении ядерно­го оружия 1968 года неядерными государствами-участниками возло­жен на МАГАТЭ, с предоставлением ей права проводить инспекции на местах международными группами инспекторов.

В ряде договоров предусмотрено создание специальных контроль­ных органов на международной основе для проведения контрольных мероприятий. Так, Договор между СССР и США о подземных ядер­ных взрывах в мирных целях 1976 года предусматривает создание смешанных комиссий. В Конвенции о запрещении химического ору­жия 1993 года предусмотрено создание контрольной организации,

наделенной полномочиями осуществлять проверку соблюдения обя­зательств по Конвенции. Создание подобной организации включено в положения Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испы­таний 1996 года.

Некоторые договоры предусмотрели создание системы контроль­ных механизмов, обеспечивающих сочетание национальных и между­народных средств контроля, например Договор о запрещении раз­мещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года. В нем преду­смотрено наблюдение за деятельностью на морском дне; проведение консультаций с другими договаривающимися сторонами и обраще­ние с запросами; односторонние инспекции, коллективные инспек­ции с участием двух или более государств; применение международ­ных процедур по решению Совета Безопасности.


6. Меры укрепления доверия и гарантийные меры безопасности

Меры укрепления доверия это специальные организационно-технические меры, направленные на достижение взаимопонимания, уменьшение военного противостояния, предотвращение внезапно­го нападения или несанкционированного конфликта, в том числе ядерного. К таким мерам относятся наблюдение, уведомление, ин­формация, обмен данными о вооружениях, вооруженных силах и военной деятельности и др. Они закрепляются в многосторонних, ре­гиональных и двусторонних договорах, сопутствующих процессу разо­ружения (так называемые околоразоруженческие соглашения).

Одними из первых были согласованы меры по улучшению связи, в частности в соглашениях между СССР и США, Францией, Велико­британией и др. было предусмотрено открытие линий прямой связи.

Значительная группа соглашений была направлена на установле­ние мер по уменьшению опасности возникновения ядерной войны. В первом из этой серии Соглашении между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 года стороны взяли на себя обязательство предпринимать такие организа­ционно-технические меры, которые могли бы предотвратить случай­ное или несанкционированное применение ядерного оружия (ст. 1). В случае необъясненного ядерного инцидента стороны должны воз­держиваться от действий, которые могли бы быть расценены парт­нерами как начало ядерной войны (ст. 5).

Аналогичные соглашения были заключены СССР с Францией в 1976 году о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия; с Великобританией в 1977 году о пре­дотвращении случайного возникновения ядерной войны; с США в 1987 году о создании центров по уменьшению ядерной опасности.

Во всех соглашениях предусматривалась незамедлительная передача информации о ядерных инцидентах, случайных запусках ракет и др.

Были также разработаны меры, направленные на снижение риска столкновения обычных сил (Соглашение между СССР и США о пре­дотвращении опасной военной деятельности 1989 г.) и на предот­вращение инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним (Соглашения СССР с США 1972 г. с изменениями от 1979 и 1986 гг.; с Великобританией 1986 г.; с ФРГ 1988 г.; с Канадой, Францией и Италией 1989 г.; с Нидерландами, Норвегией и Испа­нией 1990 г.; России с Японией 1993 г. и Южной Кореей 1994 г.). Военным кораблям и летательным аппаратам участников соглаше­ний предписывалось находиться на достаточном удалении друг от друга, чтобы избежать риска столкновений, запрещалось проводить маневры и облеты в районе интенсивного судоходства, предпринимать имитации атак или имитации применения оружия, а также пред­принимать другие действия, которые могли бы повлечь за собой ин­циденты в открытом море и в воздушном пространстве над ним.


Меры укрепления доверия и безопасности нашли отражение и в рамках процесса общеевропейской безопасности. В хельсинкском Заключительном акте 1975 года было предусмотрено, что государст­ва будут заблаговременно уведомлять друг друга о крупных военных учениях и крупных передвижениях войск (свыше 25 тыс. человек), а также о военных учениях меньшего масштаба, если они проводятся вблизи границ сопредельных государств.

Меры по укреплению доверия в рамках ОБСЕ получили дальней­шую конкретизацию в Итоговом документе Стокгольмской конфе­ренции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе 1986 года и Венскими документами переговоров по указан­ным мерам 1990, 1992, 1994 и 1999 годов. Был определен район мер доверия от Атлантики до Урала. Значительно расширился перечень видов военной деятельности, о которых необходимо заблаговременно уведомлять друг друга. Помимо крупномасштабных учений и пере­движений в него вошли переброска войск и любое их сосредоточение свыше 13 тыс. человек. Институт уведомления был распространен также на военно-морскую деятельность. До 15 ноября каждого года предусмотрен обязательный обмен ежегодными планами военной де­ятельности.

Меры доверия разрабатываются и в рамках других региональных организаций, например Асеановским региональным форумом по безопасности (АРФ).

Установление мер доверия имеет важное значение и для укреп­ления взаимоотношений государств на двустороннем уровне. В ка­честве примера можно сослаться на соглашения по мерам доверия между СССР и КНР 1990 года и РФ и КНР 1992 года о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе, соответственно, советско-китайской и российско-китайской границы. Соглашения преду­сматривают отказ от проведения военных учений, направленных друг против друга, ограничение масштабов и количества военных учений в районе границы, взаимное уведомление о военных учениях и о круп­ных передвижениях войск и др.

Одной из разновидностей мер доверия являются гарантийные меры безопасности. Особое значение в этой области имеет институт гарантий ядерных держав неядерным. Различаются позитивные и не­гативные гарантии безопасности. Позитивные гарантии означают обязательства ядерных держав прийти на помощь любому неядерно­му государству, которому угрожают применением ядерного оружия. Такие гарантии были предоставлены неядерным державам в связи с заключением Договора о нераспространении ядерного оружия. Во время заключения Договора СССР, Великобритания и США сделали идентичные официальные заявления о том, что они как постоянные члены Совета Безопасности должны будут незамедлительно действо­вать через Совет Безопасности для того, чтобы предпринять меры в случае агрессии с применением ядерного оружия или угрозы такой агрессии против неядерного государства.


Совет Безопасности принял также 19 июня 1968 г. резолюцию 255 (1968), в которой признал, что «агрессия с применением ядерного оружия или угроза такой агрессии, направленные против государст­ва, не обладающего ядерным оружием, создадут ситуацию, при кото­рой Совет Безопасности, и прежде всего его постоянные члены – государства, обладающие ядерным оружием, должны будут действо­вать незамедлительно в соответствии с их обязательствами по Уставу Организации Объединенных Наций».

Негативные гарантии безопасности означают обязательства ядер­ных держав воздерживаться от применения ядерного оружия против государств, не обладающих таким оружием. Заявления о предоставле­нии таких гарантий были сделаны пятью ядерными государствами: Китаем 28 апреля 1982 г. в письме на имя Генерального секретаря ООН; Францией 11 апреля 1982 г. в выступлении ее представителя в Генеральной Ассамблее ООН; Великобританией 28 июня 1978 г. в выступлении ее представителя в Генеральной Ассамблее ООН; США 17 ноября 1978 г. в письме, направленном Первому комитету Генеральной Ассамблеи.

Российская Федерация представила свою декларацию 17 августа 1993 г. Конференции по разоружению. Ее текст: «Российская Феде­рация не применит ядерное оружие против любого государства, не обладающего ядерным оружием и являющегося участником Договора о нераспространении ядерного оружия, за исключением случая напа­дения на Российскую Федерацию, ее территорию, вооруженные силы или союзников, совершенного со стороны такого государства, связанного соглашением или союзом с государством, обладающим ядер­ным оружием, или которое действует совместно с государством, об­ладающим ядерным оружием, в совершении такого нападения или при его поддержке».