Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18672

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

На первой сессии Форума в 1994 году была достигнута договорен­ность об определенной структуре АРФ. Было решено созывать сес­сии Форума на уровне министров иностранных дел ежегодно вслед за министерской встречей стран – членов АСЕАН. До 2000 года таких сессий состоялось уже шесть. Ежегодной сессии Форума пред­шествует заседание старших должностных лиц, которое готовит по­вестку дня и доклады.

В рамках АРФ создаются также рабочие группы, проводятся не­формальные встречи экспертов, созываются международные конфе­ренции с широким кругом участников. Так, на второй сессии Форума в 1995 году были созданы две рабочие группы по выработке мер доверия и мер по поддержанию мира. В апреле 1999 года во Влади­востоке была проведена международная конференция по инициативе России «Ко всеобъемлющей безопасности и сотрудничеству в Азиат­ско-Тихоокеанском регионе», на которой было решено разработать декларацию «Тихоокеанское согласие». В основу проекта деклара­ции положен принцип добросовестного соблюдения международного права, включая Устав ООН. Уделено внимание современной тенден­ции к формированию качественно новой многополярной системы коллективной безопасности государств.

В основу работы АРФ положен принцип консенсуса. Форумом было декларировано эволюционное и поэтапное достижение постав­ленных целей – от строительства мер доверия через развитие пре­вентивной дипломатии к выработке инструментов урегулирования конфликтов.

Асеановский региональный форум по безопасности превратился в действенный механизм многостороннего диалога по безопасности

в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он играет большую роль в раз­витии взаимопонимания и доверия, способствует созданию большей прозрачности и наращиванию усилий по укреплению мира и ста­бильности в АТР. Как было отмечено на четвертой сессии Форума в 1997 году, его решения фактически запускают механизм формиро­вания Азиатско-Тихоокеанского сообщества по безопасности.

4. Разоружение

Принцип разоружения. Одним из наиболее эффективных средств сохранения мира и предотвращения войны является разоружение. До Первой мировой войны международное право практически не со­держало никаких обязательств государств в отношении разоружения или сокращения вооружений. Впервые идея разоружения получила международно-правовое признание в Статуте Лиги Наций, в котором говорилось о необходимости ограничения национальных вооруже­ний до минимума, совместимого с национальной безопасностью и выполнением международных обязательств (ст. 8, п. 1).

Важным шагом на пути утверждения принципа разоружения явил­ся Устав ООН, который признал необходимость не только регулиро­вания вооружений, но и осуществления разоружения (ст. 11, 26, 47). Согласно ст. 11 Устава, принцип разоружения относится к общим принципам сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности.


Принятие единогласно в 1959 году Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «О всеобщем и полном разоружении» означало, что госу­дарства должны добиваться осуществления разоружения в его наи­более радикальной форме – полного упразднения материальных средств ведения войны. Именно такое понимание разоружения было подтверждено в ряде универсальных международных договоров, в том числе в Московском договоре о запрещении испытаний ядерного ору­жия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 года и др.

Принцип разоружения налагает на государства определенные юридические обязательства: 1) строго и неуклонно соблюдать дей­ствующие нормы о разоружении, участвовать в мероприятиях, пре­дусмотренных в договорах и направленных на ограничение гонки вооружений и разоружение; 2) добиваться создания новых норм, за­ключения новых договоров в области разоружения.

Важным шагом на пути конкретизации принципа разоружения явилось достижение соглашения между СССР и США об основных принципах для переговоров по разоружению и единогласное одоб­рение этих принципов Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 году. Среди них принципиальное значение имеют такие положения, как требование сбалансированности мероприятий по разоружению та­ким образом, чтобы ни на одном этапе ни одно государство или груп­па государств не могли получить военное преимущество; проведение разоружения под строгим и эффективным международным контро­лем; укрепление международной безопасности.

Что касается путей реализации принципа разоружения, то наибо­лее радикальным следует считать многосторонний договор о всеоб­щем и полном разоружении. Попытки выработать такой договор бы­ли предприняты в 60-х годах, но успеха не имели. Второй путь – это достижение конкретных соглашений о разоружении, как много­сторонних, так и двусторонних. Именно такой путь был избран для решения проблемы разоружения, что привело к заключению серии договоров в этой области. Возможно также одностороннее разоруже­ние. Государства по собственной инициативе могут брать на себя те или иные обязательства по разоружению. Положительное значение этих отдельных мер заключается в том, что они являются средством подготовки и содействия заключению международных соглашений по разоружению. В качестве примера таких односторонних мер мож­но привести решение правительства Мексики о запрете ввоза в стра­ну ядерного оружия.

Существует несколько международных форумов, на которых рассматриваются вопросы разоружения. Важная роль в этой области отведена Уставом ООН Генеральной Ассамблее ООН, которая рас­сматривает общие принципы разоружения и регулирования вооруже­ний. На ее сессиях (очередных и двух специальных по разоружению) принято значительное количество резолюций в этой области. Пробле­мами разоружения занимаются ряд вспомогательных органов Гене­ральной Ассамблеи: Комиссия ООН по разоружению, Специальный комитет по Индийскому океану, Специальный комитет для Всемир­ной конференции по разоружению и др. Созданы Региональные цент­ры ООН по вопросам мира и разоружения в Азии и районе Тихого океана, в Африке, в Латинской Америке и Карибском бассейне.


Важным многосторонним форумом является Конференция по разоружению в составе 40 государств, включая все ядерные державы. Орган был создан в 1962 году как Комитет 18-ти, несколько раз менял свой состав и название. Конференцией по разоружению стал назы­ваться с 1984 года. Он не является органом ООН, хотя определенные связи с ООН поддерживает. Занимается разработкой многосторон­них соглашений в области разоружения и сокращения вооружений.

Соглашения в области разоружения. На сегодняшний день за­ключено большое количество таких соглашений на универсальном, региональном и двустороннем уровнях. Среди них в первую очередь надо отметить два соглашения, касающихся оружия массового пора­жения и предусматривающих подлинное разоружение, то есть унич­тожение существующих вооружений.

Первое из них – Конвенция о запрещении разработки, производ­ства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года (вступила в силу 26 марта 1975 г.), в которой участвуют более 150 государств (Россия участвует). Согласно Конвенции, каждое государство-участник взяло на себя обязательство никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать ка­ким-либо образом и не сохранять как микробиологические или другие биологические агенты или токсины, так и оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфлик­тах (ст. I). Конвенция обязывала государства-участников уничтожить или переключить на мирные цели как можно скорее, но не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу все перечисленные в ст. I агенты, токсины, оружие, оборудование, средства доставки. Постоянные члены Совета Безопасности ООН сделали заявления в Совете, что все обязательства по Конвенции они выполнили.

Второе соглашение, предусматривающее материальное разоруже­ние, – Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года (вступила в силу 29 апреля 1997 г., Россия участвует). Кон­венция предусматривает обязательства для государств-участников не разрабатывать, не производить, не приобретать химическое оружие и уничтожить его запасы в сроки, установленные в Конвенции. При­ступить к такому уничтожению необходимо через два года после вступления Конвенции в силу.

Пока не удалось добиться заключения аналогичного соглашения в отношении еще одного вида оружия массового поражения – ядер­ного оружия. Вместе с тем существующие соглашения устанавливают запреты в отношении испытаний такого оружия, его нераспростране­ния, предусматривают создание безъядерных зон, сокращение средств доставки к цели.


В 1963 году в Москве был подписан Договор о запрещении ис­пытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом простран­стве и под водой. Договор обязал его участников запретить, предот­вратить и не производить любые испытания ядерного оружия, любые другие ядерные взрывы в атмосфере, в том числе за ее пределами, включая космическое пространство, и под водой, включая террито­риальные воды и открытое море. Около 140 государств являются участниками этого Договора. Полное запрещение испытаний ядерно­го оружия предусмотрено в Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, подписанном 24 сентября 1996 г. Однако Дого­вор в силу еще не вступил. Для вступления в силу необходимо, чтобы его подписали и ратифицировали все 44 государства, перечисленные в Приложении 2 к Договору, включая Индию и Пакистан.

Режим нераспространения ядерного оружия был предусмотрен в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Договор содержит систему обязательств, закрывающую для ядерных государств все пути передачи ядерного оружия, а для неядерных го­сударств – все способы его получения. 187 государств являются участниками Договора.

Для укрепления режима нераспространения ядерного оружия большое значение имеет установление статуса безъядерной зоны как на международных территориях, так и на территориях, находящихся под суверенитетом государств. Одной из первых безъядерных зон ста­ла Антарктика на основании Договора об Антарктике 1959 года, ко­торый запретил любые ядерные взрывы в Антарктике и захоронение в этом районе радиоактивных материалов.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года обязал участников Договора не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанав­ливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 года предусмотрело дополнительные запреты в этом плане. Договор о за­прещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерно­го оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года обязал государства не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах какое-либо ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и другие устройства, специально предназначенные для хра­нения, испытания или применения такого оружия.

Безъядерными зонами стали Латинская Америка на основании До­говора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 го­да (Договор Тлателолко), южная часть Тихого океана на основании Договора о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 года (Договор Раротонга), Юго-Восточная Азия на основании Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года (Бангкокский договор), Африка на основании Договора о зоне, сво­бодной от ядерного оружия, в Африке 1996 года (Договор Пелиндаба).


Все четыре договора исходят из обязательства, закрепленного в Договоре о нераспространении ядерного оружия, не испытывать, не производить и не приобретать ядерное оружие и запрещают размеще­ние ядерного оружия, включая иностранное, на территории, охваты­ваемой этими договорами. Наиболее подробно об этом говорится в Договоре о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года. Статья 3 определяет, что каждое государство-участ­ник обязуется: а) не разрабатывать, не производить или не приобретать иным способом, не обладать или не осуществлять контроль над ядерным оружием; б) не размещать или не перевозить ядерное ору­жие с помощью любых средств; с) не проводить испытаний или не применять ядерное оружие и не разрешать указанные действия на своей территории какому-либо другому государству. Каждое государ­ство-участник обязуется также не сбрасывать в море или в атмосферу где-либо внутри зоны любые радиоактивные материалы или отходы; не удалять радиоактивные материалы или отходы на суше на терри­тории или под юрисдикцией других государств, за исключением, определенным в Договоре, и не разрешать это делать в пределах своей территории любому другому государству.

Что касается пространственной сферы действия договоров, то в нее включаются территории участвующих государств, находящиеся под их суверенитетом. При этом в понятие «территория» входят, как это определено, например, в Договоре Пелиндаба, сухопутная терри­тория, внутренние воды, территориальное море и архипелажные воды и воздушное пространство над ними, а также морское дно и его недра. В Бангкокском договоре в зону, свободную от ядерного оружия, вклю­чены не только территории участвующих государств, но и их конти­нентальные шельфы и исключительные экономические зоны.

Все Договоры имеют дополнительные протоколы, подлежащие подписанию ядерными державами, которые на их основании должны предоставить гарантии (такой протокол к Бангкокскому договору находится в стадии разработки). Россия является участником этих протоколов.

Важное значение для процесса разоружения имеют соглашения между СССР и США, а затем Россией и США, касающиеся ограни­чения стратегических вооружений. Первые соглашения в этой сфере были подписаны в 1972 году в Москве. Это бессрочный До­говор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

Договор по ПРО 1972 года установил для каждой договариваю­щейся стороны по два района размещения систем ПРО. Однако Про­токол к нему 1974 года оставил для обеих стран по одному району ПРО радиусом 150 км.

Временное соглашение ОСВ-1 ввело ограничения в отношении пусковых установок стратегических баллистических ракет, как ста­ционарных, так и на подводных лодках. Соглашение было заключено на пять лет, однако стороны в 1977 году заявили, что будут и впредь соблюдать его.