Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18640

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

в такой войне являются: экипажи военных кораблей всех видов (линкоров, крейсеров, миноносцев, авианосцев, подводных лодок, катеров и т.п.), экипажи летательных аппаратов ВМФ (самолетов, вертолетов), вспомогательных судов всех видов, а также торговых, переоборудованных в военные корабли. Последние являются комбатантами при наличии следующих условий:

  • экипаж судна поставлен под прямую власть, непосредствен­ный контроль и ответственность государства, флаг которого несет судно;

  • судно носит внешние отличительные знаки национальных военных судов (флаг, вымпел);

  • командир корабля состоит на государственной службе, надле­жащим образом назначен на должность, а экипаж подчинен прави­лам воинской дисциплины;

  • экипаж судна соблюдает правила ведения войны;

  • переоборудованное судно занесено в список судов военного флота (ст. I-VI Конвенции об обращении торговых судов в суда военные 1907 г.).

Некомбатантами в морской войне являются экипажи военных госпитальных судов, если такие суда построены или оборудованы государствами со специальной и единственной целью – оказывать помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, а так­же экипажи госпитальных судов МККК. Они пользуются защитой международного права и не могут быть подвергнуты нападению, а также захвачены.

Правомерными методами ведения войны на море являются военно-морская блокада, минная война, бомбардировка военно-морскими силами.

Военно-морская блокада – система насильственных действий военно-морских сил воюющего государства, имеющих целью воспре­пятствовать противнику использовать свои порты, базы и побережье для связей через море. Основными принципами военно-морской бло­кады являются законность, эффективность, гласность. Блокада мо­жет быть законной в двух случаях: а) когда государство осуществляет свое неотъемлемое право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН; б) когда Совет Безопасности ООН принимает решение о действиях «воздушными, морскими или сухопутными силами, ка­кие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности» (ст. 42 Устава ООН). Таким образом, критериями законности военно-морской блокады как мето­да ведения морской войны являются основополагающие принципы международного права. Поскольку блокада является методом ведения военных действий на море, она может быть законной лишь в военное время. Современное международное право не признает так называе­мой мирной блокады.

Дозволенным средством ведения войны на море является минная война. Порядок использования мин в морской войне регулируется Гаагской конвенцией 1907 года о постановке подводных, автомати­чески взрывающихся от соприкосновения мин, которая запрещает: а) ставить мины, не закрепленные на якорях, кроме тех, которые ста­новятся безопасными через час после того, как тот, кто их поставил, утратил над ними контроль; б) ставить закрепленные на якорях мины, которые не делаются безопасными после того, как они сорвутся с якоря; в) употреблять самодвижущиеся мины, которые, не попав в цель, не делаются безопасными.


Вопрос о бомбардировках в морской войне урегулирован Гааг­ской конвенцией 1907 года о бомбардировании морскими силами во время войны, которая при всех обстоятельствах запрещает бомбар­дировку морскими силами открытых и незащищенных портов, горо­дов, селений, жилищ и других невоенных объектов. Однако в мор­ской войне (в отличие от сухопутной) имеются два исключения из этого принципа. Во-первых, противник может подвергнуть бомбар­дировке даже в незащищенном городе такие объекты, как находящи­еся там военные корабли, военно-морские учреждения, склады ору­жия, мастерские и т.д., имеющие военное значение. Во-вторых, перед бомбардировкой требуется специальное оповещение с указанием разумного срока.

Бомбардировка защищенных портов, прибрежных городов не про­тиворечит нормам права. Однако при этом должны соблюдаться нор­мы права, такие как запрещение бомбардировать культурные ценнос­ти, исторические памятники, госпитали и т.д.

В отличие от сухопутной войны, где частная собственность в принципе не подлежит захвату (кроме случаев реквизиции), в мор­ской войне она может быть захвачена. Вот почему важное место в морской войне занимает вопрос о призах. Приз – это неприятель­ская государственная и частная собственность (торговое судно и грузы), захваченная в морской войне, а также нейтральная собствен­ность, если она составляет военную контрабанду или если нейтраль­ное государство нарушает правила нейтралитета. Однако частная собственность не становится призом до тех пор, пока компетентный суд не вынесет решение о том, что захват является обоснованным и законным.

Комбатантами в воздушной войне являются экипажи всех лета­тельных аппаратов, входящих в состав военной авиации воюющих государств и имеющих их опознавательный знак. К ним относятся и экипажи судов гражданской авиации, превращенных в военные, в пределах юрисдикции воюющего государства.

Некомбатантами в воздушной войне являются экипажи санитар­ных самолетов, а также госпитальных воздушных судов, используе­мых воюющими государствами и национальными обществами Красного Креста для эвакуации, лечения раненых и больных. Санитарные и госпитальные суда должны иметь ясно видимый отличительный знак, а в установленных случаях – также отличительную эмблему Красного Креста. Государствам, находящимся в конфликте, запре­щается использовать санитарные летательные аппараты для обеспе­чения неприкосновенности военных объектов, сбора разведыватель­ных данных, а также для перевозки личного состава и военных грузов в целях оказания помощи воюющим.

В современном международном праве отсутствует международно-правовой акт, в котором регламентировались бы правила ведения воздушной войны. На Гаагской конференции 1899 года была принята специальная Декларация, запрещающая метание снарядов и взрывча­тых веществ с воздушных шаров. На Гаагской конференции 1907 года эта Декларация была признана обязательной для всех государств. Однако специальной конвенции разработать так и не удалось.


Разработанный в Гааге (1923 г.) проект правил ведения воздушной войны так и не вступил в силу. Однако содержащиеся в нем положе­ния имеют добротную основу для формирования правил ведения воз­душной войны. В свете имеющих место противоправных бомбарди­ровок военной авиацией НАТО незащищенных городов в различных регионах мира актуальность принятия таких правил все более воз­растает.

В целом же на ведение воздушной войны в полной мере распрост­раняются действующие нормы международного гуманитарного права.

Главный вопрос в правовом регулировании воздушной войны – это вопрос о бомбардировках с воздуха. Такая бомбардировка будет законной, если она ведется только против военных объектов. Это вооруженные силы; военные учреждения или склады оружия, боепри­пасов; заводы, являющиеся важными и хорошо известными центрами производства оружия, боеприпасов, военного снаряжения; средства связи, транспорт, используемые в военных целях и др. (ст. 24 Гааг­ских правил). Запрещается бомбардировать с воздуха невоенные объекты и гражданское население. Запрещается бомбардировка в целях устрашения гражданского населения. В тех случаях, когда объекты расположены таким образом, что их бомбардировку нельзя произвести, не подвергая гражданское население опасности беспо­рядочного обстрела, воюющая сторона должна воздержаться от такой бомбардировки. При бомбардировке с воздуха необходимо прини­мать все меры, чтобы максимально оберегать здания, предназначен­ные для искусства, науки или благотворительных целей, госпитали, больницы и другие места, в которых размещаются раненые и боль­ные. Такие здания должны быть обозначены специальными видимы­ми с воздуха знаками.

Военный разведчик – это лицо, собирающее сведения в районе действия противника в форме своей армии, не скрывая своего правового положения. Если оно попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена.

Законными участниками вооруженных конфликтов являются так­же добровольцы. Они вправе принимать участие в военных действи­ях воюющих сторон. Об этом недвусмысленно говорится в Конвен­ции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 года. В ст. VI Конвенции закреплено, что «ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих». При этом лицо нейтрального госу­дарства не может ссылаться на свой нейтралитет:

  • если оно совершает действия, враждебные по отношению к воюю­щему;

  • если оно совершает действия в пользу воюющего, а именно если оно добровольно поступает на службу в ряды военных сил одной из сторон.

Говоря о законных участниках вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть о наемниках и шпионах.


Впервые понятие «наемник» было сформулировано в ст. 47 До­полнительного протокола I 1977 года, в соответствии с которой наемник – это лицо:

  1. специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

  2. фактически принимающее участие в военных действиях;

  3. принимающее участие в военных действиях с целью получить личную выгоду, материальное содержание которой значительно пре­вышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства;

  4. не являющееся гражданином государства, находящегося в кон­фликте, или не проживающее на его территории;

  5. не входящее в личный состав вооруженных сил сторон, нахо­дящихся в конфликте;

  6. не посланное государством, которое не является стороной, на­ходящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Дальнейшее развитие институт наемничества получил в Междуна­родной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финанси­рованием и обучением наемников, принятой резолюцией 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1989 г. Согласно названной конвенции, термин «наемник» означает также любое лицо, которое:

  1. специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

  2. свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или подрыв территориальной целостности государства;

  3. принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом целью получить значительную личную выгоду и побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграж­дения;

  4. не является ни гражданином, ни постоянным жителем государ­ства, против которого направлены такие действия;

  5. не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;

  6. не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

Наемники не признаются законными участниками вооруженных конфликтов, на них не распространяется режим военного плена, и, более того, с точки зрения международного права они являются уго­ловными преступниками, которые должны нести ответственность перед судом.

Военный шпион (лазутчик), согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 года, – это «такое лицо, которое, дей­ствуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне». Дополнитель­ный протокол I уточняет статус военного шпиона; в ст. 46 закреп­ляется норма, согласно которой лицо из состава вооруженных сил, «попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом».


4. Театр войны

В ходе вооруженного конфликта воюющие государства могут вести военные действия в определенных пространственных преде­лах, называемых театром войны. В это понятие входят сухопутная, воздушная и морская территория государств, а также открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых может иметь место вооруженный конфликт. Не может превращаться в те­атр войны территория нейтральных государств, а также нейтрализо­ванные территории и пространства, правовой режим которых как таковых установлен специальными международными соглашениями. Примером нейтрализованной территории может быть архипелаг Шпицберген, в отношении которого Норвегия приняла обязательство «не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы в местностях...», определенных ст. 1 Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г., а также «не строить никаких укреплений... кото­рые никогда не должны быть использованы в военных целях» (ст. 9).

Из театра войны должна быть исключена также часть государственной территории в целях расположения специальных зон, преду­смотренных нормами международного гуманитарного права. В дан­ном случае имеется в виду право воюющих государств создавать на своей территории, а в случае необходимости – на оккупированной территории санитарные зоны и местности, организованные таким образом, чтобы оградить от действия войны раненых и больных, а также персонал, на который возложены организация и управление этими зонами и местностями, уход за лицами, которые будут там сконцентрированы.

Международное право предусматривает также другие изъятия из театра войны: международные каналы (например, Суэцкий – по Константинопольской конвенции 1888 г.), центры сосредоточения культурных ценностей, имеющих очень большое значение (ст. 8 Гааг­ской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружен­ного конфликта), гражданские мирные объекты.

В международном праве нередки случаи, когда одна и та же тер­ритория или пространство объявляется одновременно нейтрали­зованной и демилитаризованной. Примером могут быть Антарктика (по Договору об Антарктике 1959 г.), Луна и другие небесные тела (по Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. и Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.).

Говоря о нейтрализованных территориях, нужно подчеркнуть, что объявленные международными соглашениями безъядерные зоны в целом не исключаются из сферы вооруженного конфликта, но они не могут быть театром ядерной войны.

5. Международное право о защите жертв войны

Говоря о защите жертв войны, обратим внимание на то, что речь идет об обеспечении воюющими государствами в период вооружен­ных конфликтов международно-правовой защиты следующим кате­гориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекруше­ние из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, то есть предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью и т.д.