Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18731
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Функции Международного комитета по контролю над наркотиками заключаются в том, чтобы осуществлять постоянные наблюдения за ходом международной торговли наркотиками с целью обнаружения центров незаконного оборота, исследовать любой относящийся к наркотикам вопрос, который может быть доведен до сведения Комитета каким-либо правительством, получать разрешения в случае явного нарушения государствами договорных обязательств, а также предлагать «коллективные меры, которые представляются при существующих обстоятельствах необходимыми» для исполнения положений Конвенции. В качестве средства для обеспечения выполнения договоров о наркотиках Комитет может в случае необходимости обращаться к Экономическому и Социальному Совету, к общественности и в исключительных случаях рекомендовать эмбарго на импорт или экспорт наркотических средств или на то и другое.
Контроль Комитета за международной торговлей наркотиками должен осуществляться на основании специальных постановлений, предусмотренных ст. 31 Единой конвенции.
Одним из основных инструментов международного контроля являются статистические сведения, представляемые Международному комитету, и исчисления потребностей в наркотических средствах, определяющие ограничение ввоза (ст. 21), а также вывоза (ст. 31) и др.
В Единой конвенции о наркотических средствах существенное значение придается годовому докладу Комитета о состоянии борьбы с незаконным оборотом наркотиков, представляемому Экономическому и Социальному Совету через Комиссию по наркотическим средствам. Доклад является значимой возможностью, с помощью которой Комитет может обратить внимание правительств на невыполнение обязательств, вытекающих из положений Конвенции.
Система международного контроля над оборотом психотропных веществ установлена ныне действующей Венской конвенцией о психотропных веществах, принятой в 1971 году.
Названная Конвенция состоит из преамбулы, 433 статей и прилагаемых перечней веществ (Списки I, II, III и IV), в отношении которых установлены различные режимы контроля. Комиссия по наркотическим средствам пришла к выводу о необходимости установления четырех режимов контроля, которые должна определять ВОЗ с последующим утверждением Комиссией по наркотическим средствам.
Венская конвенция требует, чтобы стороны имели систему инспекций, охватывающую своим надзором изготовителей, производителей, импортеров и экспортеров, оптовых и розничных распределителей психотропных веществ, а также медицинские и научные учреждения, использующие такие вещества.
Разработанная в Конвенции система регулирования международной торговли предусматривает возможность запрещения и ограничения импорта и экспорта психотропных веществ (ст. 13).
Существенное значение имеют статьи Конвенции, касающиеся борьбы с незаконным оборотом психотропных веществ, которая должна осуществляться при тесном международном сотрудничестве, но «с должным учетом своих конституционных, правовых и административных систем» (ст. 2).
В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ на состоявшейся в 1988 году под эгидой ООН международной конференции был принят очередной в этой области документ – Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Она не отменяет действие Конвенций 1961 и 1971 годов. В отличие от ранее принятых документов, положения новой Конвенции, состоящей из 34 статей, направлены преимущественно на повышение эффективности международно-правовых мер по пресечению международной торговли указанными средствами и веществами и обеспечению неотвратимости наказания преступников.
К числу преступных Конвенция 1988 года относит следующие деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами: их производство, изготовление, экстрагирование, распространение, продажу, поставку на любых условиях, переправку, транспортировку, импорт или экспорт, а также культивирование опиумного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконного производства наркотиков. Подлежат наказанию и публичное подстрекательство или приобщение других лиц к совершению указанных противоправных деяний и вступление в преступный сговор в целях их совершения (ст. 3 «Правонарушения и санкции»). Предусмотрены в этой же статье отягчающие вину обстоятельства: организованная группа, применение оружия, насилия, вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних, ранее имевшая место судимость, особенно за аналогичное правонарушение. Имеется и установление о том, что государства в необходимых случаях могут устанавливать длительные сроки давности наказания за предусмотренные в Конвенции и указанные выше преступления.
По усмотрению сторон в качестве дополнительных или (в случае совершения малозначительных правонарушений) в порядке альтернативных мер может быть применено такое воздействие, как лечение, перевоспитание, восстановление трудоспособности или социальная реинтеграция.
Одной из наиболее важных новелл, содержащихся в Конвенции, является ст. 5 («Конфискация»), содержащая положение, в соответствии с которым каждая сторона принимает «такие меры, которые могут потребоваться для конфискации доходов, полученных в результате занятий наркобизнесом... или собственности, стоимость которой соответствует таким доходам». Это предопределило право государства-участника предоставить возможность своим правоохранительным органам определить, выявить и «заморозить» или арестовать любую собственность с целью последующей конфискации. Конвенция направлена на организацию сотрудничества правоохранительных органов разных стран в этой области. Она предусматривает ряд его новых форм, например применение метода контролируемых поставок, который стал довольно широко и успешно применяться в международной практике по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Смысл этого метода заключается в том, что соответствующие органы государства, обнаружив незаконную перевозку наркотиков или психотропных веществ, вступают в негласный контакт с соответствующими службами страны, куда следует груз. Таким образом удается установить не только перевозчика, но и получателя груза, а в ряде случаев и более полную цепь преступников, занимающихся наркобизнесом.
В Конвенции содержатся специальные положения, касающиеся выдачи преступников (ст. 6) и регламентирующие вопросы правовой помощи в расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел.
Российская Федерация, будучи продолжателем (правопреемником) СССР, стала участницей всех рассмотренных выше универсальных конвенций, направленных на борьбу против наркомании и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Свое внутреннее законодательство в рассматриваемой области она привела в соответствие с международно-правовыми нормами. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за следующие преступления, связанные с наркоманией:
-
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее заболевание наркоманией или токсикоманией (ст. 111);
-
вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление одурманивающих веществ (ст. 151);
-
контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ст. 188);
-
незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228);
-
хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);
-
склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230);
-
незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231);
-
незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233).
Ужесточения по составам преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, в новом Уголовном кодексе РФ объясняются сложившейся негативной ситуацией в России, возникшей в связи с широким распространением наркомании, особенно среди молодежи, в том числе среди несовершеннолетних. По данным МВД Российской Федерации, примерно 2 млн. граждан РФ постоянно употребляют наркотики и еще 500 тыс. состоят на медицинском учете как наркоманы.
Около 30 процентов всех изымаемых в России наркотиков попадают в страну вследствие отсутствия надлежащего контроля на границе со странами СНГ. Таким образом, с распадом СССР объективно возникла необходимость в региональном сотрудничестве по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в СНГ. В октябре 1992 года в Киеве было подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерствами внутренних дел стран Содружества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оно дало возможность правоохранительным органам стран Содружества использовать единый центральный банк данных, созданный совместными усилиями на базе МВД России, в котором хранится более 100 тыс. единиц информации о лицах, представляющих интерес для органов внутренних дел с точки зрения борьбы с наркоманией. Кроме того, также на базе МВД Российской Федерации создана центральная коллекция образцов наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, находящихся в незаконном обороте, для служебных целей спецслужб государств – участников Содружества.
Сотрудничество органов внутренних дел стран СНГ осуществляется также в следующих формах:
-
обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о конкретных фактах, событиях и лицах, причастных к межгосударственному незаконному обороту наркотиков, транспортных средствах, грузах, почтовых отправлениях, маршрутах, используемых при незаконном обороте наркотиков;
-
методах сокрытия и маскировки, применяемых при реализации наркотиков; новых видах наркотиков, появившихся в незаконном обороте, а также иной интересующей стороны информации;
-
проведение по запросам государств-участников оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам о преступлениях, связанных с наркотиками;
-
оказание помощи в области борьбы с «отмыванием» денег, полученных в результате преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, и др.
На состоявшемся в июне 1999 года в Астане заседании Совета министров внутренних дел СНГ главы правоохранительных органов обсудили идею создания «пояса безопасности» вокруг Афганистана, являющегося основным поставщиком наркотиков в страны Содружества. Министры договорились также о подготовке антинаркотического соглашения на уровне правительств в рамках СНГ.
В 1994 году страны СНГ подписали Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Этот международно-правовой документ направлен на совершенствование деятельности таможенных служб по предупреждению, раскрытию и пресечению незаконного оборота наркотиков и надлежащее выполнение обязательств, вытекающих из универсальных международно-правовых актов в этой области.
В мае 1996 года Советом глав государств СНГ утверждена Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории стран Содружества до 2000 года, в том числе с незаконным оборотом наркотиков.
В 1997 году были подписаны Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в вопросах контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, а в 1998 году – Соглашение между Правительством Российской Федерации и кабинетом министров Украины в борьбе против незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и злоупотребления ими и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в вопросах контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами.
Суть указанных двусторонних международно-правовых актов сводится к тому, что стороны взяли на себя взаимные обязательства координировать свою национальную политику и выступать с согласованных позиций на международных форумах по проблемам наркомании, осуществлять скоординированные программы в сфере предотвращения злоупотребления наркотиками, а также реабилитации больных наркоманией.
Соглашения с Узбекистаном и Кыргызстаном заключены на пять лет, с Украиной и Казахстаном – на десять лет.
7. Фальшивомонетничество (подделка денежных знаков)
Фальшивомонетничество – одно из самых Древних уголовных преступлений международного характера, хотя в качестве всеобщего эквивалента деньги существовали не всегда. На разных этапах истории человечества в качестве такового выступали различные предметы, а также золото, серебро и другие благородные металлы. И тем не менее во многих случаях, выступая в качестве «мерила ценности», они были фальшивыми. Широкий размах получили подделки и с появлением монет, а затем и бумажных денег.
Законы Древней Индии, Египта, Греции, Рима предусматривали суровые наказания за подделку предметов обмена, включая членовредительство преступника и смертную казнь.
Фальшивомонетничеством в свое время занимались не только отдельные лица или преступные формирования, но и государства, стремящиеся подобным образом подорвать экономические устои других государств или, например, ослабить противника такими действиями в ходе войны.
Подделка денежных знаков каралась и карается уголовным наказанием по законодательству всех государств. В России такое наказание было введено с 1533 года, когда виновным за указанное преступление вливали в рот расплавленное олово и отсекали руки.
Стремление государств к совместной борьбе против фальшивомонетничества привело их к заключению 20 апреля 1929 г. Женевской конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков. В ней под словами «денежные знаки» понимаются бумажные деньги, в том числе банковские билеты и металлические монеты, «имеющие хождение в силу закона» (ст. 2). Последнее подтверждает, что в соответствии с положениями Конвенции фальшивомонетничеством считается только подделка находящихся в обращении денежных знаков.
Участники Конвенции договорились, что должны быть уголовно наказуемы:
-
Все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, каков бы ни был способ, употребляемый для достижения этого результата.
-
Сбыт поддельных денежных знаков.
-
Действия, направленные на сбыт, ввоз в страну или получение или добывание для себя поддельных денежных знаков, при условии, что их поддельный характер был известен.
-
Покушения на эти правонарушения и действия по умышленному соучастию.
-
Обманные действия по изготовлению, получению или приобретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков (ст. 3). При этом каждое из действий, предусмотренных в этой статье, поскольку они совершены на территории различных государств, должно рассматриваться как обособленное правонарушение (ст. 4). Уголовная ответственность фальшивомонетчиков должна наступать независимо от того, произвели они подделку национальных денежных знаков или иностранной валюты (ст. 5).