Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18731

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Функции Международного комитета по контролю над наркотика­ми заключаются в том, чтобы осуществлять постоянные наблюдения за ходом международной торговли наркотиками с целью обнаруже­ния центров незаконного оборота, исследовать любой относящийся к наркотикам вопрос, который может быть доведен до сведения Ко­митета каким-либо правительством, получать разрешения в случае явного нарушения государствами договорных обязательств, а также предлагать «коллективные меры, которые представляются при суще­ствующих обстоятельствах необходимыми» для исполнения положе­ний Конвенции. В качестве средства для обеспечения выполнения договоров о наркотиках Комитет может в случае необходимости обращаться к Экономическому и Социальному Совету, к обществен­ности и в исключительных случаях рекомендовать эмбарго на импорт или экспорт наркотических средств или на то и другое.

Контроль Комитета за международной торговлей наркотиками должен осуществляться на основании специальных постановлений, предусмотренных ст. 31 Единой конвенции.

Одним из основных инструментов международного контроля являются статистические сведения, представляемые Международ­ному комитету, и исчисления потребностей в наркотических сред­ствах, определяющие ограничение ввоза (ст. 21), а также вывоза (ст. 31) и др.

В Единой конвенции о наркотических средствах существенное значение придается годовому докладу Комитета о состоянии борьбы с незаконным оборотом наркотиков, представляемому Экономичес­кому и Социальному Совету через Комиссию по наркотическим сред­ствам. Доклад является значимой возможностью, с помощью которой Комитет может обратить внимание правительств на невыполнение обязательств, вытекающих из положений Конвенции.

Система международного контроля над оборотом психотропных веществ установлена ныне действующей Венской конвенцией о пси­хотропных веществах, принятой в 1971 году.

Названная Конвенция состоит из преамбулы, 433 статей и при­лагаемых перечней веществ (Списки I, II, III и IV), в отношении которых установлены различные режимы контроля. Комиссия по наркотическим средствам пришла к выводу о необходимости уста­новления четырех режимов контроля, которые должна определять ВОЗ с последующим утверждением Комиссией по наркотическим средствам.

Венская конвенция требует, чтобы стороны имели систему инс­пекций, охватывающую своим надзором изготовителей, производи­телей, импортеров и экспортеров, оптовых и розничных распреде­лителей психотропных веществ, а также медицинские и научные учреждения, использующие такие вещества.

Разработанная в Конвенции система регулирования международ­ной торговли предусматривает возможность запрещения и ограниче­ния импорта и экспорта психотропных веществ (ст. 13).

Существенное значение имеют статьи Конвенции, касающиеся борьбы с незаконным оборотом психотропных веществ, которая должна осуществляться при тесном международном сотрудничестве, но «с должным учетом своих конституционных, правовых и админи­стративных систем» (ст. 2).


В целях повышения эффективности борьбы с незаконным обо­ротом наркотических и психотропных веществ на состоявшейся в 1988 году под эгидой ООН международной конференции был принят очередной в этой области документ – Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Она не отменяет действие Конвенций 1961 и 1971 годов. В отличие от ранее принятых документов, положения новой Конвен­ции, состоящей из 34 статей, направлены преимущественно на по­вышение эффективности международно-правовых мер по пресече­нию международной торговли указанными средствами и веществами и обеспечению неотвратимости наказания преступников.

К числу преступных Конвенция 1988 года относит следующие деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами: их производство, изготовление, экстрагирование, рас­пространение, продажу, поставку на любых условиях, переправку, транспортировку, импорт или экспорт, а также культивирование опиумного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконного производства наркотиков. Подлежат наказанию и пуб­личное подстрекательство или приобщение других лиц к соверше­нию указанных противоправных деяний и вступление в преступный сговор в целях их совершения (ст. 3 «Правонарушения и санкции»). Предусмотрены в этой же статье отягчающие вину обстоятельства: организованная группа, применение оружия, насилия, вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних, ранее имевшая мес­то судимость, особенно за аналогичное правонарушение. Имеется и установление о том, что государства в необходимых случаях могут устанавливать длительные сроки давности наказания за предусмот­ренные в Конвенции и указанные выше преступления.

По усмотрению сторон в качестве дополнительных или (в случае совершения малозначительных правонарушений) в порядке альтер­нативных мер может быть применено такое воздействие, как лечение, перевоспитание, восстановление трудоспособности или социальная реинтеграция.

Одной из наиболее важных новелл, содержащихся в Конвенции, является ст. 5 («Конфискация»), содержащая положение, в соответ­ствии с которым каждая сторона принимает «такие меры, которые могут потребоваться для конфискации доходов, полученных в резуль­тате занятий наркобизнесом... или собственности, стоимость которой соответствует таким доходам». Это предопределило право государст­ва-участника предоставить возможность своим правоохранительным органам определить, выявить и «заморозить» или арестовать любую собственность с целью последующей конфискации. Конвенция на­правлена на организацию сотрудничества правоохранительных орга­нов разных стран в этой области. Она предусматривает ряд его новых форм, например применение метода контролируемых поставок, который стал довольно широко и успешно применяться в междуна­родной практике по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.


Смысл этого метода заключается в том, что соответствующие органы государства, обнаружив незаконную перевозку наркотиков или психотропных веществ, вступают в негласный контакт с соот­ветствующими службами страны, куда следует груз. Таким образом удается установить не только перевозчика, но и получателя груза, а в ряде случаев и более полную цепь преступников, занимающихся наркобизнесом.

В Конвенции содержатся специальные положения, касающиеся выдачи преступников (ст. 6) и регламентирующие вопросы правовой помощи в расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел.

Российская Федерация, будучи продолжателем (правопреемни­ком) СССР, стала участницей всех рассмотренных выше универсаль­ных конвенций, направленных на борьбу против наркомании и не­законного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Свое внутреннее законодательство в рассматриваемой области она привела в соответствие с международно-правовыми нормами. Уго­ловный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за следующие преступления, связанные с нарко­манией:

  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее заболевание наркоманией или токсикоманией (ст. 111);

  • вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употреб­ление одурманивающих веществ (ст. 151);

  • контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ст. 188);

  • незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228);

  • хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);

  • склонение к потреблению наркотических средств или психо­тропных веществ (ст. 230);

  • незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231);

  • незаконная выдача либо подделка рецептов или иных докумен­тов, дающих право на получение наркотических средств или психо­тропных веществ (ст. 233).

Ужесточения по составам преступлений, связанных с наркотичес­кими средствами и психотропными веществами, в новом Уголовном кодексе РФ объясняются сложившейся негативной ситуацией в Рос­сии, возникшей в связи с широким распространением наркомании, особенно среди молодежи, в том числе среди несовершеннолетних. По данным МВД Российской Федерации, примерно 2 млн. граждан РФ постоянно употребляют наркотики и еще 500 тыс. состоят на медицинском учете как наркоманы.

Около 30 процентов всех изымаемых в России наркотиков попа­дают в страну вследствие отсутствия надлежащего контроля на гра­нице со странами СНГ. Таким образом, с распадом СССР объективно возникла необходимость в региональном сотрудничестве по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в СНГ. В октябре 1992 го­да в Киеве было подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерствами внутренних дел стран Содружества в борьбе с не­законным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оно дало возможность правоохранительным органам стран Содруже­ства использовать единый центральный банк данных, созданный совместными усилиями на базе МВД России, в котором хранится более 100 тыс. единиц информации о лицах, представляющих инте­рес для органов внутренних дел с точки зрения борьбы с наркомани­ей. Кроме того, также на базе МВД Российской Федерации создана центральная коллекция образцов наркотических средств, психотроп­ных и сильнодействующих веществ, находящихся в незаконном обо­роте, для служебных целей спецслужб государств – участников Со­дружества.


Сотрудничество органов внутренних дел стран СНГ осуществля­ется также в следующих формах:

  1. обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и кри­миналистической информацией о конкретных фактах, событиях и лицах, причастных к межгосударственному незаконному обороту наркотиков, транспортных средствах, грузах, почтовых отправлени­ях, маршрутах, используемых при незаконном обороте наркотиков;

  2. методах сокрытия и маскировки, применяемых при реализации нар­котиков; новых видах наркотиков, появившихся в незаконном обо­роте, а также иной интересующей стороны информации;

  3. проведение по запросам государств-участников оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам о пре­ступлениях, связанных с наркотиками;

  4. оказание помощи в области борьбы с «отмыванием» денег, полученных в результате преступной деятельности, связанной с не­законным оборотом наркотиков, и др.

На состоявшемся в июне 1999 года в Астане заседании Совета министров внутренних дел СНГ главы правоохранительных органов обсудили идею создания «пояса безопасности» вокруг Афганистана, являющегося основным поставщиком наркотиков в страны Содруже­ства. Министры договорились также о подготовке антинаркотичес­кого соглашения на уровне правительств в рамках СНГ.

В 1994 году страны СНГ подписали Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Этот международно-правовой документ направлен на совершенствование деятельности таможенных служб по предупреждению, раскрытию и пресечению незаконного оборота наркотиков и надлежащее выполнение обяза­тельств, вытекающих из универсальных международно-правовых актов в этой области.

В мае 1996 года Советом глав государств СНГ утверждена Меж­государственная программа совместных мер борьбы с организован­ной преступностью и иными видами опасных преступлений на тер­ритории стран Содружества до 2000 года, в том числе с незаконным оборотом наркотиков.

В 1997 году были подписаны Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Соглашение между Правительст­вом Российской Федерации и Правительством Киргизской Респуб­лики о сотрудничестве в вопросах контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, а в 1998 году – Согла­шение между Правительством Российской Федерации и кабинетом министров Украины в борьбе против незаконного оборота наркоти­ческих средств, психотропных веществ, прекурсоров и злоупотреб­ления ими и Соглашение между Правительством Российской Феде­рации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в вопросах контроля над наркотическими средствами и психо­тропными веществами.


Суть указанных двусторонних международно-правовых актов сво­дится к тому, что стороны взяли на себя взаимные обязательства ко­ординировать свою национальную политику и выступать с согласованных позиций на международных форумах по проблемам нарко­мании, осуществлять скоординированные программы в сфере пре­дотвращения злоупотребления наркотиками, а также реабилитации больных наркоманией.

Соглашения с Узбекистаном и Кыргызстаном заключены на пять лет, с Украиной и Казахстаном – на десять лет.

7. Фальшивомонетничество (подделка денежных знаков)

Фальшивомонетничество – одно из самых Древних уголовных преступлений международного характера, хотя в качестве всеобщего эквивалента деньги существовали не всегда. На разных этапах исто­рии человечества в качестве такового выступали различные предме­ты, а также золото, серебро и другие благородные металлы. И тем не менее во многих случаях, выступая в качестве «мерила ценности», они были фальшивыми. Широкий размах получили подделки и с появлением монет, а затем и бумажных денег.

Законы Древней Индии, Египта, Греции, Рима предусматривали суровые наказания за подделку предметов обмена, включая членовре­дительство преступника и смертную казнь.

Фальшивомонетничеством в свое время занимались не только отдельные лица или преступные формирования, но и государства, стремящиеся подобным образом подорвать экономические устои других государств или, например, ослабить противника такими дей­ствиями в ходе войны.

Подделка денежных знаков каралась и карается уголовным на­казанием по законодательству всех государств. В России такое на­казание было введено с 1533 года, когда виновным за указанное преступление вливали в рот расплавленное олово и отсекали руки.

Стремление государств к совместной борьбе против фальшивомо­нетничества привело их к заключению 20 апреля 1929 г. Женевской конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков. В ней под слова­ми «денежные знаки» понимаются бумажные деньги, в том числе бан­ковские билеты и металлические монеты, «имеющие хождение в силу закона» (ст. 2). Последнее подтверждает, что в соответствии с поло­жениями Конвенции фальшивомонетничеством считается только подделка находящихся в обращении денежных знаков.

Участники Конвенции договорились, что должны быть уголовно наказуемы:

  1. Все обманные действия по изготовлению или изменению де­нежных знаков, каков бы ни был способ, употребляемый для дости­жения этого результата.

  2. Сбыт поддельных денежных знаков.

  3. Действия, направленные на сбыт, ввоз в страну или получение или добывание для себя поддельных денежных знаков, при условии, что их поддельный характер был известен.

  4. Покушения на эти правонарушения и действия по умышлен­ному соучастию.

  5. Обманные действия по изготовлению, получению или приоб­ретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков (ст. 3). При этом каждое из дейст­вий, предусмотренных в этой статье, поскольку они совершены на территории различных государств, должно рассматриваться как обо­собленное правонарушение (ст. 4). Уголовная ответственность фаль­шивомонетчиков должна наступать независимо от того, произвели они подделку национальных денежных знаков или иностранной валюты (ст. 5).