Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18740
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Допускается применение принципа взаимности.
Суть вопроса заключается в том, что для осуществления выдачи необходимо установить состав преступления в действиях лица, в отношении которого поступило такое требование. При этом в национальном законодательстве ряда государств действует положение о том, чтобы, прежде чем суд приступит к установлению наличия состава преступления, был получен ответ на предварительный вопрос: предусмотрена ли запрашивающим государством выдача преступников в аналогичных случаях в отношениях государства, к которому предъявлено данное требование.
Обязанность соблюдения условий взаимности провозглашена в действующем законодательстве Испании (закон о выдаче преступников 1958 г., ст. 2), Люксембурга (закон 1870 г., ст. 1), Израиля (закон 1954 г., ст. 2) и в законодательстве некоторых других государств. Таким образом, ряд стран требуют для осуществления выдачи преступников непременного соблюдения принципа (условия) взаимности. Основным доводом в пользу этого обстоятельства указывается необходимость уважать равенство всех государств, соблюдать их суверенные права. В то же время у государства нет препятствий для того, чтобы добровольно ограничить свой суверенитет и осуществлять выдачу преступника при отсутствии других исключающих этот акт обстоятельств. В ином случае государство, основываясь на определенной трактовке своего суверенитета, рискует стать своеобразным убежищем для уголовных преступников. Поэтому в правовой доктрине большинства цивилизованных государств обозначилась ярко выраженная тенденция в пользу исключения из национального законодательства требования взаимности как неприемлемого условия выдачи преступников.
В указанных выше и аналогичных международно-правовых документах делается отсылка к принципу «двойного вменения», в соответствии с которым лицо подлежит выдаче в случае, когда совершенное им деяние квалифицируется как преступление по национальному законодательству запрашивающего и запрашиваемого государства. При этом, как уже отмечалось выше, в уголовном законодательстве обоих государств (или многостороннем договоре) за преступление, влекущее выдачу преступника, должна быть предусмотрена санкция в виде лишения свободы с указанием определенного срока.
Так, в Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года ее участники обязуются выдавать «для привлечения к уголовной ответственности лиц за такие деяния, которые по законам запрашивающей Договаривающейся Стороны являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание» (п. 2 ст. 56).
Такие же условия предусмотрены и при выдаче для приведения приговора в исполнение с той лишь разницей, что лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию (п. 3 ст. 56).
При рассмотрении принципа «двойного вменения» нельзя не учитывать и имеющееся во многих странах разделение на преступления и проступки, хотя такое разделение приводило к определенным практическим трудностям главным образом в силу несовпадения разграничения указанных понятий в различных национальных законодательных системах.
Идентификация состава преступления в соответствии с уголовно-правовыми нормами обоих заинтересованных государств еще не означает, что соблюдены все требования для преследования преступника в соответствии с национальным законодательством. Несмотря на установленный факт наличия состава преступления, истечение срока давности или акт амнистии могут сделать невозможным привлечение преступника к уголовной ответственности. Эти обстоятельства, разумеется, не могут не приниматься во внимание при решении вопроса о выдаче. В то же время в целом общая тенденция с теми или иными оговорками развивается в направлении того, чтобы в подобных случаях предпочтение отдавалось национальному законодательству государства, требующего выдачи.
Субъектом выдачи является физическое лицо, совершившее преступление и осужденное за него или подозреваемое в таковом и находящееся вне пределов территории государства, требующего выдачи.
Решение вопроса о выдаче находится в весьма определенной и тесной связи с гражданством лица, в отношении которого поступило такое требование. В большинстве государств выдача собственных граждан запрещена. Этот запрет содержится в конституциях или законах о гражданстве. Однако еще на III Международной конференции по унификации международного права была достигнута договоренность о том, что принцип невыдачи собственных граждан не применим к лицам, совершившим международные преступления. Международная договорная практика идет по другому пути. Так, принцип невыдачи собственных граждан нашел свое определенное закрепление в Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 года (п. 1 «а» ст. 6). Гражданство определяется на момент принятия решения в отношении выдачи. Если запрашиваемая сторона не выдаст своего гражданина, она по просьбе запрашивающей стороны представляет дело на рассмотрение своих компетентных органов с последующей информацией запрашивающей стороны (п. 2 ст. 1).
В п. 1 «а» ст. 57 упомянутой выше Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года установлено, что выдача не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства-участника.
Вместе с тем ряд стран – Австрия, Великобритания, Израиль, Индия, Канада и США – допускают возможность выдачи собственных граждан на взаимной основе.
Лица без гражданства могут быть выданы по усмотрению государства, на территории которого они постоянно проживают. Лица с двойным гражданством подлежат защите на территории всех государств, гражданами которых они являются.
Несколько по-иному обстоит дело с выдачей граждан третьих стран, так как нормы международного права в таких случаях не обязывают производить выдачу. При этом каждое государство руководствуется национальным законодательством.
В практике международных отношений утвердилось понятие «предпочтительная юрисдикция». Речь идет о том, что в некоторых случаях выдачи одновременно требует не одно, а несколько государств (например, когда преступление совершено на территории нескольких государств). В таких случаях государство, к которому направлены требования о выдаче, может принять различные решения. Вместе с тем в практике международных отношений в подобных случаях предпочтение отдается или государству, на территории которого совершены наиболее тяжкие преступления, или государству, которое первым направило просьбу о выдаче.
Международной практике известны случаи, когда истребуемое лицо, совершившее преступление международного характера, уже подвергалось полностью или частично наказанию в государстве, к которому направлено требование о выдаче. При таких обстоятельствах необходимо различать по меньшей мере два варианта: преступник покинул запрашивающую сторону и совершил противоправные действия уже на территории того государства, к которому обращено требование об экстрадиции, и подвергается там уголовному наказанию за эти деяния. Само собой разумеется, что при этих обстоятельствах понесенное им наказание не может служить препятствием для его выдачи. Не изменяется положение и в том случае, если преступник в запрашивающем государстве был осужден за деяния, как бы явившиеся следствием побега, например за незаконное пересечение границы, провоз оружия и иные подобные правонарушения.
При втором возможном варианте осуждение в запрашиваемом государстве имело место за преступление, которое послужило основанием для направления требования об экстрадиции. И в доктринальном толковании, и в международной договорной практике на указанный счет существует единая точка зрения: если преступник привлекается к уголовной ответственности на территории запрашиваемого государства именно за то преступление, которое послужило основанием для направления требования об экстрадиции, то это обстоятельство служит препятствием для выдачи.
Как уже отмечалось, выдача может иметь место после факта совершения преступления. Между тем, как известно, далеко не каждое преступление является основанием для экстрадиции.
Прежде всего, наряду с принципом невыдачи своих граждан утвердился принцип невыдачи политических преступников, который закреплен в ряде многосторонних и двусторонних договоров о правовой помощи и в национальном законодательстве. Однако, несмотря на единство взглядов на признание самого принципа, в зарубежной правовой доктрине и международной практике нет единства в подходе к толкованию вопроса об установлении политического характера преступления. Установление политического характера совершенного преступления, как правило, производится в судебном порядке. Существует деление политических преступлений на «абсолютные» и «относительные». К первым относятся деяния, политический характер которых не вызывает сомнений (например, выступление по радио и телевидению или на массовом митинге и др. с призывом к вооруженным антиправительственным выступлениям).
К «относительным» политическим преступлениям причисляются деяния, в основе которых лежит общеуголовный состав содеянного, но совершенные по политическим мотивам (убийство политического лидера оппозиционной партии или оппозиционного движения; поджог склада с оружием вблизи городской черты, населенного пункта с целью вызвать восстание или гражданскую войну и т.д.). Эти так называемые «относительные» политические преступления вызывают основные трудности и споры при их квалификации, что ведет к исключению этих деяний из разряда политических.
Практике института экстрадиции известны неединичные случаи, когда лица, опасающиеся уголовной ответственности в своем государстве за совершенные ими общеуголовные преступления, скрывались за границей и просили там политического убежища.
Определение характера преступления относится к внутренней политике государства, на территории которого находится беглец. Однако, как уже отмечалось, ряд преступлений носит международный характер, борьба с которыми предусмотрена международно-правовыми документами.
Государства для определения экстрадиционных преступлений придерживаются нескольких систем:
-
в международно-правовом документе дается исчерпывающий перечень таких преступлений;
-
государства вообще не дают перечня экстрадиционных преступлений, а применяют критерий тяжести совершенного преступления и наказания. При этом в договорах указывается, что совершенное деяние должно повлечь за собой уголовное наказание в виде лишения свободы на срок свыше шести месяцев (или одного года) или более тяжкое наказание. Такая система позволяет выдавать преступников без сложных правовых исследований состава преступления, действующего национального законодательства и т.п.
Критерий тяжести наказания применяется только к обвиняемым лицам, но он не принимается во внимание и теряет всякий смысл в отношении осужденных лиц после вступления приговора в законную силу. Так, в Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 года установлено, что если правонарушение, в связи с которым запрашивается выдача, наказывается смертной казнью в запрашивающем государстве-участнике и если в отношении данного правонарушения такое наказание не предусматривается законодательством запрашиваемого государства-участника, то экстрадиция может быть разрешена только на основании заверения запрашивающего государства-участника в том, что смертная казнь применена не будет (ст. 11). Аналогичные правовые нормы содержатся во многих международно-правовых документах о выдаче;
-
применяется смешанная система, при которой в международных договорах и национальном законодательстве одновременно дается перечень экстрадиционных преступлений и указываются в качестве критерия сроки уголовного наказания. Иными словами, выдача возможна на условиях принципа «двойного вменения» с учетом критерия тяжести совершенного преступления и наказания за него.
Государство, ставящее вопрос о выдаче, должно направить запрашиваемому государству надлежащим образом оформленное соответствующее требование. При этом сложился порядок, что направление требования об экстрадиции, равно как и любых других документов, связанных с этим актом, осуществляется, как правило, дипломатическим путем.
В Конвенции Совета Европы 1957 года прямо подчеркивается, что требование о выдаче должно иметь письменную форму и его следует направлять по дипломатическим каналам (ст. 12). К требованиям о выдаче обычно прилагаются документы, доказывающие обоснованность самого требования.
Так, в Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года указывается, что требование о выдаче должно содержать:
-
наименование запрашиваемого учреждения;
-
описание фактических обстоятельств преступного деяния и текст закона запрашивающего государства-участника, на основании которого содеянное признается преступлением;
-
фамилию, имя, отчество лица, которое подлежит выдаче, его гражданство, место жительства или пребывания, по возможности описание внешности и другие сведения о его личности;
-
указание размера ущерба, если таковой имел место, причиненного преступлением (п. 1 ст. 58).
К требованиям о выдаче для осуществления соответствующего уголовно-процессуального действия должна быть приложена заверенная копия постановления о заключении под стражу (п. 2 ст. 58).
Для приведения приговора в исполнение к требованию о выдаче должны быть приложены заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст уголовного законоположения, на основании которого лицо осуждено. Если осужденный уже отбыл часть наказания, сообщается и об этом (п. 3 ст. 58).
В тех случаях, когда требование о выдаче не содержит всех необходимых данных, запрашиваемое государство-участник может затребовать дополнительные сведения, для чего устанавливается срок до одного месяца. Этот срок может быть продлен еще до одного месяца по ходатайству запрашивающего государства-участника (п. 1 ст. 59). В то же время, когда запрашивающее государство-участник не представит в установленный срок истребуемых дополнительных сведений, запрашиваемое государство-участник должно освободить лицо, взятое под стражу (п. 2 ст. 59).
Право требования дополнительной информации компетентным органом стороны, которой предъявлено требование о выдаче, считается общепризнанным и в договорной практике западных государств. Закреплено такое право и в Конвенции Совета Европы 1957 года (ст. 13).
Следует отметить, что в истории экстрадиции и в настоящее время имели место случаи, когда возможность истребования дополнительной информации использовалась в качестве способа, чтобы в одностороннем порядке избежать взятых на себя обязательств. Не удивительно, что в таких случаях процедура выдачи иногда растягивается не только на многие месяцы, но и на годы. Это происходит, в частности, в тех случаях, когда государство, которому предъявлено требование, по тем или иным причинам не желает его удовлетворить, но не считает нужным или возможным заявить об отказе в экстрадиции.