Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18724
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Государства – участники Конвенции взяли на себя обязательство распространить и на лиц, подделывающих денежные знаки, договоры о выдаче преступников (ст. 10). Выдача осуществляется в соответствии с законодательством страны, к которой обращено требование о выдаче. В соответствии с положениями Конвенции ее участники обязаны оказывать помощь заинтересованным государствам в розыске скрывшихся в других странах изготовителей, сбытчиков денежных знаков и их соучастников.
Поддельные денежные знаки, а также всякого рода технические приспособления и иные предметы, предназначенные для целей фальшивомонетничества по смыслу Конвенции, подлежат изъятию и конфискации. Они должны быть переданы по соответствующему требованию либо правительству, либо эмиссионному банку страны, о денежных знаках которой идет речь. Вещественные же доказательства приобщаются к материалам уголовного дела в той стране, где осуществляется преследование преступника; образцы поддельных денежных знаков должны также передаваться рассматриваемому ниже национальному особому центральному бюро (ст. И). Этот орган призван вести дознание по делам о фальшивомонетничестве в рамках национального законодательства в тесном контакте с эмиссионными органами, с милицейскими (полицейскими) властями внутри страны, с центральными бюро других стран (ст. 12).
Центральное бюро каждой страны должно аккумулировать все сведения, которые могут способствовать розыску преступников, совершивших подделку денежных знаков. Центральные бюро различных стран должны поддерживать оперативную связь непосредственно между собой (ст. 13). Однако в настоящее время все вопросы международного сотрудничества в области борьбы с фальшивомонетничеством осуществляются в рамках Интерпола (Международной организации уголовной полиции), который имеет в Гааге специальный отдел, занимающийся регистрацией и идентификацией подделок.
Женевская конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 года, несомненно, играет большую роль в борьбе с рассматриваемым опасным видом преступлений международного характера. В то же время для современного периода международных отношений и состояния внутригосударственных финансово-экономических процессов объект этого договора неопределенно узок, так как касается только денежных знаков. В настоящее время не меньшую опасность представляет подделка ценных бумаг, в том числе векселей, аккредитивов, чеков, знаков почтовой оплаты, а также штампов, печатей, бланков и пр. Однако положения Конвенции не охватывают эти преступные деяния. К числу ее недостатков следует отнести отсутствие требования о наказуемости вывоза поддельных денежных знаков. Указанные пробелы международно-правового документа восполняют национальное законодательство и двусторонние соглашения государств.
Россия, будучи правопреемником СССР, является участницей Конвенции 1929 года и установила в Уголовном кодексе РФ уголовную ответственность за изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186).
В ст. 186 УК РФ установлено:
«1. Изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте –
наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.
2. Те же деяния, совершенные в крупном размере либо лицом, ранее судимым за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, –
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества».
Данная уголовно-правовая норма по сравнению со ст. 87 УК РСФСР («Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг») расширяет предмет преступления, включая в него изготовление и сбыт не только государственных, но и иных ценных бумаг, а также изменяет перечень квалифицирующих признаков. Цель рассматриваемой статьи заключается в приведении уголовных законоположений в соответствие с нормами международного права, направленными на борьбу с фальшивомонетничеством, а также с современными социально-экономическими реалиями, а именно охраной указанных в статье денег и ценных бумаг.
Согласно ст. 142 Гражданского кодекса РФ, ценной бумагой является документ установленной формы и с обязательными реквизитами, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении.
В соответствии со ст. 143 ГК устанавливается открытый перечень ценных бумаг, к которым относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитивный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
Под иностранной валютой понимаются металлические и бумажные деньги, имеющие хождение в каком-либо иностранном государстве (доллары, экю, фунты стерлингов, франки, марки, форинты и т.д.). Изготовлением поддельных денег или ценных бумаг являются как частичная их подделка, так и полное изготовление денег и ценных бумаг, при котором обеспечивается их достаточное сходство с подлинными денежными знаками или ценными бумагами по форме, цвету и другим показателям. Изготовление денежных знаков подпадает под признаки ст. 186 УК РФ при условии, если эти действия совершаются с целью сбыта изготовленных таким путем денег и ценных бумаг.
Оконченным это преступление считается с момента полного изготовления денежного знака, металлической монеты или ценной бумаги, независимо от того, были ли они сбыты. Преступление совершается только с прямым умыслом. При сбыте поддельных знаков лицом, которое не изготовляло их, виновный действует с прямым или косвенным умыслом. Он может сознавать или сознательно допускать, что деньги или ценные бумаги, которыми он обладает, фальшивые. Сбыт поддельных денег или ценных бумаг означает выпуск их в обращение в форме уплаты за товары и услуги, возвращения ссуды (кредита), дарения и т.д. Сбыт считается оконченным с момента единичного их использования или передачи.
Рассматриваемая статья устанавливает два вида квалификационных признаков: 1) совершение деяния в крупном размере либо лицом, ранее судимым за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; 2) совершение деяния организованной группой. Крупный размер признается судом с учетом нарицательной стоимости денег и ценных бумаг, объема преступной деятельности по их изготовлению и сбыту.
Изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг, когда эти действия совершаются разными лицами, для каждого из них образует самостоятельный состав преступления, квалифицируемого по ст. 186 УК РФ. Если же поддельные денежные знаки сбывает то же лицо, которое их изготовило, в его действиях имеется состав одного преступления, предусмотренного комментируемой статьей.
Следует подчеркнуть, что для состава рассматриваемого преступления необходимо, чтобы сбывались поддельные денежные знаки. При этом не имеет значения, были ли эти знаки изготовлены другим лицом с целью или без цели сбыта. Если под видом денежного знака сбывается какой-либо предмет, не являющийся поддельным, лицо виновно не в фальшивомонетничестве, а в мошенничестве (ст. 159 УК РФ).
Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, представляет собой посягательство на нормальное функционирование денежной системы, нормальный товарооборот, сферу услуг и т.д. Поэтому изготовление и сбыт поддельных денежных знаков, не находящихся в обращении, должны квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 УК РФ).
8. Выдача преступников (экстрадиция)
Выдача преступников (экстрадиция) является одним из древних и сложных институтов международного права в борьбе с преступлениями международного характера, так как непосредственно касается суверенитета заинтересованных государств. Будучи одной из сторон сотрудничества государств в рассматриваемой области, формой правовой помощи в осуществлении правосудия, экстрадиция непосредственно затрагивает в большинстве случаев интересы двух государств, одно из которых передает преступника, а другое – принимает. В тех случаях, когда преступника никто не принимает, а ему запрещено проживать в пределах определенного государства, можно говорить о высылке, а не о выдаче. При этом на первых этапах своего существования выдача преступников понималась вовсе не как юридический институт о правовой помощи, а как одно из средств реализации государственной политики.
Со временем правовые основания выдачи получили определенное развитие, однако юридическое регулирование этого института и в настоящее время еще не всегда достаточно совершенно.
Выдача как акт правовой помощи предполагает множественность юридических действий в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Выдача преступников (экстрадиция) представляет собой согласованный между заинтересованными государствами на основе норм международного права акт правовой помощи, заключающийся в передаче физического лица, совершившего преступление международного характера, другому государству в целях привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вступившего в силу приговора в отношении данного лица.
Приведенное определение свидетельствует о том, что все вопросы, касающиеся выдачи преступников, относятся исключительно к внутренней компетенции государства, на территории которого находится преступник. Только государства заключают международные договоры о выдаче, принимают по этим вопросам внутригосударственные акты, осуществляют межгосударственную практику по вопросам экстрадиции.
В настоящее время является общепризнанным положение о том, что выдача преступников – это право государства, а не его обязанность. Только оно в силу своего территориального верховенства вправе решать вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, находящихся на его территории, с учетом национального законодательства. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора, и то с определенными условностями, рассматриваемыми ниже. Выдача предполагает последующее привлечение к уголовной ответственности выдаваемого лица, и она возможна только после совершения преступления. Это лицо может быть привлечено к уголовной ответственности и осуждено лишь за то преступление, которое явилось правовым основанием для его выдачи.
Следовательно, государство, направляя требование о выдаче, берет на себя обязательство не привлекать к уголовной ответственности и не подвергать наказанию лицо за те преступные деяния, за которые выдача не была произведена. Государство, осуществляющее выдачу, может оговорить, что оно соглашается выдать преступника лишь за определенный круг преступных деяний. К примеру, в п. 1 ст. 14 Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 года указано: «Любое лицо, которое было выдано, не подвергается преследованию, приговору или задержанию в целях исполнения приговора или распоряжения о задержании за любое правонарушение, совершенное до его выдачи, кроме правонарушения, в связи с которым оно было выдано». При этом гарантируется, что личная свобода такого лица ни по каким причинам не ограничивается (разумеется, после отбытия наказания за преступление, явившееся основанием для его выдачи), кроме следующих случаев:
-
когда сторона, выдавшая его, на это согласна;
-
когда это лицо, имея возможность покинуть территорию стороны, которой оно было выдано, не сделало этого в течение 45 дней после своего окончательного освобождения или возвратилось на эту территорию после того, как покинуло ее.
В то же время презюмируется, что «запрашивающая Сторона может, однако, принять любые меры для выдворения соответствующего лица за пределы своей территории или любые меры, необходимые, согласно его закону, для предотвращения любых юридических последствий истечения срока давности, включая судебное разбирательство в отсутствие обвиняемого» (п. 2 ст. 14).
Как мы видим, в этой Конвенции нашло свое закрепление и правило в отношении выданного лица, оправдываемое «не законом, а обстоятельствами».
Правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью, не могут служить основанием для постановки вопроса о выдаче того или иного физического лица.
Положительное решение требования о выдаче лица, совершившего преступление международного характера, как правило, означает, что запрашиваемое государство считает преступным деяние, совершенное данным лицом. Конечно, сам факт выдачи является не наказанием, а только мерой, способствующей его применению.
В практике государств более распространены случаи, когда требуют и передают не осужденное лицо, а лишь обвиняемое в совершении преступления, поэтому необходимо доказать виновность выданного подозреваемого лица. В этой связи возникает один из достаточно сложных процессуальных вопросов института экстрадиции, а именно о проверке обоснованности выдвигаемого обвинения со стороны государства, от которого требуют выдачи.
Правовыми основаниями экстрадиции являются многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами международных преступлений и преступлений международного характера (например, Конвенция о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечества 1968 г.; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. и др.), региональные и двухсторонние соглашения о правовой помощи (например, Конвенция Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Конвенция Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 г.; Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.; Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ и Литовской Республикой 1992 г. и др.), национальные законодательства.