Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18272

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Государства – участники Конвенции взяли на себя обязательство распространить и на лиц, подделывающих денежные знаки, договоры о выдаче преступников (ст. 10). Выдача осуществляется в соответст­вии с законодательством страны, к которой обращено требование о выдаче. В соответствии с положениями Конвенции ее участники обязаны оказывать помощь заинтересованным государствам в розыс­ке скрывшихся в других странах изготовителей, сбытчиков денеж­ных знаков и их соучастников.

Поддельные денежные знаки, а также всякого рода технические приспособления и иные предметы, предназначенные для целей фаль­шивомонетничества по смыслу Конвенции, подлежат изъятию и конфискации. Они должны быть переданы по соответствующему требованию либо правительству, либо эмиссионному банку страны, о денежных знаках которой идет речь. Вещественные же доказатель­ства приобщаются к материалам уголовного дела в той стране, где осуществляется преследование преступника; образцы поддельных денежных знаков должны также передаваться рассматриваемому ни­же национальному особому центральному бюро (ст. И). Этот орган призван вести дознание по делам о фальшивомонетничестве в рамках национального законодательства в тесном контакте с эмиссионными органами, с милицейскими (полицейскими) властями внутри страны, с центральными бюро других стран (ст. 12).

Центральное бюро каждой страны должно аккумулировать все сведения, которые могут способствовать розыску преступников, совершивших подделку денежных знаков. Центральные бюро раз­личных стран должны поддерживать оперативную связь непосред­ственно между собой (ст. 13). Однако в настоящее время все вопросы международного сотрудничества в области борьбы с фальшивомо­нетничеством осуществляются в рамках Интерпола (Международной организации уголовной полиции), который имеет в Гааге специальный отдел, занимающийся регистрацией и идентификацией под­делок.

Женевская конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 года, несомненно, играет большую роль в борьбе с рассматри­ваемым опасным видом преступлений международного характера. В то же время для современного периода международных отношений и состояния внутригосударственных финансово-экономических про­цессов объект этого договора неопределенно узок, так как касается только денежных знаков. В настоящее время не меньшую опасность представляет подделка ценных бумаг, в том числе векселей, аккре­дитивов, чеков, знаков почтовой оплаты, а также штампов, печатей, бланков и пр. Однако положения Конвенции не охватывают эти пре­ступные деяния. К числу ее недостатков следует отнести отсутствие требования о наказуемости вывоза поддельных денежных знаков. Указанные пробелы международно-правового документа восполняют национальное законодательство и двусторонние соглашения го­сударств.


Россия, будучи правопреемником СССР, является участницей Конвенции 1929 года и установила в Уголовном кодексе РФ уголов­ную ответственность за изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186).

В ст. 186 УК РФ установлено:

«1. Изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или цен­ных бумаг в иностранной валюте –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.

2. Те же деяния, совершенные в крупном размере либо лицом, ранее судимым за изготовление или сбыт поддельных денег или цен­ных бумаг, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоя­щей статьи, совершенные организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадца­ти лет с конфискацией имущества».

Данная уголовно-правовая норма по сравнению со ст. 87 УК РСФСР («Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг») расширяет предмет преступления, включая в него изготов­ление и сбыт не только государственных, но и иных ценных бумаг, а также изменяет перечень квалифицирующих признаков. Цель рас­сматриваемой статьи заключается в приведении уголовных законо­положений в соответствие с нормами международного права, направленными на борьбу с фальшивомонетничеством, а также с современ­ными социально-экономическими реалиями, а именно охраной ука­занных в статье денег и ценных бумаг.

Согласно ст. 142 Гражданского кодекса РФ, ценной бумагой яв­ляется документ установленной формы и с обязательными реквизита­ми, удостоверяющий имущественные права, осуществление или пере­дача которых возможна только при его предъявлении.

В соответствии со ст. 143 ГК устанавливается открытый перечень ценных бумаг, к которым относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитивный и сберегательный сертифи­каты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коноса­мент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими по­рядке отнесены к числу ценных бумаг.

Под иностранной валютой понимаются металлические и бумажные деньги, имеющие хождение в каком-либо иностранном государстве (доллары, экю, фунты стерлингов, франки, марки, форинты и т.д.). Изготовлением поддельных денег или ценных бумаг являются как частичная их подделка, так и полное изготовление денег и ценных бумаг, при котором обеспечивается их достаточное сходство с под­линными денежными знаками или ценными бумагами по форме, цвету и другим показателям. Изготовление денежных знаков подпа­дает под признаки ст. 186 УК РФ при условии, если эти действия со­вершаются с целью сбыта изготовленных таким путем денег и ценных бумаг.


Оконченным это преступление считается с момента полного изготовления денежного знака, металлической монеты или ценной бумаги, независимо от того, были ли они сбыты. Преступление со­вершается только с прямым умыслом. При сбыте поддельных знаков лицом, которое не изготовляло их, виновный действует с прямым или косвенным умыслом. Он может сознавать или сознательно допускать, что деньги или ценные бумаги, которыми он обладает, фальшивые. Сбыт поддельных денег или ценных бумаг означает выпуск их в обращение в форме уплаты за товары и услуги, возвращения ссуды (кредита), дарения и т.д. Сбыт считается оконченным с момента еди­ничного их использования или передачи.

Рассматриваемая статья устанавливает два вида квалификацион­ных признаков: 1) совершение деяния в крупном размере либо ли­цом, ранее судимым за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; 2) совершение деяния организованной группой. Круп­ный размер признается судом с учетом нарицательной стоимости денег и ценных бумаг, объема преступной деятельности по их изго­товлению и сбыту.

Изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг, когда эти действия совершаются разными лицами, для каждого из них образует самостоятельный состав преступления, квалифицируемого по ст. 186 УК РФ. Если же поддельные денежные знаки сбывает то же лицо, которое их изготовило, в его действиях имеется состав одного пре­ступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Следует подчеркнуть, что для состава рассматриваемого преступ­ления необходимо, чтобы сбывались поддельные денежные знаки. При этом не имеет значения, были ли эти знаки изготовлены другим лицом с целью или без цели сбыта. Если под видом денежного знака сбывается какой-либо предмет, не являющийся поддельным, лицо виновно не в фальшивомонетничестве, а в мошенничестве (ст. 159 УК РФ).

Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, пред­ставляет собой посягательство на нормальное функционирование денежной системы, нормальный товарооборот, сферу услуг и т.д. По­этому изготовление и сбыт поддельных денежных знаков, не нахо­дящихся в обращении, должны квалифицироваться как мошенниче­ство (ст. 159 УК РФ).

8. Выдача преступников (экстрадиция)

Выдача преступников (экстрадиция) является одним из древних и сложных институтов международного права в борьбе с преступле­ниями международного характера, так как непосредственно касается суверенитета заинтересованных государств. Будучи одной из сторон сотрудничества государств в рассматриваемой области, формой правовой помощи в осуществлении правосудия, экстрадиция непос­редственно затрагивает в большинстве случаев интересы двух госу­дарств, одно из которых передает преступника, а другое – прини­мает. В тех случаях, когда преступника никто не принимает, а ему запрещено проживать в пределах определенного государства, можно говорить о высылке, а не о выдаче. При этом на первых этапах своего существования выдача преступников понималась вовсе не как юри­дический институт о правовой помощи, а как одно из средств реа­лизации государственной политики.


Со временем правовые основания выдачи получили определенное развитие, однако юридическое регулирование этого института и в настоящее время еще не всегда достаточно совершенно.

Выдача как акт правовой помощи предполагает множественность юридических действий в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процес­суального законодательства.

Выдача преступников (экстрадиция) представляет собой со­гласованный между заинтересованными государствами на осно­ве норм международного права акт правовой помощи, заключающийся в передаче физического лица, совершившего преступление международного характера, другому государству в целях при­влечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вступившего в силу приговора в отношении данного лица.

Приведенное определение свидетельствует о том, что все вопро­сы, касающиеся выдачи преступников, относятся исключительно к внутренней компетенции государства, на территории которого нахо­дится преступник. Только государства заключают международные договоры о выдаче, принимают по этим вопросам внутригосудар­ственные акты, осуществляют межгосударственную практику по во­просам экстрадиции.

В настоящее время является общепризнанным положение о том, что выдача преступников – это право государства, а не его обя­занность. Только оно в силу своего территориального верховенства вправе решать вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, находящихся на его территории, с учетом национального зако­нодательства. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора, и то с определенными условностями, рассматриваемыми ниже. Выдача предполагает после­дующее привлечение к уголовной ответственности выдаваемого лица, и она возможна только после совершения преступления. Это лицо может быть привлечено к уголовной ответственности и осуждено лишь за то преступление, которое явилось правовым основанием для его выдачи.

Следовательно, государство, направляя требование о выдаче, бе­рет на себя обязательство не привлекать к уголовной ответственно­сти и не подвергать наказанию лицо за те преступные деяния, за ко­торые выдача не была произведена. Государство, осуществляющее выдачу, может оговорить, что оно соглашается выдать преступника лишь за определенный круг преступных деяний. К примеру, в п. 1 ст. 14 Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 го­да указано: «Любое лицо, которое было выдано, не подвергается пре­следованию, приговору или задержанию в целях исполнения при­говора или распоряжения о задержании за любое правонарушение, совершенное до его выдачи, кроме правонарушения, в связи с кото­рым оно было выдано». При этом гарантируется, что личная свобода такого лица ни по каким причинам не ограничивается (разумеется, после отбытия наказания за преступление, явившееся основанием для его выдачи), кроме следующих случаев:


  1. когда сторона, выдавшая его, на это согласна;

  2. когда это лицо, имея возможность покинуть территорию сто­роны, которой оно было выдано, не сделало этого в течение 45 дней после своего окончательного освобождения или возвратилось на эту территорию после того, как покинуло ее.

В то же время презюмируется, что «запрашивающая Сторона мо­жет, однако, принять любые меры для выдворения соответствующего лица за пределы своей территории или любые меры, необходимые, согласно его закону, для предотвращения любых юридических по­следствий истечения срока давности, включая судебное разбиратель­ство в отсутствие обвиняемого» (п. 2 ст. 14).

Как мы видим, в этой Конвенции нашло свое закрепление и пра­вило в отношении выданного лица, оправдываемое «не законом, а обстоятельствами».

Правонарушения, связанные с гражданско-правовой и админист­ративно-правовой ответственностью, не могут служить основанием для постановки вопроса о выдаче того или иного физического лица.

Положительное решение требования о выдаче лица, совершивше­го преступление международного характера, как правило, означает, что запрашиваемое государство считает преступным деяние, совер­шенное данным лицом. Конечно, сам факт выдачи является не нака­занием, а только мерой, способствующей его применению.

В практике государств более распространены случаи, когда требу­ют и передают не осужденное лицо, а лишь обвиняемое в совершении преступления, поэтому необходимо доказать виновность выданного подозреваемого лица. В этой связи возникает один из достаточно сложных процессуальных вопросов института экстрадиции, а имен­но о проверке обоснованности выдвигаемого обвинения со стороны государства, от которого требуют выдачи.

Правовыми основаниями экстрадиции являются многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами международных преступ­лений и преступлений международного характера (например, Кон­венция о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечества 1968 г.; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Монреаль­ская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и пси­хотропных веществ 1988 г. и др.), региональные и двухсторонние соглашения о правовой помощи (например, Конвенция Совета Ев­ропы о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Конвенция Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 г.; Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.; Договор о право­вой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ и Литовской Республикой 1992 г. и др.), национальные законодательства.