Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18769
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Согласно Международной конвенции 1923 года о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, государства обязались сотрудничать в пресечении распространения порнографических материалов, в том числе их ввоза и вывоза за пределы государственных границ.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 110 (II) 1947 года предлагает государствам предпринять шаги для содействия всеми имеющимися в их распоряжении средствами информации и пропаганды дружественным отношениям между государствами на основе целей и принципов Устава ООН и для поощрения распространения всей информации, предназначенной для выражения несомненного желания мира всеми народами.
Согласно Декларации ООН 1965 года о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, все средства воспитания, образования и информирования молодежи должны способствовать распространению среди молодежи идеалов мира, гуманизма, свободы и международной солидарности, а также всех других идеалов, способствующих сближению народов.
В 1978 году была принята Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне. В этом документе отмечается, что посредством более широкого распространения всей информации, касающейся всемирно признанных целей и принципов, средства массовой информации эффективно способствуют укреплению мира и международного взаимопонимания. В ней подчеркивается необходимость того, чтобы поощрялись и развивались двусторонние и многосторонние обмены информацией между всеми государствами, в частности между государствами с различными экономическими и социальными системами.
Принципы НТВ, принятые ООН в 1982 году, исходят из применимости к этой деятельности международного права, включая Устав ООН, а также из необходимости ее совместимости с суверенными правами государств, включая принцип невмешательства, с развитием взаимопонимания и укреплением дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами и народами в интересах поддержания международного мира и безопасности.
Опасность негативного идеологического влияния через средства массовой информации привела к принятию Генеральной Ассамблеей ООН в 1952 году Конвенции о международном праве опровержения (вступила в силу в 1962 г.)- Конвенция обязывает государства-участники передавать своим корреспондентам и информационным агентствам опровержение, поступившее от другого государства, на опубликованные или распространенные сведения, являющиеся ложными или искаженными и могущие причинить ущерб его престижу или отношениям с другими государствами.
Европейские государства придают большое значение воздействию телевещания на мораль, нравственность и общественное мнение.
В рамках Совета Европы подписана специальная Конвенция о трансграничном телевидении 1989 года.
Соглашение о создании СНГ 1991 года предусматривает предоставление государствами-членами гарантий свободы передачи информации в рамках Содружества (ст. 5). Устав СНГ содержит положение о содействии развитию общего информационного пространства (ст. 19).
Другие регионы также развивают сотрудничество в данной сфере. В 1973 году был создан пул информационных агентств развивающихся стран.
4. Отраслевые принципы международного права массовой информации
Наличие отраслевых принципов – это основное свидетельство целесообразности выделения той или иной группы норм в отрасль международного права.
Изложенная выше совокупность норм международного права и практика их применения позволяют сформулировать ряд специальных принципов, регулирующих международное использование средств массовой информации.
Каждое государство имеет право на распространение массовой информации за пределами своих границ.
Государства обязаны воздерживаться от распространения и пресекать распространение ряда антидемократических, реакционных идей, таких как пропаганда войны, расовая дискриминация, апартеид, порнография и др.
Государства обязаны воздерживаться от использования и пресекать использование национальных средств массовой информации для вмешательства во внутренние дела государств и от клеветнических кампаний, оскорбительной или враждебной пропаганды в отношении других государств.
Государства обязаны поощрять распространение прогрессивных общедемократических идей.
Государства вправе противодействовать распространению через средства массовой информации идей, противоречащих основным принципам международного права.
Все народы имеют право на свободный доступ к сведениям, распространяемым с помощью средств массовой информации.
Все государства имеют право развивать свои средства массовой информации и использовать их в трансграничном масштабе.
Государства обязаны осуществлять контроль за деятельностью национальных органов массовой информации, распространяющих идеи и сведения за границей.
В России с 1 августа 1990 г. действует Закон СССР о печати и других средствах массовой информации (подписан Президентом СССР 12 июня 1990 г.).
5. Международно-правовой статус журналистов
Журналисты не могут претендовать на дипломатические привилегии и иммунитеты, поскольку не осуществляют представительских функций от имени государства своего гражданства. Обычно они аккредитуются при местных информационных агентствах по соглашениям между такими агентствами.
Вместе с тем существует всеобщее понимание большой роли журналистов в деле развития отношений между странами и народами. Поэтому государства – участники СБСЕ в Итоговом документе Мадридской встречи 1983 года согласились с необходимостью улучшать условия работы журналистов, что и предусмотрено в Заключительном акте СБСЕ 1975 года, путем выдачи им въездных виз без чрезмерной задержки, выдачи многократных виз сроком на один год и облегчения поездок по стране.
С другой стороны, на самих журналистах лежит большая моральная ответственность за то, какое влияние их работа оказывает на климат в отношениях между народами. Соответственно, многие национальные организации средств массовой информации принимают так называемые кодексы профессиональной этики журналистов. Однако попытка Международной организации журналистов (МОЖ), существующей с 1946 года, выработать единый международный кодекс поведения для журналистов успехом не увенчалась. МОЖ среди прочих целей занимается и защитой прав журналистов.
Следует признать, что журналисты, находящиеся в зонах вооруженных конфликтов, часто оказываются их жертвами. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны в ст. 79 предусматривает специальные меры по защите журналистов. Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица, то есть некомбатанты. Они пользуются защитой в соответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительным протоколом 1977 года. Журналисты могут получать удостоверение личности единого международного образца, которое приводится в приложении к Протоколу. Удостоверение выдается правительством государства гражданства журналиста или государством национальности информационного агентства, в котором журналист работает. Этот документ удостоверяет статус его предъявителя как журналиста.
В России права и обязанности журналистов регламентируются Законом СССР о печати и других средствах массовой информации от 12 июня 1990 г.
Глава 20
Религия
и международное право
1. Мировые религии и их роль в международных отношениях и дипломатии
В современных международных отношениях все определеннее проявляет себя религиозный фактор, связанный с непосредственным участием в мировой политике различных религиозных объединений и организаций.
В основном они принадлежат к мировым религиям – христианству, исламу и буддизму. Мировые религии – это религиозные конфессии, имеющие, в отличие от национальных религий, надгосударственный, наднациональный характер и отличающиеся масштабностью своего распространения в мире.
Христианство, возникшее в Палестине на рубеже первого тысячелетия в результате проповеди Иисуса Христа, в настоящее время состоит из трех основных ветвей – католиков (около 1 млрд.), протестантов различных конфессий (около 400 млн.) и православных (более 200 млн.). Оно получило официальную легитимизацию после принятия римским императором Константином Великим в 313 году Миланского эдикта о веротерпимости и о признании христианства в качестве универсальной религии Римской империи.
В 1054 году первоначально единая Вселенская христианская церковь разделилась на две части: православную и римско-католическую. В XVI веке от римско-католической церкви отделились протестантские деноминации. Однако, несмотря на эти разделения, основные религиозно-правовые и морально-этические нормы, которые определяют деятельность христианских церквей и объединений, в международных делах во многом совпадают между собой и восходят к общим источникам. Это, прежде всего, Священное Писание (книги Ветхого и Нового Заветов), церковное предание и обычаи, постановления международных и национальных собраний духовенства, а также внутренние правовые нормы церкви (каноническое право).
Для протестантских церквей основными источниками церковного права служат: у лютеран – Аугсбургское исповедание 1530 года и его апология 1531 года, Шмалькальденские артикулы 1537 года, Катехизисы М. Лютера – Малый и Большой 1528 и 1529 годов, а у реформаторов – Гейдельбергский катехизис 1562 года.
Ислам (или мусульманство) возник в VII веке на Аравийском полуострове. Его основатель – «пророк и посланник Аллаха» Мухаммед (ок. 570-632 гг.), через которого, по мусульманским представлениям, Аллах передал людям текст Священной книги – Корана.
В современном мире насчитывается около 900 млн. мусульман, проживающих в 120 различных странах. В государствах, образовавшихся на пространстве бывшего СССР, ислам исповедуют около 32 млн. человек.
Ислам разделен на два основных направления: сунниты (более 800 млн.) и шииты (ок. 96 млн.). Существуют также немногочисленные отдельные ответвления харитжитов (ок. 3 млн.).
Буддизм (около 300 млн. верующих) распространен в Индии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме и ряде других азиатских государств. Буддизм возник в Индии в VI-V веках до н.э. Его основатель – Сидд-хартхе Гаутаме Шакья-Муни, известный под именем Будды. В основе буддизма лежат представления по преимуществу морально-этического характера. В нем (за исключением ламаизма в Тибете) отсутствуют организованные иерархические структуры, однако отдельные общины образуют национальные объединения.
К числу наиболее многочисленных национальных религий принадлежат индуисты – более 600 млн. верующих.
Как свидетельствует практика мировой политики и дипломатии, религиозно-правовой и морально-этический потенциал мировых религий, а в ряде случаев и национальных религиозных конфессий в состоянии оказывать подчас значительное воздействие на политические и этно-социальные процессы, а также на межгосударственные отношения как в общемировом масштабе, так и в различных регионах мира.
В условиях ускорения глобализации мировых процессов и роста тенденций к взаимозависимости в международных отношениях религиозный фактор проявляет себя также как важное средство самоидентификации отдельных стран, межгосударственных союзов и объединений. Так, к примеру, в Федеральном законе Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» (вступил в силу 1 октября 1997 г.) содержится положение о признании особой роли православия в истории России и об уважении христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Христианские ценности в широком смысле этого понятия принимались в расчет при создании Европейских сообществ, а также выработке Хельсинкских документов СБСЕ. Религиозные принципы исламской солидарности являются основой многих объединений и союзов исламских государств, а буддистско-синтаистские представления сказываются на деятельности межгосударственных и иных объединений стран Азии и бассейна Тихого океана.
Воздействие религиозно-правовых доктрин выражается в преодолении сугубо государственнических подходов к международному праву и международным отношениям и в выдвижении на одно из главных мест проблемы человека, защиты его прав и свобод.
Религиозно-правовые и морально-этические принципы мировых религий (единство человеческого рода, равенство верующих перед Богом независимо от их этнической или сословной принадлежности, миролюбие и отрицание насилия, концепция всеобщего блага) объективно укрепляют тенденцию к универсализации современного международного права, особенно его координирующую и регулирующую функции.
Вместе с тем оборотной стороной активизации религиозного фактора являются такие побочные явления, как религиозный фундаментализм, нетерпимость, религиозная экспансия (прозелитизм), могущие нарушить, особенно на региональном уровне, международную стабильность.
2. Понятие и источники международно-правового регулирования деятельности религиозных объединений и организаций
Попытки международно-правового регулирования религиозной и церковной деятельности предпринимались практически с момента возникновения современного международного права. Так, в Вестфальских мирных договорах (24 октября 1648 г.) гарантировалось равноправие трех религиозных вероисповеданий: кальвинистов, католиков и лютеран, а также содержались правовые нормы, касающиеся территориального церковного устройства и распределения церковной собственности.