Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18760
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 59 (I) от 14 декабря 1946 г. отмечалось, что «свобода информации, безусловно, требует от тех, кто пользуется ее привилегиями, желания и умения не злоупотреблять ими».
Провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года право и свобода каждого человека «искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» (ст. 19) не могут быть абсолютными. В ст. 29 Всеобщей декларации признается, что при осуществлении прав и свобод человек может подвергаться ограничениям. Критериями таких ограничений являются несколько факторов: они должны быть установлены законом; они могут устанавливаться исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года добавляет к этому перечню право законодательного ограничения свободы информации «для охраны государственной безопасности», «здоровья или нравственности населения».
Вполне очевидно, что распространение массовой информации за пределы границ государства местонахождения источника информации предполагает и международно-правовое ограничение свободы информации.
Выступая против односторонних потоков трансграничной массовой информации, развивающиеся страны ставят в Комитете ООН по информации и в ЮНЕСКО вопрос о более сбалансированном и справедливом мировом информационном и коммуникационном порядке.
Помимо содержательного аспекта существует и важный технический аспект в сфере международного использования средств массовой информации. Не будь международного сотрудничества в деле использования радиоволн, радиостанции замолкли бы под тяжестью взаимных помех, а тиражируемая продукция не достигала бы зарубежного потребителя из-за таможенных барьеров. Поэтому государства заключают многосторонние и двусторонние договоры, организующие международные потоки обменов информационными материалами. Насчитывается свыше 50 многосторонних актов договорного и рекомендательного характера, регулирующих международные обмены массовой информацией.
Международное право не исходит исключительно из охранительных и координирующих функций в сфере распространения массовой информации. Не менее важна в этой области и обеспечительная функция международного права, которое исходит из необходимости расширения международных обменов массовой информацией, содействия взаимопониманию между странами, прогрессу мировой цивилизации, демократизации системы международных отношений.
2. Международно-правовое регулирование технических аспектов распространения массовой информации
Вопросы ввоза и вывоза тиражированной продукции массовой информации из страны в страну регулируются главным образом таможенным законодательством. Вместе с тем имеется ряд международных договоров.
В 1954 году вступило в силу принятое в 1949 году в рамках ЮНЕСКО Соглашение об облегчении международных обменов визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера, которое предусматривает взаимное предоставление его участниками таможенных льгот на ввоз указанных материалов.
Конвенция 1958 года о международном обмене изданиями регулирует обмен между государствами изданиями просветительно-культурного и научно-технического характера. Ее участники взяли на себя обязательство поощрять и облегчать обмен изданиями как между правительственными органами, так и между неправительственными просветительными, научно-техническими и культурными учреждениями, не преследующими коммерческие цели. По Конвенции, обмены осуществляются через национальные центры книгообмена. Государства согласились освободить свои центры от уплаты таможенных пошлин и обеспечить благоприятные условия при выполнении таможенных формальностей. Конкретные вопросы обменов подлежат урегулированию в двусторонних соглашениях.
Конвенция 1958 года об обмене официальными изданиями и правительственными документами предусматривает обмен между участниками на двусторонней основе правительственными вестниками, парламентскими отчетами, административными изданиями, внутригосударственными библиографиями и справочниками, сборниками законодательных постановлений и судебных решений.
Государства – участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе выразили в Заключительном акте 1975 года намерение способствовать улучшению распространения на их территории газет и печатных изданий, периодических и непериодических, из других государств-участников на основе заключения между их фирмами и компетентными организациями соответствующих соглашений и контрактов.
Сложнее обстоит дело с распространением массовой информации с помощью электросвязи. Сигналы радиоволн достигают иностранных территорий, минуя таможенные и пограничные барьеры. То же самое относится к международному телевизионному вещанию через искусственные спутники Земли и к компьютерным информационным сетям.
Распространение массовой информации с помощью этих каналов чаще всего не поддается контролю со стороны государства, на территории которого население получает информацию. С другой стороны, важно обеспечить техническую совместимость передающей и принимающей аппаратуры, а также исключить взаимные помехи. Поэтому в этой области особенно большое значение имеет принцип международного сотрудничества.
С появлением широковещательной техники на рубеже XIX и XX столетий встал вопрос о международном урегулировании использования радиочастот во избежание причинения взаимных помех передающими станциями. Берлинская конвенция 1906 года учредила Международный радиотелеграфный союз, а в 1932 году на Мадридской конференции был создан Международный союз электросвязи (МСЭ), являющийся ныне одним из специализированных учреждений ООН. В 1992 году в Женеве были приняты ныне действующие Устав и Конвенция Международного союза электросвязи. Целями МСЭ являются обеспечение и расширение международного сотрудничества с целью усовершенствования и рационального использования всех видов электросвязи, содействие развитию технических средств и их наиболее эффективной эксплуатации, предоставление технической помощи, содействие распространению новых технологий и использованию служб электросвязи с целью облегчения мирных отношений и др.
Использование средств электросвязи регулируется Административными регламентами, которые относятся к основным документам
МСЭ и обязательны для соблюдения всеми его членами. Это Регламент международной электросвязи и Регламент радиосвязи.
МСЭ осуществляет распределение радиочастотного спектра, выделение радиочастот и регистрацию присвоений радиочастот и соответствующих позиций на орбите геостационарных спутников таким образом, чтобы избежать вредных помех между радиостанциями различных стран. Он также облегчает международную стандартизацию электросвязи.
Основные документы МСЭ должны соблюдаться не только государствами-членами, но и эксплуатационными организациями, которые получают у государства разрешение на создание и эксплуатацию службы электросвязи и участвуют в международных службах (например, в системе международной морской спутниковой связи ИНМАРСАТ).
Высший орган МСЭ – Полномочная конференция, созываемая раз в четыре года. Она избирает Совет МСЭ, являющийся ее руководящим органом, в составе 43 членов. Она также избирает генерального секретаря, его заместителя и директоров Бюро секторов, а также членов Радиорегламентарного комитета в составе 9 человек.
В МСЭ образовано три сектора – Сектор радиосвязи, Сектор стандартизации электросвязи и Сектор развития электросвязи.
Помимо Полномочной конференции по линии каждого из трех секторов проводятся соответствующие всемирные и региональные конференции и ассамблеи.
Радиорегламентарный комитет осуществляет важнейшую функцию – регистрацию частотных присвоений, сделанных членами МСЭ. По Регламенту радиосвязи все частоты распределены по районам, зонам и категориям служб (радиовещательная, спутниковая, воздушная подвижная, морская подвижная и др.). Присвоение частоты – это заявление государства о намерении осуществлять работу установки электросвязи на определенной частоте, с определенной мощностью излучения и в определенное время. Присвоение частоты регистрируется, если это не создает помех ранее зарегистрированным установкам.
Возникающие споры разрешаются сторонами с помощью взаимно согласованного способа, а при недостижении согласия по этому вопросу – путем арбитража. Решение арбитража является окончательным и обязательным.
В отношении военного радиооборудования члены МСЭ сохраняют полную свободу (ст. 48 Устава МСЭ).
В приложении к Уставу содержится ряд важных определений. Радиовещательная служба – это служба радиосвязи, передачи которой предназначены для непосредственного приема населением (передача звука, телевидения или другие виды передачи). Международная служба электросвязи – это служба электросвязи между предприятиями или станциями электросвязи любого типа, находящимися в разных странах или принадлежащими разным странам. Электросвязь – это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по радио, проводной, оптической или другим электромагнитным системам.
Члены МСЭ имеют право прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия (ст. 34 Устава).
Документы МСЭ учтены в «Правилах оказания услуг телефонной связи», утвержденных Постановлением Правительства России 26 сентября 1997 г., а также в Федеральном законе РФ о связи от 16 февраля 1995 г.
Появление искусственных спутников Земли создало переворот в технике электросвязи, сделав ее более дешевой и надежной. МСЭ стал заниматься также техническими аспектами космической электросвязи, в том числе распределением точек стояния спутников на геостационарной орбите. Статья 44 Устава МСЭ устанавливает, что радиочастоты и орбита геостационарных спутников являются ограниченными естественными ресурсами, которые надлежит использовать эффективно, рационально и экономно, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и к этим частотам разным странам или группам стран с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых стран.
По Регламенту радиосвязи радиовещательная спутниковая служба определяется как служба радиосвязи, в которой сигналы, передаваемые или ретранслируемые космическими станциями, предназначены для непосредственного приема населением (НТВ). 10 декабря 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 37/92, содержащую «Принципы, регулирующие использование государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания», в которой подчеркивается, что служба международного НТВ с помощью спутников может создаваться только на основе специальных на то соглашений, согласующихся с надлежащими документами МСЭ, и в соответствии с принятыми принципами НТВ.
В 1974 году в Брюсселе была подписана Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники. Цель Конвенции – предотвратить несанкционированную ретрансляцию для населения телевизионных программ, передаваемых через спутник и предназначенных только для приема заранее определенными (фиксированными) станциями. Участники Конвенции обязались предотвращать распространение на своей территории сигналов теми органами, для приема которыми сигналы не предназначены.
В 1965 году было заключено Соглашение о предотвращении вещания со станций за пределами национальных территорий. Оно предусматривает борьбу с распространением «пиратской» недобросовестной рекламы с борта морских судов, находящихся в открытом море.
3. Международно-правовая регламентация содержания массовой информации
Современное международное право запрещает распространение определенных идей и поощряет распространение других.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 110 (И) от 3 ноября 1947 г. осуждает любую форму ведущейся в любой стране пропаганды, имеющей целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 127 (II) от 15 ноября 1947 г. предлагала государствам принимать меры для борьбы с распространением ложных или извращенных известий, которые могут повредить дружественным отношениям между государствами. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года устанавливает в ст. 20, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом.
Женевская конвенция 1936 года об использовании радиовещания в интересах мира запрещает государствам вести со своей территории радиовещание, которое могло бы побудить население одной страны к действиям против внутреннего порядка или безопасности другой страны. Она обязывает участников принимать меры к прекращению подобного вещания на своей территории, равно как и следить за тем, чтобы передачи их радиостанций не призывали к войне или к действиям, могущим повести к ней. Конвенция обязывает государства «издать для руководства правительственных радиослужб соответствующие инструкции и правила и обеспечить их выполнение такими службами», а также «включать соответствующие положения в уставы национальных учреждений, либо в условия деятельности любой концессионной компании, либо в правила, применимые к прочим частным предприятиям, и принимать необходимые меры по обеспечению выполнения таких положений любыми независимыми вещательными организациями».
СССР присоединился к этой Конвенции в 1983 году.
В принятой на Женевской конференции отдельной резолюции обращается внимание на необходимость проявлять особую сдержанность при радиовещании на языках тех народов, для которых предназначаются радиопередачи.
В Декларацию ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 года включено положение, признающее обязанность государства воздерживаться от любых клеветнических кампаний, оскорбительной или враждебной пропаганды с целью осуществления интервенции или вмешательства во внутренние дела других государств.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года обязывает ее участников запретить осуществление какими-либо лицами и организациями расовой дискриминации и осуждает всякую пропаганду, основанную на идеях или теориях расового превосходства.