Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18266

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 59 (I) от 14 декабря 1946 г. отмечалось, что «свобода информации, безусловно, требует от тех, кто пользуется ее привилегиями, желания и умения не злоупот­реблять ими».

Провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека 1948 го­да право и свобода каждого человека «искать, получать и распростра­нять информацию и идеи любыми средствами и независимо от госу­дарственных границ» (ст. 19) не могут быть абсолютными. В ст. 29 Всеобщей декларации признается, что при осуществлении прав и свобод человек может подвергаться ограничениям. Критериями та­ких ограничений являются несколько факторов: они должны быть установлены законом; они могут устанавливаться исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, обще­ственного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Статья 19 Международного пакта о гражданских и поли­тических правах 1966 года добавляет к этому перечню право законо­дательного ограничения свободы информации «для охраны государ­ственной безопасности», «здоровья или нравственности населения».

Вполне очевидно, что распространение массовой информации за пределы границ государства местонахождения источника информа­ции предполагает и международно-правовое ограничение свободы информации.

Выступая против односторонних потоков трансграничной мас­совой информации, развивающиеся страны ставят в Комитете ООН по информации и в ЮНЕСКО вопрос о более сбалансированном и справедливом мировом информационном и коммуникационном порядке.

Помимо содержательного аспекта существует и важный техничес­кий аспект в сфере международного использования средств массовой информации. Не будь международного сотрудничества в деле исполь­зования радиоволн, радиостанции замолкли бы под тяжестью взаим­ных помех, а тиражируемая продукция не достигала бы зарубежного потребителя из-за таможенных барьеров. Поэтому государства за­ключают многосторонние и двусторонние договоры, организующие международные потоки обменов информационными материалами. Насчитывается свыше 50 многосторонних актов договорного и реко­мендательного характера, регулирующих международные обмены массовой информацией.

Международное право не исходит исключительно из охранитель­ных и координирующих функций в сфере распространения массо­вой информации. Не менее важна в этой области и обеспечительная функция международного права, которое исходит из необходимости расширения международных обменов массовой информацией, содей­ствия взаимопониманию между странами, прогрессу мировой циви­лизации, демократизации системы международных отношений.

2. Международно-правовое регулирование технических аспектов распространения массовой информации


Вопросы ввоза и вывоза тиражированной продукции массовой информации из страны в страну регулируются главным образом та­моженным законодательством. Вместе с тем имеется ряд междуна­родных договоров.

В 1954 году вступило в силу принятое в 1949 году в рамках ЮНЕСКО Соглашение об облегчении международных обменов ви­зуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера, которое предусматривает взаимное предо­ставление его участниками таможенных льгот на ввоз указанных материалов.

Конвенция 1958 года о международном обмене изданиями регу­лирует обмен между государствами изданиями просветительно-куль­турного и научно-технического характера. Ее участники взяли на себя обязательство поощрять и облегчать обмен изданиями как между правительственными органами, так и между неправительственными просветительными, научно-техническими и культурными учреж­дениями, не преследующими коммерческие цели. По Конвенции, об­мены осуществляются через национальные центры книгообмена. Государства согласились освободить свои центры от уплаты тамо­женных пошлин и обеспечить благоприятные условия при выполнении таможенных формальностей. Конкретные вопросы обменов подлежат урегулированию в двусторонних соглашениях.

Конвенция 1958 года об обмене официальными изданиями и пра­вительственными документами предусматривает обмен между участ­никами на двусторонней основе правительственными вестниками, парламентскими отчетами, административными изданиями, внутри­государственными библиографиями и справочниками, сборниками законодательных постановлений и судебных решений.

Государства – участники Совещания по безопасности и сотруд­ничеству в Европе выразили в Заключительном акте 1975 года наме­рение способствовать улучшению распространения на их террито­рии газет и печатных изданий, периодических и непериодических, из других государств-участников на основе заключения между их фирмами и компетентными организациями соответствующих согла­шений и контрактов.

Сложнее обстоит дело с распространением массовой информации с помощью электросвязи. Сигналы радиоволн достигают иностранных территорий, минуя таможенные и пограничные барьеры. То же самое относится к международному телевизионному вещанию через искусст­венные спутники Земли и к компьютерным информационным сетям.

Распространение массовой информации с помощью этих каналов чаще всего не поддается контролю со стороны государства, на терри­тории которого население получает информацию. С другой стороны, важно обеспечить техническую совместимость передающей и прини­мающей аппаратуры, а также исключить взаимные помехи. Поэтому в этой области особенно большое значение имеет принцип между­народного сотрудничества.


С появлением широковещательной техники на рубеже XIX и XX столетий встал вопрос о международном урегулировании исполь­зования радиочастот во избежание причинения взаимных помех пе­редающими станциями. Берлинская конвенция 1906 года учредила Международный радиотелеграфный союз, а в 1932 году на Мадрид­ской конференции был создан Международный союз электросвязи (МСЭ), являющийся ныне одним из специализированных учрежде­ний ООН. В 1992 году в Женеве были приняты ныне действующие Устав и Конвенция Международного союза электросвязи. Целями МСЭ являются обеспечение и расширение международного сотрудни­чества с целью усовершенствования и рационального использования всех видов электросвязи, содействие развитию технических средств и их наиболее эффективной эксплуатации, предоставление техни­ческой помощи, содействие распространению новых технологий и использованию служб электросвязи с целью облегчения мирных от­ношений и др.

Использование средств электросвязи регулируется Администра­тивными регламентами, которые относятся к основным документам

МСЭ и обязательны для соблюдения всеми его членами. Это Регла­мент международной электросвязи и Регламент радиосвязи.

МСЭ осуществляет распределение радиочастотного спектра, вы­деление радиочастот и регистрацию присвоений радиочастот и со­ответствующих позиций на орбите геостационарных спутников та­ким образом, чтобы избежать вредных помех между радиостанциями различных стран. Он также облегчает международную стандартиза­цию электросвязи.

Основные документы МСЭ должны соблюдаться не только госу­дарствами-членами, но и эксплуатационными организациями, кото­рые получают у государства разрешение на создание и эксплуата­цию службы электросвязи и участвуют в международных службах (например, в системе международной морской спутниковой связи ИНМАРСАТ).

Высший орган МСЭ – Полномочная конференция, созываемая раз в четыре года. Она избирает Совет МСЭ, являющийся ее руково­дящим органом, в составе 43 членов. Она также избирает генерально­го секретаря, его заместителя и директоров Бюро секторов, а также членов Радиорегламентарного комитета в составе 9 человек.

В МСЭ образовано три сектора – Сектор радиосвязи, Сектор стандартизации электросвязи и Сектор развития электросвязи.

Помимо Полномочной конференции по линии каждого из трех секторов проводятся соответствующие всемирные и региональные конференции и ассамблеи.

Радиорегламентарный комитет осуществляет важнейшую функ­цию – регистрацию частотных присвоений, сделанных членами МСЭ. По Регламенту радиосвязи все частоты распределены по районам, зонам и категориям служб (радиовещательная, спутниковая, воздуш­ная подвижная, морская подвижная и др.). Присвоение частоты – это заявление государства о намерении осуществлять работу установ­ки электросвязи на определенной частоте, с определенной мощ­ностью излучения и в определенное время. Присвоение частоты ре­гистрируется, если это не создает помех ранее зарегистрированным установкам.


Возникающие споры разрешаются сторонами с помощью взаимно согласованного способа, а при недостижении согласия по этому во­просу – путем арбитража. Решение арбитража является окончатель­ным и обязательным.

В отношении военного радиооборудования члены МСЭ сохраня­ют полную свободу (ст. 48 Устава МСЭ).

В приложении к Уставу содержится ряд важных определений. Радиовещательная служба – это служба радиосвязи, передачи ко­торой предназначены для непосредственного приема населением (передача звука, телевидения или другие виды передачи). Междуна­родная служба электросвязи – это служба электросвязи между предприятиями или станциями электросвязи любого типа, находящимися в разных странах или принадлежащими разным странам. Электро­связь – это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по радио, проводной, оптической или другим электромагнит­ным системам.

Члены МСЭ имеют право прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия (ст. 34 Устава).

Документы МСЭ учтены в «Правилах оказания услуг телефонной связи», утвержденных Постановлением Правительства России 26 сен­тября 1997 г., а также в Федеральном законе РФ о связи от 16 февраля 1995 г.

Появление искусственных спутников Земли создало переворот в технике электросвязи, сделав ее более дешевой и надежной. МСЭ стал заниматься также техническими аспектами космической элект­росвязи, в том числе распределением точек стояния спутников на геостационарной орбите. Статья 44 Устава МСЭ устанавливает, что радиочастоты и орбита геостационарных спутников являются огра­ниченными естественными ресурсами, которые надлежит использо­вать эффективно, рационально и экономно, чтобы обеспечить спра­ведливый доступ к этой орбите и к этим частотам разным странам или группам стран с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых стран.

По Регламенту радиосвязи радиовещательная спутниковая служба определяется как служба радиосвязи, в которой сигналы, передавае­мые или ретранслируемые космическими станциями, предназначены для непосредственного приема населением (НТВ). 10 декабря 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 37/92, содержа­щую «Принципы, регулирующие использование государствами ис­кусственных спутников Земли для непосредственного телевизионно­го вещания», в которой подчеркивается, что служба международного НТВ с помощью спутников может создаваться только на основе спе­циальных на то соглашений, согласующихся с надлежащими доку­ментами МСЭ, и в соответствии с принятыми принципами НТВ.

В 1974 году в Брюсселе была подписана Конвенция о распрост­ранении несущих программы сигналов, передаваемых через спут­ники. Цель Конвенции – предотвратить несанкционированную ре­трансляцию для населения телевизионных программ, передаваемых через спутник и предназначенных только для приема заранее опре­деленными (фиксированными) станциями. Участники Конвенции обязались предотвращать распространение на своей территории сигналов теми органами, для приема которыми сигналы не предназ­начены.


В 1965 году было заключено Соглашение о предотвращении веща­ния со станций за пределами национальных территорий. Оно преду­сматривает борьбу с распространением «пиратской» недобросовест­ной рекламы с борта морских судов, находящихся в открытом море.

3. Международно-правовая регламентация содержания массовой информации

Современное международное право запрещает распространение определенных идей и поощряет распространение других.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 110 (И) от 3 ноября 1947 г. осуждает любую форму ведущейся в любой стране пропаган­ды, имеющей целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Резолюция Генеральной Ассамб­леи ООН 127 (II) от 15 ноября 1947 г. предлагала государствам при­нимать меры для борьбы с распространением ложных или извращен­ных известий, которые могут повредить дружественным отношениям между государствами. Международный пакт о гражданских и поли­тических правах 1966 года устанавливает в ст. 20, что всякая пропа­ганда войны должна быть запрещена законом.

Женевская конвенция 1936 года об использовании радиовещания в интересах мира запрещает государствам вести со своей территории радиовещание, которое могло бы побудить население одной страны к действиям против внутреннего порядка или безопасности другой страны. Она обязывает участников принимать меры к прекращению подобного вещания на своей территории, равно как и следить за тем, чтобы передачи их радиостанций не призывали к войне или к дей­ствиям, могущим повести к ней. Конвенция обязывает государства «издать для руководства правительственных радиослужб соответст­вующие инструкции и правила и обеспечить их выполнение такими службами», а также «включать соответствующие положения в уставы национальных учреждений, либо в условия деятельности любой кон­цессионной компании, либо в правила, применимые к прочим част­ным предприятиям, и принимать необходимые меры по обеспечению выполнения таких положений любыми независимыми вещательными организациями».

СССР присоединился к этой Конвенции в 1983 году.

В принятой на Женевской конференции отдельной резолюции обращается внимание на необходимость проявлять особую сдержан­ность при радиовещании на языках тех народов, для которых пред­назначаются радиопередачи.

В Декларацию ООН о недопустимости интервенции и вмешатель­ства во внутренние дела государств 1981 года включено положение, признающее обязанность государства воздерживаться от любых клеветнических кампаний, оскорбительной или враждебной пропаганды с целью осуществления интервенции или вмешательства во внутрен­ние дела других государств.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дис­криминации 1965 года обязывает ее участников запретить осущест­вление какими-либо лицами и организациями расовой дискримина­ции и осуждает всякую пропаганду, основанную на идеях или теориях расового превосходства.