Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18268

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

На Американском континенте действует ряд документов конвен­ционного характера по правам человека, среди которых центральное место занимает Межамериканская конвенция о правах человека.

Африканские страны, подчеркивая свою специфику как развиваю­щихся государств, приняли, в частности, Африканскую хартию прав человека и народов.

ОБСЕ накопила значительный опыт сотрудничества по гумани­тарным вопросам, важнейшей вехой которого был, без сомнения, Заключительный акт 1975 года.

Для Организации Исламская конференция характерен интерес к вопросам взаимоотношения прав человека и ислама, что, в частнос­ти, нашло отражение в Каирской декларации о правах человека по исламу 1990 года.

Значительный опыт в области прав человека накопил Совет Ев­ропы. Россия вступила в него в феврале 1996 года и приняла на себя соответствующие обязательства.

Система региональной защиты прав человека и основных свобод в рамках Совета Европы функционирует на основе целого ряда доку­ментов, и прежде всего обязательного конвенционного характера, центральным из которых является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, затем дополненная 11 про­токолами. Эти акты касаются предотвращения пыток, прав женщин и детей, рабочих-мигрантов и широкого круга других вопросов прав человека. Россия присоединилась к этой Конвенции в 1998 году.

Идет становление правозащитной деятельности и в Содружестве Независимых Государств. Из принятых в рамках этой региональной организации документов в области прав человека следует отметить Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.) и Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 г. (вступило в силу в ноябре 1994 г.).

8. Механизмы международного контроля за соблюдением прав человека

Хотя международные организации и органы уже в течение десяти­летий занимаются вопросами прав человека, очевидно, что успехов в этом направлении можно добиться только при эффективном между­народном контроле за их фактическим соблюдением.

В Секретариате ООН до 1997 года был Центр по правам человека, занимавшийся, в частности, и сбором информации из различных ис­точников о положении с правами человека в мире. С 1997 года его функции перешли к Отделу Верховного комиссара ООН по правам человека.

При нем и под эгидой Комиссии ООН по правам человека дейст­вует процедура рассмотрения частных жалоб на основе резолюции Экономического и Социального Совета 1503 от 27 мая 1970 г. Эта процедура имеет ряд особенностей. Она является универсальной, по­скольку не зависит от согласия государств, ею может воспользовать­ся гражданин любого государства.

В то же время, для того чтобы жалоба была рассмотрена, она долж­на отвечать некоторым определенным минимальным требованиям, при несоблюдении которых она будет признана неприемлемой.


Эта процедура – не судебная, и рассмотрение таких жалоб не имеет по существу серьезных последствий для соответствующих государств. Однако такое рассмотрение важно для определения ситуаций, когда имеют место систематические и грубые нарушения прав человека.

В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верхов­ного комиссара по правам человека. Этот вопрос дебатировался в ООН в течение нескольких десятилетий, но еще рано говорить о том, при­ведет ли деятельность комиссара, которым в настоящее время явля­ется бывший президент Ирландии М. Робинсон, к действительному улучшению прав человека в мире.

Контрольные механизмы по мониторингу состояния прав чело­века в тех или иных областях действуют и в специализированных учреждениях ООН. Наиболее последовательно эта работа ведется в МОТ, которая регулярно отслеживает через свои контрольные орга­ны положение с соблюдением трудовых прав в тех или иных странах.

Конвенции по правам человека универсального характера преду­сматривают, как уже отмечалось, представление и рассмотрение со­ответствующими комитетами экспертов на регулярной основе докла­дов о законодательных, судебных, административных и других мерах, принимаемых государствами-участниками с целью выполнения своих обязательств. Комитеты на основе такого рассмотрения принимают развернутые заключения и рекомендации. Эта процедура является глав­ной формой контроля за осуществлением соответствующих конвенций.

Вместе с тем в них заложены и другие контрольные функции и механизмы для достижения поставленных в этих международно-правовых актах целей.

Так, в некоторых из этих конвенций закреплена процедура, со­гласно которой государство может направлять жалобы, касающиеся действий других государств-участников. Например, по Международ­ной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 11) ею может воспользоваться любое государство-участник. Для этого предусматривается, в частности, создание согласительных орга­нов. Однако к этой процедуре государства практически не прибегают.

В то же время в Комитете по правам человека и других конвен­ционных органах значительное развитие получила контрольная функ­ция, связанная с рассмотрением частных жалоб. Последняя является, как уже отмечалось, факультативной и реализуется лишь после того, как согласие на рассмотрение жалоб своих граждан дало соответст­вующее государство.

При рассмотрении петиций международные конвенционные орга­ны руководствуются некоторыми критериями, и прежде всего прави­лом о том, что такие жалобы не рассматриваются, если петиционеры не исчерпали все доступные внутренние национальные средства го­сударства по правовой защите (это правило не действует в тех случа­ях, когда применение таких средств чрезмерно затягивается).


Рассмотрев петиции и разъяснения государств по этому поводу, эти органы могут делать предложения и рекомендации как лицам или группам лиц, их направивших, так и государствам-участникам. Данный характер процедуры дает основания считать ее полусудебной.

Однако недостатком ее функционирования является то, что на сегодняшний день такого рода петиции поступают почти исключи­тельно от жителей Западной Европы, где имеются определенный уровень правосознания населения и условия для функционирования такого механизма, хотя для этих стран и без того характерна высокая степень защиты прав человека.

К сожалению, государства, где в силу исторических и прочих обстоятельств уровень защиты прав населения невысок, или не дела­ют заявлений о присоединении к этим факультативным процедурам, или, если и делают их, их граждане ими не пользуются.

Развитой системой контрольных органов по правам человека обладает Совет Европы, в основе которой была деятельность Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. В ноябре 1998 года вступил в силу Протокол № 11 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, предусматривающий упразднение Комиссии и Суда и создание на их основе единого Европейского суда по правам человека.

В соответствии с этим Протоколом установлено безусловное право подачи петиций частными лицами. Теперь не надо будет ждать особого заявления государств–членов Совета Европы по это­му вопросу, как это имело место до настоящего времени.

Благодаря большой практике рассмотрения жалоб Европейский суд по правам человека стал значительным фактором правового развития и совершенствования системы защиты прав человека в Европе, а созданное им прецедентное право может использоваться государствами, недавно ставшими членами Совета Европы, и в част­ности Россией, для совершенствования своего законодательства и правоприменения.

9. Защита прав человека в законодательстве РФ

Конституция РФ 1993 года провозглашает, что «признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязан­ность государства» (ст. 2).

В главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» содержатся, наряду с признанием основных прав и свобод, важней­шие принципы их осуществления: права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепринятым прин­ципам и нормам международного права, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17), права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18), не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека (ст. 55).

В стране приняты новые Уголовный и Гражданский кодексы, в значительной мере отразившие происшедшие демократические пере­мены. Планируется принять новые уголовно-процессуальный и граж­данско-процессуальный кодексы, ратифицировать ряд конвенций, принятых Советом Европы, а также многие важнейшие конвенции МОТ.


В РФ создана новая общественно-политическая обстановка. Мно­гопартийный плюрализм, свобода слова, функционирование судов, в том числе для защиты прав человека, и другие проявления демокра­тии стали, несмотря на многие проблемы и трудности, каждодневной реальностью.

Действуют новые институты и органы защиты прав человека. В 1998 году было реализовано на основе Федерального конституцион­ного закона об Уполномоченном по правам человека в РФ от 26 фев­раля 1997 г. положение Конституции об учреждении этой должности.


Глава 19
Международное право массовой информации

1. Понятие международного права массовой информации

Международное право массовой информации это совокуп­ность специальных международных принципов и норм, регулирую­щих права и обязанности субъектов международного права в про­цессе использования (или санкционирования использования) средств массовой информации.

К средствам массовой информации относятся электросвязь (радиовещание, телевизионное вещание, передача информации по сетям компьютерной связи), а также распространение тиражирован­ной печатной, звуковой и визуальной продукции в виде книг, газет, журналов, грампластинок, магнитофонных пленок, кинолент, видео­магнитофонных пленок и т.п.

Ежедневно в мире издается свыше 400 млн. экземпляров газет, свыше 600 тыс. наименований книг, у населения имеется более 1 млрд. радиоприемников, более 500 млн. телевизоров, радиовещание ведут более 25 тыс. станций.

Многие вопросы международной массовой информации являются объектом межгосударственных правоотношений. Нормы данной от­расли права регламентируют как технические аспекты распростране­ния массовой информации, так и вопросы ее содержания.

Используется также термин «массовые коммуникации», который включает не только распространение информации, но и взаимные контакты между источниками информации и ее потребителями, то есть обратную информационную связь.

Массовая информация является важным средством формирова­ния национального и международного общественного мнения, неотъ­емлемым компонентом внутригосударственной и внешней политики. Использование средств массовой информации в международном масштабе неразрывно связано с идеологической борьбой.

Идеологическая борьба – это пропаганда не только преимуществ той или иной экономической и социальной системы. Она связана с попытками внушения массам населения религиозных воззрении, обоснованности проводимого государством внутриполитического и внешнеполитического курса, с распространением культуры, рекла­мой образа жизни, товаров и т.п. Поэтому ошибочно было бы считать, что с окончанием холодной войны прекратилась и идеологическая борьба. Другое дело, что идеологическая борьба соревнование идей не должны перерастать в политическую конфронтацию. Этому и долж­но способствовать, в частности, международное право.

Распространяемая информация не должна представлять собой вмешательство во внутренние дела суверенных государств, равно как и противоречить всем другим основным принципам международного права, которые лежат в основе международных отношений в любой области.

В свете изложенного без существенных оговорок нельзя согла­ситься с концепцией «свободного потока информации» на между­народном уровне. Независимость средств массовой информации не должна отрицать международную ответственность государств за дея­тельность своих национальных средств массовой информации на трансграничном уровне.