Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18264

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Положения, направленные на обеспечение свободы религиозной деятельности, включались в Парижский мирный договор 18(30) мар­та 1856 г., Берлинский трактат 1(13) июля 1878 г., Версальский мирный договор (28 июня 1919 г.) и в другие договоры Версальской системы (1919-1923 гг.).

Религиозные и церковные вопросы издавна занимали значитель­ное место в международно-договорной практике русских государств и Российской империи. Так, еще в договорах Великого Новгорода с Великим княжеством Литовским (ок. 1445 г.) затрагивались вопросы деятельности православной церкви на литовской территории и като­лического присутствия на «земле Новгородской».

Статус и права православной церкви были предметом целого ряда статей русско-польского Договора о «вечном мире» 6(16)1681 г.]. Положения и права православной церкви в Турецкой империи регулировались Кючук-Кайнарджийским мирным договором между Рос­сией и Турцией, подписанным 10(21) июля 1774 г. Заключенный уже при советской власти Рижский мирный договор между РСФСР, УССР и Польшей (18 марта 1921 г.) гарантировал выполнение религиозных обрядов и права религиозных меньшинств на территориях участни­ков договора в условиях полной свободы.

Проблемы религиозных свобод и церковной деятельности затра­гивались в ряде документов СНГ, а также в Договоре 1992 года между Российской Федерацией и Польшей.

В основе современного международно-правового регулирования участия религиозных организаций в международных отношениях в конечном счете лежат права на свободу религии и религиозную дея­тельность, зафиксированные в форме международно-правовых обяза­тельств или рекомендаций в таких международных документах, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г.), Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах (16 декабря 1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1 августа 1975 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дис­криминации на основе религиозных убеждений (25 ноября 1986 г.).

Нормативное содержание понятия свободы совести и свободы ре­лигии, в том виде как оно сложилось в настоящее время, предусмат­ривает возможность беспрепятственно исповедовать религию или убеждения; делать это как индивидуально, так и сообща с другими в публичном или частном порядке; в формах богослужения, пропо­веди, отправлений религиозных и ритуальных обрядов. Это право включает также свободу выбирать или менять религиозные убежде­ния либо не исповедовать никакой религии.

Любое ограничение свободы религии и религиозной деятельности должно быть совместимым с международными обязательствами кон­кретного государства и не противоречить общепризнанным нормам международного права. Такие ограничения могут устанавливаться в соответствии с государственными законами и только в случаях, не­обходимых в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия и согласия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.


Важное значение в плане конкретизации права на свободу рели­гии и религиозной деятельности, включая взаимоотношения между государством и религиозным объединением в области международ­ных отношений, имеет Итоговый документ Венской встречи 1989 го­да представителей государств – участников Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе.

В нем, в частности, впервые была изложена система мер, га­рантирующая функционирование религиозных объединений как самостоятельных церковных структур. Она, в частности, предусмат­ривала:

  • предоставление религиозным объединениям статуса, соответ­ствующего их внутреннему правопорядку, то есть религиозно-право­вым (каноническим) нормам;

  • право религиозных объединений организовываться в соответ­ствии со своей собственной иерархической и институционной струк­турой, выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, а также любым свобод­но достигнутым договоренностям между ними и их государствами;

  • содействие созданию климата взаимной терпимости и уваже­ния между верующими различных объединений, а также между ве­рующими и неверующими;

  • разрешение подготовки персонала в соответствующих учреж­дениях;

  • уважение права верующих и религиозных объединений приоб­ретать и использовать священные книги, религиозные издания на языке по своему выбору и другие предметы и материалы, относящие­ся к исповеданию религии или веры;

  • разрешение религиозным объединениям, организациям и уч­реждениям производить, импортировать и распространять религиоз­ные издания и материалы;

  • участие религиозных объединений и организаций в обществен­ном диалоге, в том числе через средства массовой информации;

  • право религиозного объединения или организации заниматься благотворительной деятельностью, испрашивать и получать добро­вольные финансовые и другие пожертвования.

Соблюдение сложившейся в современном международном праве системы религиозных прав и свобод, включающей право религиоз­ных объединений участвовать в международных отношениях, состав­ляет одну из основ современного международного правопорядка и гарантирует стабильность мирового сообщества.

3. Классификация и правовая природа религиозных организаций, участвующих в международных отношениях

Международные религиозные организации в зависимости от осо­бенностей их внутренних установлений и структуры, порядка обра­зования и территориальной сферы деятельности могут быть разделе­ны на три основные категории:

  • отдельные религиозные конфессии (церкви), которые пред­ставляют собой единую целостную систему с собственной иерархи­ческой структурой, носящей международный, надгосударственный характер. К таким организациям, к примеру, относятся Римскокатолическая церковь, располагающая независимым религиозно-административным центром – Ватиканом; Русская православная церковь, составляющие части которой (епархии) расположены на территориях Российской Федерации, Украины, Белоруссии, других стран СНГ, а также в Австрии, Аргентине, Бельгии, Великобрита­нии, Германии, Латвии, Эстонии и Японии; Восточные церкви (патриархаты), церковная юрисдикция которых охватывает как отдель­ные регионы, так и целые континенты;

  • межцерковные международные организации, учрежденные от­дельными религиозными конфессиями (церквами) как наднациональ­ного, так и национального характера. Среди них наиболее известны: Всемирный совет церквей, Всемирный баптистский союз, Всемирная лютеранская федерация, Всемирный методистский совет, Всемир­ный альянс реформатских церквей, Паке Кристи, а на региональном уровне – Конференция европейских церквей, Совет епископских конференций Европы, Всеафриканская конференция церквей, Хрис­тианская конференция Азии;

  • объединения отдельных религиозных групп, ассоциаций, братств, сестричеств, религиозных орденов в целях совместных действий на международной арене. Всего в настоящее время только официально зарегистрировано более 600 таких религиозных организаций.


При всем разнообразии религиозных организаций, участвующих в международных отношениях, их главной отличительной чертой слу­жит религиозная мотивация действий, которые направлены на дости­жение в рамках мирового сообщества целей и задач, основывающих­ся на установках и ценностях религиозного и духовного характера.

При этом религиозные организации руководствуются собст­венными религиозно-правовыми представлениями, основанными (для организаций христианского толка) на нормах канонического (внутрицерковного) права. Каноническое право представляет собой совокупность правил (канонов), которые регулируют внутрицерковные отношения, связи с внешним миром, порядок церковного управ­ления, иерархическое устройство и внутрицерковную дисциплину, а также определяют круг лиц (сообщество верующих), принадлежащих к данной религиозной конфессии.

В современном международном праве только начинает склады­ваться отдельная группа правовых норм, регламентирующая участие религиозных организаций в международных отношениях, включая порядок их создания и функционирования, взаимоотношения с дру­гими международными организациями и государствами.

В этой связи возникает достаточно сложный вопрос о соотноше­нии трех различных правовых систем, каждая из которых по-своему регулирует деятельность религиозных организаций в области между­народных отношений: международного права, внутригосударствен­ного права, а также норм внутрицерковного канонического права.

На практике многие религиозные объединения и организации, особенно имеющие международную иерархическую структуру, как правило, состоят из национальных религиозных организаций, зареги­стрированных в качестве юридических лиц в установленном нацио­нальным законодательством порядке. К примеру, Федеральный закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» определяет религиозную организацию как «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основа­ниях проживающих в Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установлен­ном порядке зарегистрированное в качестве юридического лица» (ст. 8, п. 1).

Русская православная церковь зарегистрирована в Российской Федерации в виде единой целостной системы со всей иерархической структурой и составляющими ее частями и учреждениями, обладаю­щими правом юридического лица.

На характере и объеме участия религиозных организаций в между­народных отношениях, как самостоятельного, так и в составе рели­гиозных объединений, имеющих международную структуру, не могут не отражаться особенности и формы государственно-церковных взаимоотношений в отдельных странах. Следует учитывать, что в со­временных международных отношениях участвуют как светские государства, следующие принципу отделения религии и церкви от государственной власти, так и страны, в основном с исламскими тра­дициями, которые исходят из единства государственного и религиоз­ного начал. В ряде европейских государств (Англия, Греция, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция) существует официальная государственная религия, закрепленная в качестве таковой в консти­туционном порядке. Согласно Конституции Италии, государство и католическая церковь каждая в своей области «независимы и суверенны». Показательно, что в Маастрихтский договор о создании Евро­пейского Союза включено положение, согласно которому нормы договора не распространяются на характер государственно-церков­ных отношений в каждой отдельной стране – члене Европейского Союза.


В этом контексте особое значение приобретает важность совпа­дения соответствующих принципиальных правовых подходов как в международном, так и во внутригосударственном праве. Во всяком случае, считается общепризнанным, что регулирование государствен­но-церковных отношений в отдельных странах, включая взаимоот­ношения религиозных организаций с религиозными организациями или религиозными центрами, находящимися вне пределов данного государства, должно соответствовать общепринятым принципам меж­дународного права. Вместе с тем любое государство должно воздер­живаться от вмешательства в вероучительную сторону деятельности и в иные внутренние установления религиозных организации по­стольку, поскольку они не нарушают внутреннее законодательство.

Религиозные организации, участвующие в международных отно­шениях, могут становиться носителями определенных прав и обязан­ностей, и в своих действиях должны руководствоваться принципами и нормами международного права. Однако, согласно наиболее рас­пространенной точке зрения, они не обладают международной пра­восубъектностью. Это относится и к Римско-католической церкви, несмотря на то что ее руководящий административный центр Вати­кан (Святой Престол) может быть отнесен к субъектам международ­ного права.

Религиозные объединения и организации создаются и выступают в международных отношениях, как правило, независимо от каких-либо межгосударственных договоренностей. Их международно-пра­вовая квалификация зависит, таким образом, прежде всего от кон­кретного содержания их деятельности в сфере мировой политики и характера взаимоотношений с другими международными организа­циями, а также с различными государствами.

Международные религиозные организации и объединения могут обладать консультативным статусом и участвовать в таком качестве в деятельности международных межправительственных организаций, включая ООН и ее специализированные организации, а также в раз­личных региональных организациях: Европейском Союзе, Лиге араб­ских государств, Организации Исламская конференция и т.д.

Все это сближает правовую природу международных религиозных объединений и организаций с категорией международных неправи­тельственных организаций, а религиозные организации нецерковного характера, состоящие из религиозных групп, ассоциаций, отдельных лиц из различных стран, практически идентичны им.

В международной сфере религиозные организации наиболее ак­тивно участвуют в контрольной, правотворческой, информационной и консультативной деятельности. Возрастает их влияние в миротвор­ческой области, включая урегулирование международных конфликтов, разработку инициатив, направленных на укрепление в международ­ных делах климата доверия, диалога и солидарности. Международ­ные религиозные организации по традиции уделяют особое внимание выработке и совершенствованию правовых норм и проектов отдель­ных соглашений в вопросах обеспечения прав человека, националь­ных и религиозных меньшинств, прав семьи и ребенка. Важное зна­чение для подготовки действующих норм международного права по обеспечению религиозной свободы имели, в частности, решения Всемирного совета церквей, принятые на Ассамблеях в Амстердаме в 1948 году, в Дели в 1961 году, на Исполкоме Комитета церквей по международным делам в Женеве в 1965 году и на Ассамблее в Най­роби в 1975 году.


4. Православные церкви

Современное православие (Вселенская православная церковь) не имеет общего центра и представляет совокупность 15 поместных авто­кефальных (самоуправляемых) и 4 автономных церквей. Девять пра­вославных церквей возглавляются патриархами, а остальные – митрополитами или архиепископами.

Все эти православные церкви называются каноническими, то есть законными с точки зрения церковных традиций и церковных право­вых канонов. Их объединяет общность исторического происхожде­ния, единство вероучения, церковных таинств и обрядов. По традиции каноничность (законность) вновь образуемых православных церквей должна быть подтверждена согласием «церкви-матери», от которой церковь отделяется, а также специальным постановлением – томосом главы Вселенского Константинопольского Патриархата – са­мой древней православной церкви.

К общим для всех православных церквей источникам каноничес­кого (внутрицерковного) права, включая его межцерковные и между­народные аспекты, относятся постановления первых семи Вселенских соборов2, а также составленные еще в Римской империи и Византии канонические и церковно-государственные кодексы. До сих пор ис­пользуются сборник канонов Иоанна Схоластика (VI в.), собрание церковно-правовых актов Сантигма (VI-VII в.), Кодекс императора Юстиниана (VI в.), включающий известную шестую новеллу о госу­дарственно-церковных отношениях (так называемая «симфония»), а также различные редакции сборников с изложением норм государ­ственного и канонического права (Номоканоны).

Первыми источниками канонического права Русской право­славной церкви стали славянские переводы XIIXIII веков двух ви­зантийских Номоканонов Иоанна Схоластика и патриарха Фотия. В России сборники канонического и церковного права получили на­звания Кормчих книг. Первая из них была напечатана на русском языке в царствование Алексея Михайловича в 1650 году.

Высшим церковным авторитетом в православии в области веро­учения и церковного управления является Всеправославный собор («Святой и Великий Собор Восточной Православной церкви») с участием представителей всех православных церквей.

Существует также ряд православных церквей и юрисдикции, которые не считаются каноническими. К примеру, Русская православная церковь за рубежом, Украинская православная церковь Киевского патриархата и неко­торые другие.

Никейский I (325 г.), Константинопольский I (381 г.), Эфесский (431 г.), Халкидонский (451 г.), Константинопольский II (553 г.), Константинополь­ский III (680 г.), Никейский II (787 г.), а также Трулльский (692 г.), частично заменивший II и III Константинопольские соборы.

Православные канонические церкви, будучи во всем равными между собой, вместе с тем отличаются по протокольному старшин­ству в зависимости от времени получения прав автокефалии (само­управления). Территориальные пределы церковной юрисдикции мно­гих православных церквей совпадают с территориями отдельных государств, однако в некоторых случаях церковная юрисдикция той или иной церкви может охватывать территории ряда стран и даже целые континенты.