Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18770
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Положения, направленные на обеспечение свободы религиозной деятельности, включались в Парижский мирный договор 18(30) марта 1856 г., Берлинский трактат 1(13) июля 1878 г., Версальский мирный договор (28 июня 1919 г.) и в другие договоры Версальской системы (1919-1923 гг.).
Религиозные и церковные вопросы издавна занимали значительное место в международно-договорной практике русских государств и Российской империи. Так, еще в договорах Великого Новгорода с Великим княжеством Литовским (ок. 1445 г.) затрагивались вопросы деятельности православной церкви на литовской территории и католического присутствия на «земле Новгородской».
Статус и права православной церкви были предметом целого ряда статей русско-польского Договора о «вечном мире» 6(16)1681 г.]. Положения и права православной церкви в Турецкой империи регулировались Кючук-Кайнарджийским мирным договором между Россией и Турцией, подписанным 10(21) июля 1774 г. Заключенный уже при советской власти Рижский мирный договор между РСФСР, УССР и Польшей (18 марта 1921 г.) гарантировал выполнение религиозных обрядов и права религиозных меньшинств на территориях участников договора в условиях полной свободы.
Проблемы религиозных свобод и церковной деятельности затрагивались в ряде документов СНГ, а также в Договоре 1992 года между Российской Федерацией и Польшей.
В основе современного международно-правового регулирования участия религиозных организаций в международных отношениях в конечном счете лежат права на свободу религии и религиозную деятельность, зафиксированные в форме международно-правовых обязательств или рекомендаций в таких международных документах, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1 августа 1975 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений (25 ноября 1986 г.).
Нормативное содержание понятия свободы совести и свободы религии, в том виде как оно сложилось в настоящее время, предусматривает возможность беспрепятственно исповедовать религию или убеждения; делать это как индивидуально, так и сообща с другими в публичном или частном порядке; в формах богослужения, проповеди, отправлений религиозных и ритуальных обрядов. Это право включает также свободу выбирать или менять религиозные убеждения либо не исповедовать никакой религии.
Любое ограничение свободы религии и религиозной деятельности должно быть совместимым с международными обязательствами конкретного государства и не противоречить общепризнанным нормам международного права. Такие ограничения могут устанавливаться в соответствии с государственными законами и только в случаях, необходимых в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия и согласия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Важное значение в плане конкретизации права на свободу религии и религиозной деятельности, включая взаимоотношения между государством и религиозным объединением в области международных отношений, имеет Итоговый документ Венской встречи 1989 года представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
В нем, в частности, впервые была изложена система мер, гарантирующая функционирование религиозных объединений как самостоятельных церковных структур. Она, в частности, предусматривала:
-
предоставление религиозным объединениям статуса, соответствующего их внутреннему правопорядку, то есть религиозно-правовым (каноническим) нормам;
-
право религиозных объединений организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутым договоренностям между ними и их государствами;
-
содействие созданию климата взаимной терпимости и уважения между верующими различных объединений, а также между верующими и неверующими;
-
разрешение подготовки персонала в соответствующих учреждениях;
-
уважение права верующих и религиозных объединений приобретать и использовать священные книги, религиозные издания на языке по своему выбору и другие предметы и материалы, относящиеся к исповеданию религии или веры;
-
разрешение религиозным объединениям, организациям и учреждениям производить, импортировать и распространять религиозные издания и материалы;
-
участие религиозных объединений и организаций в общественном диалоге, в том числе через средства массовой информации;
-
право религиозного объединения или организации заниматься благотворительной деятельностью, испрашивать и получать добровольные финансовые и другие пожертвования.
Соблюдение сложившейся в современном международном праве системы религиозных прав и свобод, включающей право религиозных объединений участвовать в международных отношениях, составляет одну из основ современного международного правопорядка и гарантирует стабильность мирового сообщества.
3. Классификация и правовая природа религиозных организаций, участвующих в международных отношениях
Международные религиозные организации в зависимости от особенностей их внутренних установлений и структуры, порядка образования и территориальной сферы деятельности могут быть разделены на три основные категории:
-
отдельные религиозные конфессии (церкви), которые представляют собой единую целостную систему с собственной иерархической структурой, носящей международный, надгосударственный характер. К таким организациям, к примеру, относятся Римскокатолическая церковь, располагающая независимым религиозно-административным центром – Ватиканом; Русская православная церковь, составляющие части которой (епархии) расположены на территориях Российской Федерации, Украины, Белоруссии, других стран СНГ, а также в Австрии, Аргентине, Бельгии, Великобритании, Германии, Латвии, Эстонии и Японии; Восточные церкви (патриархаты), церковная юрисдикция которых охватывает как отдельные регионы, так и целые континенты;
-
межцерковные международные организации, учрежденные отдельными религиозными конфессиями (церквами) как наднационального, так и национального характера. Среди них наиболее известны: Всемирный совет церквей, Всемирный баптистский союз, Всемирная лютеранская федерация, Всемирный методистский совет, Всемирный альянс реформатских церквей, Паке Кристи, а на региональном уровне – Конференция европейских церквей, Совет епископских конференций Европы, Всеафриканская конференция церквей, Христианская конференция Азии;
-
объединения отдельных религиозных групп, ассоциаций, братств, сестричеств, религиозных орденов в целях совместных действий на международной арене. Всего в настоящее время только официально зарегистрировано более 600 таких религиозных организаций.
При всем разнообразии религиозных организаций, участвующих в международных отношениях, их главной отличительной чертой служит религиозная мотивация действий, которые направлены на достижение в рамках мирового сообщества целей и задач, основывающихся на установках и ценностях религиозного и духовного характера.
При этом религиозные организации руководствуются собственными религиозно-правовыми представлениями, основанными (для организаций христианского толка) на нормах канонического (внутрицерковного) права. Каноническое право представляет собой совокупность правил (канонов), которые регулируют внутрицерковные отношения, связи с внешним миром, порядок церковного управления, иерархическое устройство и внутрицерковную дисциплину, а также определяют круг лиц (сообщество верующих), принадлежащих к данной религиозной конфессии.
В современном международном праве только начинает складываться отдельная группа правовых норм, регламентирующая участие религиозных организаций в международных отношениях, включая порядок их создания и функционирования, взаимоотношения с другими международными организациями и государствами.
В этой связи возникает достаточно сложный вопрос о соотношении трех различных правовых систем, каждая из которых по-своему регулирует деятельность религиозных организаций в области международных отношений: международного права, внутригосударственного права, а также норм внутрицерковного канонического права.
На практике многие религиозные объединения и организации, особенно имеющие международную иерархическую структуру, как правило, состоят из национальных религиозных организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц в установленном национальным законодательством порядке. К примеру, Федеральный закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» определяет религиозную организацию как «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих в Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированное в качестве юридического лица» (ст. 8, п. 1).
Русская православная церковь зарегистрирована в Российской Федерации в виде единой целостной системы со всей иерархической структурой и составляющими ее частями и учреждениями, обладающими правом юридического лица.
На характере и объеме участия религиозных организаций в международных отношениях, как самостоятельного, так и в составе религиозных объединений, имеющих международную структуру, не могут не отражаться особенности и формы государственно-церковных взаимоотношений в отдельных странах. Следует учитывать, что в современных международных отношениях участвуют как светские государства, следующие принципу отделения религии и церкви от государственной власти, так и страны, в основном с исламскими традициями, которые исходят из единства государственного и религиозного начал. В ряде европейских государств (Англия, Греция, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция) существует официальная государственная религия, закрепленная в качестве таковой в конституционном порядке. Согласно Конституции Италии, государство и католическая церковь каждая в своей области «независимы и суверенны». Показательно, что в Маастрихтский договор о создании Европейского Союза включено положение, согласно которому нормы договора не распространяются на характер государственно-церковных отношений в каждой отдельной стране – члене Европейского Союза.
В этом контексте особое значение приобретает важность совпадения соответствующих принципиальных правовых подходов как в международном, так и во внутригосударственном праве. Во всяком случае, считается общепризнанным, что регулирование государственно-церковных отношений в отдельных странах, включая взаимоотношения религиозных организаций с религиозными организациями или религиозными центрами, находящимися вне пределов данного государства, должно соответствовать общепринятым принципам международного права. Вместе с тем любое государство должно воздерживаться от вмешательства в вероучительную сторону деятельности и в иные внутренние установления религиозных организации постольку, поскольку они не нарушают внутреннее законодательство.
Религиозные организации, участвующие в международных отношениях, могут становиться носителями определенных прав и обязанностей, и в своих действиях должны руководствоваться принципами и нормами международного права. Однако, согласно наиболее распространенной точке зрения, они не обладают международной правосубъектностью. Это относится и к Римско-католической церкви, несмотря на то что ее руководящий административный центр Ватикан (Святой Престол) может быть отнесен к субъектам международного права.
Религиозные объединения и организации создаются и выступают в международных отношениях, как правило, независимо от каких-либо межгосударственных договоренностей. Их международно-правовая квалификация зависит, таким образом, прежде всего от конкретного содержания их деятельности в сфере мировой политики и характера взаимоотношений с другими международными организациями, а также с различными государствами.
Международные религиозные организации и объединения могут обладать консультативным статусом и участвовать в таком качестве в деятельности международных межправительственных организаций, включая ООН и ее специализированные организации, а также в различных региональных организациях: Европейском Союзе, Лиге арабских государств, Организации Исламская конференция и т.д.
Все это сближает правовую природу международных религиозных объединений и организаций с категорией международных неправительственных организаций, а религиозные организации нецерковного характера, состоящие из религиозных групп, ассоциаций, отдельных лиц из различных стран, практически идентичны им.
В международной сфере религиозные организации наиболее активно участвуют в контрольной, правотворческой, информационной и консультативной деятельности. Возрастает их влияние в миротворческой области, включая урегулирование международных конфликтов, разработку инициатив, направленных на укрепление в международных делах климата доверия, диалога и солидарности. Международные религиозные организации по традиции уделяют особое внимание выработке и совершенствованию правовых норм и проектов отдельных соглашений в вопросах обеспечения прав человека, национальных и религиозных меньшинств, прав семьи и ребенка. Важное значение для подготовки действующих норм международного права по обеспечению религиозной свободы имели, в частности, решения Всемирного совета церквей, принятые на Ассамблеях в Амстердаме в 1948 году, в Дели в 1961 году, на Исполкоме Комитета церквей по международным делам в Женеве в 1965 году и на Ассамблее в Найроби в 1975 году.
4. Православные церкви
Современное православие (Вселенская православная церковь) не имеет общего центра и представляет совокупность 15 поместных автокефальных (самоуправляемых) и 4 автономных церквей. Девять православных церквей возглавляются патриархами, а остальные – митрополитами или архиепископами.
Все эти православные церкви называются каноническими, то есть законными с точки зрения церковных традиций и церковных правовых канонов. Их объединяет общность исторического происхождения, единство вероучения, церковных таинств и обрядов. По традиции каноничность (законность) вновь образуемых православных церквей должна быть подтверждена согласием «церкви-матери», от которой церковь отделяется, а также специальным постановлением – томосом главы Вселенского Константинопольского Патриархата – самой древней православной церкви.
К общим для всех православных церквей источникам канонического (внутрицерковного) права, включая его межцерковные и международные аспекты, относятся постановления первых семи Вселенских соборов2, а также составленные еще в Римской империи и Византии канонические и церковно-государственные кодексы. До сих пор используются сборник канонов Иоанна Схоластика (VI в.), собрание церковно-правовых актов Сантигма (VI-VII в.), Кодекс императора Юстиниана (VI в.), включающий известную шестую новеллу о государственно-церковных отношениях (так называемая «симфония»), а также различные редакции сборников с изложением норм государственного и канонического права (Номоканоны).
Первыми источниками канонического права Русской православной церкви стали славянские переводы XII–XIII веков двух византийских Номоканонов Иоанна Схоластика и патриарха Фотия. В России сборники канонического и церковного права получили названия Кормчих книг. Первая из них была напечатана на русском языке в царствование Алексея Михайловича в 1650 году.
Высшим церковным авторитетом в православии в области вероучения и церковного управления является Всеправославный собор («Святой и Великий Собор Восточной Православной церкви») с участием представителей всех православных церквей.
Существует также ряд православных церквей и юрисдикции, которые не считаются каноническими. К примеру, Русская православная церковь за рубежом, Украинская православная церковь Киевского патриархата и некоторые другие.
Никейский I (325 г.), Константинопольский I (381 г.), Эфесский (431 г.), Халкидонский (451 г.), Константинопольский II (553 г.), Константинопольский III (680 г.), Никейский II (787 г.), а также Трулльский (692 г.), частично заменивший II и III Константинопольские соборы.
Православные канонические церкви, будучи во всем равными между собой, вместе с тем отличаются по протокольному старшинству в зависимости от времени получения прав автокефалии (самоуправления). Территориальные пределы церковной юрисдикции многих православных церквей совпадают с территориями отдельных государств, однако в некоторых случаях церковная юрисдикция той или иной церкви может охватывать территории ряда стран и даже целые континенты.