Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18778
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Конгрегация евангелизации народов. Координирует миссионерскую деятельность католической церкви в ряде регионов Юго-Восточной Европы, в Северной и Южной Америке, Африке, на Дальнем Востоке, в Новой Зеландии и Океании;
Папский совет по содействию христианскому единству. Обеспечивает межконфессиональный (экуменический) диалог всех христианских конфессий;
Папский совет «Справедливость и мир». Целью Совета является укрепление принципов мира и международной справедливости, защита прав человека.
Папский совет «Единое сердце». В его функции входит координация деятельности международных благотворительных организаций католической церкви;
Папский совет по диалогу между религиями. Задача этого Совета состоит в поддержании отношений с нехристианскими религиозными конфессиями, в первую очередь с исламом;
Папский совет по вопросам культуры. Одной из основных задач Совета является содействие сотрудничеству католической церкви с международными организациями, в частности с ЮНЕСКО и Европейским советом, включая участие в международных конференциях, научных симпозиумах и конгрессах.
Высшее духовное и административное руководство католической церкви – Римский первосвященник, Государственный секретариат, Совет по публичным делам церкви и учреждения Римской курии в своей совокупности именуются Святым Престолом (или Ватиканом). Сам Ватикан – территориальное образование размером в 0,44 кв. км и с населением около 700 человек – находится под управлением Святого Престола.
Ватикан (Святой Престол), в отличие от руководящих центров других религиозных конфессий, обладает самостоятельностью в международных делах и признается субъектом международного права. Ватикан поддерживает дипломатические или официальные отношения с 165 государствами (на 1 января 1999 г.), включая Российскую Федерацию и практически все страны СНГ. Он представлен наблюдателями в ООН, ЮНЕСКО и при ОБСЕ в Вене. Ватикан – участник ряда важных международных договоров, соглашений и конвенций, среди которых:
-
Женевские конвенции о защите жертв войны (1949 г.);
-
Конвенция о статусе беженцев (1951 г.);
-
Конвенция о защите культурных ценностей во время вооруженного конфликта (1954 г.);
-
Европейская культурная конвенция (1954 г.);
-
Договор об учреждении Международного агентства по атомной энергии (1956 г.);
-
Венские конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) и консульских сношениях (1963 г.);
-
Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.)
-
Конвенция об исследовании и использовании воздушного пространства в мирных целях (1967 г.);
-
Договор о нераспространении ядерного оружия (присоединился в 1971 г.);
-
Венские конвенции о праве международных договоров (1969 г.) и о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.);
-
Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.);
-
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.);
-
Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
-
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.).
Двусторонние договоры, заключаемые Ватиканом с различными странами, называются конкордатами. Как правило, в них рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием деятельности католической церкви на территории данного государства.
Только за последние годы Ватикан заключил или возобновил конкордаты с Испанией, Италией, Мальтой, Монако, Перу, Марокко, Гаити, Сан-Марино, Португалией, Югославией, Венгрией, Польшей, Израилем, Казахстаном, а также со всеми землями ФРГ, ранее входившими в бывшую ГДР.
По наиболее распространенному мнению, правовой основой конкордатов является прежде всего обычай и традиционное признание многими государствами Святого Престола в качестве субъекта права международных договоров.
6. Ислам и международное право
Влияние ислама в мировой политике проявляется преимущественно посредством международной деятельности мусульманских государств, особенно тех из них, где ислам объявлен государственной религией (арабские страны, Афганистан, Турция, Иран, Пакистан, Индонезия), и многочисленных международных организаций и ассоциаций исламского толка. Одним из конкретных проявлений присутствия ислама на международной арене служит движение за исламскую солидарность, которая ставит своей целью достижение общемусульманской консолидации на религиозной и морально-этической основе ислама.
Современная исламская концепция мирового правопорядка во многом учитывает традиционные для ислама правовые представления, в которых право тесно переплетается с морально-религиозными нормами, а также отсутствует четкое деление на внутригосударственное и международное право.
В мусульманской правовой доктрине нормы права по характеру их происхождения подразделяются на изначальные – Коран и комментарии к нему («тафсир»), а также предание (Сунна и «хадисы») и вторичные, возникшие в результате последующей кодификационной деятельности: согласное мнение («иджма») и суждение по аналогиям («кияс»).
В своей совокупности нормы мусульманского права и морально-религиозные предписания составляют единую религиозно-правовую систему – шариат. Шариат закрепляет общие правовые ориентиры и правила поведения, которые затрагивают и область международного права. Однако принципы шариата, равно как и конкретные нормы мусульманского права, не переносятся автоматически на сферу внешней политики и международно-правового регулирования.
Утвердившаяся в исламской правовой доктрине и в практике многих мусульманских государств концепция суждений по аналогиям и поисков согласованных решений («иджтихад») объективно создает общую процессуально-правовую основу для участия правовой концепции ислама в формировании общемирового правопорядка и прогрессивном развитии современного международного права.
Традиционное исламское право исходит из существования двух компонентов мирового правопорядка: сообщества мусульманских народов («умма») и всего остального мира. Однако на практике, в том числе в отношениях между мусульманскими государствами, основная регулирующая роль отводится современному международному праву, включая такие актуальные области его применения, как поддержание международного правопорядка, международная защита прав и свобод человека, урегулирование международных споров и вооруженных конфликтов.
С другой стороны, практически все страны, официально объявившие себя исламскими государствами, являются членами ООН, и в этом качестве они должны добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу ООН обязательства.
Не менее важна тенденция в новейшей международно-правовой доктрине ислама к постоянному расширению круга норм и принципов действующего международного права, которые «предписываются или допускаются исламом в современных международных отношениях».
Выделяется миротворческий потенциал ислама, а содержащиеся в Коране более чем в ста случаях призывы к миру и диалогу рассматриваются как исламское подтверждение общепризнанного принципа мирного урегулирования международных споров не только между мусульманскими странами, но и между всеми государствами. В этом контексте более взвешенно трактуется такая достаточно противоречивая категория традиционного исламского права, как «джихад» (борьба за веру). Подчеркивается оборонительный характер «джихада», его направленность в современных условиях на укрепление политической и социально-экономической самостоятельности мусульманских государств.
В исламской международно-правовой системе важное место по традиции уделяется международным договорам.
Первоначально договоры, заключаемые мусульманскими государствами, регулировали их отношения с христианскими странами и касались, в частности, установления добрососедских отношений, предоставления статуса безопасности, на основании которого немусульманам разрешалось находиться на территориях исламских государств. К категории мирных договоров и соглашений относятся такие их разновидности, как:
протоколы о намерениях, носящие предварительный характер («аль-муравада»);
договоры о прекращении военных действий («аль-мувадаа»), разновидностью которых, были соглашения о временном перемирии («мугадана»);
договоры о союзе («аль-хильф»);
соглашения о выдаче и обмене военнопленными («аль-муфадат»).
В некоторых исламских международно-правовых доктринах, сохраняющих традиционные представления о примате исламского права перед международных, принято считать, что международный договор не является основным источником правового регулирования международных отношений. В ряде случаев это ведет к необходимости «подкрепить» то или иное соглашение, заключенное с участием исламского государства, нормами традиционного исламского права. Как правило, роль арбитра берет на себя один из наиболее авторитетных мусульманских религиозно-правовых научных центров.
Так, к примеру, после заключения в марте 1979 года между Египтом и Израилем Кэмп-Дэвидского соглашения по Ближнему Востоку шейх университета Аль-Азгар в Каире обнародовал специальную «фетву» (заключение о соответствии того или иного правового акта нормам шариата), в которой утверждалось, что «договор с Израилем не содержит чего-либо несовместимого с Кораном или Сунной. Он не является отступлением в каких-либо правах или согласием на оккупацию какой-либо территории. Наоборот, он освобождает землю и возвращает права».
В международно-правовых доктринах ислама особое внимание уделяется проблеме прав человека. Физические лица (индивиды) признаются субъектами международного права. В целом же исламское понимание прав человека отвечает международным стандартам в этой области. Тем не менее в ряде случаев могут возникать коллизии между общепризнанными нормами в области прав человека и религиозно-этическими и правовыми представлениями ислама. В частности, в процессе присоединения к Международной конвенции 1989 года о правах ребенка Сирия, Индонезия, Тунис, Иордания и Пакистан сделали различные оговорки в отношении положений Конвенции, которые, по их утверждениям, противоречили нормам исламского права в вопросах семьи и прав ребенка. В ответ Италия, Германия, Финляндия, Норвегия и другие европейские страны выступили с обоснованными, как представляется, возражениями, подчеркнув, что оговорки мусульманских государств носят слишком общий, неконкретный характер и по своей сути ставят под сомнение как предметное содержание Конвенции, так и ее цели.
Исламская концепция прав человека нашла свое выражение в ряде документов, разработанных авторитетными исламскими организациями, включая Всеобщую исламскую декларацию прав человека (принята Исламским советом 19 сентября 1981 г.), Каирскую декларацию о правах человека в исламе (Каир, 5 августа, 1990 г.) и итоговый документ семинара «Ислам и Всеобщая декларация прав человека», проведенного в Женеве под эгидой Верховного комиссара ООН по правам человека 9-10 ноября 1998 г. Она может быть сведена к следующим базовым принципам:
равенство всех людей и запрет дискриминации по признакам, расы, цвета кожи, пола, происхождения и языка;
декларирование свободы человека с момента его рождения;
запрещение рабства и каторжного труда;
сохранение, защита и почитание института семьи как основы общества;
равная ответственность перед законом (шариатом) правителей и управляемых;
подчинение только тем приказам, которые согласуются с законом;
священный характер любой земной власти, данной на определенное законом время;
предоставление человеку экономических ресурсов, которыми он должен пользоваться в соответствии с правилами и принципами, изложенными в Коране и Сунне;
отправление власти и управление обществом на основе совета с верующими;
выполнение каждым обязанностей в соответствии со своими способностями и соразмерное несение ответственности за свои поступки;
правовая защита каждого в соответствии с законом в случае нарушения его прав;
гарантии прав и их ограничение только на основе закона;
право на юридические действия против любого, кто совершил преступление против общества или одного из его членов;
избавление человечества от всякой эксплуатации, несправедливости и угнетения.
Взаимосвязь ислама с государственной политикой в мусульманских странах отчетливо проявляется в деятельности международных организаций исламского толка. Среди межгосударственных организаций такого рода наиболее влиятельными и представительными являются Лига арабских государств (ЛАГ) и Организация Исламская конференция (ОИК). Обе эти организации объединяют исключительно мусульманские государства и строятся на основе принципов исламской общности, приверженности учению ислама, его духовным, моральным и социально-экономическим ценностям. В качестве одной из главных целей ставятся ускорение интеграции мусульманских государств и повышение роли ислама в мировом сообществе.
При Организации Исламская конференция действует целый ряд отраслевых международных исламских организаций и учреждений – Исламский банк развития, Международное исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский суд справедливости, Международная ассоциация исламских банков, Всемирный центр исламского образования, Мусульманская организация юристов.
К международным исламским организациям принадлежит Региональная исламская организация стран Юго-Восточной Азии и Тихого океана (создана в 1980 г., штаб-квартира находится в Малайзии). Эта Организация носит смешанный характер. В ней участвуют 16 мусульманских государств региона и 40 исламских неправительственных организаций;
Наиболее крупными международными исламскими неправительственными организациями являются:
-
Всемирный исламский конгресс (основан в 1926 г. в Мекке, сейчас штаб-квартира находится в Карачи, Пакистан). Имеет отделения в 70 странах. Высший орган ВИК – Ассамблея, созывается раз в четыре года. Постоянный орган – Высший совет. Цель ВИК – разработка и распространение социальной доктрины ислама, популяризации исламской культуры и права;
-
Лига исламского мира (создана в 1926 г. в Мекке). Задачей ЛИМ является распространение знаний об исламе, организация паломничеств в Мекку. Представлена региональными координационными советами для Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Руководящий орган ЛИМ – Совет во главе с генеральным секретарем;
-
Исламский совет Европы (ИСЕ) (руководящий центр расположен в Лондоне). ИСЕ координирует деятельность более 50 исламских центров, ассоциаций и организаций в странах Западной Европы в сфере истории, науки и культуры ислама. Осуществляет научную разработку актуальных вопросов исламской политики и права.