Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18778

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Конгрегация евангелизации народов. Координирует миссионер­скую деятельность католической церкви в ряде регионов Юго-Вос­точной Европы, в Северной и Южной Америке, Африке, на Дальнем Востоке, в Новой Зеландии и Океании;

Папский совет по содействию христианскому единству. Обес­печивает межконфессиональный (экуменический) диалог всех хрис­тианских конфессий;

Папский совет «Справедливость и мир». Целью Совета является укрепление принципов мира и международной справедливости, за­щита прав человека.

Папский совет «Единое сердце». В его функции входит коорди­нация деятельности международных благотворительных организаций католической церкви;

Папский совет по диалогу между религиями. Задача этого Сове­та состоит в поддержании отношений с нехристианскими религиоз­ными конфессиями, в первую очередь с исламом;

Папский совет по вопросам культуры. Одной из основных задач Совета является содействие сотрудничеству католической церкви с международными организациями, в частности с ЮНЕСКО и Евро­пейским советом, включая участие в международных конференциях, научных симпозиумах и конгрессах.

Высшее духовное и административное руководство католической церкви – Римский первосвященник, Государственный секретариат, Совет по публичным делам церкви и учреждения Римской курии в своей совокупности именуются Святым Престолом (или Вати­каном). Сам Ватикан – территориальное образование размером в 0,44 кв. км и с населением около 700 человек – находится под управлением Святого Престола.

Ватикан (Святой Престол), в отличие от руководящих центров других религиозных конфессий, обладает самостоятельностью в меж­дународных делах и признается субъектом международного права. Ватикан поддерживает дипломатические или официальные отноше­ния с 165 государствами (на 1 января 1999 г.), включая Российскую Федерацию и практически все страны СНГ. Он представлен наблю­дателями в ООН, ЮНЕСКО и при ОБСЕ в Вене. Ватикан – участник ряда важных международных договоров, соглашений и конвенций, среди которых:

  • Женевские конвенции о защите жертв войны (1949 г.);

  • Конвенция о статусе беженцев (1951 г.);

  • Конвенция о защите культурных ценностей во время воору­женного конфликта (1954 г.);

  • Европейская культурная конвенция (1954 г.);

  • Договор об учреждении Международного агентства по атом­ной энергии (1956 г.);

  • Венские конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) и консульских сношениях (1963 г.);

  • Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.)

  • Конвенция об исследовании и использовании воздушного пространства в мирных целях (1967 г.);

  • Договор о нераспространении ядерного оружия (присоединил­ся в 1971 г.);

  • Венские конвенции о праве международных договоров (1969 г.) и о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.);

  • Венская конвенция о представительстве государств в их отно­шениях с международными организациями универсального характе­ра (1975 г.);

  • Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота нарко­тических средств и психотропных веществ (1988 г.);

  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

  • Конвенция о запрещении разработки, производства, накопле­ния и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.).


Двусторонние договоры, заключаемые Ватиканом с различными странами, называются конкордатами. Как правило, в них рассматри­ваются вопросы, связанные с правовым регулированием деятельно­сти католической церкви на территории данного государства.

Только за последние годы Ватикан заключил или возобновил конкордаты с Испанией, Италией, Мальтой, Монако, Перу, Марок­ко, Гаити, Сан-Марино, Португалией, Югославией, Венгрией, Поль­шей, Израилем, Казахстаном, а также со всеми землями ФРГ, ранее входившими в бывшую ГДР.

По наиболее распространенному мнению, правовой основой кон­кордатов является прежде всего обычай и традиционное признание многими государствами Святого Престола в качестве субъекта права международных договоров.

6. Ислам и международное право

Влияние ислама в мировой политике проявляется преимуществен­но посредством международной деятельности мусульманских госу­дарств, особенно тех из них, где ислам объявлен государственной религией (арабские страны, Афганистан, Турция, Иран, Пакистан, Индонезия), и многочисленных международных организаций и ассо­циаций исламского толка. Одним из конкретных проявлений присут­ствия ислама на международной арене служит движение за исламскую солидарность, которая ставит своей целью достижение обще­мусульманской консолидации на религиозной и морально-этической основе ислама.

Современная исламская концепция мирового правопорядка во многом учитывает традиционные для ислама правовые представле­ния, в которых право тесно переплетается с морально-религиозными нормами, а также отсутствует четкое деление на внутригосударствен­ное и международное право.

В мусульманской правовой доктрине нормы права по характеру их происхождения подразделяются на изначальные – Коран и ком­ментарии к нему («тафсир»), а также предание (Сунна и «хадисы») и вторичные, возникшие в результате последующей кодификацион­ной деятельности: согласное мнение («иджма») и суждение по анало­гиям («кияс»).

В своей совокупности нормы мусульманского права и морально-религиозные предписания составляют единую религиозно-правовую систему – шариат. Шариат закрепляет общие правовые ориентиры и правила поведения, которые затрагивают и область международно­го права. Однако принципы шариата, равно как и конкретные нормы мусульманского права, не переносятся автоматически на сферу внеш­ней политики и международно-правового регулирования.

Утвердившаяся в исламской правовой доктрине и в практике мно­гих мусульманских государств концепция суждений по аналогиям и поисков согласованных решений («иджтихад») объективно создает общую процессуально-правовую основу для участия правовой кон­цепции ислама в формировании общемирового правопорядка и про­грессивном развитии современного международного права.


Традиционное исламское право исходит из существования двух компонентов мирового правопорядка: сообщества мусульманских на­родов («умма») и всего остального мира. Однако на практике, в том числе в отношениях между мусульманскими государствами, основная регулирующая роль отводится современному международному праву, включая такие актуальные области его применения, как поддержание международного правопорядка, международная защита прав и свобод человека, урегулирование международных споров и вооруженных конфликтов.

С другой стороны, практически все страны, официально объявив­шие себя исламскими государствами, являются членами ООН, и в этом качестве они должны добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу ООН обязательства.

Не менее важна тенденция в новейшей международно-правовой доктрине ислама к постоянному расширению круга норм и прин­ципов действующего международного права, которые «предписыва­ются или допускаются исламом в современных международных от­ношениях».

Выделяется миротворческий потенциал ислама, а содержащиеся в Коране более чем в ста случаях призывы к миру и диалогу рассмат­риваются как исламское подтверждение общепризнанного принципа мирного урегулирования международных споров не только между мусульманскими странами, но и между всеми государствами. В этом контексте более взвешенно трактуется такая достаточно про­тиворечивая категория традиционного исламского права, как «джи­хад» (борьба за веру). Подчеркивается оборонительный характер «джихада», его направленность в современных условиях на укрепле­ние политической и социально-экономической самостоятельности мусульманских государств.

В исламской международно-правовой системе важное место по традиции уделяется международным договорам.

Первоначально договоры, заключаемые мусульманскими госу­дарствами, регулировали их отношения с христианскими странами и касались, в частности, установления добрососедских отношений, предоставления статуса безопасности, на основании которого нему­сульманам разрешалось находиться на территориях исламских госу­дарств. К категории мирных договоров и соглашений относятся такие их разновидности, как:

протоколы о намерениях, носящие предварительный характер («аль-муравада»);

договоры о прекращении военных действий («аль-мувадаа»), разновидностью которых, были соглашения о временном перемирии («мугадана»);

договоры о союзе («аль-хильф»);

соглашения о выдаче и обмене военнопленными («аль-муфадат»).

В некоторых исламских международно-правовых доктринах, со­храняющих традиционные представления о примате исламского пра­ва перед международных, принято считать, что международный договор не является основным источником правового регулирования международных отношений. В ряде случаев это ведет к необходимо­сти «подкрепить» то или иное соглашение, заключенное с участием исламского государства, нормами традиционного исламского права. Как правило, роль арбитра берет на себя один из наиболее автори­тетных мусульманских религиозно-правовых научных центров.


Так, к примеру, после заключения в марте 1979 года между Егип­том и Израилем Кэмп-Дэвидского соглашения по Ближнему Востоку шейх университета Аль-Азгар в Каире обнародовал специальную «фетву» (заключение о соответствии того или иного правового акта нормам шариата), в которой утверждалось, что «договор с Израилем не содержит чего-либо несовместимого с Кораном или Сунной. Он не является отступлением в каких-либо правах или согласием на окку­пацию какой-либо территории. Наоборот, он освобождает землю и возвращает права».

В международно-правовых доктринах ислама особое внимание уделяется проблеме прав человека. Физические лица (индивиды) при­знаются субъектами международного права. В целом же исламское понимание прав человека отвечает международным стандартам в этой области. Тем не менее в ряде случаев могут возникать коллизии между общепризнанными нормами в области прав человека и рели­гиозно-этическими и правовыми представлениями ислама. В част­ности, в процессе присоединения к Международной конвенции 1989 года о правах ребенка Сирия, Индонезия, Тунис, Иордания и Пакистан сделали различные оговорки в отношении положений Кон­венции, которые, по их утверждениям, противоречили нормам ис­ламского права в вопросах семьи и прав ребенка. В ответ Италия, Германия, Финляндия, Норвегия и другие европейские страны выс­тупили с обоснованными, как представляется, возражениями, под­черкнув, что оговорки мусульманских государств носят слишком общий, неконкретный характер и по своей сути ставят под сомнение как предметное содержание Конвенции, так и ее цели.

Исламская концепция прав человека нашла свое выражение в ряде документов, разработанных авторитетными исламскими организаци­ями, включая Всеобщую исламскую декларацию прав человека (при­нята Исламским советом 19 сентября 1981 г.), Каирскую декларацию о правах человека в исламе (Каир, 5 августа, 1990 г.) и итоговый до­кумент семинара «Ислам и Всеобщая декларация прав человека», проведенного в Женеве под эгидой Верховного комиссара ООН по правам человека 9-10 ноября 1998 г. Она может быть сведена к сле­дующим базовым принципам:

равенство всех людей и запрет дискриминации по признакам, расы, цвета кожи, пола, происхождения и языка;

декларирование свободы человека с момента его рождения;

запрещение рабства и каторжного труда;

сохранение, защита и почитание института семьи как основы общества;

равная ответственность перед законом (шариатом) правителей и управляемых;

подчинение только тем приказам, которые согласуются с за­коном;

священный характер любой земной власти, данной на опреде­ленное законом время;

предоставление человеку экономических ресурсов, которыми он должен пользоваться в соответствии с правилами и принципами, изложенными в Коране и Сунне;


отправление власти и управление обществом на основе совета с верующими;

выполнение каждым обязанностей в соответствии со своими спо­собностями и соразмерное несение ответственности за свои поступки;

правовая защита каждого в соответствии с законом в случае нарушения его прав;

гарантии прав и их ограничение только на основе закона;

право на юридические действия против любого, кто совершил преступление против общества или одного из его членов;

избавление человечества от всякой эксплуатации, несправед­ливости и угнетения.

Взаимосвязь ислама с государственной политикой в мусульман­ских странах отчетливо проявляется в деятельности международных организаций исламского толка. Среди межгосударственных органи­заций такого рода наиболее влиятельными и представительными являются Лига арабских государств (ЛАГ) и Организация Ислам­ская конференция (ОИК). Обе эти организации объединяют исключи­тельно мусульманские государства и строятся на основе принципов исламской общности, приверженности учению ислама, его духовным, моральным и социально-экономическим ценностям. В качестве од­ной из главных целей ставятся ускорение интеграции мусульманских государств и повышение роли ислама в мировом сообществе.

При Организации Исламская конференция действует целый ряд отраслевых международных исламских организаций и учрежде­ний – Исламский банк развития, Международное исламское агент­ство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский суд справедливости, Международная ассоциа­ция исламских банков, Всемирный центр исламского образования, Мусульманская организация юристов.

К международным исламским организациям принадлежит Регио­нальная исламская организация стран Юго-Восточной Азии и Тихого океана (создана в 1980 г., штаб-квартира находится в Малай­зии). Эта Организация носит смешанный характер. В ней участвуют 16 мусульманских государств региона и 40 исламских неправитель­ственных организаций;

Наиболее крупными международными исламскими неправитель­ственными организациями являются:

  • Всемирный исламский конгресс (основан в 1926 г. в Мекке, сейчас штаб-квартира находится в Карачи, Пакистан). Имеет отделе­ния в 70 странах. Высший орган ВИК – Ассамблея, созывается раз в четыре года. Постоянный орган – Высший совет. Цель ВИК – разработка и распространение социальной доктрины ислама, попу­ляризации исламской культуры и права;

  • Лига исламского мира (создана в 1926 г. в Мекке). Задачей ЛИМ является распространение знаний об исламе, организация па­ломничеств в Мекку. Представлена региональными координацион­ными советами для Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Руководящий орган ЛИМ – Совет во главе с генеральным секре­тарем;

  • Исламский совет Европы (ИСЕ) (руководящий центр распо­ложен в Лондоне). ИСЕ координирует деятельность более 50 ислам­ских центров, ассоциаций и организаций в странах Западной Европы в сфере истории, науки и культуры ислама. Осуществляет научную разработку актуальных вопросов исламской политики и права.