Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18779

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Особняком стоят различные исламские религиозно-политические течения, имеющие наднациональный характер, собственные органи­зационные структуры и действующие на территориях нескольких го­сударств. К такого рода течениям могут быть отнесены ваххабиты, ассоциация братьев-мусульман и отчасти исмаилиты, представляю­щие одно из направлений шиизма. Однако они не могут рассматри­ваться в качестве международных религиозных неправительственных организаций.


Глава 21
Международное морское право

1. Понятие и источники международного морского права

Мировой океан с давних времен является средством коммуни­каций между государствами, расположенными в различных частях земного шара, а также источником ресурсов, как живых, так и не­живых. Отношения, которые возникали между государствами по поводу использования Мирового океана в различных целях, прежде всего для судоходства и рыболовства, вызывали, в свою очередь, не­обходимость соответствующего международно-правового регули­рования.

Развитие и появление многообразных форм морской деятельнос­ти привели постепенно к появлению такой отрасли международного права, как международное морское право.

Понятие международного морского права. Международное мор­ское право это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанные с деятельностью по использованию Мирового океана.

Источники международного морского права. Долгое время обы­чаи являлись единственным источником международного морского права. Однако уже в XVIII столетии стали появляться договоры, ко­торые касались, в частности, вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежными государствами. Толь­ко в XX столетии международное сообщество предпринимает успеш­ные шаги, направленные на урегулирование международных отноше­ний, связанных с многогранной деятельностью в Мировом океане, путем заключения многосторонних договоров.

В 1958 году на Женевской конференции ООН по морскому праву на основе проектов статей, подготовленных Комиссией междуна­родного права ООН, были приняты четыре конвенции: о территори­альном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континенталь­ном шельфе и о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря.

Хотя конвенции вступили в силу, однако их участниками явля­лось ограниченное число государств. По мнению новых, развиваю­щихся государств, возникших в результате распада колониальной системы, эти конвенции не в полной мере учитывали их интересы. Данное обстоятельство, а также появление в результате научно-технического прогресса новых видов морской деятельности и новых возможностей в освоении Мирового океана явились причиной созыва в декабре 1973 года III Конференции ООН по морскому праву. Ее работа завершилась подписанием 10 декабря 1982 г. всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г.; вступила в силу 16 ноября 1994 г.; Россия – участница с 26 февраля 1997 г.).

Эта Конвенция характеризуется тем, что она, во-первых, включив многие положения Женевских конвенций 1958 года, тем самым под­твердила действовавшее международное морское право. Во-вторых, эта Конвенция явилась результатом прогрессивного развития между­народного права, поскольку в ней содержатся новые институты меж­дународного морского права. Она имеет преимущественную силу между ее участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года. В то же время Женевские конвенции продолжают действовать между участниками этих Конвенций, не присоединив­шихся к Конвенции ООН 1982 года.


Источниками международного морского права являются и другие договоры. В качестве примера можно назвать Конвенцию по регулиро­ванию китобойного промысла 1946 года, Конвенцию о Международ­ных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море 1974 года и Протокол к ней 1978 года, Конвенцию о грузовой марке 1966 года, Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сброса­ми отходов и других материалов 1972 года, Международную конвен­цию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокол к ней 1978 года, Международную конвенцию относительно вмеша­тельства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязне­нию нефтью, 1969 года и Протокол к ней 1973 года и др. Ряд много­сторонних договоров кодифицировал обычные нормы международного права. Для государств-неучастников многие положения таких дого­воров действуют в качестве обычных норм.

Государства заключают и двусторонние договоры, касающиеся международного морского права. Наиболее распространенными из них являются договоры о морском судоходстве, в которых, в част­ности, имеются положения о доступе иностранных судов в порты и о правовом режиме таких судов в портах.

Определенную роль в международном морском праве играет на­циональное законодательство, поскольку различные нормативные акты государств содержат положения, направленные на имплементацию международно-правовых норм, касающихся режима морских пространств, либо устанавливают правила пользования определен­ными пространствами, например внутренними водами. В России к таким актам относятся Федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде­рации» 1998 года, «О континентальном шельфе Российской Федера­ции» 1995 года, «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 года, Кодекс торгового мореплавания 1999 года. Кодекс торгового мореплавания содержит положения, касающиеся, в частности, таких вопросов, как понятие судна, правовой режим пор­тов, права капитанов портов в отношении иностранных судов и т.д. Виды морских пространств. С физико-географической точки зрения Мировой океан един. Между тем с правовой точки зрения он, как и все остальные пространства (территории), подразделяется на пространства, находящиеся под суверенитетом государств, и на пространства, находящиеся за пределами действия суверенитета какого-либо государства. К первым относятся внутренние (морские) воды, территориальное море (территориальные воды), архипелажные воды, а ко вторым – прилежащие зоны, исключительная экономи­ческая зона, континентальный шельф, открытое море, Район мор­ского дна. Кроме того, имеются и такие морские пространства, как проливы, используемые для международного судоходства, в которых установлен особый режим судоходства.


2. Правовой режим внутренних (морских) вод

К внутренним (морским) водам согласно Конвенции ООН 1982 го­да относятся заливы (бухты, лиманы, губы), ширина входа в которые не превышает 24 морских миль, исторические заливы и воды портов, а также воды, расположенные между береговой линией государства и прямыми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря (территориальных вод).

В соответствии с международным правом государства имеют право объявлять те или иные заливы, ширина входа в которые пре­вышает 24 морские мили, историческими. Так, Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 16 июля 1998 г. (далее – Закон РФ от 16 июля 1998 г.) предусматривает, что внутренние воды состав­ляют воды «заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с ши­риной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации».

Однако историческими могут быть только такие заливы, которые в силу географического положения имеют большое значение для безопасности и экономики прибрежного государства и в отношении которых оно длительное время осуществляет свои акты власти, о чем должно быть известно и другим государствам. В настоящее время к историческим заливам относятся, например, залив Петра Великого (Россия), Гудзонов залив (Канада), Варангер-фьорд и Вест-фьорд (Норвегия).

Внутренние морские воды находятся под исключительным суве­ренитетом прибрежного государства. Пользование такими водами, в том числе в целях судоходства, рыболовства либо проведения науч­ных исследований, может осуществляться иностранными государ­ствами на условиях, определяемых прибрежным государством.

Особое значение для морского судоходства имеют порты. По­скольку порты и их воды находятся под суверенитетом государства, то оно само, в одностороннем порядке, определяет, какие порты мо­гут быть открыты для захода и пребывания иностранных судов, и устанавливает правовой режим пребывания таких судов в портах. В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1998 г. морские порты объ­являются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства России. Все иностранные суда, за исклю­чением военных кораблей и других государственных судов, исполь­зуемых в некоммерческих целях, могут заходить в такие порты. При пребывании в портах иностранные суда, а также находящиеся на их борту пассажиры и члены экипажей подпадают под действие уголов­ной, гражданской и административной юрисдикции государства порта.

Особый порядок захода и пребывания в портах устанавливается для военных кораблей и государственных судов, используемых в некоммерческих целях. В частности, для таких судов, как правило, существует разрешительный порядок захода в порты. Указанные суда заблаговременно, как правило, за 30 дней до предполагаемого захода, должны испрашивать по дипломатическим каналам предварительное разрешение на заход.


Однако суда имеют право на заход в порты без получения пред­варительного разрешения в случае так называемых форс-мажорных обстоятельств. К ним Закон РФ от 16 июля 1998 г. относит, напри­мер, аварии, стихийное бедствие, сильный шторм, ледоход или ледо­вые условия, угрожающие безопасности судна.

На иностранные военные корабли и государственные суда, ис­пользуемые в некоммерческих целях, при их пребывании в портах распространяется иммунитет, то есть они изымаются из-под действия юрисдикции государства порта. Однако данное обстоятельство не означает, что такие корабли не обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства. В случае каких-либо нарушений указан­ных законов и правил прибрежное государство имеет право потре­бовать от такого корабля покинуть пределы порта и территориаль­ного моря.

3. Правовой режим территориального моря

Понятие территориального моря (территориальных вод). Под территориальным морем (территориальными водами) понимает­ся морской пояс, который примыкает к сухопутной территории (береговой линии) либо к внешнему пределу внутренних вод и над которым прибрежное государство осуществляет свой суверени­тет. Суверенитет распространяется на поверхность и толщу мор­ской воды, воздушное пространство над территориальным морем и на его дно и недра. В случае государства-архипелага территориаль­ное море примыкает к архипелажным водам такого государства.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года ширина террито­риального моря не может превышать 12 морских миль.

Методы отсчета ширины территориального моря. В соответст­вии с Конвенцией 1982 года государство вправе применять для отсчета ширины территориального моря линии наибольшего отлива (нормаль­ные или обычные исходные линии) либо прямые исходные линии.

Метод прямых исходных линий применяется в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, а также в тех местах, где в непосредственной близости от берега имеется цепь островов, расположенных на расстоянии, не превышающем двойной ширины территориального моря. Прямая линия для отсчета ширины терри­ториального моря соединяет крайние точки берега либо островов.

Государство может использовать для отсчета ширины своего тер­риториального моря оба названных метода.

Право мирного прохода. В соответствии с международным правом суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море.

Под мирным проходом понимается плавание через территориаль­ное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, включая порты, либо выйти из внутрен­них вод, включая порты. Такой проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако он может включать остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием, либо вызваны непреодоли­мой силой или бедствием, либо необходимы для оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, которые находятся в опас­ности или терпят бедствие.