Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18260

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Проход является мирным только в том случае, если он не наруша­ет мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Конвенция 1982 года устанавливает, какие действия, совершаемые судами при проходе через территориальное море, могут рассматри­ваться как нарушающие мир, добрый порядок или безопасность го­сударства. К ним относятся угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической не­зависимости прибрежного государства, любые маневры или учения с оружием любого вида, сбор информации в ущерб обороне или безопасности, подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна любого летательного аппарата или военного устройства, погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица в нарушение законов и правил прибрежного государства, любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения, любая рыболовная деятельность, проведение исследовательской или гидрографической деятельности, любой акт, направленный на создание помех функцио­нированию систем связи или любых других сооружений или устано­вок прибрежного государства, а также любая другая деятельность, которая не имеет прямого отношения к проходу судна через терри­ториальное море.

Суда обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государ­ства, относящиеся к осуществлению права мирного прохода. Такие законы и правила могут касаться безопасности судоходства и регу­лирования движения судов, защиты кабелей и подводных трубо­проводов, сохранения живых ресурсов, предотвращения нарушений рыболовных законов и правил, сохранения окружающей среды, про­ведения морских научных исследований и гидрографических съемок, предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграцион­ных или санитарных законов и правил.

Государство вправе принимать меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно также имеет право в определен­ных районах территориального моря приостанавливать осуществле­ние права мирного прохода для обеспечения своей безопасности. Однако такое приостановление должно быть временным и не носить дискриминационный характер, то есть должно действовать в отно­шении всех иностранных судов.

Прибрежное государство может устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов и в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе требовать от иностранных судов при осуществлении права мирного прохода следовать по таким морским коридорам или схемам разделения движения судов. Однако при этом прибрежное государство принимает во внимание рекомен­дации компетентной международной организации (в качестве тако­вой признана Международная морская организация), особые харак­теристики судов, интенсивность движения судов. Конвенция ООН 1982 года признает за прибрежными государствами право требовать от танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые вещества или материалы, следовать по названным морским коридорам.


Право мирного прохода признается за всеми иностранными суда­ми, как гражданскими, так и военными кораблями и государствен­ными судами, используемыми в некоммерческих целях. В отношении подводных лодок, а также в отношении других подводных средств в Конвенции содержится положение о том, что они должны следовать при осуществлении права мирного прохода в надводном положении и нести флаг.

Конвенция 1982 года закрепляет ряд обязанностей прибрежных государств в отношении мирного прохода. Так, прибрежное госу­дарство не должно предъявлять к иностранным судам требований, которые могли бы на практике лишить такие суда права мирного прохода. Оно обязано надлежащим образом объявлять о любой опас­ности для судоходства, существующей в его территориальном море. Его право на осуществление уголовной и гражданской юрисдикции в отношении иностранных судов, пользующихся мирным проходом, ограничено нормами международного права, закрепленными Конвен­цией ООН 1982 года.

Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных судов, проходящих через территориальное море, для ареста какого-либо лица или для произ­водства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время мирного прохода. Тем не менее прибрежное государство может осуществлять уголовную юрисдикцию в следую­щих случаях: 1) если последствия преступления распространяются на это государство; 2) если преступление нарушает мир, добрый порядок или безопасность этого государства; 3) если капитан, дипло­матический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся к местным властям с просьбой об оказании помощи; 4) если это необходимо для пресечения незаконной торговли нарко­тическими или психотропными веществами.

В том случае, если иностранное судно проходит через террито­риальное море после выхода из внутренних вод, то прибрежное го­сударство может применять любые меры для ареста или проведения расследования на его борту.

Осуществляя уголовную юрисдикцию, прибрежное государство по просьбе капитана до принятия каких-либо мер уведомляет диплома­тического агента или консульское должностное лицо. В случае край­ней необходимости такое уведомление может быть сделано во время принятия этих мер.

Решение вопроса о гражданской юрисдикции прибрежного госу­дарства зависит от того, проходит ли иностранное судно через тер­риториальное море транзитом или же оно осуществляет мирный проход после выхода из внутренних вод. В первом случае прибреж­ное государство не вправе останавливать иностранное судно или изменять курс в целях осуществления гражданской юрисдикции. Указанные меры могут применяться лишь в отношении такого иност­ранного судна, которое навлекло на себя гражданско-правовые обя­зательства либо ответственность во время прохода или для прохода через воды прибрежного государства. Во втором случае прибрежное государство в соответствии со своими законами может применять меры взыскания или арест по гражданскому делу.


На военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, распространяется иммунитет. Если военный корабль не соблюдает законы и правила прибрежного государства, касающиеся мирного прохода, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море. В случае причинения военным кораблем или государственным суд­ном, используемым в некоммерческих целях, ущерба или убытков в результате несоблюдения законов и правил прибрежного государства относительно мирного прохода на государство флага возлагается международная ответственность.

Положения Федерального закона РФ от 16 июля 1998 г. относи­тельно территориального моря соответствуют в основном положени­ям Конвенции ООН 1982 года.

4. Прилежащая зона

Под прилежащей зоной понимается зона, прилегающая к терри­ториальному морю и в пределах которой прибрежное государство осуществляет контроль в строго определенных международным пра­вом целях.

Положения международного права относительно прилежащих зон нашли свое закрепление в Конвенции ООН 1982 года.

Ширина прилежащей зоны составляет 24 морские мили, которые отсчитываются от тех же исходных линий, что и ширина террито­риального моря.

Прилежащая зона может устанавливаться для осуществления контроля в отношении иностранных судов, направляющихся в тер­риториальное море, в целях недопущения нарушений таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил при­брежного государства, а также в целях наказания за нарушения таких законов и правил.

Если судно нарушило какие-либо из названных законов и правил в пределах территории или в территориальном море, прибрежное государство может задержать такое судно в соответствующей приле­жащей зоне и подвергнуть наказанию виновных лиц.

Прибрежное государство может установить прилежащую зону, в которой осуществляются все виды контроля, либо может установить такую прилежащую зону, в которой будут осуществляться лишь один или несколько видов контроля. Государства обязаны объявлять об установлении тех или иных прилежащих зон. Хотя Россия и не уста­новила прилежащую зону, однако Федеральным законом от 16 июля 1998 г. предусматривается такая возможность.

5. Проливы, используемые для международного судоходства

Специальный раздел Конвенции ООН 1982 года закрепил поло­жения, которые применяются к проливам, используемым для между­народного судоходства между одной частью открытого моря или ис­ключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. При этом к таким про­ливам относятся проливы, воды которых входят в территориальное море прибрежных государств. В том случае, если в каком-либо про­ливе, используемом для международного судоходства, имеется более удобный судоходный путь, проходящий в открытом море или исклю­чительной экономической зоне, то режим судоходства в проливе не подпадает под действие названного специального раздела Конвенции ООН 1982 года. Этот раздел не применяется и к проливам, проход в которых регулируется в целом или частично давно действующими и находящимися в силе международными конвенциями.


В проливах, используемых для международного судоходства (да­лее – международные проливы), все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода.

Под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через международный пролив. При осуществлении транзит­ного прохода суда обязаны соблюдать определенные условия, напри­мер: воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения про­тив суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом, воздерживаться от любой деятельности, которая не свойственна транзитному прохо­ду, соблюдать общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, сокращения и сохране­ния под контролем загрязнения с судов.

В международных проливах государства, граничащие с ними, мо­гут устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов, если это вызывается необходимостью обеспечения безопаснос­ти судоходства. Такие коридоры и схемы должны соответствовать международным правилам. Предложения об их установлении госу­дарства должны передавать Международной морской организации. Эта организация после согласования с государствами, граничащими с проливами, утверждает морские коридоры и схемы разделения дви­жения. После этого возможны установление, предписание или заме­на морских коридоров и схем разделения движения. Суда при осу­ществлении транзитного прохода обязаны соблюдать предписанные морские коридоры и схемы разделения движения.

Конвенция ООН 1982 года предусматривает, что государства, гра­ничащие с международными проливами, вправе принимать законы и правила, касающиеся транзитного прохода, в отношении таких вопросов, как обеспечение безопасности судоходства, предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения путем введе­ния в действие применимых международных норм и стандартов, по­грузка и выгрузка любых товаров или валюты, посадка или высадка пассажиров в нарушение таможенных, фискальных, иммиграцион­ных или санитарных правил этих государств.

Государства, граничащие с проливами, обязаны не препятствовать транзитному проходу и сообщать о любой опасности для судоходства в проливе. Какое-либо приостановление транзитного прохода через международные проливы запрещено.

В том случае, если пролив соединяет территориальное море како­го-либо государства с частью открытого моря или исключительной экономической зоной, в таком проливе действует право мирного, про­хода. Режим мирного прохода применяется и в проливе, образуемом островом государства, граничащего с проливом, и его континенталь­ной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удоб­ный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне. Мирный проход в этих проливах имеет такой же правовой режим, что и мирный проход в территориальном море, за исключением того, что мирный про­ход в указанных проливах не может быть даже временно приоста­новлен.


Имеется ряд проливов, правовой режим в которых установлен полностью или частично действующими специальными конвенция­ми. К ним относятся Черноморские и Балтийские проливы, а также Магелланов пролив.

Правовой режим Черноморских проливов определен Конвенцией о режиме Проливов, заключенной в Монтрё (Швейцария) в 1936 году. Конвенция регулирует проходы и судоходство в проливе Дарданел­лы, Мраморном море и Босфоре.

В соответствии с этой Конвенцией все торговые суда, независимо от флага и груза, пользуются полной свободой прохода и плавания в Проливах в любое время суток. За проход через Проливы не взима­ются никакие сборы или платы, кроме сборов и плат, взимаемых за осуществление санитарного контроля, оказание помощи при спаса­нии и маячных и им подобных сборов.

Торговые суда осуществляют транзитный проход без каких-либо формальностей, за исключением необходимости останавливаться у санитарной станции при входе в Проливы для прохождения санитар­ного контроля.

Во время войны, если Турция не является воюющей стороной, все торговые суда, независимо от флага и груза, пользуются свободой прохода и плавания. В том случае, если Турция является воюющей стороной, все торговые суда, за исключением судов, принадлежащих противнику турецкой стороны, также пользуются свободой плавания и прохода. Однако суда должны входить в Проливы только в днев­ное время.

Начиная с 70-х годов этого столетия, Турция делает попытки ог­раничить свободу прохода и плавания торговых судов в Проливах путем установления различных требований, предъявляемых к этим судам. Так, в 1994 году она ввела Регламент судоходства в Проливах, положения которого являются отступлением от положений Конвен­ции о режиме Проливов 1936 года.

Различный режим плавания и прохода через Черноморские про­ливы установлен для военных и военно-вспомогательных кораблей черноморских и нечерноморских держав. Этот режим также зависит от типа кораблей, общего тоннажа военных кораблей и срока их пре­бывания в Черном море.

В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые су­да и военно-вспомогательные суда черноморских и нечерноморских государств пользуются свободой прохода через Проливы. Общее чис­ло таких кораблей не может превышать девяти единиц.

Черноморские государства могут проводить через Проливы линей­ные корабли любого тоннажа. Однако они должны следовать в оди­ночку в сопровождении не более чем двух миноносцев. Эти госу­дарства могут также проводить через Проливы подводные лодки для возвращения их на базы, находящиеся в Черном море. Подводные лодки черноморских государств могут выводиться из Черного моря и проходить через Проливы, только если это необходимо для ремонта вне этого моря. Подводные лодки должны следовать через Проливы в надводном состоянии и в дневное время.