Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18785
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Нечерноморские государства также имеют право проводить через Проливы военные корабли. При этом общий тоннаж всех военных кораблей, находящихся одновременно в Проливах при транзите через Проливы, не может превышать 15 000 т.
Конвенция устанавливает, что общий тоннаж всех военных кораблей нечерноморских государств, одновременно находящихся в Черном море, не может превышать 45 000 т. Время их пребывания в Черном море ограничивается 21 сутками. Данные положения Кон- венции явились основой того, что Черное море имеет специфический правовой режим, отличный от правового режима других морей. Сущность этого режима заключается в ограничении военного мореплавания нечерноморских государств.
Государства, как черноморские, так и нечерноморские, должны направлять Турции уведомление за восемь дней до прохода военных кораблей через Проливы. Однако Конвенция указывает, что для нечерноморских государств было бы желательным направлять уведомление за 15 дней до предполагаемого прохода кораблей.
Имеются также особенности в правовом режиме Балтийских проливов, включающих Большой и Малый Бельты и Зунд. Эти особенности определяются тем, что режим судоходства через эти Проливы урегулирован в договорном порядке лишь частично. В 1857 году в Копенгагене был заключен Трактат об отмене пошлин, взимаемых с купеческих судов и грузов при проходе через Проливы Зунда и обоих Бельтов. Этим договором не только отменялись сборы, которыми Дания облагала торговые суда при их проходе через Проливы, но и провозглашалась свобода торгового судоходства в Балтийских проливах.
В отношении военного мореплавания в этих Проливах действовала также свобода судоходства. Однако положение о свободе военного мореплавания в Проливах не нашло своего договорного закрепления, и оно применялось в качестве обычной нормы международного права.
В разгар работы III Конференции ООН по морскому праву Дания в 1976 году приняла Постановление о допуске иностранных военных кораблей и военных воздушных судов в пределы датской территории в мирное время. Этим постановлением устанавливался режим мирного прохода для военных кораблей и государственных некоммерческих судов.
Правовой режим Магелланова пролива установлен чилийско-аргентинским договором от 23 июля 1991 г. В соответствии с этим договором Магелланов пролив объявлялся постоянно нейтрализованным и в нем гарантировалась свобода судоходства для всех судов, независимо от их флага.
6. Архипелажные воды
Архипелажные воды являются новым институтом современного международного морского права. Он появился в результате работы III Конференции ООН по морскому праву и нашел свое закрепление в Конвенции ООН 1982 года.
Архипелажные воды – это воды государства-архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Длина таких линий не должна, как правило, превышать 100 миль, а соотношение между площадью водной поверхности и суши, включая атоллы, может составлять от 1:1 до 9:1. Конвенция ООН 1982 года предусматривает, что государства-архипелаги могут использовать до 3% от общего числа исходных линий, замыкающих архипелаг, до максимальной длины в 125 морских миль.
Государство-архипелаг – это государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. Под архипелагом понимается группа островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым. К государствам-архипелагам относятся, например, Филиппины, Индонезия, Сейшельские Острова, Багамские Острова, Коморские Острова, Мальдивы, Кабо-Верде, Фиджи и др.
Правовой режим архипелажных вод определяется тем, что на них распространяется суверенитет государства-архипелага. Суверенитет также распространяется на воздушное пространство над архипелажными водами и на их дно и недра. Суверенитет государства-архипелага над архипелажными водами осуществляется с соблюдением норм международного права, зафиксированных в Конвенции ООН 1982 года.
В пределах архипелажных вод могут быть установлены внутренние воды, а от архипелажных исходных линий отсчитывается ширина территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Правовой режим архипелажных вод характеризуется тем, что для иностранных судов устанавливается, как общее правило, право мирного прохода. Однако в целях обеспечения интересов международного судоходства Конвенция 1982 года предусматривает право архипелажного прохода. Архипелажный проход осуществляется только по морским коридорам, а если они не установлены, то по путям, обычно используемым для международного судоходства. Под архипелажным проходом понимается осуществление права нормального судоходства с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны.
Государства-архипелаги вправе устанавливать морские коридоры шириной 50 морских миль через архипелажные воды и прилегающее территориальное море. В морских коридорах могут предписываться схемы разделения движения судов. И морские коридоры, и схемы разделения движения должны соответствовать общепринятым международным правилам.
Государство-архипелаг не может в одностороннем порядке устанавливать морские коридоры или предписывать схемы разделения движения. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года государство-архипелаг должно направить свои предложения о морских коридорах Международной морской организации. Только после утверждения этой Организацией указанных предложений государство-архипелаг может устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения.
7. Исключительная экономическая зона
Исключительная экономическая зона также является новым институтом международного морского права. Конвенция ООН 1982 года содержит положения, устанавливающие правовой режим исключительной экономической зоны.
Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему.
Ширина экономической зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.
В исключительной экономической зоне прибрежному государству принадлежат права, которые определены Конвенцией ООН 1982 года. Прежде всего, это суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах. Суверенные права осуществляются и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке в этой зоне, например таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Прибрежному государству принадлежит юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, сооружений и установок, морских научных исследований и защиты и сохранения морской среды.
Особые права принадлежат прибрежному государству в отношении живых ресурсов. Оно определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне, принимает меры по сохранению и управлению ими. Государство определяет свои возможности промысла живых ресурсов и, если не имеет возможности выловить весь допустимый улов, решает вопрос о предоставлении другим государствам доступа к остатку допустимого улова. Оно принимает законы и правила, относящиеся к промыслу живых ресурсов в экономической зоне, обязательные для иностранных рыболовных судов. Государство может принимать меры по обеспечению выполнения его законов и правил.
Другие государства могут осуществлять какую-либо деятельность, связанную с живыми ресурсами, только при получении соответствующего согласия или разрешения прибрежного государства. В частности, рыболовство в исключительной экономической зоне осуществляется, как правило, на основе договоров, заключаемых с прибрежным государством.
Прибрежному государству принадлежит исключительное право на возведение искусственных островов, сооружений и установок в исключительной экономической зоне, а также исключительное право разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование названных сооружений. Другие государства могут возводить искусственные острова, сооружения и установки только с разрешения или согласия прибрежного государства.
Морские научные исследования в исключительной экономической зоне также осуществляются с согласия прибрежного государства. Прибрежное государство может отказать в согласии на осуществление научных исследований, если они, например, имеют непосредственное значение для разведки и разработки природных ресурсов экономической зоны, как живых, так и неживых.
Юрисдикция прибрежного государства в отношении защиты и сохранения морской среды означает, что прибрежное государство вправе принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, вызванного, например, захоронением либо сбросом с судов. Однако такие законы и правила должны соответствовать общепринятым международным нормам и стандартам.
Конвенция ООН 1982 года предусматривает, что другие государства в исключительной экономической зоне пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных трубопроводов и кабелей и другими видами использования моря, относящимися к названным свободам. Более того, к исключительной экономической зоне применяются положения Конвенции ООН 1982 года, относящиеся к правовому режиму открытого моря, за исключением положений, несовместимых с правовым режимом исключительной экономической зоны. В частности, это касается в первую очередь экономических аспектов деятельности в исключительной экономической зоне, например разведки и разработки природных ресурсов_этой зоны.
Для осуществления своих прав, вытекающих из международного права относительно исключительной экономической зоны, прибрежными государствами принимаются соответствующие законы и правила. Так, Россией принят Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 18 ноября 1998 г., который в основных положениях соответствует Конвенции ООН 1982 года. В законе содержатся положения относительно разведки и разработки живых и неживых ресурсов, выдачи лицензий на промысел живых ресурсов, исследования и разработки неживых ресурсов, проведения морских научных исследований и т.д. Законом определены органы государственной власти, уполномоченные осуществлять принадлежащие России права по регулированию деятельности в исключительной экономической зоне.
8. Континентальный шельф
В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года прибрежным государствам принадлежат определенные права в таком морском пространстве, как континентальный шельф. Континентальный шельф – это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории прибрежного государства до внешней границы подводной окраины. Как правило, естественная внешняя граница континентального шельфа простирается не далее 200 морских миль. Однако в некоторых случаях, например у берегов Аргентины, континентальный шельф простирается значительно дальше 200 морских миль.
В соответствии с Конвенцией 1982 года континентальный шельф – это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. В том случае, когда континентальный шельф простирается далее 200 морских миль, прибрежное государство может установить такую внешнюю границу континентального шельфа, которая должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий. От них отсчитывается ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, представляющей собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров.
Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки природных ресурсов континентального шельфа. Природные ресурсы включают минеральные и другие неживые ресурсы континентального шельфа, а также живые организмы, которые относятся к так называемым «сидячим видам», например морские ежи, крабы и др.
Права прибрежных государств в пределах континентального шельфа являются исключительными, поскольку другие государства не вправе без согласия прибрежного государства осуществлять разведку или разработку живых и неживых ресурсов. При этом не имеет значения, осуществляет ли подобную деятельность само прибрежное государство. Прибрежному государству принадлежит исключительное право на возведение искусственных островов, сооружений и установок и проведение бурильных работ. Оно может разрешать и регулировать осуществление данных видов деятельности.
Необходимо отметить, что права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ним.
Другие государства обладают правом прокладки подводных трубопроводов и кабелей на континентальном шельфе. Однако определение трассы для подводных трубопроводов и кабелей осуществляется по согласованию с прибрежным государством, которое не должно препятствовать такой прокладке.
Конвенция ООН 1982 года предусмотрела обязанность прибрежного государства производить по истечении первых пяти лет добычи ежегодные отчисления или взносы натурой Международному органу по морскому дну в связи с разработкой неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль. Размер отчислений или взноса за шестой год составляет один процент стоимости или объема продукции. Этот размер увеличивается на один процент каждый последующий год до истечения двенадцатого года и затем сохраняется на уровне семи процентов. Международный орган по морскому дну распределяет полученные отчисления или взносы между развивающимися государствами – участниками Конвенции 1982 года на основе принципа справедливости.
9. Открытое море
Как следует из Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, открытое море включает все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Открытое море находится в общем и равном пользовании всех государств.
Правовой режим открытого моря характеризуется тем, что оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Это является принципом свободы открытого моря. Данный принцип носит общий характер. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года этот принцип включает, в частности, следующие элементы: свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и другие установки, свободу рыболовства, свободу научных исследований. Необходимо иметь в виду, что приведенный перечень не является исчерпывающим.