Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18258

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Нечерноморские государства также имеют право проводить через Проливы военные корабли. При этом общий тоннаж всех военных кораблей, находящихся одновременно в Проливах при транзите через Проливы, не может превышать 15 000 т.

Конвенция устанавливает, что общий тоннаж всех военных ко­раблей нечерноморских государств, одновременно находящихся в Черном море, не может превышать 45 000 т. Время их пребывания в Черном море ограничивается 21 сутками. Данные положения Кон- венции явились основой того, что Черное море имеет специфичес­кий правовой режим, отличный от правового режима других морей. Сущность этого режима заключается в ограничении военного море­плавания нечерноморских государств.

Государства, как черноморские, так и нечерноморские, должны направлять Турции уведомление за восемь дней до прохода военных кораблей через Проливы. Однако Конвенция указывает, что для не­черноморских государств было бы желательным направлять уведом­ление за 15 дней до предполагаемого прохода кораблей.

Имеются также особенности в правовом режиме Балтийских про­ливов, включающих Большой и Малый Бельты и Зунд. Эти особенности определяются тем, что режим судоходства через эти Проливы урегулирован в договорном порядке лишь частично. В 1857 году в Копенгагене был заключен Трактат об отмене пошлин, взимаемых с купеческих судов и грузов при проходе через Проливы Зунда и обоих Бельтов. Этим договором не только отменялись сборы, которыми Дания облагала торговые суда при их проходе через Проливы, но и провозглашалась свобода торгового судоходства в Балтийских про­ливах.

В отношении военного мореплавания в этих Проливах действова­ла также свобода судоходства. Однако положение о свободе военного мореплавания в Проливах не нашло своего договорного закрепле­ния, и оно применялось в качестве обычной нормы международного права.

В разгар работы III Конференции ООН по морскому праву Дания в 1976 году приняла Постановление о допуске иностранных военных кораблей и военных воздушных судов в пределы датской территории в мирное время. Этим постановлением устанавливался режим мир­ного прохода для военных кораблей и государственных некоммер­ческих судов.

Правовой режим Магелланова пролива установлен чилийско-аргентинским договором от 23 июля 1991 г. В соответствии с этим договором Магелланов пролив объявлялся постоянно нейтрализован­ным и в нем гарантировалась свобода судоходства для всех судов, независимо от их флага.

6. Архипелажные воды

Архипелажные воды являются новым институтом современного международного морского права. Он появился в результате работы III Конференции ООН по морскому праву и нашел свое закрепление в Конвенции ООН 1982 года.

Архипелажные воды – это воды государства-архипелага, распо­ложенные в пределах прямых архипелажных исходных линий, соеди­няющих наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Длина таких линий не должна, как правило, превышать 100 миль, а соотношение между площадью водной поверхности и суши, включая атоллы, может со­ставлять от 1:1 до 9:1. Конвенция ООН 1982 года предусматривает, что государства-архипелаги могут использовать до 3% от общего чис­ла исходных линий, замыкающих архипелаг, до максимальной длины в 125 морских миль.


Государство-архипелаг – это государство, которое состоит пол­ностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. Под архипелагом понимается группа островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образо­вания, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое геогра­фическое, экономическое и политическое целое или историчес­ки считаются таковым. К государствам-архипелагам относятся, например, Филиппины, Индонезия, Сейшельские Острова, Багам­ские Острова, Коморские Острова, Мальдивы, Кабо-Верде, Фиджи и др.

Правовой режим архипелажных вод определяется тем, что на них распространяется суверенитет государства-архипелага. Суверенитет также распространяется на воздушное пространство над архипелажными водами и на их дно и недра. Суверенитет государства-архипе­лага над архипелажными водами осуществляется с соблюдением норм международного права, зафиксированных в Конвенции ООН 1982 года.

В пределах архипелажных вод могут быть установлены внутрен­ние воды, а от архипелажных исходных линий отсчитывается шири­на территориального моря, прилежащей зоны, исключительной эко­номической зоны и континентального шельфа.

Правовой режим архипелажных вод характеризуется тем, что для иностранных судов устанавливается, как общее правило, право мир­ного прохода. Однако в целях обеспечения интересов международ­ного судоходства Конвенция 1982 года предусматривает право архипелажного прохода. Архипелажный проход осуществляется только по морским коридорам, а если они не установлены, то по путям, обычно используемым для международного судоходства. Под архипелажным проходом понимается осуществление права нормального судоходства с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной эко­номической зоны в другую часть открытого моря или исключитель­ной экономической зоны.

Государства-архипелаги вправе устанавливать морские коридоры шириной 50 морских миль через архипелажные воды и прилегающее территориальное море. В морских коридорах могут предписываться схемы разделения движения судов. И морские коридоры, и схемы разделения движения должны соответствовать общепринятым меж­дународным правилам.

Государство-архипелаг не может в одностороннем порядке уста­навливать морские коридоры или предписывать схемы разделения движения. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года государство-архипелаг должно направить свои предложения о морских коридо­рах Международной морской организации. Только после утверждения этой Организацией указанных предложений государство-архипелаг может устанавливать морские коридоры и предписывать схемы раз­деления движения.


7. Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона также является новым инсти­тутом международного морского права. Конвенция ООН 1982 года содержит положения, устанавливающие правовой режим исключи­тельной экономической зоны.

Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему.

Ширина экономической зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отсчи­тывается ширина территориального моря.

В исключительной экономической зоне прибрежному государству принадлежат права, которые определены Конвенцией ООН 1982 года. Прежде всего, это суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах. Суверенные права осуществляются и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке в этой зоне, например таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Прибрежному государ­ству принадлежит юрисдикция в отношении создания и использо­вания искусственных островов, сооружений и установок, морских научных исследований и защиты и сохранения морской среды.

Особые права принадлежат прибрежному государству в отноше­нии живых ресурсов. Оно определяет допустимый улов живых ресур­сов в своей зоне, принимает меры по сохранению и управлению ими. Государство определяет свои возможности промысла живых ресур­сов и, если не имеет возможности выловить весь допустимый улов, решает вопрос о предоставлении другим государствам доступа к остатку допустимого улова. Оно принимает законы и правила, от­носящиеся к промыслу живых ресурсов в экономической зоне, обя­зательные для иностранных рыболовных судов. Государство мо­жет принимать меры по обеспечению выполнения его законов и правил.

Другие государства могут осуществлять какую-либо деятельность, связанную с живыми ресурсами, только при получении соответствую­щего согласия или разрешения прибрежного государства. В частнос­ти, рыболовство в исключительной экономической зоне осуществля­ется, как правило, на основе договоров, заключаемых с прибрежным государством.

Прибрежному государству принадлежит исключительное право на возведение искусственных островов, сооружений и установок в ис­ключительной экономической зоне, а также исключительное право разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование названных сооружений. Другие государства могут возводить искусственные острова, сооружения и установки только с разрешения или согласия прибрежного государства.

Морские научные исследования в исключительной экономичес­кой зоне также осуществляются с согласия прибрежного государства. Прибрежное государство может отказать в согласии на осуществле­ние научных исследований, если они, например, имеют непосредст­венное значение для разведки и разработки природных ресурсов эко­номической зоны, как живых, так и неживых.


Юрисдикция прибрежного государства в отношении защиты и сохранения морской среды означает, что прибрежное государство вправе принимать законы и правила для предотвращения, сокраще­ния и сохранения под контролем загрязнения морской среды, вызван­ного, например, захоронением либо сбросом с судов. Однако такие законы и правила должны соответствовать общепринятым междуна­родным нормам и стандартам.

Конвенция ООН 1982 года предусматривает, что другие государ­ства в исключительной экономической зоне пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных трубопроводов и кабе­лей и другими видами использования моря, относящимися к назван­ным свободам. Более того, к исключительной экономической зоне применяются положения Конвенции ООН 1982 года, относящиеся к правовому режиму открытого моря, за исключением положений, не­совместимых с правовым режимом исключительной экономической зоны. В частности, это касается в первую очередь экономических ас­пектов деятельности в исключительной экономической зоне, напри­мер разведки и разработки природных ресурсов_этой зоны.

Для осуществления своих прав, вытекающих из международного права относительно исключительной экономической зоны, прибреж­ными государствами принимаются соответствующие законы и пра­вила. Так, Россией принят Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 18 ноября 1998 г., который в основных положениях соответствует Конвенции ООН 1982 года. В законе содержатся положения относительно разведки и разработки живых и неживых ресурсов, выдачи лицензий на промы­сел живых ресурсов, исследования и разработки неживых ресурсов, проведения морских научных исследований и т.д. Законом опреде­лены органы государственной власти, уполномоченные осуществлять принадлежащие России права по регулированию деятельности в исключительной экономической зоне.

8. Континентальный шельф

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года прибрежным госу­дарствам принадлежат определенные права в таком морском пространстве, как континентальный шельф. Континентальный шельф – это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории прибрежного государства до внешней границы подводной окраины. Как правило, естественная внешняя граница континентального шельфа простирается не далее 200 морских миль. Однако в некоторых случаях, например у берегов Аргентины, континентальный шельф простирается значительно дальше 200 морских миль.

В соответствии с Конвенцией 1982 года континентальный шельф это морское дно и недра подводных районов, простира­ющихся за пределы территориального моря прибрежного государ­ства до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. В том случае, ког­да континентальный шельф простирается далее 200 морских миль, прибрежное государство может установить такую внешнюю грани­цу континентального шельфа, которая должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий. От них отсчитывается ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-мет­ровой изобаты, представляющей собой линию, соединяющую глуби­ны в 2500 метров.


Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки природных ресурсов континентального шель­фа. Природные ресурсы включают минеральные и другие неживые ресурсы континентального шельфа, а также живые организмы, ко­торые относятся к так называемым «сидячим видам», например морские ежи, крабы и др.

Права прибрежных государств в пределах континентального шель­фа являются исключительными, поскольку другие государства не впра­ве без согласия прибрежного государства осуществлять разведку или разработку живых и неживых ресурсов. При этом не имеет значения, осуществляет ли подобную деятельность само прибрежное государство. Прибрежному государству принадлежит исключительное право на возведение искусственных островов, сооружений и установок и про­ведение бурильных работ. Оно может разрешать и регулировать осу­ществление данных видов деятельности.

Необходимо отметить, что права прибрежного государства на кон­тинентальный шельф не затрагивают правового статуса покрываю­щих его вод и воздушного пространства над ним.

Другие государства обладают правом прокладки подводных трубо­проводов и кабелей на континентальном шельфе. Однако определе­ние трассы для подводных трубопроводов и кабелей осуществляется по согласованию с прибрежным государством, которое не должно препятствовать такой прокладке.

Конвенция ООН 1982 года предусмотрела обязанность прибреж­ного государства производить по истечении первых пяти лет добычи ежегодные отчисления или взносы натурой Международному органу по морскому дну в связи с разработкой неживых ресурсов континен­тального шельфа за пределами 200 морских миль. Размер отчислений или взноса за шестой год составляет один процент стоимости или объема продукции. Этот размер увеличивается на один процент каж­дый последующий год до истечения двенадцатого года и затем сохра­няется на уровне семи процентов. Международный орган по мор­скому дну распределяет полученные отчисления или взносы между развивающимися государствами – участниками Конвенции 1982 го­да на основе принципа справедливости.

9. Открытое море

Как следует из Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, открытое море включает все части моря, которые не входят ни в ис­ключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Открытое море находится в общем и равном пользовании всех государств.

Правовой режим открытого моря характеризуется тем, что оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Это является принципом свободы откры­того моря. Данный принцип носит общий характер. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года этот принцип включает, в частности, следующие элементы: свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и другие установки, свободу рыболовства, свободу научных исследований. Необходимо иметь в виду, что при­веденный перечень не является исчерпывающим.