Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты государственной политики и трудоустройства молодежи

1.1. Организационно-управленческие вопросы молодежной политики: понятие «молодежь», «молодежная политика» и формы молодежной политики

1.2 Трудоустройство молодежи как часть стратегии государственной молодежной политики

1.3. Зарубежный опыт трудоустройства молодежи

2. Анализ деятельности органов власти по вопросам вовлечения молодежи в трудовую деятельность

2.1. Участие органов власти в решении вопросов трудоустройства молодежи

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2.1 Специализированные организации, осуществляющие деятельность по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для молодежи

2.2. Анализ и проблемы трудоустройства молодежи

2.3. Анализ форм трудоустройства молодежи в Краснодарском крае: волонтерство, студенческие трудовые отряды, трудоустройство на Олимпиаде «Сочи-2014»

3. Перспективы развития молодежной политики

3.1.Тенденции и перспективы развития молодежной политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Субъекты государственной молодежной политики.

Молодые люди, получившие образование, часто не имеют возможности применить свои знания по специальности, что сказывается на их квалификации. В первую очередь, это обусловлено тем, что информация о потребностях предприятий и организаций в трудовых ресурсах не систематизирована, а разбросана по разным источникам. Поэтому развитие различных структур и служб, оказывающих помощь в трудоустройстве молодежи один из важных вопросов на сегодняшний день. Чем раньше молодой человек сумеет выбрать верный профессиональный путь, тем безопаснее пройдет его адаптация на рынке труда. При этом ориентирование молодежи в реалиях В России действует ряд государственных, а также частных служб и центров по трудоустройству населения: служба занятости, молодежные кадровые центры, центры по профориентации выпускников и др., каждая из рынка труда необходимо осуществлять уже со школьной скамьи. которых предлагает разнообразные проекты.

Федеральные органы исполнительной власти.

Компетенция федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную молодежную политику в Российской Федерации и осуществляющих государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность в указанной области, устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанные органы при реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации привлекают общественные объединения, иные некоммерческие организации и граждан к осуществлению на условиях договоров деятельности в указанной области, используют меры по стимулированию такой деятельности .К полномочиям федеральных органов государственной власти в области государственной молодежной политики в Российской Федерации относятся: определение основ государственной молодежной политики Российской Федерации; формирование федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную молодежную политику в Российской Федерации; разработка и реализация федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации; обеспечение финансирования федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников ;выполнение международных обязательств Российской Федерации и представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам государственной молодежной политики в Российской Федерации.


По вопросам государственной молодежной политики в Российской Федерации, относящимся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральные ор ганы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют: разработку социальных норм и нормативов, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов молодежи в области воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты; информационное обеспечение и научное обоснование деятельности по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;долевое финансирование межрегиональных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации; ведение реестров молодежных, детских общественных объединений и осуществление государственной поддержки деятельности указанных объединений; обеспечение мер стимулирования деятельности организаций и граждан по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации; установление мер государственной поддержки молодых семей; обеспечение занятости молодежи; обеспечение летнего отдыха детей и молодежи; организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации; проведение научных исследований по проблемам государственной молодежной политики в Российской Федерации, а такжсоциальных экспертиз программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации;обеспечение координации деятельности организаций по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;обеспечение соблюдения законодательства о государственной молодежной политике в Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Федеральная служба по труду и занятости населения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Специальными органами, занимающимися вопросами трудоустройства и занятости населения являются Федеральная государственная служба занятости, координационные комитеты содействия занятости населения, негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству. Правовой статус службы занятости закреплен в ст. 15 Закона «О занятости населения в РФ» и в Положении о Департаменте Федеральной государственной службы занятости, где закреплены цели и задачи, основные направления деятельности и права Департамента. Что касается городских и районных центров занятости населения, то они имеют статус государственных учреждений, организационно-методическое руководство деятельностью которых осуществляет соответствующий департамент по субъекту РФ [1]В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном и территориальном уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в них сторонами [17].


В Таблице 1 приведены основные направления службы занятости населения.

Таблица 1 Основные направления деятельности службы занятости населения

Основные направления деятельности службы занятости населения

Прием граждан и незанятого населения, регистрация в целях оказания содействия в трудоустройстве, признания безработными, профессионального обучения, назначения и выплаты пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению центров занятости населения, оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на содержании.

Информирование органов государственного управления, организаций, предприятий и граждан о положении на рынке труда, спросе и предложении на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки.

Организация и проведение мероприятий по активной политике занятости, специальных программ: общественные работы, содействие трудоустройству особо нуждающейся категории граждан, создание дополнительных рабочих мест по временной занятости безработных и несовершеннолетних граждан в каникулярное время и т.д.

Выполнение программ социальной адаптации граждан, ищущих работу и безработных.

Проведение профессиональной адаптации, оказание психологической поддержки, отбор и направление на профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации безработных граждан.

Разработка, внесение предложений, участие совместно с органами самоуправления, работодателями, профобъединениями работников в разработке и реализации мероприятий по содействию занятости в условиях массового высвобождения в связи с ликвидацией предприятия.

Назначение и выплата пособий по безработице, стипендий и материальной помощи на условиях и в порядке, установленных законодательством о занятости.

Формирование, ведение и использование банка данных о рынке труда, в т.ч. о спросе и предложении на рабочую силу.

С целью выполнения вышеназванных задач служба занятости населения предоставляет следующие виды услуг, гражданам, зарегистрированным в качестве безработных .Главное направление деятельности государственной службы занятости населения – это социальная защита населения через содействие в трудоустройстве и активизация граждан на рынке труда. Специалисты консультируют людей, обращающихся в службу занятости о возможностях получения работы, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам. Получатели государственной услугиграждане Российской Федерации; иностранные граждане; лица без гражданства.Результатом предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы является получение гражданином выписки из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банка вакансий и работодателей), содержащей сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) или об отсутствии вариантов подходящей работы, а также направления на работу. Профориентация – это процесс определения гражданином того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и способах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией. Услуга по организации профессиональной ориентации граждан предоставляется для тех, кто хочет определиться с выбором подходящей работы. Это дает определенность в выборе профессии, специальности, области трудовой деятельности.


Гражданин сможет быстро и правильно определиться если: выяснит свои профессиональные интересывыявит свои профессиональные склонности ;определит для себя критерии привлекательности работы ;узнает подробную информацию о профессиях и о существующем положении на современном рынке труда и соотнесет свои желания и способности; определит свои сильные и слабые стороны по отношению к предпочитаемой области профессиональной деятельности.Профессиональная, производственная и социальная адаптация – это система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. Работник центра занятости населения предлагает воспользоваться государственной услугой в случаях, если безработный гражданин :испытывает трудности в поиске работы; впервые ищет работу (ранее не работал)стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; состоит на учете в органах службы занятости более 6 месяцев;утратил способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Государственная услуга может предоставляться в виде проведения занятий с одним безработным гражданином (по индивидуальной форме проведения) и (или) с группой безработных граждан (по групповой форме проведения). При предоставлении государственной услуги по групповой форме проведения занятий осуществляется профилирование безработных граждан. После оформления необходимых документов, человеку назначается время проведения занятий. На занятиях (количество которых варьируется от 2 до 6) будут предложены темы, изучив которые, человек сможет успешнее осуществлять поиск работы и быстрее трудоустроиться.

Основными темами являются: получение навыков самостоятельного поиска работы; формирование навыков делового общения; составление резюме; отработка техники телефонных переговоров;отработка техники делового общения с работодателем и самопрезентации; формирование активной жизненной позиции; планирование карьеры. Занятия проводятся в деловой и дружелюбной обстановке специалистами центра занятости населения. Занятия могут проходить и в форме деловой игры, на которой безработные граждане отрабатывают приемы общения с работодателем, овладеют навыками телефонных переговоров. Результатом предоставления государственной услуги является: получение безработным гражданином навыков самостоятельного поиска подходящей работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации; получение заключения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда. Государственная услуга предоставляется бесплатно. Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой [48]. Назначение службы занятости населения (СЗН) – помочь гражданам реализовать конституционное право на труд, а также регулировать взаимоотношения на рынке труда.


2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Компетенция органов в исполнительной власти субъектов Российской Федерации по р еализации государственной молодежной политики в Российской Федерации устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (рис

Рис. 1. Структура Департамента труда и занятости населения Краснодарского края

Основными задачами департамента являются:

реализация мер государственной политики в области занятости населения и защиты от безработицы, а также защиты трудовых прав граждан на территории края;организация осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; разработка территориальной программы содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития, а также организация работы по ее реализации центрами занятости населения;участие в определении основных направлений развития и совершенствования системы профессиональной ориентации и психологической поддержки, профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных граждан и незанятого населения в Краснодарском крае; организация работы по обеспечению предоставления государственных гарантий и компенсаций безработным гражданам;участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам занятости населения, соблюдения трудовых прав работающих, охраны труда; участиев обеспечении контроля в пределах установ. В соответствии с предметами ведения местного самоуправления, а также в пределах переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий на реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации органы местного самоуправления участвуют в осуществлении федеральных, региональных, местных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут заключать договоры с юридическими и физическими лицами на осуществление мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Финансирование мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, регулируется нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. В городе Армавир предоставляет услуги по устройству на работу Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения города Армавира». Служба занятости населения оказывает помощь в трудоустройстве на квотируемые рабочие места вышеперечисленным гражданам. В соответствии с постановлением главы муниципального образования город Армавир в 2011 году обязанность по п риему граждан на квотируемые рабочиеместа возложена на 91 работодателя города, имеющего численность работников более 100 человек. В настоящее время в базе данных ЦЗН имеется порядка 230 квотируемых вакансий [52]. На Рисунке 2Армавирского «Центра занятости населения».